ИНТРАНЕТ И УПРАВЛЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЯМИ В КОМПАНИИ Старший вице-президент, руководитель Департамента стратегического развития Григорий Куликов
Теория жизненного цикла организации* Творческая Разработка четкого курса Появление дополнительных систем управления Перестройка способа действия, Стадия предпринимательства Стадия формализации Стадия совершенствозвания Размер организации кризис - потребность в сильном руководстве кризис - необходимость телеги- звания власти кризис - большое количество бумаги кризис - потребность во втором дыхании УРАЛСИБ активность и контроля командная работа коллективности *Источник: доклад Маврина Е. В. ( исполнительный директор ОАО «УРАЛСИБ» ) на форуме «Corporate Intranet» 2 марта 2006 г.
Переход Компаний к концепции самоорганизации Необходимо: поддерживать темпы эволюции в соответствии с темпами изменений рынка пользоваться открытыми формами принятия решения для использозвания потенциала «коллективного разума» корпорации и ее партнеров ослабить внимание к обычным задачам контроля, но не в ущерб операционной деятельности
Основные отличия западного и японского стиля менеджмента Западный менеджмент Японский менеджмент Ориентация на результат Обеспечение стандартов Нововведения Ориентация на технологии Внимание только к крупным преобразозваниям Базируется на поиске новых технологий Менеджер – узкий специалист Четкое разделение между занятыми проектированием продукта и на производственной линии Закрытость информации Индивидуализм Принятие решений сверху вниз, быстро, индивидуально Решительное, радикальное осуществление изменений Формальные контакты между персоналом и менеджментом Ориентация на процесс Улучшение стандартов Адаптация и усовершенствование Ориентация на людей Внимание к деталям Базируется на существующих технологиях Менеджер – специалист широкого профиля Тесные взаимоотношения между занятыми созданием и проектированием продукта и на производственной линии Открытость информации для членов компании Коллективизм Принятие решений снизу вверх, неторопливо, согласовано Постепенное осуществление изменений, через отдельные исправления и улучшения Неформальные контакты между персоналом и менеджментом
BSC TQM ISO MBO
Сравнение теорий изменений Масштаб изменений Теория ЕТеория ОКомбинация теорий Е и О Цели максимизация акционерной стоимости развитие организационных возможностей четко описывает парадокс соотношения экономической стоимости и организационных возможностей Лидерство управление изменением сверху вниз поддержка инициатив от сотрудников устанавливает направление «сверху-вниз» и вовлекает рядовых сотрудников Фокус фокус на структуру и системы создание корпоративной культуры: поведение и отношение сотрудников фокус одновременно на жесткие изменения (структура и системы) и мягкие изменения (корпоративная культура) Процесс планирование и утверждение программ эксперимент и развитие планирование спонтанных действий Система компенсаций финансовая мотивация через приверженность– оплата в обмен на лояльность к компании поощрение изменений, но не руководство ими Привлечение консультантов консультанты анализируют проблемы и предлагают решение консультанты помогают руководству сформировать собственные решения консультанты являются экспертным ресурсом для поддержки сотрудников
Структура изменений, основанная на системе обмена информацией
Задачи корпоративного портала Обеспечение внутрикорпоративных коммуникаций (HR & PR) Предоставление механизмов самостоятельного формирозвания контента Информационное обеспечение квалифицированных специалистов (руководители, ключевые менеджеры, ИТ, НИОКР, маркетинг) Распределение информационных потоков на основе бизнес- ролей пользователей и иерархии доступа Управление знаниями (создание условий для выявления, структурирозвания, сохранения и эффективного использозвания знаний в компании) Совместная работа (организация работы проектных команд)
Формирование информационного пространства Компании
Предоставление механизмов самостоятельного формирозвания контента
Информационное обеспечение квалифицированных специалистов
Управление знаниями Управление бизнес-процессами Распространение, внедрение знаний Распространение, внедрение знаний Выявление потребности в знаниях Выявление потребности в знаниях Доходность Рост Новые продукты и услуги Доля на рынке Устойчивость Результат обработки знаний Результат обработки знаний Обработка, формализация знаний Обработка, формализация знаний Создание знаний Формализация бизнес-процессов Формализация бизнес-процессов Реализация бизнес-процессов Реализация бизнес-процессов Результат бизнес-процессов Результат бизнес-процессов Стратегии Модели Процессы Алгоритмы Продукты и услуги Описание опыта Источник: компания IBS
Управление знаниями (2) профили компетентности профессиональное общение совместная работа экспертная поддержка проектные коммуникации профессиональное развитие выявление потребности в знаниях создание новых знаний распространение знаний стандартизация процедуры, регламенты обучение информационные системы хранилища (базы) проектной документации справочники электронные библиотеки и архивы патенты СМИ Наполнение, актуализация данных Источники знаний Управление знаниями Сотрудники Участие в процессах Обеспечение информацией, данными Система управления знаниями Источник: компания IBS
Типичная ситуация в российских компаниях 80 % 20 % 80 % ТЕКУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО СТРАТЕГИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ВАЖНОСТЬ ДЛЯ КОМПАНИИ УДЕЛЯЕМОЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ВНИМАНИЕ Распределение приоритетов между стратегической и текущей деятельностью