Лексические особенности языка кроссвордов и сканвордов Выполнили: ученики 11«А» класса Брюханов Олег Верховец Андрей Руководитель: Захватова Светлана Эдуардовна,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
План исследовательской работы Тема работы Особенности языка сканвордов и кроссвордов Автор (коллектив авторов) Брюханов Олег Верховец Андрей Фото автора.
Advertisements

Готовимся к ЕГЭ по русскому языку Учебный тренажёр и проверочный тест по теме : « Средства выразительности » Составитель: учитель русского языка и литературы.
Ребусы английских слов Работу выполнил: Филатов Игорь, ученик 3 «В» класса МОУ «Гимназия 17» Руководители работы: Долинко М.Д., учитель английского языка.
«Развитие у детей связанной речи в старшей группе через художественную литературу» Выступающий: Воспитатель : 1 квалификационной категории Быкова Мария.
Особенности перевода названий английских и американских фильмов на русский язык Автор работы: ученица 11 Б класса Дроздова Ольга Руководитель: учитель.
Узуальные и окказиональные образно-выразительные средства в научно-популярных текстах об архитектуре на английском и русском языках Выполнила магистрант.
Пинежские сказки: вчера и сегодня. Автор: Курбанова Влада, ученица 7 класса, МБОУ СОШ 4. Научный руководитель: Ерофеевская Любовь Владимировна, учитель.
Научно-исследовательская работа на тему: Использование англицизмов в русском языке обучающимися СОШ 7 г. Городца Выполнила: Веселова Анастасия, ученица 7 класса.
Прозвища как особый вид антропонимической лексики и их функционирование в школьной среде Автор работы: Ворошилов Семён, учащийся 8 класса МОУ Комсомольской.
«Исследование появления чисел в пословицах и поговорках и их значение». автор проекта: Шабанова Диана 5 «А» руководитель проекта: Романова Т.В. консультант.
Сравнительный анализ русских и английских народных сказок Выполнил ученик VI класса Б МОБУ «СОШ 16» г. Минусинска Иванишкин Дмитрий. Руководитель: Колмакова.
Научный стиль. История научного стиля Возникновение научного стиля связано с развитием разных областей научного знания, разных сфер деятельности человека.
КАК АВТОР СОЗДАЕТ ОБРАЗ ЛИТЕРАТУРНОГО ГЕРОЯ? КАК АВТОР СОЗДАЕТ ОБРАЗ ЛИТЕРАТУРНОГО ГЕРОЯ? (Леонид Соловьев и Ходжа Насреддин) Исследовательский проект.
Проект Исследовательский Авторы проекта: Лазарева Н.В.; Будз А.М.; Ломакина М.И.; Коваленко Н.В.; Зацепина Н.А.; Бурматова М.Г. Павлюченко Л.Л.
Антонимы Выставкин С. Романова К. 6 класс Проблемные вопросы Что такое антонимы? С какой целью и как часто антонимы используются в речи?
Учимся писать сочинение- рассуждение на лингвистическую тему ГИА 2015.
Берёза «художественная» и берёза «научная» Художественное и научное постижение мира Материалы Беловой И.П., учителя русского языка и литературы МОУ «СОШ.
МОУ Видновская средняя общеобразовательная школа 7 Проектная работа по русскому языку Работу выполнили ученицы 6 «б» класса Фокина Ирина и Ткачева Анастасия.
Впишите название работы Укажите всех авторов и имя руководителя.
Особенности языка наружной рекламы разных эпох. Выполнили: ученики 10«А» класса Брюханов Олег Верховец Андрей Руководитель: Захватова Светлана Эдуардовна,
Транксрипт:

Лексические особенности языка кроссвордов и сканвордов Выполнили: ученики 11«А» класса Брюханов Олег Верховец Андрей Руководитель: Захватова Светлана Эдуардовна, учитель русского языка и литературы

Цель: исследовать лексические особенности языка сканвордов: особенности определения понятий и особенности словаря слов, который используется для заполнения сканвордов.

Задачи изучить литературу по выбранной теме; познакомиться с содержанием сканвордов в популярных изданиях; проанализировать образцы текстов сканвордов; определить тематическое содержание языка словесных головоломок; определить основные способы определения загадываемых понятий;

Гипотеза Мы предполагаем, что в языке сканвордов словарь слов и определения разгадываемых понятий разнообразны, интересны.

Объект исследования: сканворды из популярных газет и журналов «Крепость», «Разгадай», «Зайка», «Тещин язык». Предмет исследования: язык сканвордов: определяемые понятия и способы их определения.

История возникновения кроссворда Первый рисунок, похожий на кроссворд, был изображен на плите, найденной в 1868 году в Англии. Современный кроссворд появился около века назад в США. В Росси первый русскоязычный кроссворд появился и был опубликован в 1925 году.

Основные требования к составлению: определения должны быть по возможности краткими; запрещается использование в одной сетке двух и более одинаковых слов, даже с различными определениями запрещается использование однокоренных слов в вопросах и ответах; запрещается использование ненормативной лексики, слов воровского жаргона, названий редких и специфических болезней; в клетке сканворда не должно быть больше, чем двадцать четыре знака; сюда входят любые знаки препинания, а также пробел; определения должны быть разнообразны и не повторяться из сканворда в сканворд; в рамках одного сборнике таких повторов должно быть не более 5%

Тематическое содержание сканвордов Литература История, мифология Вера и религия Искусство География Растительный и животный мир Человек..(характер, род занятий) Повседневная жизнь человека Продукты питания Обобщенные понятия Общественные явления Терминология

Подходящая пара Кощею – Яга; персидский поэт – Рудаки; орудие Раскольникова – топор; вымышленное имя автора – псевдоним; байка в рисунках – комикс. Город, погибший от коня – Троя; лейтенант с «Очакова» - Шмидт, боец лёгкой кавалерии – гусар. Шифран иначе – крокус; фрукт с хохолком - ананас; щекастый грызун – хомяк. Балетная прима Майя – Плисецкая; любовь меломана – музыка; неспешный темп сонаты – адажио.

Способы определения понятий Определение понятий на основе синонимов (врун-лжец, доктор-врач, пугало-чучело) Определение понятий на основе родовидовых отношений (софа-мебель, метафора-троп, сафари-охота) Определение понятий по указанным признакам (сундук с золотом-клад, плакучее дерево-ива, подземное укрытие- бункер) Пропущенное понятие в определении (В глаза хвала, а за глаза …. – хула; …. тебе на язык – типун)

Образные определения понятий орган – поющие трубы в костёле (метафора) крик – вопль капризной моды (фразеологизм) унты – небритые сапоги (эпитет) ребро – строительный материал для Евы (метафора) треск – провальный звук на экзамене (фразеологизм) нора – лисья недвижимость (метафора) блеф – пыль в глаза в картах (поговорка) море – «мир бездонный» по Антонову (по тексту популярной песни) осел – чемпион по упрямству (фразеологизм) ежевика – посиневшая малина (эпитет) орава – ватага с лужёными глотками (разговорная лексика) гора – сваливается с плеч (пословица) юбиляр – «круглый» герой банкета (метафора)

Понятия, не допустимые в языке сканвордов и кроссвордов Жаргонизмы; вульгаризмы; слова, несущие негативную информацию Подвал для покойников – морг Замочил своего брата Авеля – Каин Кабанья физия – рыло Бабник из английской классики – ловелас Идиот высшей пробы – дебил

Заключение Популярность словесных головоломок зависит прежде всего от того, каким языком даны определения разгадываемых понятий. Чем необычнее, красочнее, выразительное определение, тем интереснее сканворд, чем разнообразнее тематика лексики – тем больше знаний требуется при разгадывании кроссворда или сканворда.