Современные тенденции в технологиях лоббизма на Западе и в России Семинар, сентябрь 2003 год.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Лоббизм Лобби́зм (англ. lobbyism, от англ. lobby кулуары) давление на парламентариев путём личного или письменного обращения либо другим способом (организации.
Advertisements

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО Эффективность Репутация Перспективы.
Введение В современной России власть, ее политические структуры и институты претерпевают существенные трансформации. Государство испытывает потребность.
Прохождение практики студентами Высшей школы современных социальных наук (факультет) МГУ им. М.В. Ломоносова.
Институционализация российского лоббизма: проблемы современности Ильичева Людмила Ефимовна- доктор политических наук, профессор
Организация разработки стратегии муниципального развития.
Программа кандидата на должность Уполномоченного по правам предпринимателей при Правительстве Ростовской области Кандидат Белобородов Вячеслав Геннадьевич,
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВО - ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Общественный совет по защите прав пациентов Москва, сентябрь 2010 г.
Государственная программа Республики Коми «Развитие системы государственного и муниципального управления» на годы (основные положения государственной.
PR в контексте задач госслужбы в России на современном этапе. Тема лекции:
Реализация государственной политики в сфере обеспечения информационной безопасности.
О внедрении оценки регулирующего воздействия муниципальных нормативных правовых актов в администрации Кондинского района ноябрь, 2015 год.
Россия, , г. Самара, ул. Ново-Садовая, 14а ИНТЕГРАЦИЯ ПЕРВОЙ ОЧЕРЕДИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНОМ И СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫ ОБРАЗОВАНИЕМ С.
Центр экспертиз ЭКОМ1 ЧТО ТАКОЕ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА, КАК ОНА СОЗДАЕТСЯ И КАК РАБОТАЕТ Афиногенов Д.В., к.пол.н.
Центр экспертиз ЭКОМ1 ЧТО ТАКОЕ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА, КАК ОНА СОЗДАЕТСЯ И КАК РАБОТАЕТ Афиногенов Д.В., к.пол.н.
Губернатор Омской области, Председатель Правительства Омской области Виктор Иванович Назаров О приоритетных задачах и направлениях развития потребительского.
Организация системы антитеррористической деятельности в Российской Федерации г.Томск – 2008г.
Роль и задачи Общественного Совета при Управлении образования в системе независимой оценки качества образования. Чернышева Ирина Ивановна, председатель.
ДОКТРИНА ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РФ Представляет собой совокупность официальных взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления обеспечения.
Транксрипт:

Современные тенденции в технологиях лоббизма на Западе и в России Семинар, сентябрь 2003 год

Термин «лоббизм» - английского происхождения («лобби» - парламентские кулуары) Лоббизм в современном понимании - система и практика реализации интересов различных групп (союзов и объединений) граждан путем организованного воздействия на законодательную и административную деятельность государственных органов. Лоббизм в современном понимании - система и практика реализации интересов различных групп (союзов и объединений) граждан путем организованного воздействия на законодательную и административную деятельность государственных органов. Субъектами лоббистской деятельности являются физические и юридические лица. В США - это физические и юридические лица, в ФРГ - только юридические лица, в России (согласно пока непринятому законопроекту) - лишь физические лица, действующие «от имени и в интересах конкретных клиентов». Субъектами лоббистской деятельности являются физические и юридические лица. В США - это физические и юридические лица, в ФРГ - только юридические лица, в России (согласно пока непринятому законопроекту) - лишь физические лица, действующие «от имени и в интересах конкретных клиентов».

Среди реальных лоббистов можно выделить следующие группы: политические, социальные, экономические, региональные и иностранные. Политические лоббисты это прежде всего финансово-экономические и социальные группы, которые добиваются необходимого влияния посредством участия в политической борьбе и предвыборных кампаниях. Политические лоббисты это прежде всего финансово-экономические и социальные группы, которые добиваются необходимого влияния посредством участия в политической борьбе и предвыборных кампаниях. К социальным лоббистам в первую очередь принадлежат профсоюзы К социальным лоббистам в первую очередь принадлежат профсоюзы Для экономических лоббистов наиболее действенными рычагами давления на процессы принятия государственных решений являются экономические меры. Для экономических лоббистов наиболее действенными рычагами давления на процессы принятия государственных решений являются экономические меры. Региональные лоббисты стремятся получить определенные льготы и преимущества для своих территорий. Региональные лоббисты стремятся получить определенные льготы и преимущества для своих территорий. Иностранные лоббисты - это влиятельные зарубежные «группы давления», национальные общины. Иностранные лоббисты - это влиятельные зарубежные «группы давления», национальные общины.

Три основных предмета, которые лоббируются в органах власти: ресурс (когда предпринимаются действия для того, чтобы перераспределить в свою пользу общественный ресурс), ресурс (когда предпринимаются действия для того, чтобы перераспределить в свою пользу общественный ресурс), проблема (когда предпринимаются действия по разрешению проблемной ситуации, например, устранению барьера в бизнесе и т.п.), проблема (когда предпринимаются действия по разрешению проблемной ситуации, например, устранению барьера в бизнесе и т.п.), позиция (предпринимаются действия для того, чтобы получить статус, занять монопольную позицию и т.п.). позиция (предпринимаются действия для того, чтобы получить статус, занять монопольную позицию и т.п.).

Примеры лоббистских кампаний Пример кампании по решению проблемы – блокирование и отмена постановления московского правительства об эвакуации машин (лоббировали автовладельцы через Общество защиты прав потребителей) Пример кампании по решению проблемы – блокирование и отмена постановления московского правительства об эвакуации машин (лоббировали автовладельцы через Общество защиты прав потребителей) Пример кампании по занятию монопольной позиции – повышение пошлин на ввоз иномарок старше 7 лет в Россию (лоббировал Дерипаска) Пример кампании по занятию монопольной позиции – повышение пошлин на ввоз иномарок старше 7 лет в Россию (лоббировал Дерипаска) Пример кампании по получению ресурса – принятие закона об обязательном автостраховании (лоббировали страховщики) Пример кампании по получению ресурса – принятие закона об обязательном автостраховании (лоббировали страховщики)

Объекты лоббистской деятельности: органы законодательной, исполнительной и судебной властей. Объекты лоббистской деятельности: органы законодательной, исполнительной и судебной властей. Степень влияния лоббистов на органы государственной власти зависит от сложившихся в стране правовых норм и политической практики. Степень влияния лоббистов на органы государственной власти зависит от сложившихся в стране правовых норм и политической практики. Виды лоббистской деятельности различаются в зависимости от: Виды лоббистской деятельности различаются в зависимости от: 1) объекта лоббирования (законодательный, исполнительный и судебный лоббизм); 2) субъекта лоббирования (политический, экономический, социальный, региональный, иностранный лоббизм); 3) взаимоотношений объекта и субъекта лоббирования (плюралистский и корпоративный лоббизм); 4) механизма достижения целей (правотворческий, реализуемый через нормативные акты в законодательных органах власти, и правоприменительный, достигаемый через акты применения права, лоббизм); прямой - влияние на личной встрече на объект давления либо через его родственников, друзей и т.д. и непрямой - косвенное влияние на объект давления, формирующее его представление о вопросе. 5) от времени действия (долгосрочный, т. е. постепенный, и краткосрочный, направленный на принятие одного или нескольких решений лоббизм).

Иностранный лоббизм – 1) лоббирование экономических интересов иностранных ТНК, 1) лоббирование экономических интересов иностранных ТНК, 2) лоббирование прежде всего определенных внешнеполитических интересов, 2) лоббирование прежде всего определенных внешнеполитических интересов, Иностранный лоббизм все активнее и шире проникает в лоббизм внутренний. В США самые влиятельные иностранные лобби - японское, израильское и китайское.

Внутригосударственный лоббизм – лоббирование губернаторами интересов региона на уровне страны, лоббирование губернаторами интересов региона на уровне страны, ведомственный лоббизм: лоббистская деятельность сотрудников администрации президента, вице-премьеров, руководителей федеральной энергетической комиссии и т.п. ведомственный лоббизм: лоббистская деятельность сотрудников администрации президента, вице-премьеров, руководителей федеральной энергетической комиссии и т.п. законодательный лоббизм: постоянная лоббистская деятельность депутатов законодательный лоббизм: постоянная лоббистская деятельность депутатов полугосударственный лоббизм: это лоббистская деятельность руководителей государственных коммерческих организаций полугосударственный лоббизм: это лоббистская деятельность руководителей государственных коммерческих организаций (в России это: РАО ЕЭС, Газпром, Транснефть, Внешторгбанк, Сбербанк и др.)

Классификация лоббистов – 1. «Белые» лоббисты – подразделения в корпорациях по связям с госорганами, чья задача - создавать в госструктурах режим наибольшего благоприятствования для компании. Официально занимаются продвижением интересов представляемого субъекта. 1. «Белые» лоббисты – подразделения в корпорациях по связям с госорганами, чья задача - создавать в госструктурах режим наибольшего благоприятствования для компании. Официально занимаются продвижением интересов представляемого субъекта. 2. Еще одна форма «белого» лоббизма - профессиональные ассоциации конкретных секторов рынка. В России это: Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП), Ассоциация российских банков, НАУФОР, Всероссийский союз страховщиков, Торгово- промышленная палата. 2. Еще одна форма «белого» лоббизма - профессиональные ассоциации конкретных секторов рынка. В России это: Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП), Ассоциация российских банков, НАУФОР, Всероссийский союз страховщиков, Торгово- промышленная палата. 3. «Теневых» лоббистов условно можно разделить на отраслевиков и частников. Первые представляют интересы целой отрасли: нефтяной, энергетической, газовой и прочих. Вторые блюдут интересы конкретных банков, промышленников, компаний. 3. «Теневых» лоббистов условно можно разделить на отраслевиков и частников. Первые представляют интересы целой отрасли: нефтяной, энергетической, газовой и прочих. Вторые блюдут интересы конкретных банков, промышленников, компаний.

Принципы организации лоббистских кампаний – 1. Наличие у крупных субъектов давления постоянных "ручных" групп населения, групп поддержки и системы обучения таких групп 1. Наличие у крупных субъектов давления постоянных "ручных" групп населения, групп поддержки и системы обучения таких групп 2. Массовость. Собственно, непрямой лоббизм и является по своей сути массовым явлением, требуется мобилизация широких слоев населения. 2. Массовость. Собственно, непрямой лоббизм и является по своей сути массовым явлением, требуется мобилизация широких слоев населения. 3. Технологичность. 3. Технологичность. 4. Комбинированность методов лоббизма и PR (реклама) – концепция GPR 4. Комбинированность методов лоббизма и PR (реклама) – концепция GPR 5. Географический охват и действия в каждом субъекте (регионе, штате) 5. Географический охват и действия в каждом субъекте (регионе, штате)

Массовость выражается в: А) Финансовая мощь лоббистских кампаний А) Финансовая мощь лоббистских кампаний Б) Стратегическое мышление и построение коалиций Б) Стратегическое мышление и построение коалиций В) Активное использование СМИ В) Активное использование СМИ Г) Углубление специализации и использование субподрядчиков Г) Углубление специализации и использование субподрядчиков В) Необходимость поддержки опросами общественного мнения любой лоббистской акции В) Необходимость поддержки опросами общественного мнения любой лоббистской акции

Технологичность выражается в: А) Компьютеризация операций А) Компьютеризация операций Б) Координация кампании Б) Координация кампании В) Мониторинг событий В) Мониторинг событий Г) Мобилизация сил и распространение информации Г) Мобилизация сил и распространение информации

Процедура организации лоббистской кампании Отметим наиболее рационально необходимые черты организации: Анализ ситуации Анализ ситуации Выработка стратегии Выработка стратегии Подготовка основного плана кампании Подготовка основного плана кампании Основной план действий и реализация Основной план действий и реализация Подведение итогов Подведение итогов

СТРУКТУРА РЕАЛИЗАЦИИ ЗАКАЗА СТРУКТУРА РЕАЛИЗАЦИИ ЗАКАЗА КЛИЕНТ Структуры влияния Спонсоры ОргструктураОкружение клиента Подрядчик Субподрядчик ЗАКАЗЧИК

СХЕМА ЛОББИРОВАНИЯ СХЕМА ЛОББИРОВАНИЯ ЛПР – лицо, принимающее решения ЛПР – лицо, принимающее решения ФВ – фигура влияния ФВ – фигура влияния АВ – агенты влияния АВ – агенты влияния ЛПР Аппарат Базы данныхИнтернетСМИ Общественное мнение Подготовка решенийИнформационные дайджесты Служба безопасности Окружение Аналитические и справочные материалы PR - служба Слухи, мероприятия ФВ 1 ФВ 2 ФВ 3 АВ 2 АВ 1 АВ 3 ЛОББИСТ

Анализ ситуации а) Причины возникновения ситуации. б) История субъекта давления. в) Сбор данных и анализ позиций клиента по схеме четырех рубрик (SWOT-анализ): Преимущества, Слабости, Угрозы, Возможности. г) Цели - основная и дополнительные. Вероятность достижения. Анализ ситуации а) Причины возникновения ситуации. б) История субъекта давления. в) Сбор данных и анализ позиций клиента по схеме четырех рубрик (SWOT-анализ): Преимущества, Слабости, Угрозы, Возможности. г) Цели - основная и дополнительные. Вероятность достижения.

Выработка стратегии а) Анализ предыдущих действий клиента. б) Анализ действий конкурентов. в) Варианты воздействия и вероятность результата. г) Предварительный план: - объекты давления - законодательная, исполнительная власть, уровень власти, варианты достижения; - этапность и задачи каждого этапа; - власть и противоречия - игра на встречных курсах ветвей власти и политических группировок, союзники и противники среди объектов давления; - варианты действий и их политическая/экономическая стоимость; - основные черты вариантов. д) Выбор варианта. Выработка стратегии а) Анализ предыдущих действий клиента. б) Анализ действий конкурентов. в) Варианты воздействия и вероятность результата. г) Предварительный план: - объекты давления - законодательная, исполнительная власть, уровень власти, варианты достижения; - этапность и задачи каждого этапа; - власть и противоречия - игра на встречных курсах ветвей власти и политических группировок, союзники и противники среди объектов давления; - варианты действий и их политическая/экономическая стоимость; - основные черты вариантов. д) Выбор варианта.

Подготовка основного плана кампании Подготовка основного плана кампании а) Проработка выбранного варианта, включая: - вопрос о необходимости коалиции; если "да", то создание коалиции, отсечение нейтральных и неопределившихся сил от конкурентов; - создание штаба и распределение функций; - вопрос о дополнительных усилиях -найм субподрядчиков; - вопрос об организации реальной поддержки населения; если "да", то разработка моментов: 1. Выбор целевой аудитории. 2. Использование правильного момента для рекрутирования. 3. Избавление участника от личных усилий и инициатив. 4. Доведение необходимости и смысла акций до каждого. 5. Сущность акций (письма, шествия, выступления). 6. Организация акций. - вопрос о работе с регионами; если "да", то проработка по каждому региону по каждому из пунктов настоящего плана; - необходимость дополнительных усилий (общая и по регионам) по пунктам: 1.Реклама. 2. Публикации в СМИ и связи с общественностью. - финансовый план распределения ресурсов.

б) Юридический контроль за собственной деятельностью: - аудит действий глазами конкурентов; - недопущение действий, которые могут поставить под удар всю кампанию; - просчитывание процента риска. в) Создание плана урегулирования кризисных ситуаций. г) Выбор правильной даты начала действий. д) Тренинг сил.

Основной план действий и реализация Основной план действий и реализация а) Реализация просчитанного "пика" усилий, без чего кампания становится либо исключительно дорогой, либо нерезультативной. б) Четкий контроль за всеми действиями. в) СМИ и отношения с ними, освещение в прессе. г) Техническая сторона; обеспечение материалами. д) Воплощение без срывов основного плана. е) Готовность к дополнительным усилиям по ходу реализации акций: - опросы общественного мнения; - покупка рекламного времени и пространства; - действия в конкретных штатах по необходимости, в особенности, где число сторонников невелико; - перестроение стратегии на ходу (в том числе использование запасной стратегии и кризисного варианта). Итоги Итоги При любом исходе должен быть проведен анализ действий. При любом исходе должен быть проведен анализ действий.

Основные технологии лоббирования В мировой и российской практике распространены следующие технологии организации лоббистской деятельности: В мировой и российской практике распространены следующие технологии организации лоббистской деятельности: 1. Выступления в профильных комитетах законодательного органа. 1. Выступления в профильных комитетах законодательного органа. В работе комитетов допускается участие как депутатов, так и заинтересованных лоббистов и экспертов. 2. Составление законопроектов и вынесение их на обсуждение парламента 2. Составление законопроектов и вынесение их на обсуждение парламента 3. Организация пропагандистских кампаний в средствах массовой информации по поводу готовящихся или принятых решений. 3. Организация пропагандистских кампаний в средствах массовой информации по поводу готовящихся или принятых решений. 4. Проведение научно-практических конференций с участием представителей законодательной и исполнительной властей 4. Проведение научно-практических конференций с участием представителей законодательной и исполнительной властей

5. Организация торжественных встреч и приемов для полномочных представителей законодательной и исполнительной властей 5. Организация торжественных встреч и приемов для полномочных представителей законодательной и исполнительной властей 6. Психологическое давление на депутатов и представителей исполнительной власти (звонки, письма, телеграммы в их адрес, личные визиты влиятельных деятелей и местных избирателей). 6. Психологическое давление на депутатов и представителей исполнительной власти (звонки, письма, телеграммы в их адрес, личные визиты влиятельных деятелей и местных избирателей). 7. Митинги и забастовки. 7. Митинги и забастовки. 8. Подкуп должностных лиц 8. Подкуп должностных лиц 9. Личные связи, или «коридорный лоббизм» 9. Личные связи, или «коридорный лоббизм» 10. Интернет технологии (электронные слухи, слив компромата и т.п.) 10. Интернет технологии (электронные слухи, слив компромата и т.п.)

Стоимость некоторых лоббистских технологий ( по информации СМИ - Гришина Т., Голикова Л. Ходоки на гонораре// «Коммерсант Деньги» ) Цена определяется уровнем лоббирования: одно дело органы местной власти и совсем другое Федеральное собрание. Самым дорогим проектом у лоббистов любой страны считается ее бюджет. Самой дешевой лоббистской услугой считается депутатский запрос. Запрос в госорган (например, в налоговую инспекцию для уточнения результатов налоговой проверки) может стоить $11,5 тыс. Дороже стоит парламентский запрос, который принимается на уровне пленарного заседания, стоимость ко-го может доходить до $100 тыс. Высшая ступень администрация президента, где появление нужного заключения может обойтись в $ тыс

Особенности лоббизма на постсоветском пространстве: Корпоративизм, клановость Корпоративизм, клановость Отсутствие законодательного регулирования, преобладание «теневого» лоббизма Отсутствие законодательного регулирования, преобладание «теневого» лоббизма «Прямой лоббизм», когда чиновники по совместительству являются представителями или даже руководителями корпораций «Прямой лоббизм», когда чиновники по совместительству являются представителями или даже руководителями корпораций

Навыки и умения, которыми должен обладать лоббист: 1) коммуникативная гибкость; 1) коммуникативная гибкость; 2) способность воспринимать большие массивы информации; 2) способность воспринимать большие массивы информации; 3) аналитическое мышление; 3) аналитическое мышление; 4) лоббист должен быть хорошим прикладным психологом – владеть самым широким перечнем приемов: НЛП, гипноз, работа с метафорой, технология наведения транса и так далее; 4) лоббист должен быть хорошим прикладным психологом – владеть самым широким перечнем приемов: НЛП, гипноз, работа с метафорой, технология наведения транса и так далее; 5) умение четко обозначать цели и задачи. 5) умение четко обозначать цели и задачи. Процесс лоббирования – это процесс постоянных переговоров лоббиста не только с объектом воздействия, но и с заказчиком. Цели, потребности и мотивация клиента могут меняться в процессе работы. Процесс лоббирования – это процесс постоянных переговоров лоббиста не только с объектом воздействия, но и с заказчиком. Цели, потребности и мотивация клиента могут меняться в процессе работы.

Типовая модель выстраивания системы политической защиты бизнеса в российском регионе Союз с одной или несколькими группировками федерального уровня Союз с одной или несколькими группировками федерального уровня Делегирование своих людей в органы исполнительной власти Делегирование своих людей в органы исполнительной власти Участие в выборах мэров и губернатора – в качестве спонсора или кандидата Участие в выборах мэров и губернатора – в качестве спонсора или кандидата Участие лидера группы в выборах в Госдуму или приобретение места в Совете Федерации (необязательно от своего региона) Участие лидера группы в выборах в Госдуму или приобретение места в Совете Федерации (необязательно от своего региона) Создание группы в региональном законодательном собрании Создание группы в региональном законодательном собрании Контроль или значимая фракция в муниципальных представительных органах в местах локального расположения бизнеса Контроль или значимая фракция в муниципальных представительных органах в местах локального расположения бизнеса Контроль над одной из региональных партийных организаций Контроль над одной из региональных партийных организаций Наличие «ручной» общественной организации Наличие «ручной» общественной организации Наличие благотворительной организации, «приручающей» определенные группы населения и обеспечивающей позитивный имидж Наличие благотворительной организации, «приручающей» определенные группы населения и обеспечивающей позитивный имидж Наличие собственного или аффилированного медиа- холдинга (информационное агентство, находящееся в партнерских отношениях с федеральными информационными агентствами, Интернет–СМИ, телевизионый канал, радио, газета для элиты, массовая газета) Наличие собственного или аффилированного медиа- холдинга (информационное агентство, находящееся в партнерских отношениях с федеральными информационными агентствами, Интернет–СМИ, телевизионый канал, радио, газета для элиты, массовая газета)

Факторы успешности лоббистской кампании Обеспечение ресурсного превосходства в нужное время и в нужном месте Обеспечение ресурсного превосходства в нужное время и в нужном месте Постоянная смена уровней атаки (лавирование между элитной, медийной и массовой коммуникацией, переход с регионального уровня на столичный и обратно) Постоянная смена уровней атаки (лавирование между элитной, медийной и массовой коммуникацией, переход с регионального уровня на столичный и обратно) Создание «плацдармов», в которых вам обеспечено доминирование над оппонентами Создание «плацдармов», в которых вам обеспечено доминирование над оппонентами Поиск и привлечение союзников, создание коалиций Поиск и привлечение союзников, создание коалиций Лоббизм не должен восприниматься как лоббизм (а как информирование, помощь и т.д.) Лоббизм не должен восприниматься как лоббизм (а как информирование, помощь и т.д.) Смена технологического инструментария Смена технологического инструментария

Ловушки лоббизма Человек, продвинутый группой интересов на высокий пост, может выйти из под ее влияния. Человек, продвинутый группой интересов на высокий пост, может выйти из под ее влияния. Спонсирование политических кампаний приводит к проблемам для спонсора после выборов (по принципу «маятника»). Спонсирование политических кампаний приводит к проблемам для спонсора после выборов (по принципу «маятника»). Увлечение кулуарной деятельностью в ущерб выполнению необходимых формальных, процедурных шагов. Увлечение кулуарной деятельностью в ущерб выполнению необходимых формальных, процедурных шагов. Вовлекая в процесс лоббирования все большее количество участников, вы рискуете увеличить бюджет кампании, не увеличивая эффективность. Вовлекая в процесс лоббирования все большее количество участников, вы рискуете увеличить бюджет кампании, не увеличивая эффективность. Активизируя свою лоббистскую деятельность, группа может столкнуться с тем, что основной опасностью для нее является сам факт этой деятельности (примеры – Березовский, Ходорковский). Активизируя свою лоббистскую деятельность, группа может столкнуться с тем, что основной опасностью для нее является сам факт этой деятельности (примеры – Березовский, Ходорковский).

КРИВАЯ РИСКОВ БИЗНЕСА В ПОЛИТИКЕ Степень вовлеченности в политику Величина рисков 0 10

Перспективы развития лоббизма в России 1. Институциональные А) корпоративный (закрытый) вариант развития лоббизма Б) плюралистический вариант развития 2. Законодательные Принятие закона о лоббистской деятельности 3. Технологические Концепция GPR как интегративной дисциплины Обогащение инструментария и теоретических подходов за счет смежных дисциплин – PR, risk-assessment, стратегическая разведка, военное дело, стратегический менеджмент, психотехнологии Внедрение западных технологий типа метода grass-roots, то есть использования больших масс людей для создания иллюзии массовой поддержки своих требований Смещение субъекта лоббирования от ярких депутатов к фракционной деятельности Появление профессиональных лоббистов