Федеральная антимонопольная служба: итоги работы за 2005 г. И.Ю.Артемьев.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Статистика дел Федеральной антимонопольной службы 2002 – 2004 гг. Материалы к Коллегии ФАС России, Москва, 24 мая 2005 г.
Advertisements

Нальчик Кодексы Российской Федерации: Кодекс об административных правонарушениях, Уголовный Кодекс, Земельный Кодекс, Жилищный Кодекс. Федеральные.
Требования постановления Правительства РФ от г. 24 «Об утверждении стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Аналитическое управление Москва – 2010.
1 СИСТЕМА органов контроля 2 ВНЕШНИЙ ВНУТРЕННИЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗАКАЗЧИКОМ ВЕДОМСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ КОНТРОЛЬНЫЙ ОРГАН В СФЕРЕ ЗАКУПОК ФИНАНСОВЫЕ ОРГАНЫ.
О результатах контроля ФАС России за соблюдением стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничного рынков электроэнергии В.Г. Королев Начальник.
Р ЕСПУБЛИКАНСКАЯ СЛУЖБА ПО ТАРИФАМ Р ЕСПУБЛИКИ Б УРЯТИЯ 1 Стандарты раскрытия информации организациями коммунального комплекса и субъектами естественных.
Антимонопольное регулирование рынка банковских услуг в 2009 году Федеральная антимонопольная служба Москва, 2010 г.
Защита конкуренции на рынке страховых услуг Федеральная антимонопольная служба Москва, 2009.
Основы нормативного регулирования внутреннего контроля в Федеральном казначействе и его территориальных органах Начальник Отдела нормативно-методической.
1 Қазақстан Республикасы Бәсекелестікті қорғау агенттігінің (Монополияға қарсы агенттік) 2011 жылғы жұмысының қорытындылары және 2012 жылға арналған міндеттері.
Теория отраслевых рынков. Антимонопольное законодательство
Республиканское совещание «Итоги государственного регулирования в Республике Бурятия на 2008 год и основные задачи на годы» «Об изменениях в.
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Ивановской области Об опыте правоприменительной.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Отраслевые направления адвокатирования конкуренции в России Казань, 2009 Анатолий Голомолзин Заместитель руководителя.
Четвертый антимонопольный пакет Москва, 2015 Федеральная антимонопольная служба.
Основные итоги работы 2011 года. Задачи на 2012 год УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО РЕСПУБЛИКЕ ХАКАСИЯ.
22 проверки, из которых 20 – плановых и 2 – внеплановые; проверено 1673 процедуры размещения заказов; выявлено 671 процедура, которая проведена с нарушением.
«Итоги тарифного регулирования в 2006 году и задачи органов регулирования на годы» «Итоги тарифного регулирования в 2006 году и задачи органов.
Контрактная система Осуществление контроля за соблюдением законодательства в сфере закупок.
Транксрипт:

Федеральная антимонопольная служба: итоги работы за 2005 г. И.Ю.Артемьев

2 Правовые основы деятельности ФАС России Проект федерального закона «О защите конкуренции» 8 июля 2004 г. принят Государственной Думой в первом чтении Поправки к законопроекту «О защите конкуренции» согласованы и внесен в Правительство 8 февраля 2005 г. Проект федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» разработан, согласован и внесен в Правительство РФ 8 февраля 2005 г. Концепция проекта федерального закона «О внесении изменений в статью 178 УК РФ» и техническое задание на его разработку утверждены комиссией Правительства РФ по законопроектной деятельности в декабре 2004 г.

3 Правовые основы деятельности ФАС России (продолжение) Концептуально доработан проект федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», который вступил в силу 1 января 2006 г. 20 февраля 2006 г. Правительством РФ утверждено постановление о придании ФАС России функции по контролю соблюдения законодательства о государственном заказе В федеральном законе «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» закреплена обязанность регулирующего органа пересматривать тарифы по предписанию антимонопольного органа Ключевые поправки ФАС России вошли в проект федерального закона «О рекламе» при его рассмотрении в Федеральном собрании РФ

4 Формирование правовой среды для развития конкуренции Демонополизация в ЖКХ: новое законодательство об инвестиционных соглашениях в сфере ЖКХ, новые правила отбора управляющих компаний, новый порядок предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям Внедрение принципа равного доступа и конкурсных процедур при распределении прав на биоресурсы Внесение антимонопольных норм в законодательство о природопользовании (Лесной кодекс, Водный кодекс, ФЗ «О недрах») Внедрение принципов конкуренции в функционирование розничных рынков электроэнергии (демонополизация Кузбассэнерго) Демонополизация на рынке услуг связи: пакет постановлений Правительства РФ сформировал начальные условия для конкуренции независимых операторов Принято принципиальное решение о выделении инфраструктурной компании из состава РАО РЖД

5 Формирование правовой среды для развития конкуренции (продолжение) Предложения ФАС России по демонополизации лекарственного обеспечения льготных категорий граждан Концепция ФАС России по развитию конкуренции в сфере обязательного медицинского страхования Предложения ФАС России по совершенствованию обязательного пенсионного страхования Приказы ФАС России, утвердившие порядок определения доминирующего положения финансовых, в том числе кредитных, организаций Выдача поведенческих предписаний по крупнейшим сделкам при осуществлении контроля экономической концентрации и доведение их до делового сообщества через сайт ФАС России в сети Интернет Участие в реформировании оборонно-промышленного комплекса и создании финансово-промышленных групп

6 Формирование правовой среды для развития конкуренции (продолжение) Приказы ФАС России, утвердившие порядок определения доминирующего положения финансовых, в том числе кредитных организаций, а также форму уведомления о соглашениях или согласованных действиях финансовых организаций Рекомендации по стандартам раскрытия информации при предоставлении потребительских кредитов Меры по созданию конкурентной среды в сфере добровольного страхования пассажиров железнодорожного транспорта, в рамках рабочей группы при Совете директоров ОАО «РЖД» в состав которой включены представители ФАС России Концепция создания центрального депозитария

7 Финансовые рынки Резкое увеличение количества пресеченных нарушений по фактам заключения соглашений и ведения согласованных действий, ограничивающих конкуренцию в 1,5 раза органами власти и финансовыми организациями кредитными и страховыми организациями торговыми предприятиями и кредитными организациями недобросовестной конкуренции в 3,8 раза неполная информация при предоставлении кредитов неточные сведения о курсах обмена валюты занижение тарифов по ОСАГО

8 Внутренний контроль в ФАС России и проверки деятельности хозяйствующих субъектов Разработаны и утверждены документы, регламентирующие защиту информации в ФАС России Создана нормативная база для проведения проверок деятельности территориальных органов ФАС России Проведены проверки структурных подразделений ФАС России и территориальных органов Согласно докладу уполномоченного представителя Совета Европы ФАС России признана лучшим федеральным органом исполнительной власти по таким критериям, как «транспарентность внутренних процедур» и «предотвращение конфликта интересов» Вступил в силу совместный приказ МВД России и ФАС России о порядке взаимодействия, проведены первые совместные проверки МВД и ФАС на предприятиях мясоперерабатывающей отрасли и на рынке услуг кредитных организаций

9 Информатизация ФАС России Все территориальные органы и центральный аппарат ФАС России обеспечены «антивирусной» защитой Создана защищенная сеть центрального аппарата ФАС России для передачи информации ограниченного распространения Ведутся работы по подключению к защищенной сети ViPNet территориальных органов ФАС России, расположенный в федеральных округах Создана и регулярно распространяется электронная база данных по делам о нарушении антимонопольного законодательства, рассмотренным ФАС России и его территориальными органами

10 Переход на новые принципы бюджетирования Подготовлен Бюджетный доклад (О результатах и основных направлениях деятельности ФАС России на 2005 – 2008 гг.), признанный одним из лучших среди органов власти, сформулированы цели, задачи и показатели эффективности деятельности ФАС России, ведомственные программы, мероприятия Подана заявка на участие в Эксперименте по внедрению принципов бюджетирования, ориентированного на результаты Росстат начал сбор и обработку информации для расчета показателей эффективности деятельности ФАС России, в частности проведение опросов хозяйствующих субъектов о состоянии конкурентной среды Составлен Реестр расходных обязательств ФАС России

11 Международное сотрудничество ФАС России В ходе визита в Китай российской правительственной делегации подписан Меморандум о взаимопонимании с Государственным торгово-промышленным административным управлением КНР на 2006 – 2008 гг. по вопросам реализации межправительственного Соглашения Подписан Протокол о сотрудничестве с Федеральной Торговой Комиссией и Министерством юстиции (США) Начата реализация проекта ТАСИС «Сближение норм в области конкуренции» Разработка базовых соглашений о защите конкуренции в рамках ЕЭП

12 ФАС России: взаимодействие с экспертным сообществом и общественными организациями Активизирована работа Экспертных советов: o по применению рекламного законодательства o по вопросам развития конкуренции на рынках газа o по электроэнергетике o по развитию конкуренции на рынке финансовых услуг Создан Общественный Совет при ФАС России

13 Проведена сплошная инвентаризация актов органов власти и органов местного самоуправления на предмет их соответствия антимонопольному законодательству Разработана и осуществляется специальная программа анализа состояния конкуренции на товарных рынках ЮФО Проведены проверки соблюдения антимонопольного законодательства субъектами естественных монополий ЮФО Рекомендации по развитию конкуренции направлены главам субъектов Российской Федерации ЮФО Работа в Южном Федеральном Округе

14 Поступления в федеральный бюджет штрафов, иных взысканий за санкций за нарушение антимонопольного законодательства, тыс. руб. До 2004 годах размер собранных антимонопольными органами штрафов и иных санкций оставался на уровне млн. рублей В 2005 году ФАС России было собрано штрафов и незаконного дохода в 5,3 раза больше, чем в 2004 году – почти 160 млн. рублей

15 Территориальные управления ФАС России, обеспечившие максимальные поступления по штрафам и незаконному доходу в 2005 году Центральный аппарат Краcноярское Московское Магаданское Свердловское Ханты-Мансийское Хакасское Иркутское Ростовское Хабаровское Ульяновское Приморское Самарское Татарстанское Коми Удмуртское Ярославское Краснодарское Астраханское Ставропольское Нижегородское

16 Территориальные управления ФАС России, обеспечившие максимальные поступления по штрафам и незаконному доходу в 2005 году (продолжение) 10 лучших территориальных управлений и центральный аппарат обеспечили в 2005 году 91,1% всех поступлений в федеральный бюджет по штрафам и незаконному доходу, а 20 лучших – 96,1% 55 остальных территориальных управлений обеспечили лишь 3,9% поступлений В 19-ти территориальных управлениях за 2005 год собрано штрафов на сумму менее 100 тыс. рублей, а в двух – менее 10 тыс. рублей

17 Поступления в федеральный бюджет штрафов, санкций, иных взысканий за нарушение антимонопольного законодательства и законодательства о рекламе по статьям КоАП, тыс. рублей /2004 Штрафы , , , ,8167% Ст.14.3 КоАП. Нарушение законодательства о рекламе 5 085,66 492,68 258, ,6164% Ст.19.5 (157.2) КоАП. Невыполнение в срок законного предписания 4 530,55 249,52 783,55 113,2184% Ст (157.1) КоАП. Непредставление сведений (информации) 808,1142,8104,248,547% Ст КоАП. Непредставление ходатайств, заявлений , , , ,4168% Взыскание незаконного дохода ,2 ВСЕГО , , , ,0531%

18 Поступления в федеральный бюджет по отраслям, гг. тыс. рублей (только штрафы) к 2004 по рекламе7150,19124,715009,3164% на товарных рынках20079,020673,427790,3134% на финансовых рынках844,51160,07029,1606%

19 Собираемость штрафов за нарушение антимонопольного законодательства и законодательства о рекламе в гг., % Несмотря на некоторый рост (в 2005 г. – на 2%), собираемость штрафов остается крайне низкой- менее 50% Наиболее неблагоприятная ситуация складывается по ст КоАП, которая является основной для ФАС России. В 2002 г. собираемость вообще была на уровне 2%, к 2005 г. поднялась всего до 23,5% С 2004 г. резко упала собираемость по ст (непредставление информации). По рекламе (ст КоАП) ситуация значительно лучше. В 2005 г. удалось укрепить тенденцию – собираемость повысилась с 56,7% до 60,3%.

20 Общая характеристика работы антимонопольных органов по применению мер административной ответственности в гг к 2004 Возбуждено дел ,7% выдано постановлений о наложении штрафа ,5% исполнено постановлений о наложении штрафа ,1% обжаловано постановлений ,8% отменено постановлений ,2% отменено постановлений, в % к обжалованным32,4%43,6%26,9%-38,4% отменено постановлений, в % к выданным 4,8%7,7%5,5% -28,5%

21 Общая характеристика работы антимонопольных органов по применению мер административной ответственности в гг. (продолжение) Наблюдается резкая активизация антимонопольных органов по ужесточению санкций за нарушения антимонопольного законодательства, что выражается в росте числа возбужденных дел по привлечению к административной ответственности и числа выданных постановлений о наложении штрафа. В 2005 году впервые удалось переломить негативную тенденцию в работе антимонопольных органов по применению мер административной ответственности – доля отмененных постановлений о наложении штрафа снизилась почти на 40% - с 43,6% до 26,9%. При этом, в 2005 году судами отменялось лишь 5,5% выданных ФАС России постановлений о наложении штрафа Продолжается быстрый рост числа обжалуемых в суде постановлений, только за 2005 год он составил 47,2%. В этой связи необходимо продолжать повышать эффективно ть судебной работы ФАС России. В 2005 году из 5,7 тыс. возбужденных дел по административной ответственности 3,1 тыс. было прекращено либо закончено вынесением устного замечания. Территориальным органам необходимо ужесточить применение административных санкций.

22 Эффективность работы антимонопольных органов по применению мер административной ответственности в разрезе статей КоАП в гг. В 2004 г. почти половина (43,6%) обжалованных в суде постановлений о наложении штрафа судами отменялось, в 2005 г. удалось снизить этот показатель на 40% – до 26,9% В наибольшей степени выросла обоснованность постановлений по ст КоАП (реклама) – с 45,2% до 21,9%. Существенно снизилась доля отменяемых судом решений по ст и 19.5 КоАП (невыполнение в срок предписания и непредставление ходатайств). При этом, в 2005 г. было отменено почти 2/3 постановлений, выданных по ст КоАП (62,5%).

23 Монополистическая деятельность (нарушения ст. 5 и 6 Закона о конкуренции) по отраслям в 2005 году Злоупотребления доминирующим положением и антиконкурентные соглашения в наибольшей степени распространены в электро- и теплоэнергетике (48,8%), а также на транспорте (11%), ЖКХ (10,6%) и связи (10,3%). Это связано с тем, в отношении указанных сфер поступает наибольшее число заявлений и обращений, а также с тем, что в отношении этих отраслей не нужно доказывать доминирующее положение, и проводить подробный анализ рынка. В 2005 году 38,3% выявляемых нарушений по ст. 5 и 6 приходилось на субъекты естественных монополий. Деятельность ФАС России по пресечению монополистической деятельности в химии, строительном комплексе, сельском хозяйстве, металлургии, машиностроении и природопользовании остается недостаточно активной.

24 Пресечение нарушений антимонопольного законодательства в гг. За период гг. число устраненных нарушений, за счет ежегодного стабильного роста, увеличилось на 30% Если в 2002 г. устранялось 2/3 выявленных нарушений, то в гг. - 6/7. 1,3 тыс. неустраненных нарушений складываются из неисполненных предписаний и неисполненных постановлений о наложении штрафа Антимонопольным органам необходимо уделять большее внимание контролю за выполнением выданных предписаний и постановлений

25 Доля неисполненных предписаний антимонопольных органов в общем числе выданных предписаний, гг Закон о конкуренции на товарных рынках, в т.ч.13,515,213,413,1 злоупотребление доминирующим положением (ст. 5)17,719,717,815,9 антиконкурентные соглашения (ст. 6)19,22531,510,3 антиконкурентные действия органов власти (ст. 7-9)10,112,611,912,2 недобросовестная конкуренция (ст. 10)7,714,611,86,6 Закон о защите конкуренции на рынках финансовых услуг8,97,26,51,1 ВСЕГО13,214,411,89,8 В 2005 году продолжилась позитивная тенденция сокращения числа неисполненных предписаний, однако их уровень остается довольно значительным - около 10% Наиболее благоприятная ситуация по предписаниям на рынках финансовых услуг: за 3 года доля неисполненных предписаний снизилась в 8 раз, и приблизившись к уровню статистической погрешности Существенно улучшилась ситуация по недобросовестной конкуренции (снижение до 6,6%), антиконкурентным соглашениям (снижение с 31,5% до 10,3% в 2005 году).

26 Динамика выявленных нарушений по статьям Закона о конкуренции и за гг. За 10 лет работы антимонопольных органов число выявленных случаев злоупотребления доминирующим положением осталось практически неизменным (рост на 14%) При этом число выявленных антиконкурентных соглашений хозяйствующих субъектов и органов власти выросло почти в 1,7 раза, а число антиконкурентных действий органов власти – в 4,7 раза

27 Общая характеристика работы антимонопольных органов по судебным делам на товарных и финансовых рынках в гг. Число обжалованных в суде решений растет опережающим темпом, только в 2005 г. рост составил 55,7%. В 2005 году доля отмененных судом решений ФАС России выросла с 17,6% до 20,7% (из них на товарных рынках 21,3%, на финансовых – 15,9%).Видимо, антимонопольные органы не смглии в полной мере адаптироваться к возросшему валу обжалуемых в суде решений. При этом, доля обжалованных в суде решений остается на 1/4 ниже, чем в 2003 году. В целом, суды отменяют всего 4,6% принятых ФАС России решений Главной задачей на 2006 год должна стать активизация судебной работы и повышение обоснованности принимаемых решений и выдаваемых предписаний принято решений обжаловано решений в суде отменено решений судом отменено решений, в % к обжалованным 25,9%17,6%20,7% отменено решений, в % к принятым 3,7%2,6%4,6%

28 Рассмотрение ходатайств и уведомлений в 2005 году Приобретение более 20% акций ходатайство4676 уведомление1592 Получение более 10% основных средств или активов ходатайство1113 уведомление338 Приобретение прав, определяющих ведение предпринимательской деятельности ходатайство476 уведомление200 Избрание физ.лиц в исполнит. органы, советы директоров уведомление4657 Всего ст. 18 ходатайств6265 Уведомлений6787 По Закону "О естественных монополиях" ходатайств72 Уведомлений16 По рынкам финансовых услуг ходатайств615 уведомлений2191 ВСЕГО Ходатайств7 194 Уведомле- ний Слияние и присоединение коммерческих организаций ходатайство198 уведомление61 Создание, слияние и присоединение некоммерческих организаций ходатайство8 уведомление109 Изменение состава участников некоммерческих организаций ходатайство7 уведомление56 Создание коммерческих организаций ходатайство29 уведомление2447 Всего ст. 17 ходатайств242 уведомлений2673

29 Рассмотрение ходатайств и уведомлений в 2005 году (продолжение) Увеличение порогов контроля в 150 раз не привело к резкому сокращению потока ходатайств и уведомлений: в 2005 году ФАС России было рассмотрено 7,2 тыс. ходатайств (на 21% меньше 2004 года) и 16,7 тыс. уведомлений – (на 1% больше 2004 года). Доля ходатайств с выставленными предписаниями (замечаниями) увеличилась с 3,2% до 5,1% (360 ходатайств) Отказано в удовлетворении по 103 ходатайствам и 243 уведомлениям. 80% ходатайств по ст. 7 закона «О естественных монополиях» рассмотрены Центральным аппаратом. Это свидетельствует о том, что большинство территориальных управлений фактически не осуществляют возложенную на ФАС России функцию контроля и надзора за субъектами естественных монополий

30 Задачи ФАС России на 2006 год Вступление в силу федеральных законов «О защите конкуренции» и «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», ст. 178 УК РФ Эффективный контроль соблюдения законодательства о государственном заказе Совершенствование анализа рынков, повышение эффективности судебной работы, обоснованности принимаемых решений и выдаваемых предписаний, снижение числа неисполненных предписаний и постановлений Усиление государственного контроля в серах естественных монополий Ужесточение административных санкций за нарушение антимонопольного законодательства Завершение работы по подготовке приказов ФАС России «О порядке проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке», «О порядке определения доминирующего положения хозяйствующих субъектов на товарном рынке», «Об утверждении Положения о порядке представления антимонопольным органам ходатайств и уведомлений» и иных документов

31 Задачи ФАС России на 2006 год (продолжение) Контроль за соблюдение конкурентных принципов при разработке и реализации приоритетных национальных проектов. Подготовка изменений в Закон «Об электроэнергетике» в части установления системы предупреждения и пресечения неконкурентного поведения на оптовом рынке электроэнергии, решение проблемы технологического присоединения к электрическим сетям Устранение необоснованных препятствий для выхода участников на оптовый рынок, с получением ими статуса гарантирующего поставщика; Подготовка решений Правительства по основным направлениям развития рынков газа, проведение эксперимента по продаже газа по свободным ценам, принятие постановлений Правительства «Об обеспечении недискриминационности доступа к газотранспортным и газораспределительным сетям»

32 Задачи ФАС России на 2006 год (продолжение) Постановление Правительства о правилах недискриминационного доступа к инфраструктуре и услугам связи с учетом требования европейского законодательства Реформа железнодорожного транспорта, постановление Правительства «О развитии конкуренции в сфере грузовых железнодорожных перевозок» Включение антимонопольных требований, в законодательство в сферах использования природных ресурсов и оказания экологических услуг Развитие конкуренции в сфере ОСАГО, ипотечного жилищного кредитования и оплаты жилищно- коммунальных услуг. Участие в Программе реформирования и развития оборонно-промышленного комплекса.