Раздел 5 Уравнения и неравенства. Тема 5.1 Уравнения.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Методика изучения линейных уравнений в VII классе.
Advertisements

Разминка Выполните задания. Решите уравнение: 0,5 х +0,6 = 1,5 х – 0,4 Решите уравнение: 3 (5 – х) + 13 = 4 (3х – 8) х = 1 х = 4.
МОУ СОШ 256 г.Фокино Каратанова Марина Николаевна 6 класс.
- правило 50 - сложения 13 - деления - вычитания - умножения 32- чисел 1 - десятичных 2 - обыкновенных 0 – смешанных 28 и 32- дробей.
6 класс. Разминка Выполните задания: Корнями уравнения 5 х (х – 4) = 0 являются числа… Решите уравнение: 0,5 х +0,6 = 1,5 х – 0,4 Решите уравнение: 3.
МОУ «СОШ 7» г. Нальчик. Учитель математики ПЛИЕВА ВИКТОРИЯ ВЕНИАМИНОВНА Урок в 6 классе.
Цель урока: Цель урока: повторение и обобщение изучаемого материала; контроль за уровнем усвоения материала, обучение учащихся оцениванию своих знаний;
«Всякая хорошо решённая задача доставляет умственное наслаждение.» «Всякая хорошо решённая задача доставляет умственное наслаждение.» (Герман Гессе).
Путешествие по Стране математической клетки Урок закрепления ключевых компетентностей по теме: «Умножение и деление обыкновенных дробей» 6 класс Выполнила:
Задача 1. Путник! Здесь прах погребен Диофанта. И числа поведать Могут, о чудо, сколь долог был век его жизни. Часть шестую его представляло прекрасное.
Многочлены и арифметические действия над многочленами.
Решение задач с помощью линейных уравнений «Чтобы решить вопрос, относящийся к числам или отвлеченным отношениям величин, нужно лишь перевести задачу с.
Повторим значения синуса косинуса у π/2 90° 120° 2π/3 1 π/3 60° 135° 3π/4 π/4 45° 150° 5π/6 1/2 π/6 30° 180° π ° x /2 ½ 2π 360 (cost)
Решение простейших тригонометрических уравнений. Учитель Горбунова В.А «Без уравнения нет математики как средства познания природы» академик П. С.Александров.
Повторим значения синуса косинуса у π/2 90° 120° 2π/3 1 π/3 60° 135° 3π/4 π/4 45° 150° 5π/6 1/2 π/6 30° 180° π ° x /2 ½ 2π 360 (cost)
Стехов Игорь 10 класс. Отметить на линии синусов число а. Отметить все синусы, которые больше(меньше) числа а. Выделить на единичной тригонометрической.
Виды тригонометрических уравнений Виды тригонометрических уравнений Шестакова Марина 10 класс.
Доклад на районном МО математиков (март,2010г.). /Слепокурова Л.Г. МОУСОШ74/. Числовые неравенства и их свойства.
Решение систем линейных уравнений способом сложения Урок математики в 8 классе подготовлен и проведен учителем МОУ «Мало-Шелемишевской СОШ» Ларионовой.
Решение задач с помощью уравнений. Исаа́к Нью́тон ( ) английский физик, математик и астроном Книга издана в 1707 году. Отражает переход.
Транксрипт:

Раздел 5 Уравнения и неравенства

Тема 5.1 Уравнения

5.1.1 Линейные уравнения

Уравнение называется линейным, если переменные входят в него только в первой степени. Линейное уравнение с одной переменной: kx + b = 0 Решение: kx = - b

kx + b = 0 Графическая интерпретация у = kx + b - линейная функция. Решение уравнения - абсцисса точки пересечения графика с осью х. у = kx + b x y у = kx + b = 0

Пример 1. Решить уравнение 2 х – 3 = 0 1 способ. Аналитический 2 способ. Графический 2 х = 3 х = 3/2 х = 1,5 х 02 у-31 x y 12 х = 1,5

1. Решить уравнения а) 5 х + 12 = 27 ; б) ; в) 2. При каком х значение выражения 14 х – 2 в два раза больше значения выражения 5 х + 5 ?

Задачи 1. Отцу и сыну вместе 35 лет. Сколько лет сыну, если он на 25 лет младше отца ? 2. В доме 215 квартир. Трехкомнатных на 10 меньше, чем двухкомнатных, но на 5 больше, чем однокомнатных. Сколько в доме однокомнатных квартир ?

3. Летело стадо гусей. А навстречу ему один гусь. И говорит: "Здравствуйте, сто гусей!" Они ему отвечают: "Нас не сто гусей, а кабы было еще столько, да полстолько, да четвертьстолько, да ты бы, гусь, с нами, то и было бы нас сто гусей". Сколько их летело?

4. На вопрос, сколько у него учеников, Пифагор отвечал: «Половина моих учеников изучает математику, четверть – природу, седьмая часть пребывает в безмолвии, остальную часть составляют три девы». Сколько учеников было у Пифагора ?

5. Надпись на гробнице древнего математика Диофанта: Путник! Здесь прах погребен Диофанта. И числа поведать Могут, о чудо, сколь долог был век его жизни. Часть шестую его представляло прекрасное детство. Двенадцатая часть протекла еще жизни - покрылся Пухом тогда подбородок. Седьмую в бездетном браке провел Диофант. Прошло еще пятилетие - он Был осчастливлен рожденьем прекрасного первенца сына, Коему рок половину лишь жизни прекрасной и светлой Дал на земле по сравненью с отцом, И в печали глубокой Старец земного удела конец воспринял, переживши Года четыре с тех пор, как сына лишился... Скажи, сколько лет жизни достигнув, смерть воспринял Диофант?

6. В психиатрической больнице есть главный врач и много сумасшедших. В течении недели каждый сумасшедший один раз в день кусал кого-нибудь (возможно и себя). В конце недели оказалось, что у каждого из больных по два укуса, а у главного врача - сто укусов. Сколько сумасшедших в больнице?

5.1.2 Дробно-линейное уравнение

Дробно-линейное уравнение Решение: ax + b = k (cx + d) ax + b = kcx + kd ax – kcx = kd – b (a – kc)x = kd - b a, b, c, d, k – числа

Частный случай Если k = 0, то ax + b = 0 1. Решить уравнения а) ; б) ; в)

5.1.3 Квадратное уравнение

ax 2 +bx + c = 0 D = b 2 -4ac Решение: два корня: один корень: D > 0 D = 0 D < 0 решений нет

1. Решить уравнения а) x 2 – 4x + 3 = 0; б) x 2 – 4x + 4 = 0; в) x 2 – 4x + 5 = 0; г) x 2 – x = 12; д) x 2 – 60 = 11 х;

ax 2 +bx + c = 0 Решение: Частные случаи 1) а = 0 2) b = 0ax 2 +bx + c = 0 - неполное квадратное уравнение ax 2 + c = 0 c > 0 – решений нет с < 0, т.е. ax 2 - c = 0 - линейное уравнение Пример: х 2 – 25 = 0; (х – 5)(х + 5) = 0; x 1 = - 5; x 2 = 5

ax 2 +bx + c = 0 Решение: Частные случаи 3) с = 0 x (ax + b) = 0 x = 0 или ax + b = 0 ах = - b

2. Решить уравнения а) x2 – 49 = 0; б) 5x 2 – 125 = 0; в) 4 x 2 – 64 = 0; г) 0,8 x 2 – 0,2 = 0;

Задачи 1. Найдите три последовательных числа, таких что квадрат среднего на 1 больше произведения двух остальных.

Задачи 2. Задача Бхаскары (индийский математик XII века) Стая обезьян забавлялась. Число их, равное квадрату восьмой части, бегало в лесу. Остальные двенадцать кричали на верхушке холма. Сколько было обезьян?

Задачи 3. Квадрат пятой части обезьян, уменьшенной на три, спрятался в гроте; одна обезьяна, влезшая на дерево, была видна. Сколько было обезьян?

Показательное уравнение

a х = b Показательное уравнение Для решения уравнения нужно привести обе части к одинаковому основанию, т. е. представить b в виде a n. Тогда a х = a n x = n Пример: 2 x = 8; 2 x = 2 3 ; x = 3

1. (1 уровень) а) 2 x = 16; б) 2 3x = 8; в) 2 5x-3 = 16; г) 2 4x-5 = 64; д) 3 2x-4 = 27; е) 37 x = 1; Решить уравнения 2. (2 уровень) а) б) в) г)

3. (3 уровень) а) 2 x x-2 = 34; Решить уравнения б) 2 x x = 96; в) 7 x - 7 x-1 = 6; г) 2 x x x-3 = 896; д) 5 4 х-3 – 45 4 х х+1 = x x 2 -2 = 34; 2 x x 1/4 = 34; 2 x (4 + 1/4) = 34; 2 x 17/4= 34; 2x = 8;2x = 8; 2 x = 2 3 ; х = 3;х = 3;

Логарифмическое уравнение

log a х = b Логарифмическое уравнение Решение: x = а b Пример: log 2 (3 – x) = 0 ; 3 - x = 2 0 ; x = 2. a > 0, a 1, b > 0 ! x > x = 1; - x = 1 - 3; - x = - 2; 3 - x > 0; Проверка: 3 – 2 > 0 - верно 1. Решить уравнения а) log 3 (2x – 4) = 2 ; в) log 1/3 (3 – 2x) = - 2; б) log 0,3 (5 + 2x) = 1 ; г) lg(3 – x) = 0.

1. Решить уравнения а) log 3 (2x – 4) = 2 ; в) log 1/3 (3 – 2x) = - 2; б) log 0,3 (5 + 2x) = 1 ; г) lg(3 – x) = а) lg x = lg 3 + lg 5 ; log a M + log a N = log a MN lg x = lg (3 ּ 5) ; lg x = lg (15) ; x = 15 x > 0 Проверка: 15 > 0 - верно 2 б) lg x + lg 3 = lg 27 – lg 9 ; в) lg x – lg 3 = lg 5 – lg x; г) lg (x – 1) + lg 2 = lg (3 – x);

2 б) lg x + lg 3 = lg 27 – lg 9 ; в) lg x – lg 3 = lg 5 – lg x; г) lg (x – 1) + lg 2 = lg (3 – x); д) lg x + 2 ּ lg2 = lg 5 + lg 4; е) lg x – 2 = 2 ּ lg bּlog a M= log a M b

5.1.6 Тригонометрическое уравнение

Арксинусом числа а называется число из, синус которого равен а : t = arcsin a, если sin t = a Например,, т.к. Например,, т.к. Арккосинусом числа а называется число из, косинус которого равен а : t = arccos a, если cos t = a

Арктангенсом числа а называется число из, тангенс которого равен а : t = arctg a, если tg t = a Например,, т.к. Например,, т.к. Арккотангенсом числа а называется число из, котангенс которого равен а : t = arcctg a, если ctg t = a

Решение тригонометрических уравнений I.Уравнение: cos t = a |a| 1 Решение: t = ± arccos a + 2πn, n Z II.Уравнение: sin t = a |a| 1 Решение: t = (-1) n ּ arcsin a + πn, n Z III.Уравнение: tg t = a Решение: t = arctg a + πn, n Z IV.Уравнение: ctg t = a Решение: t = arcctg a + πn, n Z

Пример 1. Пример 2. Пример 3.

Частные случаи cos t = 1t = 2πn cos t = - 1t = π + 2πn cos t = 0t = π/2 + πn sin t = 1t = π/2 + 2πn sin t = - 1t = - π/2 + 2πn sin t = 0t = πn

Тема 5.2 Системы уравнений

5.2.1 Системы линейных уравнений

Методы решения: I.Метод подстановки II.Метод объединения III.Метод сложения IV.Метод определителей V.Метод графический

1:

I.Метод подстановки Ответ: (1; -1)

II.Метод объединения Ответ: (1; -1)

III.Метод сложения Ответ: (1; -1) +

IV.Метод определителей Ответ: (1; -1) -

V.Метод графический Ответ: (1; -1) х 04 у х 04 у х 04 у-5/31 х 04 у-2/5-14/5

2: 3:

Задачи 1. Лошадь и мул шли бок о бок с тяжелой поклажей на спине. Лошадь жаловалась на свою непомерно тяжелую ношу. «Что ты жалуешься? – отвечал ей мул. – Ведь если я возьму у тебя один мешок, ноша моя станет вдвое тяжелее твоей. А вот если бы ты сняла с моей спины один мешок, твоя поклажа стала бы одинакова с моей». Сколько мешков нес каждый?

Задачи 2. В клетке находится неизвестное число фазанов и кроликов. Известно только, что вся клетка содержит 35 голов и 94 ноги. Сколько фазанов и сколько кроликов в клетке?

По тропинке вдоль кустов Шло одиннадцать хвостов. Насчитать я также смог, Что шагало тридцать ног. Это вместе шли куда-то Индюки и жеребята. А теперь вопрос таков: Сколько было индюков? Спросим также у ребят: Сколько было жеребят? 3. Задачи

Когда учитель подсчитал в классе носы девочек и уши мальчиков, то их оказалось 41. Когда он подсчитал уши девочек и носы мальчиков, то их оказалось 43. Сколько в классе мальчиков? Сколько девочек? 4. Задачи

5. Для экскурсии нужно собрать деньги. Если каждый сдаст по 750 руб., то на расходы не хватит 4400 руб. А если по 800 руб., то останется лишних 4400 руб. Сколько человек участвует в экскурсии?

Задачи 6. Учитель приготовил тетрадные листы для проведения контрольной работы. Если учитель даст каждому ученику по 2 листа, то 12 листов будут лишними, а если даст каждому по 3 листа, то 16 листов не хватает. Сколько учеников в классе? Сколько листов подготовил учитель?

Задачи 7. Расстояние между двумя пристанями равно 84 км. Это расстояние катер по течению проплыл за 3 часа, а против течения за 3,5 часа. Найти собственную скорость катера и скорость течения

Задачи 8. За 3 ч автобус преодолевает такое же расстояние, какое проедет поезд за 2 ч.Туристы ехали 4 ч на автобусе и 3 ч на поезде, а всего они проехали 408 км. Найти скорость автобуса и скорость поезда

5.2.2 Системы квадратных уравнений

1: а) б) методом сложения

в) а аb + b 2 = (a + b) 2

2: а) б) методом подстановки

в) г) методом подстановки

5.2.3 Системы показательных уравнений

1: 2:

3: 4: введением замены

5.2.4 Системы логарифмических уравнений

1: 2:

3: 4: введением замены

5.2.5 Системы тригонометрических уравнений

1: методом подстановки

2:

3: методом сложения +-+-

4:

5: 6: 7:

Тема 5.3 Неравенства, системы неравенств

Элементарные неравенства Неравенство Интервал Множество решений x > 2(2 ; +) x -1[-1 ; +) x < 5(-; 5) x 3(-; 3] 2 < x < 5(2; 5) -1 x 3[-1; 3] -3 < x -1 (-3; -1] x 2 x x 5 x 3 x 25 x 3 x -3

5.3.1 Линейное неравенство

Линейное неравенство ax + b > 0 Решение: ax > - b a > 0a < 0 x Ответ: x

Правила работы с неравенствами 1. К правой и левой части можно одновременно прибавлять (вычитать) одно и то же число. Знак неравенства при этом не изменяется. 2. Правую и левую часть можно умножать (делить) на одно и то же число. Если число положительное – знак неравенства не изменяется; отрицательное – изменяется. 3. Неравенства одинакового смысла можно почленное складывать.

1. Решить неравенства а) 16 – 3 х 0; б) 6 х – 18 > 0; в) 3x – 6 > 0; г) 5 х + 12 < 27 ; 2. Найти допустимые значения переменной: а); б); в) ; г) ;

5.3.2 Системы линейных неравенств

Система неравенств: Совокупность неравенств: Решением является пересечение множеств решений неравенств. Решением является объединение множеств решений неравенств.

Пример 1. Решение: x Ответ: ( 1 / 2 ; 2)

Пример 2. Решение: x Ответ: (-; + )

Пример 3. Двойное неравенство эквивалентно системе неравенств:

1. а)б) а) б)

4. Найти допустимые значения переменной: а); б); в) ; г) ;

5.3.3 Дробно-линейное неравенство

~ ~ cx + d 0 !

~ ~ xxx Ответ: (- ; -0,5) U (3 ; +)

д); е) ; ж) ; 2. а); б); в) ; г) ;

5.3.4 Системы дробно-линейных неравенств

~ (1)(1) (2)(2) 1)1)

Метод интервалов

Алгоритм 1. Разложить на множители 2. Отметить корни 3. Расставить знаки 4. Записать ответ x (-; -3] U (0; 2] U (4; +)

1. 1.

2. 2.

Квадратные неравенства

Квадратное неравенство ax 2 + bx + c 0 I способ. Метод интервалов Решить уравнение ax 2 +bx+c=0. х 1, х 2 – корни Переписать неравенство в виде: а(х - х 1 )(х - х 2 ) 0 Решить это неравенство методом интервалов

Квадратное неравенство ax 2 + bx + c 0 II способ Решить уравнение ax 2 +bx+c=0. х 1, х 2 – корни Изобразить схематически параболу y=ax 2 +bx+c Выбрать интервалы, где парабола расположена выше (ниже) оси х.

a > 0a < 0 x х 2 х 2 х 1 х 1 x х 2 х 2 х 1 х 1 x х 1 х 1 x х 1 х 1 xx 2 корня 1 корень нет корней

1. 1. Одна сторона прямоугольника на 7 м больше другой. Какой может быть эта сторона, если площадь прямоугольника меньше 60 м 2 ? а) б) в) г) д) 2.

Системы квадратных неравенств

а) б) в) Укажите допустимые значения переменной а)б)

Показательные неравенства

Показательное неравенство a > 10 < a < 1

Примеры. 1. а) б) (2 ; +) x > 2 x > 3 в) (-; -2) x < - 2 (3 ; +) а)б) в) д)г)е) ж) з)

Системы показательных неравенств

1. 1. а) б)

Логарифмические неравенства

Логарифмическое неравенство a > 10 < a < 1

Пример. 1. Ответ: (3/4 ; +) а) б) в) г) д)

Системы логарифмических неравенств

2. ~ (1) (2)

Тригонометрические неравенства

1. x 1 y О 1/2 Ответ: 1 способ

1. Ответ: 2 способ 1/2

2. x 1 y О 1/2 Ответ:

3. x 1 y О 1/2 Ответ:

4. x 1 y О 1/2 Ответ:

5. x 1 y О Ответ: 1

6. x 1 y О Ответ: 1

Системы тригонометрических неравенств

Системы смешанных неравенств