1 УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ СЕРПУХОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К РАЗРАБОТКЕ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ МЕТОДИЧЕСКИЕ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Управление развитием дошкольного образования. Программа развития дошкольного образования - организационная основа управления его развитием пр.
Advertisements

1 Школьная команда и ее позиция в школе Порфирьева Н.Н.- руководитель ЭММЦ
Основы социального проектирования Лекция 1.. План. 1.Понятие о социальном проектировании. 2.Структура проекта. 3.Методы реализации проекта. 4.Мониторинг.
Программа развития ОУ Халудорова Л.Е., к.п.н., доцент.
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ (ПРОЕКТ) муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 9 «Родничок» на уч.г.
Аналитико- проектировочная компетентность руководителей.
Программа детского оздоровительного лагеря. Программа – это… один из основных документов лагеря, в котором отражены содержание и система работы лагеря.
Педагогическое проектирование. Проектирование от латинского "proyectus", «брошенный вперед» - это создание модели, образа желаемого состояния объекта.
МБОУ БРАГИНСКАЯ СОШ 11 КОМПЛЕКСНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ.
Сетевой институт ДПО Сетевой институт ДПО Разработка инновационного проекта образовательным учреждением Сетевой институт ДПО distant.posidpo.ru.
Аналитико- проектировочная компетентность руководителей образовательных учреждений.
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ как средство стратегического управления ДОУ.
ГМО МЕТОДИСТОВ УДОД г. ВОЛЖСКА ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ОУ По материалам методического пособия для руководителей образовательных учреждений Как разработать программу.
Программа развития школы, школьные комплексные целевые программы.
Методическая работа в образовательном учреждении в условиях внедрения ФГОС.
Структура и содержание Программы развития ОО. Программа развития Учреждения должна содержать следующие разделы: информационно-аналитическая справка о.
Окружной конкурс педагогических проектов. Цель окружного конкурса педагогических проектов Выявление творчески работающих педагогов и педагогических коллективов.
Примерная структура программы развития образовательного учреждения.
L/O/G/O Реализация социальных проектов в деятельности современной школы Реализация социальных проектов в деятельности современной школы Выполнили Апполонова.
Результаты реализации программы инновационного развития МБОУ «Гимназия 1»ЕМР
Транксрипт:

1 УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ СЕРПУХОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К РАЗРАБОТКЕ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К РАЗРАБОТКЕ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ Пенькова Татьяна Викторовна начальник отдела стратегии развития образования Управления образования телефон:

2 Программа развития - -ЭТО модель инновационной деятельности, направленной на развитие образовательного учреждения. -ЭТО документ стратегического управления. -ЭТО документ, отражающий системные, целостные изменения в образовательном учреждении, обеспечивающий новое качественное состояние образовательной (воспитательной) системы.

3 ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ Предполагает взаимосвязанное решение следующих задач: Зафиксировать достигнутый уровень жизнедеятельности ОУ и тем самым определить точку отсчета для дальнейших шагов к развитию (это в свою очередь, предусматривает фиксацию и констатацию существующего положения дел, выявление достижений ОУ и его конкурентных преимуществ, а также ключевых проблем на данном этапе в свете меняющихся потребностей и задач). Определить желаемое будущее состояние ОУ, параметры его строения и функционирования, соответствующие потребностям, ценностям и возможностям ОУ и социума (речь идет не об идее идеального ОУ вообще, а о концепции будущего состояния конкретного ОУ). Определить стратегию и тактику перехода от достигнутого состояния ОУ к желаемому будущему. Сформировать план реализации действий, необходимых и достаточных для перевода ОУ из сегодняшнего состояния в желаемое.

Этапы работы над Программой развития 1. Провести анализ сложившейся ситуации в ОУ: выявить противоречия 1. Требования к формулировке противоречий: - реальность, то есть брать для работы «посильные противоречия», которые можно разрешить педагогическими или воспитательными средствами и в рамках возможностей ОУ; - позитивность, то есть разрешение противоречия должно способствовать положительному преобразованию практики. обозначить проблемы 1. Признаки определения проблемы: - затруднения педагогической или воспитательной практики; - недостаток в результатах работы системы школьного или дошкольного образования; - неясность причин и способов устранения недостатков. 2. Требования к формулировке проблемы: - актуальность: возможность влияния на результаты учебного или воспитательного процесса, наличие объективных средств, условий для решения проблемы; 4

Этапы работы над Программой развития 3. Требования к описанию педагогической проблемы: -наименование проблемы; -цифровая или иная информация характеризующая проблему (текущее состояние, динамика изменений) -оценка развития ситуации на перспективу; -краткий обзор имеющейся практики (область, РФ и т.д.) сформулировать тему Программы 1. Требования к формулировке темы: значимость для ОУ; конкретность, точность (широкая тема указывает на поверхностность Программы, мешает определить цели и выделить посильный круг задач); прогностичность, то есть при выборе темы нужно серьёзно думать о возможности ее решения (о вероятной логике построения работы и диагностике, подтверждении результатов). 5

Этапы работы над Программой развития 2. Разработать концепцию Программы. формулировка видения (Видение- сложившийся в нашем сознании идеальный образ желаемого будущего, достижение которого возможно только при самых благоприятных внутренних и внешних условиях; образ наилучшего, наиболее совершенного состояния ОУ); проектирование миссии ОУ (приоритетных интересов), целей и принципов построения; поиск, изучение и оценка новшеств; предварительный выбор идей; формирование образа будущего. 3. Формулировка цели. Цель- более общая формулировка того, что мы хотим получить в результате реализации программы, общее желание конструктивных перемен. Требования к постановке целей: -реалистичность, посильность, достижимость; -однозначность, представлять в обобщенном виде конечный продукт исследования; 6

Этапы работы над Программой развития - проверяемость цели, ее контролируемость, в отдельных случаях диагностируемость; - определенность во времени; - операциональность (цель распределена на задачи); - отсутствие специальных (профессиональных терминов); - отсутствие неоднозначных выражений и понятий; - отсутствие указаний на иные цели и задачи- следствия реализации Программы; - указания на пути, средства, методы реализации Программы; - явное соответствие заявленной проблеме. 4. Формулировка задач. Требования к представлению задач Программы: - формулировка в виде заданий по достижению определенных результатов к определенному сроку; - результаты должны быть измеримы (как правило в цифрах); - набор задач необходим и достаточен для достижения цели; - задаче должен соответствовать определенный набор мероприятий; - набор мероприятий должен быть достаточным для решения задачи. 7

Этапы работы над Программой развития 5. Результаты Программы. 6. Планирование. Планирование- это проекция деятельности в будущее для достижения поставленной цели при определенных условиях и средствах. План- совокупность действий, необходимых и достаточных для достижения цели, распределенных в пространстве, во времени, а также между исполнителями. Требования к представлению мероприятий Программы: -полнота состава действий (план должен содержать все необходимые и достаточные для достижения поставленных целей действия); -целостность, координированность (все необходимые связи между действиями должны быть установлены и согласованы по содержанию и срокам); -сбалансированность по всем ресурсам (кадровым, научно-методическим, материально-техническим, финансовым (указываются источники и объемы финансирования) ); -контролируемость (промежуточные цели должны быть определены так, чтобы можно было понять, достигнуты они или нет); -реалистичность плана с точки зрения сроков его реализации (достаточности времени на выполнение запланированных действий и коррекции плана); 8

9 СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ (примерная) 1. Аннотация (паспорт Программы) 2. Информационная справка об ОУ. 3. Аналитическое и прогностическое обоснование Программы. 4. Концепция развития ОУ. 5. Стратегия и тактика перехода ОУ в новое состояние.

10 I.АННОТАЦИЯ (паспорт Программы развития) I. АННОТАЦИЯ (паспорт Программы развития) Наименование. ( Целевая комплексная программы развития … ОУ) Разработчики Программы. ( указывается состав главных разработчиков, особо выделяются руководители разработки) Исполнители Программы. ( администрация, педагогический коллектив ОУ, ученический коллектив, родительская общественность, социальные партнеры ОУ) Научно- методические основы разработки Программы. ( указываются важнейшие концептуальные идеи и источники, положенные в основу разработки Программы) Кем принята Программа. (указывается орган управления, принявший Программу, с указанием даты и номера соответствующего решения) Цели и задачи Программы. (указываются главные цели и задачи предстоящих изменений в ОУ) Приоритетные направления Программы. (перечисляются приоритеты Программы, показывается их связь с приоритетными направлениями развития образования на федеральном и региональном уровнях) Ожидаемые результаты Программы.(перечисляются главные ожидаемые результаты реализации Программы) Срок действия Программы.

11 I.АННОТАЦИЯ (паспорт Программы развития) I. АННОТАЦИЯ (паспорт Программы развития) Этапы реализации Программы. (раскрываются основные этапы, сроки их начала и окончания, задачи и ожидаемые результаты) Структура Программы. (перечисляются основные блоки содержания Программы) Ресурсное обеспечение реализации Программы. (описываются ресурсы, необходимые для реализации Программы, их наличие и предполагаемые источники поступления) Объем и источники финансирования. (описывается расчетный объем финансового обеспечения реализации Программы с указанием планируемых каналов поступления необходимых средств) Порядок управления реализацией Программы. (описывается конкретный порядок управления реализацией Программы, определяется ответственность конкретных лиц и органов управления)

12 II.ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА ОБ ОУ II. ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА ОБ ОУ Краткая информация об ОУ в целом со всей необходимой статистикой; Место и роль ОУ в районе (опорное, базовое, экспериментальное); Характеристика ОУ, его типа, вида, контингента учащихся, кадрового состава учителей и других работников (без оценки качества работы); Номенклатура оказываемых образовательных (воспитательных) услуг, потоки учащихся (воспитанников); Характеристика бюджета, материальной базы, оборудования; Характеристика программно-методического обеспечения ОУ (какие используются программы, планы, учебники, обеспеченность учреждения этими ресурсами); Характеристика основных результатов ОУ; Характеристика образовательного сообщества ОУ; Характеристика инновационных процессов в ОУ ( без оценки качества), основные направления; Внешние связи ОУ и других ОУ, включая связи с наукой; Характеристика системы управления.

13 III. III. Аналитическое и прогностическое обоснование Программы. 1. Анализ состояния и прогноз тенденций изменения внешней среды ОУ: характеристика влияния на ОУ важнейших социально-экономических и социокультурных факторов; портрет заинтересованных групп-Клиентов Заказчиков Поставщиков Ресурсов, потребителей продукции, производимой ОУ; как может измениться ситуация во внешней среде ОУ; как это может повлиять на развитие ОУ (несколько вариантов возможных сценариев) Анализ состояния и прогноз тенденций изменения социального заказа на образование: каков был социальный заказ на образование (воспитание) у разных заказчиков? в какой мере этот заказ был выполнен, а Заказчики удовлетворены? из какого образца будущего соцзаказа исходят разработчики Программы, на какой материал они опираются? 3. Анализ достижений ОУ какие результаты образования (воспитания) в ОУ заслуживают высокой оценки, закрепления, распространения? что из этих результатов говорит о наличии в ОУ передового опыта, уникальных конкурентных преимуществ? какие сильные стороны, достоинства образовательных (воспитательных) процессов привели к таким достижениям? Какие условия, ресурсы, факторы сделали возможными нужные свойства образовательных (воспитательных) процессов (сеть, финансы, кадры, программы и.т.п.)?

14 III. III. Аналитическое и прогностическое обоснование Программы. какие подходы в управлении ОУ сделали возможными отмеченные успехи?какие подходы в управлении ОУ сделали возможными отмеченные успехи? где можно ожидать сопротивление в ОУ и как его преодолеть?где можно ожидать сопротивление в ОУ и как его преодолеть? насколько высок инновационный потенциал ОУ и как его можно повысить?насколько высок инновационный потенциал ОУ и как его можно повысить? 4. Анализ проблем ОУ и их причины: какие результаты ОУ (продукты, суммарные результаты, социальные последствия), не удовлетворяют нас и Заказчика в свете нового соцзаказа и должны быть изменены?какие результаты ОУ (продукты, суммарные результаты, социальные последствия), не удовлетворяют нас и Заказчика в свете нового соцзаказа и должны быть изменены? какие образовательные (воспитательные) услуги не оказываются?какие образовательные (воспитательные) услуги не оказываются? какие услуги не доступны или мало доступны?какие услуги не доступны или мало доступны? какие недостатки образовательных (воспитательных) процессов стали причиной неудачных результатов?какие недостатки образовательных (воспитательных) процессов стали причиной неудачных результатов? какие недостатки условий приводят к недостаткам в образовательном (воспитательном) процессе?какие недостатки условий приводят к недостаткам в образовательном (воспитательном) процессе? какие недостатки управления приводят к недостаточным результатам ОУ?какие недостатки управления приводят к недостаточным результатам ОУ? какие проблемы являются приоритетными и требуют решения в первую очередь?какие проблемы являются приоритетными и требуют решения в первую очередь? какие из проблем наиболее реально решить в обозреваемом будущем?какие из проблем наиболее реально решить в обозреваемом будущем? на решение каких проблем будет сосредоточена Программа развития?на решение каких проблем будет сосредоточена Программа развития?

15 IV.КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ОУ IV. КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ОУ Важнейшие ценностные основания нового ОУ; Важнейшие ценностные основания нового ОУ; Видение ОУ, общий образ его будущего желаемого состояния; Видение ОУ, общий образ его будущего желаемого состояния; Миссия ОУ и его подразделений; Миссия ОУ и его подразделений; Образовательные (воспитательные) маршруты и траектории; Образовательные (воспитательные) маршруты и траектории; Модели выпускников; Модели выпускников; Общие показатели суммарных достижений ОУ; Общие показатели суммарных достижений ОУ; Номенклатура услуг по всем уровням образования (воспитания) (от начального – до среднего; от младшего – до подготовительного); Номенклатура услуг по всем уровням образования (воспитания) (от начального – до среднего; от младшего – до подготовительного); Характеристика контингента; Характеристика контингента; Программы, содержание образования (воспитания); Программы, содержание образования (воспитания); Образовательные (воспитательные) технологии; Образовательные (воспитательные) технологии; Организация образования (воспитания); Организация образования (воспитания); Состояние всех необходимых ресурсов; Состояние всех необходимых ресурсов; Сообщества; социальные партнеры; Сообщества; социальные партнеры; Внешние связи; Внешние связи; Состояние систем управления. Состояние систем управления.

16 V. V. Стратегия и тактика перехода ОУ в новое состояние. Каковы основные этапы развития ОУ? Каковы основные этапы развития ОУ? Каковы основные направления инноваций в ОУ? Каковы основные направления инноваций в ОУ? Какие важнейшие нововведения необходимо произвести во всех звеньях ОУ? Какие важнейшие нововведения необходимо произвести во всех звеньях ОУ? Какие ресурсы требуются для их осуществления и как их предполагается получить? Какие ресурсы требуются для их осуществления и как их предполагается получить? Цели ближайшего этапа Программы по всем подсистемам образования (воспитания) и критерии их самооценки; Цели ближайшего этапа Программы по всем подсистемам образования (воспитания) и критерии их самооценки; Конкретные мероприятия по реализации важнейших нововведений (план мероприятий в форме таблицы) Конкретные мероприятия по реализации важнейших нововведений (план мероприятий в форме таблицы)

17 ГЛОССАРИЙ Аннотация - краткое изложение содержания разработки, в которой в сжатой форме указываются самые важные факты содержания Программы, не отраженные на титульном листе, особенности и новизна, отличающие данную Программу. Анализ- письменный отчет, в котором подробно излагаются результаты исследования и пути их использования в вашей работе (для вашей Программы, проекта или продукции). Задачи- конкретные, измеримые сдвиги (перемены), способствующие реализации основной цели. Индикатор- качественный или количественный показатель, характеризующий состояние интересующего вас процесса или события. Критерий- признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо, мерило оценки. Коммуникации - процесс передачи и распространения информации с целью получения поддержки или изменения отношения людей к чему-либо и их последующего поведения. Мониторинг – постоянное отслеживание хода работ (в рамках проекта, Программы) для сравнения текущего состояния дел с планом. Модель- образец или схема какого-нибудь объекта или явления. Модель всегда проще реальных объектов, но они позволяют выделить главное, не отвлекаясь на детали. Миссия - предназначение, сформулированное утверждение, разъясняющее, для кого и ради чего существует организация.

18 ГЛОССАРИЙ Общественность - активная, инициативная, ответственная, осознавшая свои интересы (в том числе в области образования) и готовая к отстаиванию их в законном порядке, часть населения, граждан в неформальном значении этого слова. Общественно-ориентированное образование- концепция, объединяющая подход к развитию образования с подходом к развитию местного сообщества. Ключевая идея данного подхода- открытие ОУ социуму. Педагогическая технология- сложная и открытая система приемов и методик, объединенных приоритетными образовательными целями; концептуально взаимосвязанных между собой задач и содержания; форм и методов организации учебно-воспитательного процесса, где каждая позиция накладывает отпечаток на все другие, что и создает в итоге определенную совокупность условий для развития учащегося (воспитанника). Потребность – определяется как несоответствие или разрыв между реальным и желаемым положением дел в отношении какой-то группы лиц или ситуации. Самоопределение - умение определять свои нужды, потребности, формулировать проблемы, пути их решения. Социализация- процесс усвоения индивидом социального опыта и включения личности в систему значимых отношений; процесс приобщения человека к жизни, к новым для него социальным условиям. Социальный опыт- процесс освоения ролей, позволяющий выстраивать систему социальных связей.

19 ГЛОССАРИЙ Социальное воспитание- процесс формирования социально-значимых качеств, необходимых ребенку для нормальной жизнедеятельности в социуме. Социальный заказ на образование- отражение интересов тех сторон, чьи потребности удовлетворяются в процессе деятельности образовательного учреждения. Стратегия- конкретный долгосрочный план достижения некоторой цели. Стратегический план- подробное и наглядное представление стратегии достижения цели (Что? Когда? Кем? Зачем?). Стратегическое планирование- процесс определения целей и общего направления деятельности организации. Технология - совокупность взаимосвязанных и выстроенных в определенной последовательности методов производства чего-либо, а также научное описание этого, пошаговое осуществление некоторых мероприятий для достижения поставленных целей. Цель - общее изложение того, чего Вы хотите достичь для удовлетворения определенных Вами потребностей, общее желание конструктивных перемен.

20 Спасибо за внимание! Пенькова Татьяна Викторовна Начальник отдела стратегии развития образования телефон: