Формирование универсальных учебных действий в процессе обучения. Директор школы, учитель математики Мищенко М.Е.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Формирование универсальных учебных действий как одно из условий повышения качества образования.
Advertisements

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт начального общего образования.
Роль универсальных учебных действий в системе современного общего образования.
Власова И.А., год. ПЛАН РАБОТЫ 1 Разработка рабочей программы педагога в соответствии с требованиями ФГОС ООО 2 Отличительные особенности рабочей.
Метапредметные результаты обучения русскому языку на современном этапе (по ФГОС ООО)
Камышанова Т.В. Завуч по УВР в начальных классах МОУ СОШ 3 г.Суровикино Волгорадской области.
Проектная деятельность учащихся начальной школы как фактор развития универсальных учебных действий М.Д.Черепанова, учитель начальных классов ГОУ «Красночикойская.
Семинар – практикум «Средства формирования УУД у младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности»
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Использование интерактивных образовательных ресурсов для формирования универсальных учебных действий в условиях ФГОС второго поколения учитель начальных.
Требования к результатам освоения Основной Образовательной программы при переходе на ФГОС.
Проектирование планируемых результатов ( на примере работы с текстом ) © Куединский РМЦ, 2012.
Универсальные учебные действия. В соответствии с ФГОС в программе представлено четыре вида УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
УУД (универсальные учебные действия) в широком значении: - умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного.
Выступление на педагогическом совете г. Составила : Занкина М. В. Структура Основной образовательной программы. Универсальные учебные действия.
Учитель начальных классов Бутузова С.Н. Характеристика познавательных УУД и планируемые результаты Характеристика познавательных УУД и планируемые результаты.
Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования.
СОБРАНИЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым.
Особенность ФГОС ОО: переход к системно-деятельностной образовательной парадигме.
«Формирование универсальных учебных действий в основной школе»
Транксрипт:

Формирование универсальных учебных действий в процессе обучения. Директор школы, учитель математики Мищенко М.Е.

Структуры образовательной программы 1. Целевой раздел: 1.1. пояснительная записка; 1.2. планируемые результаты освоения обучающимися ООП ООО; 1.3. система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП ООО. 2. Содержательный раздел: 2.1. программа развития УУД на ступени ООО; 2.2. программы отдельных учебных предметов, курсов; 2.3. программа воспитания и социализации обучающихся на ступени ООО; 2.4. программа коррекционной работы; 3. Организационный раздел: 3.1. базисный учебный план ООО; 3.2. система условий реализации ООП.

Структура программы развития универсальных учебных действий 1. Общие подходы 2. Цели и задачи программы, описание её места и роли в реализации требований Стандарта 3. Описание понятий, функций, состава и характеристик УУД и личностных результатов и их связи с содержанием отдельных учебных предметов, внеурочной и внешкольной деятельностью, а также места отдельных компонентов УУД в структуре образовательного процесса

Под общеучебными умениями мы понимаем умения, универсальные для всех школьных предметов и основных сфер человеческой деятельности. Универсальные учебные действия (УУД)- это обобщённые действия, обеспечивающие умение учиться. Обобщённым действиям свойствен широкий перенос, т.е. обобщенное действие, сформированное на конкретном материале какого-либо предмета, может быть использовано при изучении других предметов.

Система работы по обеспечению личностных, метапредметных результатов

Цель УУД Развитие ребёнка, подведение его к овладению основными обобщёнными способами в учебной деятельности

Цель формирования УУД -обеспечение системного подхода к личностному развитию и формированию УУД 3. Охарактеризовать систему типовых заданий для формирования личностных результатов и УУД 4. Предложить систему типовых задач для оценки сформированности УУД ЗАДАЧИ 2. Определить перечень личностных и метапредметных результатов образования 1. Показать связь личностных результатов и УУД с содержанием учебных предметов, используемых технологий работы 5. Формирование умений и навыков учебно – исследовательской и проектной деятельности 6. Формирование ИКТ- компетентности учащихся

расширение возможностей ориентации в различных предметных областях формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности развитие УУД на ступени основного общего образования направлено на: реализацию требований Стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования

Роль личностных и метапредметных результатов образования в становлении функционально грамотной личности Целью образовательной системы является формирование функционально грамотной личности, т.е. человека, который: 1. обладает огромным потенциалом к саморазвитию, умеет учиться и самостоятельно добывать знания; 2. владеет обобщённым целостным представлением о мире,привык самостоятельно принимать решения и нести за них персональную ответственность; 3. усвоил положительный опыт предыдущих поколений, тем самым заложив основу своей гражданской самоидентификации; 4. толерантен по своей жизненной позиции; 5. эффективно владеет вербальными и невербальными средствами общения и использует их для достижения своих целей; 6. способен жить в любом социуме, адаптируясь к нему

Роль учебных предметов в формировании личностных и метапредметных результатов Средствами достижения личностных и метапредметных результатов в каждом предмете могут служить: Продуктивные задания Текст Иллюстративный ряд Принцип минимакса

Личностные результаты в образовательной системе 1. Оценивать ситуацию и поступки 2. Объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей 3. Самоопределяться в жизненных ценностях и поступать в соответствии с ними, отвечая за свои поступки 4. Ценность семьи 5. Ценность Родины 6. Ценность целостного мировоззрения 7. Ценность социализации 8. Ценность образования 9. Ценность здоровья 10. Ценность природы

Универсальные учебные действия Коммуникативные УУД Доносить свою позицию до других; понять другие позиции; договариваться с людьми для того, чтобы сделать что- то сообща Регулятивные УУД Определять и формировать цель деятельности; составлять план действий по решению задачи; соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его Познавательные УУД Извлекать информацию; перерабатывать информацию из одного вида в другой; владеть приемами осмысленного чтения; формирование ИКТ - компетенции

Технологии деятельностного типа Проблемно- диалогическая технология : постановка проблемы; поиск решения; подведение итогов; Регулятивные УУД Коммуникативные УУД Познавательные УУД Технология оценивания образовательных достижений : развитие умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать себя Регулятивные УУД Коммуникативные УУД Личностное развитие Технология продуктивного чтения : овладение приемами освоения текста на этапах : до чтение,во время чтения, после чтения Коммуникативные УУДПознавательные УУД

развитие познавательных УУД: формирование представлений о математике, как о методе познания действительности Информатика личностные результаты: применение достижений физики для рационального природопользования формирование коммуникативных УУД: «Математика – универсальный язык науки» развитие познавательных УУД: формирование знаний о логических значениях, умение структурировать информацию Математика Физика формирование познавательных УУД: приобретение опыта применения научных методов познания

Умения самостоятельно делать СВОЙ ВЫБОР в мире мыслей, чувств и ЦЕННОСТЕЙ и отвечать за этот выбор Личностные результаты Умения ОРГАНИЗОВЫВАТЬ свою деятельность Регулятивные универсальные учебные действия Умения результативно МЫСЛИТЬ и работать с ИНФОРМАЦИЕЙ в современном мире Познавательные УУД Умения ОБЩАТЬСЯ, взаимодействовать с людьми Коммуникативные УУД Оценивать ситуации и поступки (ценностные установки, нравственная ориентация ) Объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей Самоопределяться в жизненных ценностях (на словах) и поступать в соответствии с ними, отвечая за свои поступки Определять и формулировать цель деятельности Составлять план действий по решению проблемы (задачи) Осуществлять действия по реализации плана Соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его Извлекать информацию. Ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания. Перерабатывать информацию (анализировать, обобщать, классифицировать, сравнивать, выделять причины и следствия) для получения необходимого результата в том числе и для создания нового продукта Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст, таблица, схема, график, иллюстрация и др.) и выбирать наиболее удобную для себя форму. Работая с информацией, уметь передавать её содержание в сжатом или развёрнутом виде, составлять план текста, тезисы,конспект и т.д.) Доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи Понимать другие позиции (взгляды, интересы) Договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что- то сообща Важнейшие личностные и метапредметные результаты в терминологии

Классы Определять и формулировать цель деятельности. Составлять план действий по решению проблемы (задачи) Осуществлять действия по реализации плана Соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его 5-6 необходимый уровень Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно B диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки Регулятивные универсальные учебные действия на разных этапах обучения

Классы Извлекать информацию. Ориентироваться в своей системе знаний; Делать предварительный отбор источников информации Перерабатывать информацию для получения необходимого результата, в том числе и для создания нового продукта Преобразовывать информацию из одной формы в другую и выбирать наиболее удобную для себя форму представления 5-6 Необходи- мый уровень Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи. Самостоятельно отбирать для решения предметных учебных задач необходимые словари, энциклопедии. Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (энциклопедии, справочники, электронные диски) Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. Осуществлять сравнение, классификацию. Строить логическое рассуждение. Создавать модели. Составлять тезисы, различные виды планов Преобразовывать информацию из одного вида в другой Познавательные универсальные учебные действия на разных этапах обучения в основной школе

Классы Доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи Понимать другие позиции (взгляды, интересы) Договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды для того чтобы сделать что-то сообща 5-6 Необходи- мый уровень Отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.) Коммуникативные универсальные учебные действия на разных этапах обучения в основной школе

Условия, обеспечивающие развитие УУД 1)Знакомство с ФГОС 2) Обучение учителей конструированию уроков, нацеленных на метапредметные и личностные результаты 3) Обучение учителей конструированию уроков с использованием современных образовательных технологий

Фрагменты урока: Виды деятельности учащихся, задания и т.д. Использование технологий деятельностного типа: Проблемный диалог (проблемная ситуация, поиск решения, применение нового ) Продуктивное чтение (работа с текстом до чтения, во время чтения, после чтения) Оценивание учебных успехов (самооценка по алгоритму и др.) Какие результаты продемонстрированы в виде универсальных действий (указать группу и конкретные виды действий): Регулятивные: определять цель и составлять план, действовать по плану, оценивать результат Познавательные: извлекать информацию, перерабатывать ее (анализ, сравнение, классификаци), представлять в разных формах Коммуникативные: доносить свою позицию, понимать других (в т.ч. вычитывать информацию, данную в явном и неявном виде – подтекст, концепт), сотрудничать Личностные: оценивать поступки, объяснять нравственные оценки и мотивы, самоопределяться в системе ценностей Что в следующий раз можно сделать лучше? Проблемы в развитии: - универсальных учебных действий; - предметных умений Другие проблемы взаимодействия учителя и учеников, проявившие в данном фрагменте урока СХЕМА АНАЛИЗА УРОКА ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ФГОС Учитель:.Класс:.Предмет:. Тема.

Система оценки деятельности ОУ по формированию и развитию УУД Результат ученика – это действия по использованию знаний в ходе решения задач Задания на диагностику предметных результатов Задания на диагностику метапредметных результатов Задания на диагностику личностных результатов Комплексные задания, «жизненные задачи» проекты

КРИТЕРИИ СФОРМИРОВАННОСТИ УУД

Критерии сформированности личностных УУД: структура ценностного сознания; уровень развития морального сознания; присвоение моральных норм, выступающих регуляторами морального поведения; полноту ориентации учащихся на моральное содержание ситуации, действия, моральной дилеммы, требующей осуществления морального выбора.

Критерии формирования познавательных УУД: произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач; ориентироваться на разнообразие способов решения задач; учиться основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов; уметь выделять существенную информацию из текстов разных видов;

Критерии формирования познавательных УУД: уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков уметь осуществлять синтез как составление целого из частей; уметь осуществлять сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям; уметь устанавливать причинно-следственные связи; уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

Критерии сформированности коммуникативных действий: желание вступать в контакт с окружающими (мотивация общения «Я хочу!»); знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими (знакомство с коммуникативными навыками «Я знаю!»); умение организовать общение (уровень овладения коммуникативными навыками «Я умею!»), включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации, умение работать в группе;

Критерии сформированности регуляции деятельности у учащегося-это способность: выбирать средства для организации своего поведения; запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени; планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм; предвосхищать промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки;

Критерии сформированности регуляции деятельности у учащегося-это способность: предвосхищать промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки; начинать и заканчивать действие в нужный момент; тормозить ненужные реакции.

На ступени ООО устанавливаются планируемые результаты освоения: Четырех междисциплинарных учебных программ: «Формирование УУД». «Формирование ИКТ – компетентности обучающихся». «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности». «Основы смыслового чтения и работа с текстом».