Античная наука Автор слайдов: кандидат философских наук Грачёв Михаил Вячеславович.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Аристотель ( гг. до н.э.) Выдающийся древнегреческий мыслитель- энциклопедист, занимавшийся всеми существовавшими в античности научными и философскими.
Advertisements

Платон ( г. до н.э.) Настоящее имя - Аристокл, Платоном (широким) прозван за атлетическое телосложение. Наибольшее воздействие на воззрения Платона.
Аристотель ( г.г. до н.э.) Великий греческий философ, естествоиспытатель, основатель естествознания, ученый-энциклопедист. Ученик Платона. С 343.
Древнегреческая философия до Сократа (1) Натурфилософия Милетской школы (Натурфилософия – философия природы. Милет – греческая колония в Малой Азии.) Основатель.
Фалес Θαλς Μιλήσιος άρχή Причина движения дух (πνευμα), «гнездящийся» в воде Космос одушевлен (εμψυχος) и полон божественных сил (δαίμονες)
Выполнил магистр группы 8 НМ 71 Тусупбеков А.К. Научные программы античности.
φιλίασοφία φιλοσοφία φιλία любовь, стремление, жажда + σοφία мудрость φιλοσοφία ( дословно : любовь к мудрости ) Философия - эта такая любовь к мудрости,
Познание Блок 1: Понятие и история гносеологии. Занятие 2.
Греки, заимствуя знания на Востоке, перерабатывают их и доводят до уровня теории, систематического изложения, совершенствуя методы, принципы познания.
Познание. Блок 1. Понятие и история гносеологии..
Объективный идеализм Платона ( д.н.э.). Современником Демокрита является Платон - ученик Сократа. ПОЗНАЙ САМОГО СЕБЯ - девиз Сократа. понятия шире.
Арифметика Геометрия (число) (фигуры, их формулы и размеры) Алгебра (Аналитическое искусство, решение задач с помощью уравнений) МАТЕМАТИКА.
ЧЕЛОВЕК. ИНДИВИД. ЛИЧНОСТЬ.. Вопрос о происхождении и сущности человека по-разному решается наукой и религией, хотя между ними и появляются сегодня точки.
Выполнила: Морозова Дарья, Г-3. Космоцентризм - система философских взглядов, появившаяся в Древней Греции ( с 6 века до н.э. по шестое столетие н.э.),
Аристотель Заслуги в биологии. Краткая биография Аристотель ( до н. э.), древнегреческий философ и учёный. Родился в Стагире. В 367 г. отправился.
Аристотель ( г.г. до н.э.) Великий греческий философ, естествоиспытатель, основатель естествознания, ученый-энциклопедист. Ученик Платона. С 343.
Презентация к уроку биологии в 11 классе Учитель биологии Ранкайтис Н. Г. МБОУ СОШ 2 г. Макарова Сахалинской области.
1 Философия и наука Античности Философия и наука Античности.
Великие математики древности МБОУ «Авиловская СОШ» Учитель математики Ткаченко И.А.
История философских и политико-правовых учений. Занятие 1.
Транксрипт:

Античная наука Автор слайдов: кандидат философских наук Грачёв Михаил Вячеславович

Античной наукой называется наука древней Греции и Рима. Античная наука сделала колоссальный шаг вперёд в познании мира, однако достижения античной науки и философии были сделаны на базисе, заложенном древневосточными цивилизациями

Причины появления античного типа науки 1. Индивидуализм, стремление полагаться на собственные силы, признание личностного фактора. 2. Слабость религии, отсутствие священных текстов и сильного слоя жрецов. Догматизм изначально в очень небольшой степени сковывал греческую мысль. 3. Демократическое устройство содействовало свободе слова и суждения. Каждый имел право высказывать своё мнение 4. Агонистичность – дух противоборства, соревнования. Истина открывается и усваивается в открытой полемике, споре. Никто не обладает изначальной монополией на истину. Обязательность доказательства и отстаивания истины

Знание в Греции оказалось лишено ореола таинственности, общедоступным. Авторитет в силу социального происхождения не признавался Большое значение имело искусство убеждения, риторика. Развивалась логика.

В античной науке господствовал культ разума и рациональности. Иррациональное заведомо исключалось из сферы науки. Апелляция осуществлялась только к достоверному. Наука и философия противопоставлялись мифу.

Античную науку пронизывает неприятие всего связанного с орудийно-практической и изобретательской деятельностью (техно). Это отличает античную науку от древневосточной, ориентированной на практику. Орудийная практика считалась уделом рабов и недостойным для свободного человека занятием. Итак, наука и техно (ремёсла и искусства) в античности были строго разделены

Античная наука, отстраняясь от практики, была теорий ной. Теория (рассмотрение, исследование) – созерцание сущности объекта, умозрительное познание объекта. Для всей античной науки ( в том числе и естественных наук) характерна созерцательность, отсутствие экспериментальной методологии.

Физика (учение о всей природе)в античности предполагала лишь умозрение, считалось, что в природу вмешиваться нельзя, её надо лишь благоговейно созерцать. Математика рассматривалась как средство приобщения к высшим сущностям, какими признавались математические объекты. Применение математики для практических нужд унизило бы её.

Результатом умозрительности и созерцательности античной науки стало широкое использование идеализаций. Впервые было введено абстрактно-теоретическое рассмотрение предметов. Начали рассматриваться прямая, точка, треугольник как идеальные сущности.

Космоцентризм античного мировоззрения Космоцентризм является основной характерной чертой античной философии (особенно на первом этапе её развития). Все силы эллинской философии и науки направлены на постижение космоса и включённых в него явлений. Вся эволюция мироздания представлялась переходом от хаоса как неупорядоченного состояния вселенной к космосу. Космос понимался в качестве некоего упорядоченного мирового целого, противоположного бесформенному доисторическому хаосу. Космос мыслился как абсолют, включающий в себя всё мироздание. Боги также входили в состав космоса, фюзиса, подчинялись его законам. Считалось, что человеческое общество также подчиняется законам космоса, не отделяется от природы - источника нравственных норм. Космос представлялся высшим эстетическим совершенством, воплощением наивысшей красоты. Космос, по представлениям античных философов, был конечным, обладая самой совершенной формой - сферической.

Научно- философская деятельность «физиков» (6 - сер. 5 в. до н. э.). Ранняя греческая наука развивалась в тесной связи с философией. Интерес первых греческих учёных и философов был направлен на природу (фюзис). Их сочинения были стандартно озаглавлены «О природе». Природа, совпадая с космосом, включала в себя всё сущее, в том числе мир общества и культуры. Чрезвычайно значимой для физиков была проблема поиска архи (первоначала) всего сущего. К числу представителей физической философии относятся философы ионийской и элейской школ, Пифагор и его последователи, родоначальники античного атомизма (Левкипп и Демокрит) и др. Главная задача – поиск истины о мироздании. Истина (алетейя) любит скрываться. Поэтому необходимо для её обретения предпринимать исследование.

Античные наука и философия зародились в Ионии, расположенной в Малой Азии. Главным городом Ионии был Милет, где была основана первая философская школа – милетская. Руины Милета

Фалес Милетский (7 - 6 вв. до н. э.) Основоположник милетской школы философии; стихийный материалист, включался античными авторами в число знаменитых семи мудрецов. Считается первым греческим философом, поскольку первым начал размышлять о природе (фюзисе) и прибегать к доказательству своих положений Первым поставил проблему архи (первоначала), из которого всё происходит; Фалес таким началом считал воду Утверждал, что всё имеет душу, приводящую тела в движение. Первым из греков предсказал солнечное затмение 585 г. до. н. э.

Анаксимандр ( гг. до н. э.) Анаксимандр Милетский, представитель милетской школы. Ученик Фалеса, автор сочинения "О природе". Лежащее в основе всех вещей первоначало не сводил ни к одной из стихий. Он назвал его «апейрон» (беспредельное). Это некое бес качественное начало мироздания порождает стихии, из которых в свою очередь образуются вещи. Все объекты возникли из апейрона (материи) и должны рано или поздно в него вернуться Анаксимандр первый предположил, что человек появился в результате эволюции от органических существ другого вида

Анаксимен (6 в. до н. э.) Ученик Анаксимандра, автор сочинения «О природе», последний известный представитель милетской школы. Отказался от идеи апейрона и рассматривал в качестве первоначала воздух, который сгущаясь, образует все объекты. Считал, что воздух не создан богами, а сами боги состоят из воздуха. Размышлял по проблемам астрономии и метеорологии.

Гекатей Милетский (6 – 5 вв. до н.э. Историк и географ, принадлежал к кругу логографов, ранних греческих историков. Сочинения: «Генеалогии», «Описание Земли» Много путешествовал, побывал в Египте. Обозначил три части света: Европу, Азию и Ливию (Африку). Выделил область обитаемых земель, назвав её ойкуменой.

На Западе греческого мира на территории Италии возникла и развивалась элейская школа философии. В элейской философии было впервые проведено различение доксы (мнения) и эпистеме (знания).

Парменид (кон. 6 - нач. 5 вв. до н. э.) Основоположник элейской школы философии Написал поэму «О природе» Впервые в европейской философии поставил проблему бытия. Утверждал, что бытие существует, но никакого небытия нет, так как его нельзя помыслить и выразить в языке. Первый высказал предположение, что картина мира, открывающаяся чувствам, не тождественна имеющемуся в объективной действительности. С помощью чувств можно составить лишь мнение, истинное же знание мы получаем с помощью разума. Таким образом, Парменид - первый рационалист. Движение и множественность вещей есть лишь иллюзия наших чувств, в мире «по истине» нет никакого движения и множественности. Всё едино и неподвижно. Бытие представлял в виде гигантского шара. Утверждая неподвижность бытия, Парменид является основоположником метафизики как противоположности диалектике.

Зенон Элейский (нач. 5 в. до н. э.) Ученик Парменида, от его сочинений сохранились лишь отдельные фрагменты. Считается основоположником субъективной диалектики как искусства доказательства и спора. Свои доказательства строил «от противного». Создатель знаменитых апорий, направленных на опровержение возможности помыслить движение и множественность. Самые известные из них: «Дихотомия» (деление пополам), «Летящая стрела», «Стадион», «Ахиллес и черепаха». Погиб в борьбе с тиранией, проявив личное мужество.

Пифагор Самосский (6 в. до н. э.) Древнегреческий философ и математик, основоположник пифагореизма; по преданию, изобрёл слово «философия». Жил в южной Италии, там основывает свою школу и «Пифагорейский союз», активно участвующий в духовной и политической жизни городов «Великой Греции». Считал, что в основе мироздания лежат числа, определяющие структуру и качества вещей. Обожествляя числа, приписывал им магическую силу. Вещи же есть подражания числам. Учил о гармонии небесных сфер, музыку которой он якобы слышал. Полагал, что в мире происходит взаимодействие противоположных начал. Верил в бессмертие души и её посмертное переселение в другие тела.

Числа понимались в античности в качестве тел. Это приводило к тому, что в античности знали лишь натуральные числа. Дроби считались соотношением целых чисел.

Филолай Филолай (5 в. до н.э.) Выходец из Кротона, последователь пифагореизма. Мир пронизан противоречием между определённым (число) и неопределённым (материей). В центре мира находится Гестия (очаг), вокруг которой вращается Земля, а вокруг Земли – остальные небесные тела.

Архит Тарентский (428 – 365 гг. до н. э.) Был последователем Пифагора, утверждал, что всё можно познать с помощью чисел. Утверждал, что «число и величина есть единые первичные формы всего существующего». Архит дал решение задачи удвоения куба. Занимался механикой, изобрёл принципы действия блока и винта. Занимался вопросами музыкальной гармонии, заметил, что высота звукового тона зависит от скорости движения звучащих тел.

Эмпедокл (5 в. до н.э.) Древнегреческий философ, жил в городе Агригент в Сицилии. Знаменит как оратор, инженер и поэт. Воззрения Эмпедокла были изложены им в поэмах «О природе» и «Очищения», дошедших до нас в фрагментах. Признавал существование традиционных четырёх стихий, но ввёл две силы, приводящие их в движение: любовь и вражду. Любовь - объединяющая сила, вражда - разъединяющая. Если действует только сила любви мир превращается в монолитное целое, где нет ничего обособленного (мир Парменида); если же действует только Вражда, мир распадается на мельчайшие частицы, хаотически носящиеся во вселенной (гераклитовский мир вечной изменчивости). Современное состояние мира - равновесие действия сил любви и вражды. Развитие космоса - циклическая смена состояний любви и вражды. Впервые выдвинул идею естественного отбора как фактора биологической эволюции. Сначала появляются отдельные органы, которые объединяются в тела.

Храм в Агригенте – родине Эмпедокла

Демокрит ( гг. до н. э.) Древнегреческий философ, один из основоположников античного атомизма (наряду с Левкиппом). Родился в Абдерах. Ему принадлежали сочинения «Большой мирострой» и «Малый мирострой». Впервые вводит понятия «макрокосм» (вселенная) и «микрокосм» (человек), которые подобны друг другу. Учил, что все тела составлены из мельчайших неделимых бескачественных частиц - атомов, различающихся формой, порядком и положением. Допускал наличие небытия в качестве пустоты. Впервые ввёл проблему первичных (форма, объём) и вторичных (цвет, вкус, запах) качеств вещей. Считал, что вещам присущи лишь первичные качества, а вторичные возникают в субъекте под влиянием тех или иных первичных качеств объекта. В гносеологии отдавал предпочтение рациональному познанию, называя чувственное познание «тёмным». Утверждал, что душа состоит из атомов; боги также не более чем видения, состоящие из лёгких атомов.

Демокрит учил о всеобщей причинной обусловленности процессов и явлений. В мире не существует ничего беспричинного. Таким образом, Демокрит явился основоположником важнейшего принципа науки – детерминизма. Цель познавательной деятельности учёных - дать причинное объяснение явлений.

Анаксагор (5 в. до н. э.) Древнегреческий философ. Автор сочинения «О природе». Учил о том, что всё состоит из мельчайших частиц (гомеомерий), обладающих теми же качествами, что и вещи, которые из них составлены. Гомеомерии делимы до бесконечности. Выдвинул тезис «Всё во всём», полагая, что в любом месте космоса содержатся все возможные виды гомеомерий. В теории познания выдвинул положение о том, что «подобное познаётся противоположным себе». Ввёл понятие о мировом уме (нусе), управляющем всеми процессами в космосе. Нус - источник всякого движения и порядка в мире. Основоположник теории панспермии, считал, что семена живого упали на Землю из космоса..

Анаксагор и Перикл Анаксагор по приглашению Перикла прибыл в Афины и стал одним из его соратников. Был обвинён в безбожии (из-за утверждения о том, что Солнце не бог, а лишь гигантский раскалённый камень) и выслан из Афин, умер в Ионии.

Гиппократ (ок ок. 370 гг. до н. э.) Греческий врач из семьи потомственных врачей, ведущих своё происхождение от бога врачевания Асклепия. Считается основоположником научной медицины. Ему приписывается так наз. «Корпус Гиппократа», состоящий из 58 сочинений, однако нельзя в точности установить, какие сочинения написаны самим Гиппократом, а какие - его последователями.

С деятельностью Гиппократа связывается переход от религиозно-мистических представлений о процессах, связанных со здоровьем и болезнями человека к их рациональному объяснению. Гиппократ считал, что болезни не посланы богами, а обусловлены естественными причинами, влиянием окружающего мира. Здоровье человека покоится на правильном сочетании 4 телесных соков (крови, мокроты, жёлтой и чёрной желчи), соответствующих 4 стихиям. Нарушение этого сочетания означает болезнь, по прошествии которой благодаря процессам в крови восстанавливается правильное сочетание соков (здоровье). Медицина Гиппократа основывается на понимании аналогии и параллелизма процессов в макрокосме (вселенной) и микрокосме (человеке). Человека необходимо лечить естественным путём, мобилизацией сил организма больного для восстановления здоровья (диета, физические нагрузки и естественные снадобья). Гиппократом были разработаны начала врачебной этики в отношении пациентов, принятой и в наши дни в качестве основы поведения врача. Всё это находит отражение в так называемой «клятве Гиппократа».

Врач обследует пациента

Алкмеон (6 – 5 вв. до н. э.) Древнегреческий врач, родился в Кротоне, испытывал воздействие пифагореизма. В своих сочинениях развивал учение о человеке как микрокосме. Рассматривал организм как систему сбалансированных противоположностей. «Сохраняет здоровье равновесие (исономия) сил влажного, сухого, холодного, тёплого, горького, сладкого и прочих; господство же (монархия) в них одного есть причина болезни. Ибо господство одной противоположности действует гибельно». Проводил анатомо-физиологические исследования. Впервые высказал мнение, что душа обитает в мозге.

Софисты Первоначально словом «софист» («мудрец») в Греции обозначали людей, сведущих в какой-либо области знания, мастерстве. С середины 5 в. до н.э. софистами стали называть учителей красноречия и философии, зарабатывавших преподаванием и изготовлением речей на заказ. Софистов подразделяют на старших (Протагор, Горгий, Продик и др.) и младших (Критий, Фрасимах и др.). Софисты стояли у истока антропологического поворота в античной философии. Главным объектом исследования софистов стал мир человека, общества и культуры, который начал ими выделяться из мира природы. Софисты вводят противопоставление того, что существует «по природе» (и, следовательно, не может быть произвольно изменено человеком), и существующего «по установлению», договору между людьми. Для софистов характерно критическое отношение к традиционному укладу жизни, традициям, обычаям, религии. Всё это может быть изменено в соответствии с новыми потребностями людей. Будучи первыми последовательными представителями субъективного идеализма, софисты отрицали наличие объективного бытия и возможность его познания. Софисты также настаивали на относительности (релятивизме) нравственных и эстетических оценок. В своей устной деятельности и сочинениях софисты, стремясь не к истине, а к убедительности, использовали софизмы - эффектные, но логически неправильные умозаключения. Софисты внесли значительный вклад в развитие гуманитарных наук: риторики, филологии, учения об обществе и т. д.

Протагор ( гг. до н.э.) Один из самых известных софистов. Из его сочинений «Ниспровергающие речи» и «О богах» до нас дошли лишь фрагменты. Первый яркий представитель субъективного идеализма в истории философии. Знаменито высказывание Протагора: «Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, и не существующих, что они не существуют». Таким образом, именно человек (субъект) является критерием достоверности всех явлений и качеств. Всё являющееся человеку истинно. Из двух противоположных мнений истинными являются оба, но лишь в отношении к породившему их сознанию. То есть все воззрения следует считать истинными и относительными. Объективное познание мира недостижимо, возможно лишь мнение. Вся действительность зависит от чувственного восприятия человеком. Таким образом, воззрения Протагора близки к агностицизму. В отношении к бытию богов Протагор проявлял скептицизм: «О богах я не могу знать, есть ли они, нет ли их, потому что слишком многое препятствует такому знанию - и неясность вопроса и краткость жизни». Сочинение Протагора «О богах» было осуждено афинским ареопагом к сожжению, а сам Протагор изгнан из Афин и погиб при кораблекрушении.

Горгий Леонтинский (ок ок. 380 гг. до н. э.) Софист Горгий Леонтинский в противоположность Протагору утверждал, что всё ложно. Как бы издеваясь над философами-физиками, он озаглавил своё сочинение О природе, или о несуществующем. Горгий утверждал, что никакого бытия нет вообще. Он доказывал, что 1) ничего не существует, 2) если оно и существует, оно непознаваемо, 3) а даже если его можно было бы познать, его невозможно было бы выразить в языке.

Сократ ( гг. до н. э.) Древнегреческий философ, жил в Афинах; не оставил после себя ни одного сочинения. О жизни и взглядах Сократа известно из произведений его учеников Платона и Ксенофонта. Считал бесполезными занятия естествознанием, поскольку природа ничему не может научить; человек - главный предмет философствования Сократа. Впервые высказал мысль о том, что наиболее точное знание есть знание, выраженное в понятиях. Свою деятельность сравнивал с ремеслом повитухи, помогающей родить (в данном случае - родить истину). Для философствования Сократа также характерна ироничность. Сократ сказал о себе: «Я знаю только то, что ничего не знаю». Был осуждён афинским судом за развращение молодёжи и придумывание новых богов. По приговору суда выпил чашу с ядом

Платон ( г. до н.э.) Настоящее имя - Аристокл, Платоном (широким) прозван за атлетическое телосложение. Наибольшее воздействие на воззрения Платона оказал Сократ, ближайшим учеником которого и являлся Платон. После смерти Сократа Платон уезжает из Афин, путешествуя по культурным центрам Средиземноморья. Несколько раз Платон приезжал на Сицилию, пытаясь смягчить нрав сиракузского тирана Дионисия. Вернувшись в Афины, Платон основывает свою философскую школу - Академию, просуществовавшую около 1000 лет. На стене Академии было начертано: «Да не войдёт сюда никто не знающий геометрии». Платон - первый философ, от которого дошли почти все сочинения. Сочинения Платона написаны в художественной форме диалогов Основные сочинения: «Пир», «Государство», «Законы» Главное действующее лицо диалогов - Сократ, от имени которого Платон выражает свои взгляды.

Учение Платона о бытии Платон является создателем первой последовательной системы объективного идеализма, учения, утверждающего, что первичным является духовное начало, существующее независимо от нашего сознания. Истинное, подлинное бытие не содержит никакой примеси не 6 ытия. Оно вечно, неизменно, неуничтожимо. Таким бытием Платон объявляет нематериальные идеи (эйдосы). Мир идей статичен. Мир идей помещается Платоном за небесным сводом. Мир идей устроен иерархически: частные идеи подчиняются более общим. Высшей идеей Платон называет идею блага. Материальный мир производен от идей, вторичен, зависим от них. Всё материальное является синтезом бытия и небытия, благодаря чему вещи всегда изменчивы, возникают и уничтожаются. Сущность материальной вещи определяется её причастностью к той или иной идее. Материальная вещь является подражанием свой идее. Мир был создан неким Творцом (Демиургом), устроившим его наилучшим образом, сообразно математическим пропорциям

ИДЕАЛИЗМ ПЛАТОНА Л1 Л2 Л3 Л4 Л5 Лошадь как таковая, Идея лошади Лошадность Изменчивое, многое, почти небытие, преходящее Постоянное, единое, подлинное бытие, вечное Идея Белого «Подвальный уровень» сущего, практически небытие МАТЕРИЯ (ХОРА) Слайд К. А. Михайлова

Учение Платона о душе Человек состоит из двух начал: материального тела и души, являющейся представителем мира идей. Подобно всем материальным вещам тело рождается, развивается и разрушается. Душа же как идеальное начало вечна, бессмертна. Платон в диалоге «Федон» выдвигает ряд доводов в пользу бессмертия души. Тело и душа противопоставляются Платоном. Тело является для души темницей, из которой она пытается освободиться. Душа желает смерти тела и занятия философией - подготовка к смерти, поскольку они отвлекают душу от всего телесного. Платон верил в теорию метемпсихоза (переселения душ). После смерти тела душа возносится в мир идей, а затем вселяется в новое тело. Платон впервые выделяет три части души 1. Вожделеющая - отвечающая за питание и продолжение рода. Она пребывает в брюшной полости. 2. Страстная - порождающая эмоции: страх, гнев, любовь и др. Она находится в грудной клетке. 3. Разумная, размещающаяся в голове. Преимущество должно быть у разумной части души.

Учение Платона о познании Познание вечно текучей, непостоянной материи даёт лишь мнение; достоверное, твёрдое знание мы можем получить лишь изучая идеи. Чувствами можно познать лишь материальные вещи, идеи же доступны лишь оторванному от чувств, умозрительному познанию. Чтобы достичь знания, следует отрешиться от чувств. Таким образом, Платон - последовательный рационалист. Настоящее знание не есть ни ощущение, ни даже правильное мнение с определением («Теэтет»). Познавать следует не единичные объекты, а общее. Всякое знание есть припоминание (анамнезис) того, что душа видела в мире идей. Основное правило познания: «Найти знание в самом себе», припомнить. Познание доопытно, априорно. В качестве главного метода познания у Платона выступает субъективная диалектика понятий. Диалектику Платон называет вершиной всех наук. Науки должны служить познанию мира идей и носить теоретический характер, практическое применение результатов научной деятельности принижает науку.

Учение о правильных многогранниках (платоновских телах) Платон пытается дать геометрическое объяснение свойствам стихий. Вслед за Пифагором он выделяет следующие правильные многогранники. 1. Гексаэдр (куб) – 6 граней - земля 2. Тетраэдр (пирамида) – 4 грани - огонь 3. Додекаэдр – 12 граней - вода 4. Октаэдр – 8 граней - воздух 5. Икосаэдр – 20 граней - эфир Тетраэдр, октаэдр и додекаэдр могут переходить друг в друга. Земля и эфир – постоянные, неизменные стихии.

Платоновские тела

Биологическая и медицинская проблематика в произведениях Платона Платон является одним из зачинателей телеологического подхода к исследованию организмов. Устами Сократа Платон в диалогах много рассуждает о целесообразности различных органов животного и человеческого тела. Основной вопрос, который должен ставиться исследователем: «Для чего существует орган?». Отсюда приоритет телеологического (целевого) принципа над каузальным (причинным). Многие места из диалогов Платона посвящены попыткам объяснения явлений, физиологии, ботаники, зоологии и анатомии человека. При этом проявляется стремление согласовать математически умозрительные и эмпирические способы объяснения, а также показать, ради какой цели всё устроено именно таким образом. В заключительной части диалога «Тимей» Платон рисует мифическую картину происхождения животных видов как регресса, перехода от высших форм к низшим в наказание за проступки, неправильное поведение и греховные помыслы. В диалоге «Законы» содержатся размышления Платона о медицине. Существует два вида медицины: для рабов и для свободных. Они различаются отношением врача к пациенту. Врач, лечащий рабов, не должен осведомлять их о болезни, а только заставлять их принимать лекарства. Врач же, лечащий свободных, должен беседовать с больным и его друзьями, убеждая их в пользе лечения. Только после этого они вправе с согласия больного начать лечение.

Академия Платона (древнеримская мозаика)

Аристотель ( гг. до н.э.) Выдающийся древнегреческий мыслитель- энциклопедист, занимавшийся всеми существовавшими в античности научными и философскими дисциплинами. Родился в семье врача в городе Стагиры (поэтому часто Аристотеля называют Стагирит). Учился в афинской Академии Платона, но вскоре разошёлся с учителем по многим вопросам и покинул Академию, сказав: «Платон мне друг, но истина ещё больший друг». Был приглашён к македонскому двору, где занимался воспитанием наследника престола, будущего знаменитого завоевателя Александра Македонского. Позже из восточного похода Александр присылал учителю редкие камни, растения, животных. В Афинах основывает свою философскую школу - Ликей. Учение Аристотеля получило название перипатетизм. После смерти Александра Аристотель как сторонник македонской партии был вынужден уехать из Афин на остров Эвбею, где спустя год и скончался. Сочинения написаны в строгой форме трактатов, ставших главной формой изложения философского материала.

Руины Ликея

Учение Аристотеля о познании Сборник работ Аристотеля, посвящённых гносеологии и логике, получил название «Органон». Стремление к знанию - врождённое свойство людей и животных. Началом философии Аристотель считал удивление. Все науки делятся на теоретические и практические. Теоретические (первая философия, математика, физика) существуют ради чистого познания; практические же (этика, политика) - ради последующего применения в жизни. Теоретические науки выше практических, так как в практических знания существуют как средство, а в теоретических являются целью. Аристотель выступает против релятивистского скептицизма софистов, утверждая познаваемость объективно существующего мира. Отвергая односторонний рационализм Парменида и Платона, Аристотель не противопоставляет чувственное и рациональное познание, а доказывает их взаимообусловленность и дополняемость в отношении друг друга. Аристотель показывает большую роль чувств в познании. Ступени познания, выделяемые Аристотелем: 1. Чувственное восприятие, 2. Опыт (1 и 2 ступени имеют дело с единичным, изучаемым чувствами), 3. Искусство (технэ), 4. Наука (на 3 и 4 ступенях постигается общее). Впервые сформулировал основные логические законы (тождества, недопущения противоречия) и разработал систему дедуктивных логических умозаключений (силлогизмов).

Учение Аристотеля о бытии Основное сочинение Аристотеля по вопросам онтологии - «Метафизика». Метафизика изучает первые причины и сущности мира; то, что находится за природным, физическим. Аристотель выступает против выделенного Платоном особого мира идей, утверждая, что не существует «чистых» идей, не связанных с материей. Кроме того, удвоение мира затрудняет, а не упрощает познание. Согласно Аристотелю, существуют лишь единичные материальные вещи, а не идеи. Всякое бытие выражается в категориях: 1. Количество, 2. Качество, 3. Место, 4. Время, 5. Отношение, 6. Положение, 7. Состояние, 8. Действие, 9. Страдание, 10. Сущность. Идеальное начало существует как форма каждой вещи. Любая вещь есть синтез материи и формы. Именно форма определяет, чем является вещь, т. е. её сущность. Материя является пассивным началом, вечной возможностью, а форма активным началом, действительностью. Учение о том, что всё состоит из материи и формы, получило название гилеморфизм. Аристотель выделяет первую материю - до воздействия на неё формы и вторую материю, являющуюся носителем определённой формы. Учение о четырёх видах причин: 1. Материальная - Из чего состоит объект? 2. Формальная - Чем является объект? 3. Действующая - Благодаря чему возник объект? 4. Целевая - Ради чего возник объект?

Учение Аристотеля о природе Аристотель много внимания уделял изучению природы. Основные сочинения по натурфилософии - «Физика», «О возникновении и уничтожении», «О небе». Изучение природы должно носить теоретически- созерцательный характер. Объекты, изучаемые физикой, материальны, изменчивы, подвижны (в отличие от неизменяемых и нематериальных объектов метафизики). Движение рассматривается Аристотелем посредством применения понятий возможности и действительности. Движение это любое изменение, благодаря чему возможность становится действительностью. Физика Аристотеля носит телеологический характер. Все процессы в мире неорганической и органической природы направлены к определённой цели, заключающейся в результате, итоге процесса. Например, целью падения камня является достижение им естественного места всех тяжёлых тел - центра Земли. Космос представлялся Аристотелю конечным и сферическим. Мир делится на надлунный и подлунный. Надлунный мир заполнен эфиром, благодаря чему все движения имеют там правильную циклическую форму, по которой движутся небесные тела. Подлунный мир несовершенен, движения в нём носят неправильный характер. Бог понимался Аристотелем как высшая форма, «форма всех форм», бесконечная актуальность. Бог в космологии Аристотеля играет роль неподвижного перводвигателя, первопричины всего сущего.

Основные свойства стихий по Аристотелю Земля Огонь Вода Влажное Холодное Теплое Сухое Воздух

Аристотель как биолог Один из основоположников биологии как науки. В качестве «отца зоологии» написал работу «О частях животных». В своих сочинениях стремился привлечь внимание к биологической проблематике, доказывая, что растения и животные являются не менее интересным предметом изучения чем небесные тела. Изучение органической природы важнее неорганической, так как человек сам принадлежит органическому миру, он ему ближе. Дал одно из первых определений жизни: «Жизнью мы называем всякое питание, рост и упадок тела, имеющие основания в нём самом». Был сторонником теории самопроизвольного зарождения живого (низших животных) из неживого. Придерживался телеологического принципа объяснения устройства и действия организма. Каждый орган тела существует ради определённой цели. Именно целевое основание придаёт гармонию и совершенство живому. Различил орган и функцию, связывая орган с материальной причиной, а функцию с формальной и целевой. Всё живое может быть изображено в виде иерархической лестницы существ, восходящей к всё большему совершенству. Органические виды существуют вечно и не превращаются друг в друга, не эволюционируют. Описал более 500 видов животных. Предложил первую классификацию животных, подразделив их на роды и виды. Именно они, а не отдельные особи должны интересовать исследователя. Совершил ряд конкретных биологических открытий. Например, исследовал жевательный аппарат морских ежей («Аристотелев фонарь»).

Учение Аристотеля о душе Основоположник психологии как научной дисциплины, автор первого психологического трактата «О душе», содержащего обзор мнений и критику представлений своих предшественников о душе а также попытки решения многих психологических проблем. Душа есть осуществление возможности жизни (энтелехия). Душа как энтелехия придаёт завершённость органическому совершенству тела. В понимании отношения души и тела разошёлся с Платоном. Душа не представляет собой некоего отдельного и противоположного телу начала, она неразрывно связана с телом, хотя и не является сама телом. Здоровье тела обусловливает и нормальное функционирование души. Душа не может существовать вне тела, поэтому отвергается учение о посмертном бытии души и теория переселения душ. После смерти тела душа исчезает. Различал три вида душ 1. Растительная, отвечающая за питание, рост и размножение (есть у всех живых существ) 2. Животная, придающая телу активность; основным критерием наличия животной души является осязание (есть у животных и людей) и 3. Разумная, способная к рассуждению и размышлению (есть только у человека).

Теофраст (372 – 287 гг. до н.э.) Древнегреческий философ и учёный. Настоящее имя – Тиртам. Был учеником и другом Аристотеля, после его смерти возглавил перипатетическую школу (Ликей). Написал свыше 200 трудов по естествознанию, философии и психологии. Благодаря своей работе «О причинах растений» является основоположником ботаники. Описал в своих трудах 550 видов растений. Создал классификацию растений, систематизировал накопленные сведения по ареалам распространения растений, морфологии, медицинскому использованию растений. Исследовал проблему приспособленности окраски растений и животных к окружающей среде. В труде «Характеры» выделил наиболее распространённые типы психических характеристик людей (30 характеров).

Древнегреческие историки Геродот (484 – 426 гг. до н. э.) Фукидид (454 – 396 гг. до н.э.)

Основные черты эллинистической науки Эпоха эллинизма начинается после походов Александра Македонского в 330 гг. до н.э. и характеризуется значительным распространением ареала греческой культуры на восток. С другой стороны греческая культура отходит от классических канонов и приобретает эклектические черты. Появляются новые культурные центры – Александрия и Пергам. В эпоху эллинизма возникают и приобретают распространение новые философские школы: кинизм, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм. Главной областью философии считается этика, а физика занимает подчинённое положение. Происходит разделение науки и философии. Философы в основном занимаются проблемами нравственности и антропологии, а учёные вопросами естествознания, не претендуя на философские обобщения. В эпоху эллинизма достигает высокого уровня дифференциация (разграничение) наук. Возрастает значение инженерии и техники.

Александрия как научный центр Расцвет Александрии наступает при правлении в Египте македонской династии Птолемеев. Уже Птолемей 1 основал в 290 г. до н.э. Мусейон – храм в честь муз, ставший основой александрийской научной школы. В Мусейоне были устроены аудитории для занятий, обсерватории, помещения для анатомического изучения тел людей и животных. В Александрию приглашались учёные из всего греческого мира, им платилось жалование, были специальные бесплатные столовые и гимнастические залы для учёных. Особым предметом забот была александрийская библиотека, тщательно собиравшаяся Птолемеями. Библиотека насчитывала около 500 тысяч свитков.

Александрийская библиотека (реконструкция)

Пергам как научный центр В Пергаме имелась богатая библиотека, основанная в 3 в до н.э. В связи с запретом вывоза папируса из Египта в Пергаме начали изготовлять новый писчий материал – пергамент – из обработанной телячьей шкуры. Из учёных известен Аполлоний Пергамский, давший изложение теории конических сечений, а также введший теорию эпициклов. В Пергаме развивалась филология – грамматический разбор и комментирование текстов.

Карта проживания выдающихся учёных античности

Архимед ( гг. до н. э.) Древнегреческий математик и инженер. Родился и жил в Сиракузах. Обучался в Александрии. Основные сочинения «О сфере и цилиндре», «Спирали», «Псаммит» (исчисление больших чисел). Исследовал вопросы статики и гидравлики. Вывел закономерности равновесия плоскостей. Искал центры тяжести различных фигур. Применял принцип рычага. Говорил: «Дайте мне точку опоры и я сдвину Землю». Построил механическую модель небесной сферы Изобрёл «Архимедов винт», машины для обороны Сиракуз от римлян, фокусирующие зеркала. Убит римскими солдатами при взятии Сиракуз.

Иллюстрация к закону погружения тел Архимеда Вывел закон гидравлики: «Тела более тяжёлые, чем жидкость, опущенные в эту жидкость станут легче на величину всей жидкости в объёме, равном объёму погружённого тела». Интуитивно догадался об этом при погружении в ванну, воскликнув «Эврика!».

Архимедов винт

Аристарх Самосский (320 – 240 гг. до н.э.) Древнегреческий астроном и математик. Впервые выдвинул гелиоцентрическую систему мира, однако эта теория в античности не была принята. Допустил, что суточное движение неба происходит от вращения Земли вокруг своей оси. В труде «О величине и расстоянии Солнца и Луны» определил расстояние от Земли от Солнца и Луны. Солнце в 19 раз дальше от Земли, чем Луна (на самом деле в 400 раз).

Евклид (умер в 270 г. до н.э.) Древнегреческий математик, жил в Александрии. Написал классический труд по математике – «Начала» (Стойхейон). Развивал математику как строгую науку. Также писал сочинения по оптике. Начала состоят из 15 книг. Рассматривал вопросы планиметрии и стереометрии, теории чисел, пропорции. Выдвигает дедуктивный способ построения научной теории: сначала даются определения и аксиомы (постулаты), а затем из них выводятся и доказываются теоремы. Задал проблему 5 постулата: можно ли провести через точку на плоскости одну или несколько прямых параллельную данной.

Эратосфен (276 – 194 гг. до н.э.) Древнегреческий астроном и математик. Родился в Кирене. Обучался в Афинах. Служил хранителем александрийской библиотеки. Написал труд «География». Измерил окружность земного шара – км., что очень близко к действительности. Впервые измерил дугу меридиана, определил наклон эклиптики. Составил каталог 675 неподвижных звёзд. Предложил вводить каждые 4 года дополнительный день для точности календаря. Писал труды по теории чисел, астрономии, филологии.

Метод измерения Эратосфеном диаметра Земли Эратосфен воспользовался тем фактом, что в день летнего солнцестояния в полдень в Александрии Солнце отстаёт от зенита на 1/50 часть большого круга, а в Сиене, находящейся на 5000 стадий южнее, оно оказывается в точности в зените. Отсюда длина меридиана равна 5000 × 50 = стадий. Позднее это число было увеличено до стадий. Определить, насколько эти оценки близки к реальности, трудно, поскольку неизвестно, каким именно стадием пользовался Эратосфен.

Карта мира по Эратосфену В сравнительно больших отрывках дошло до настоящего времени сочинение Эратосфена о географии. В полном своём составе оно делилось на три книги. В первой автор дал критический обзор истории географии, от первого появления географических понятий до своих непосредственных предшественников, то есть до историков и географов, воспользовавшихся походами Александра и их описаниями. Вторая книга излагает основы географии по взглядам самого автора. Предмет третьей книги составляет суша.

Клавдий Птолемей (90 – 160) Древнегреческий астроном. Жил в Александрии. В труде «Великое установление» («Альмагест») математически обосновывал теорию движения планет и солнца вокруг неподвижной Земли – геоцентрическую систему мира. Планеты движутся вокруг Земли по эпициклам и деферентам. Разработал методы вычисления положения небесных тел. Широко применял методы тригонометрии при вычислениях положения небесных тел. В области оптики исследовал законы преломления и рефракции света. В труде «География» дал свод географических сведений, накопленных в античности.

Эпициклы и деференты Согласно модели Птолемея, всякая планета равномерно движется по кругу (эпициклу), центр которого, в свою очередь, движется по другому кругу, который и называется деферентом. Основанием для такой искусственной конструкции послужила необходимость моделировать неравномерное движение планет, в частности, попятное движение, а также объяснить изменение их видимой яркости, связанное с изменением расстояния от Земли.

Карта мира по Птолемею

Герон Александрийский (10 – 75) Александрийский математик и механик. В трактате «Механика» Герон описал пять типов простейших машин: рычаг, ворот, блок, клин и винт. Герон установил «золотое правило механики», согласно которому выигрыш в силе при использовании этих механизмов сопровождается потерей во времени. В трактате «Пневматика» Герон описал различные сифоны, хитроумно устроенные сосуды, автоматы, приводимые в движение сжатым воздухом или паром. Это эолипил, представлявший собой первую паровую машину шар, вращаемый силой струй водяного пара; автомат для открывания дверей, автомат для продажи «святой» воды, пожарный насос, водяной орган, механический театр марионеток. В книге «Об автоматах» также описаны различные автоматические устройства. В трактате «Беллопоэтика» Герон описал различные военные метательные машины. Вывел формулу определения площади треугольника по его трём сторонам.

Клавдий Гален (130 – 200) Древнеримский врач. Жил в Коринфе, Риме и Пергаме. Написал около 200 сочинений. Главный труд Галена «О частях человеческого тела» определил развитие медицинских знаний боле чем на 1000 лет. Обобщив достижения античной математики, попытался дать целостное анатомо-физиологическое описание живого организма. Применял вивисекционные эксперименты на животных.

Наука Древнего Рима

Катон Цензор