Профилактика суицидального поведения у детей и молодежи.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
СЕМИНАР ПО ТЕМЕ: ПРОФИЛАКТИКА СУИЦИДА СРЕДИ ОБУЧАЮЩИХСЯ.
Advertisements

Тема круглого стола: Профилактика суицидального поведения.
Два мира есть у человека: Один, который нас творил, Другой, который мы от века Творим по мере наших сил. Принятие человека таковым, каким он является.
«Суицид или крик души» МОУ «Ребрихинская средняя общеобразовательная школа » Совещание при директоре с классными руководителями 2011 год.
Материалы к психологическому семинару педагога-психолога СОШ 37 Петровой М.А.
Рекомендации родителям по профилактике суицидального поведения школьников. Подготовила: педагог-психолог Агапова И.Ю.
Профилактическая работа по предотвращению суицида среди несовершеннолетних.
Суицид- это умышленное лишение себя жизни, совершаемое человеком в состоянии сильного душевного расстройства, когда собственная жизнь утрачивает для человека.
Профилактика суицидов. Семинар – практикум для педагогов Подготовили: Кочетова И.И. директор, психолог ЦПМСС; Гарипова И.В. социальный педагог ЦПМСС.
Социально-психологические аспекты профилактики суицидального поведения среди несовершеннолетних.
ОБЛАСТНОЙ ЦЕНТР ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ОБЛГОСАДМИНИСТРАЦИИ Практически психолог Лобанова Т.А. Рекомендации по предупреждению.
По данным Всемирной организации здравоохранения, суицид является третьей причиной смертности подростков после несчастных случаев и убийств.
Профилактика суицидального поведения детей и подростков педагог-психолог МБОУ ЦДиК г.Узловая Чунихин Ю.А.
Профилактика суицида среди детей и подростков Великий Новгород 2008 г.
Профилактика суицидов подростков. 1. Социокультурные особенности личности: - личностная тревожность; - фрустрационная толерантность. 2. Негативное восприятие.
Профилактика суицида в подростковой среде Презентацию подготовила: педагог- психолог Рожкова Н.Л.
Профилактика кризисных состояний обучающихся образовательных учреждений.
М.Г.Перцель. Рост заболеваемости обеспечен ростом её среди подростков.
Подготовила педагог-психолог МОУ ООШ п.Советского Алайцева А.П.
Транксрипт:

Профилактика суицидального поведения у детей и молодежи.

Когда мы теряем ребенка из-за болезни или несчастного случая – это огромное горе, но когда ребенок сам прерывает свой жизненный путь – это непоправимая трагедия. 2

Самоубийца - человек, погибший при попытке бегства от самого себя. 3

Горькие цифры Детские суициды в 99 случаях из 100 происходят в семьях со средним или выше среднего достатком. 80 % детей, добровольно ушедших из жизни или попытавшихся это сделать, были психически здоровы. По данным психиатров, в возрасте от 7 до 14 лет самое большое число суицидов совершают мальчики - их психика более хрупкая. С 15 до 18 лет картина меняется: чаще жить не хотят девочки. По данным ВОЗ, попыток суицида в 10 раз больше, чем состоявшихся самоубийств. Анализ оперативной информации показывает, что наблюдается динамика роста случаев суицида. 4

Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом; - намеренное самоубийство; - это осознанное лишение себя жизни. Суицидальное поведение - различные формы активности человека, направленные на лишение себя жизни и служащие средством разрешения личностных кризисов в условиях конфликтной ситуации; - одна из форм девиантного поведения; - понятие более широкое и помимо суицида включает в себя суицидальные покушения, попытки и проявления. Суицидальные покушения - все суицидальные акты, не завершившиеся летально по причине, не зависящей от суицидента (обрыв веревки, своевременно проведенные реанимационные мероприятия и т.д.). 5

Суицидальные попытки - демонстративно-установочные действия, при которых суицидент чаще всего знает о безопасности применяемого им при попытке акта. Суицидальные проявления - мысли, высказывания, намеки, не сопровождающиеся какими-либо действиями, направленными на лишение себя жизни. Суицидент – человек, совершивший суицид или имеющий суицидальное поведение. Парасуицид - акт намеренного самоповреждения, не приводящий к смерти. Пресуицидальный период - период от возникновения первых суицидальных переживаний до их реализации. Групповой суицид одновременное осуществление суицидальных действий группой лиц, объединенных какими- либо идеологическими представлениями (религиозные верования, «идеологическая платформа» молодежных группировок и т. д.). Часто является следствием реакции группирования, характерной для подросткового возраста. 6

В разных культурах отношение к суициду всегда было неоднозначным. В Древней Греции к нему относились негативно, суицид считался юридически наказуемым преступлением, даже считалось, что необходимо отрубать руку человеку, совершившему это деяние. Католицизм также относится к этому явлению отрицательно. В других же странах, например, в Китае, отношение к суициду было весьма спокойное. Считалось, что человек, таким образом, освобождает душу. Такой же примерно подход был и в Древней Индии. В Японии до недавнего времени существовал обряд харакири. 7

Суицидальная активность зависит от ряда факторов. Установлено, что вероятность возникновения суицидального поведения возрастает: в вечернее, ночное и утреннее время, когда люди предоставлены самим себе, остаются наедине со своими мыслями и переживаниями; в период «пиков возрастной суицидальности» (между 11-12, 15-16, , годами); в условиях тяжелой морально-психологической обстановки в коллективах и т. д.; больше всего самоубийств регистрируется весной, когда человеческие несчастья контрастируют с цветением окружающей природы. Тусклые краски зимы в какой-то мере гармонируют с душевной подавленностью, но между мрачными переживаниями «Я» и яркими днями весны возникает явный контраст. «пиком сезонной суицидальности» является май, самое малое число суицидов бывает в декабре. 8

Типичная черта суицидального поведения заключается в том, что самоубийца не думает, что смерть нельзя переиграть. Литман и Табачник. 9

Типы суицидального поведения Демонстративное поведение Аффективное суицидальное поведение Истинное суицидальное поведение Проявляются в виде: n порезов вен, n отравления неядовитыми лекарствами, n изображения повешения Чаще всего прибегают к: n попыткам повешения, n отравлению токсичными сильнодействующим и препаратами При истинном суицидальном поведении чаще прибегают к повешению 10

Среди способов завершенных суицидов наиболее часто встречаются: самоповешение - 81,9%, отравление - 9,5, самострел - 2,9, падение с высоты - 1,9, утопление - 0,9%. Самыми частыми способами неудавшейся суицидальной попытки являются: отравление (лекарствами, газом, веществами бытовой химии, уксусной эссенцией) -72%, самоповреждения - 28%. 11

Виды суицидов. В зависимости от типов суицидального поведения суициды могут быть: истинные, демонстративно-шантажные и аффективные. 12

Истинное суицидальное поведение характеризуется устойчивостью, целенаправленностью действий, связанных с осознанностью лишения себя жизни (заранее выбираются место, время, чтобы никто не смог помешать). Демонстративно-шантажное проявляется в оказании психологического давления на окружающих с целью изменения конфликтной ситуации в благоприятную для суицидента сторону. При таком поведении человек понимает, что его действия не должны повлечь за собой смерть, и предпринимает для этого меры предосторожности. Однако следует подчеркнуть, что они не всегда оказываются достаточными. Это обстоятельство нередко становится причиной трагического исхода, что необходимо учитывать в практической деятельности по предупреждению самоубийств. Аффективное суицидальное поведение обычно обусловлено необычайно сильным аффектом, сопровождается дезорганизацией и сужением сознания. 13

В исследованиях А.Г. Амбрумовой показано, что конечная цель попытки самоубийства (смерть) и ее психологический смысл не всегда совпадают. Основные мотивы самоубийств: "призыв" (известный в мировой литературе как "крик о помощи", где основным смыслом является привлечение к себе окружающих); "протест" (активная реакция против сложившейся ситуации); "пара суицидальная пауза" (необходимость дать себе хотя бы короткий отдых в ситуации конфликта); "избежание страдания" (необходимость "выключения" из невыносимой ситуации); "самонаказание" (стремление к наказанию себя как виновного в создавшемся положении); "отказ" (желание умереть, прекратить существование). 14

Факторы риска Общество, окружающая среда Проживание в местности, находящейся в экономической депрессии, где: - высокая безработица; - плохие жилищные условия; - высокий уровень преступности; - широко распространено употребление наркотиков. Статус национального меньшинства, включающий дискриминацию на национальной почве; Разные уровни приспособления к новым условиям у разных поколений; Недоступность или ограничение получения медицинского обслуживания и других форм социальной помощи; Низкий уровень образования. 15

Семья. злоупотребление родителями алкоголем/наркотиками; безнадзорность/жестокое отношение родителей к детям; асоциальные/психически больные родители; высокий уровень стресса в семье, включая стресс, связанный с финансовыми затруднениями; очень большая семья, многодетность; безработные или полубезработные родители; необразованные родители; мать-одиночка без помощи извне; нестабильная семья; семейный конфликт или конфликт между супругами и жестокое обращение в семье; отсутствие родителей из-за развода, раздельного проживания или смерти; отсутствие семейных традиций; неадекватное воспитание и недостаточный контакт родителей с детьми; частая смена места жительства. 16

Конституционная предрасположенность ребенок родился от алкоголика или наркомана (наследственность); интервал между детьми в семье менее двух лет; поражение нервной системы ребенка в родах; предрасположенность к психическим заболеваниям; физические дефекты; проблемы с физическим и психическим здоровьем; трудности в обучении. 17

Поведенческие проблемы в раннем возрасте агрессивность и агрессивность, сочетающаяся с застенчивостью; нежелание соблюдать социальные нормы; проблемы эмоционального характера; неспособность адекватно выражать свои чувства; излишняя чувствительность; неспособность преодолевать стресс; проблемы во взаимоотношениях с людьми; проблемы познавательного характера; низкая самооценка. 18

Проблемы в подростковом и юношеском возрасте плохая успеваемость; уход из школы; правонарушения; акты жестокости; употребление табака/алкоголя; употребление/злоупотребление другими ПАВ; ранний/незащищенный секс; подростковая беременность/материнство; риск безработицы; проблемы с психическим здоровьем; суицидальные попытки. 19

Каковы причины подростковых самоубийств? На первом месте стоят проблемы и конфликты в семье: - тяжелый психологический климат, алкоголизм в семье, утрата родителей, - неблагоприятное положение подростка в семье: отвержение, назойливая опека, жестокость, критичность к любым проявлениям подростка, насилие в семье. - подростки тяжело переживают развод, особенно те, кто одинаково привязаны к обоим родителям. Во время развода родителей дети испытывают чувство ненужности и покинутости. Потеря родственников и близких характеризуется суицидальным настроением, но редко заканчивается трагически. Связано это с тем, что после смерти близких ребёнку людей ему оказывается мощная поддержка со стороны других родственников. Несчастная любовь. Отсутствие у подростка друзей, отвержение в учебной группе. Серия неудач в учебе, в отношениях с родственниками и взрослыми. 20

Среди личностных предпосылок к суицидам можно также отметить: неумение подростка понимать и выражать свои чувства, объяснять свои переживания; двойственность ощущения своего места в мире: - с одной стороны уже не ребенок (одолеваемый взрослыми желаниями и страстями), - а с другой абсолютно бесправный и полностью зависящий от семьи (которая в эту пору становится для него менее значимой, чем общество сверстников); максимализм оценок и приговоров и себе, и окружающим, а вместе с тем, неспособность прогнозировать последствия своих действий. 21

Несоответствие биологического и психологического полов. На этой почве суицидальные попытки чаще совершают юноши с полоролевыми нарушениями. И хотя это достаточно малая часть населения, её можно отнести к группе риска. Иногда суициды совершаются в подражание кумирам или из чувства коллективизма. Поиск помощи большинство людей, думающих о самоубийстве, не хотят умирать. Самоубийство рассматривается, как способ получить что- либо (например, внимание, любовь, освобождение от проблем, от чувства безнадежности). Безнадежность жизнь бессмысленна, а на будущее рассчитывать не приходится. Потеряны всякие надежды изменить жизнь к лучшему. Множественные проблемы все проблемы настолько глобальны и неразрешимы, что человек не может сконцентрироваться, чтобы разрешить их по одной. Попытка сделать больно другому человеку «Они еще пожалеют!» Иногда человек считает, что, покончив с собой, унесет с собой проблему и облегчит жизнь своей семье. Способ разрешить проблему человек рассматривает самоубийство как показатель мужества и силы. 22

Депрессия. Суицидальное поведение людей, как правило, сопровождается глубокой депрессией. Депрессия - аффективный синдром, в основе которого лежит сниженное - угнетенное, подавленное, тоскливое, тревожное, боязливое или безразличное настроение. Депрессия с поведенческими расстройствами - депрессивное состояние, в котором расстройства характера (грубость, дерзость, злобность, агрессивность, оппозиционность, повышенная возбудимость, деспотизм, истероидность и т.п.) выступают в сочетании с поведенческими нарушениями: пропусками занятий, отказом от посещения школы, драками, антидисциплинарными поступками, уходами, бродяжничеством, употреблением наркотических веществ, ранними сексуальными связями, а иногда и криминальными действиями. 23

Для депрессии характерны следующие симптомы: снижение внимания, концентрации или способности к ясному мышлению, т. е. нерешительность; потеря интереса или чувства удовлетворения в ситуациях, обычно вызывающих положительные эмоции; вялость, хроническая усталость, замедленные движения и речь; снижение эффективности или продуктивности в учебе, работе, быту; чувство неполноценности, бесполезности, потеря самоуважения; изменение привычного режима сна, бессонница или повышенная сонливость; пессимистическое отношение к будущему, негативное восприятие прошлого; неспособность к адекватному реагированию на похвалы или награды; чувство горькой печали, переходящей в плач; изменение аппетита с последующим увеличением или потерей веса; повторяющиеся мысли о смерти или о самообмане, связанные с самоубийством; снижение полового влечения. 24

Признаками высокой вероятности суицида у человека могут быть следующие факты: а) открытые высказывания о желании покончить жизнь самоубийством (знакомым, в письмах родственникам и знакомым, любимым); б) косвенные намеки на возможность суицидальных действий (например, появление в кругу коллег с петлей на шее из брючного ремня, веревки, телефонного провода и т. п., «игра» с оружием с имитацией самоубийств и т. д.); в) активная предварительная подготовка, целенаправленный поиск средств покончить с собой (собирание таблеток, поиск и хранение отравляющих веществ и жидкостей и т. п.); г) фиксация на примерах самоубийств (частые разговоры о самоубийствах вообще); д) символическое прощание с ближайшим окружением (раздача личных вещей, фотоальбомов, часов и т.п.); е) изменившийся стереотип поведения: несвойственная замкнутость и снижение двигательной активности у подвижных, общительных; воз­ бужденное поведение и повышенная общительность у малопод­вижных и молчаливых; ж) сужение круга контактов, стремление к уединению и др. 25

Существуют три основных признака надвигающегося суицида: а) скрытый гнев гнев скрывают, часто выдают за другое проявление чувств, он направлен внутрь себя, похоронен, но наличие его можно заметить; б) тяжелая потеря положение дел не улучшается, никто не может помочь, нет никакой надежды; в) чувство беспомощности. Важно иметь в виду, что люди совершают суицид преимущественно в случаях: а) когда в перспективе не видно решения или изменения их проблем; б) если попытки справиться с проблемами завершились неудачно и в) при резком обострении чувства безнадежности. 26

Признаки (дополнительные), предупреждающие о возможности суицида: перемены в поведении - уединение, рискованное поведение; проблемы в школе - падение успеваемости, эмоциональные взрывы, засыпание на уроках; признаки депрессии - перемены в питании и времени сна, беспокойство, безнадежность, чувство вины, потеря интереса; устные заявления - «Я желаю быть мертвой», «Оставь меня в покое»; темы о смерти - накопительный интерес к данной тематике в художественных галереях, в поэзии, романах; усиленное внимание к оккультизму, тяжелому металлу в музыке; вызывающая одежда; предыдущая суицидальная попытка - на этих детей необходимо обращать особое внимание; 27

Что можно сделать для того, чтобы помочь суициденту: Подберите ключи к разгадке причин суицида. Примите суицидента как личность. Установите заботливые взаимоотношения. Будьте внимательным слушателем. Не спорьте. Задавайте вопросы. Не предлагайте неоправданных утешений. Предложите конструктивные подходы. Вселяйте надежду. Оцените степень риска самоубийства. Не оставляйте человека одного в ситуации высокого суицидального риска. Обратитесь за помощью к специалистам. Осуществляйте заботу и поддержку. 28

Типичные ошибки и заблуждения (мифы). Профилактика самоубийств должна начинаться с развенчания этих мифов. Заблуждение 1. Самоубийства совершаются в основном психически ненормальными людьми. Заблуждение 2. Самоубийства предупредить невозможно. Тот, кто решил покончить с собой, рано или поздно это сделает. Заблуждение 3. Если человек открыто заявляет о желании покончить с собой, то он никогда не совершит самоубийства. Заблуждение 4. Если загрузить человека работой, то ему некогда будет думать о самоубийстве. Заблуждение 5. Чужая душа - потёмки. Предвидеть попытку самоубийства невозможно. Заблуждение 6. Не существует никаких признаков, которые указывали бы на то, что человек решился на самоубийство. Заблуждение 7. Существует некий тип людей, «склонных к самоубийству». Заблуждение 8. Решение о самоубийстве приходит внезапно, без предварительной подготовки. 29

Обрати внимание! Исследования показывают, что 80-85% лиц из числа лишивших себя жизни – практически здоровые люди. Кризисный период имеет определенную продолжительность и «потребность в самоубийстве» является лишь временной. Самоубийство совершают люди различных психологических типов. Нет специального типа «суицидент». Самоубийству, как правило, предшествует необычное для данного человека поведения. Большинство суицидентов накануне самоубийства сообщали о своих намерениях знакомым или близким людям. Суицид является результатом достаточно длительной психотравматизации. Риск повторной попытки после неудавшегося суицида довольно высок особенно в первые 1-2 месяца. 30

Если в семье уже были случаи суицида, то вероятность их совершения возрастает. Однако, наследственной предрасположенности к суициду не выявлено. Фатальной зависимости нет. Нарушение психогигиенических требований к режиму труда и отдыха может привести к физическому и психическому истощению организма, повышая вероятность суицида. Исследования показывают, что существует непосредственная зависимость между сообщениями о самоубийствах и возрастанием суицидальной активности. Употребление алкоголя и наркотиков с целью избавиться от тягостных переживаний зачастую вызывает противоположный эффект – обостряет тревогу, повышает значимость переживаемого конфликта и тем самым способствует самоубийству. Чаще всего самоубийства совершаются. 31

Профилактическую работу целесообразно проводить комплексно. Основной целью общего направления профилактической работы должно стать ослабление и устранение социальных и социально-психологических предпосылок, способствующих формированию суицидального поведения и сохранению суицидогенной обстановки в коллективах. Составными частями общего направления профилактики являются: Четкая организация повседневной жизни, учебы, работы, быта и досуга людей. Предупреждение и устранение конфликтов между членами коллектива. Обеспечение социальной и правовой защищенности всех участников коллектива. Организация мероприятий психогигиены и психопрофилактики, предусматривающих: а) раннее выявление лиц с нервно-психической неустойчивостью; б) разработку рекомендаций с учетом психического здоровья и характерологических особенностей людей «групп риска»; в) планомерное распределение физических и психологических нагрузок; г) предупреждение чрезмерного эмоционального напряжения членов коллектива. 32

Превентивное обучение представляет собой новую область педагогической деятельности, в которой тесно переплелись современная педагогика, практическая психология и идеи медицинской профилактики, и предполагает владение детьми знаниями с формированием у них здоровых установок и навыков ответственного поведения. Превентивное обучение направлено на развитие личности ребенка в единстве трех ее взаимосвязанных компонентов: когнитивного, эмоционального и поведенческого. При этом общая целевая направленность на гармоничное развитие ребенка конкретизируется в таких задачах как - формирование положительного образа Я, - способности к саморегуляции, - владение навыками эффективного общения и - принятия ответственных решений в ситуации давления со стороны рекламных компаний в СМИ, давления сверстников. 33

Профилактические программы: "Программа формирования здорового жизненного стиля" Программа для подростков (17 занятий) Авторы Н.А.Сирота, В.М. Ялтонский. "Путешествие во времени" (10 занятий). Авторы Журавлева О.В., Зуева С.П., Нижегородова М.Н. "Полезные привычки" (1-4 кл.) Проект ХОУП по заказу Московского комитета образования, 1997 г. "Полезные навыки" (5-9 кл.) Проект ХОУП по заказу Московского комитета образования, 1997 г. "Полезный выбор" (10-11 кл.) Проект ХОУП по заказу Московского комитета образования, 2003 г. "Программа личностно-ориентированной психоактивной профилактики" (11 занятий) Авторы Березин С.В., Лисецкий К.С., Березовский А.Э. "Программа профилактики здоупотребления наркотиками и другими психоактивными веществами среди детей, молодежи" (18 занятий) Авторы Березин С.В., Лисецкий К.С., Мотынга И.А. Программа «Здоровье» Касаткин 34

Анализ содержания и методов профилактической работы показывает, что на сегодняшний день не все ресурсы системы психолого-педагогического сопровождения задействованы в решении проблем суицидального поведения детей. Специалистами, работающими с детьми и подростками чаще используются такие формы работы, как информирование о поведенческих рисках, опасных для здоровья и жизни, но при этом слабо внедряются в практику такие эффективные профилактические методы, как формирование навыков позитивного жизненного стиля, интерактивные виды деятельности (тренинги, ролевые игры, моделирование ситуации и т.д.), направленные на формирование ценностно-смысловых ориентаций подростков, самостоятельности, саморегуляции. 35

Если у вас депрессия. Рекомендации психолога Если свет померк в глазах и вам очень плохо и больно: Нужно срочно сменить обстановку! Выйти из квартиры, поехать в гости или еще куда-нибудь. - Рассказать о своих чувствах человеку, которому доверяешь. - 3 аручиться поддержкой кого-то и взять его в союзники. - Так как суицид - уход от проблемы, лучше попытаться вступить с проблемой во взаимодействие. Например, написать 5-10 вариантов решения проблемы, пусть самых нереальных. - Отвлечься – например, устроить танцы или отправиться в поход по магазинам. - Вооружившись фломастерами или красками, нарисовать свое состояние (черный взрыв? серые тучи?) А потом дорисовать солнышко и яркие цветы. - Громко покричать в ванной, в лесу или на шумной магистрали, побить подушку. - Написать письмо обидчику – обо всем, что чувствуете. А потом – или отдать ему, или порвать. У психологов есть совет, который должен стать законом для родителей: подросток заговорил с вами о своем – бросайте мыть посуду, положите телефонную трубку, отложите ВСЕ свои дела, садитесь напротив, глаза в глаза – и слушайте, вникайте, сопереживайте, думайте вместе. И еще: ребенок, подросток должен знать, что он ВСЕГДА может рассчитывать на вашу поддержку и помощь. 36

Особенности деятельности должностных лиц по предупреждению суицидов Директор образовательного учреждения: Создает в школе благоприятные условия для адаптации вновь пришедших детей. Организует его изучение. Заслушивает доклады должностных лиц: психолога, классного руководителя, медработника, логопеда и др. по данному вопросу. Обеспечивает в коллективе гласность, социальную справедливость, внимание и доверие среди педагогов и учащихся, создает обстановку нетерпимости к равнодушию и пассивности. Принимает меры по предупреждению конфликтных ситуаций, назначает административное расследование, по жалобам, лично участвует в расследовании происшествий, связанных с конфликтами, жалобами. Принимает меры по сохранению и укреплению здоровья учащихся. Ведет прием родителей и учащихся по личным вопросам. Решает вопросы по организации классного руководства. Ведет учет дисциплинарных проступков, конфликтных ситуаций у отдельных педагогов, анализирует их тенденции. 37

Заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе: Ведет контроль и учет успеваемости учащихся, взаимодействие учителей с родителями, своевременное информирование родителей об успехах в учебе. Организует коррекционно-развивающую работу в школе с учащимися, испытывающими трудности в обучении (вместе с психологом). Посещает уроки педагогов с целью изучения взаимоотношений педагогов с детьми. Использует различные виды контроля за деятельностью педагогического коллектива. Применяет своевременные меры административного реагирования в случае выявления фактов нарушений педагогами прав несовершеннолетних. 38

Заместитель директора школы по воспитательной работе: Организует воспитательную работу в школе; Реализует меры по поддержанию здорового нравственного климата в классных коллективах. Проявляет постоянную заботу о социальной защищенности учащихся, удовлетворении их нужд и запросов, восстановлении нарушенных прав. Организует деятельность консультационного пункта по социально- правовым и семейно-бытовым проблемам. Организует деятельность телефона доверия, почты доверия. Организует работу Методического объединения классных руководителей и обучает педагогов нормам этики и взаимоотношений с учащимися, освоению личностно-ориентированной технологии. Организует в школе культурно-досуговую деятельность, работу секций, кружков и клубов по интересам, контролирует их деятельность. Организует профилактическую работу с категорией детей «группы риска». Изучает деловые и морально-психологические качества каждого педагога; общественное мнение учащихся и родителей об их деятельности. Принимает практические меры по налаживанию межличностных отношений, по предупреждению негативных явлений в школе. Ведет учет правонарушений, происшествий и дисциплинарных проступков, анализирует их тенденции, вырабатывает и реализует меры по их профилактике, сплочению классных коллективов. 39

Классный руководитель: Планирует и проводит воспитательную работу с учащимися; Постоянно изучает индивидуальные особенности учащихся, проводит с ними индивидуальную работу; Принимает меры по сплочению коллектива класса, особое внимание уделяет межличностным отношениям, учащимся «группы риска». Проводит мероприятия по укреплению дисциплины, предупреждению правонарушений. Совместно с психологом проводит мероприятия по профилактике суицидов. Изучает нужды и запросы учащихся, их родителей, принимает меры по разрешению их жалоб и заявлений. Организует работу с родителями учащихся. Организует досуг учащихся, контролирует посещение учащимися кружков и секций, клубов по интересам. Проводит профилактическую работу по предупреждению алкоголизма и наркомании среди учащихся. 40

В ходе занятий и постоянного общения с учащимися интересуются их мнением, настроением, подмечает малейшие подробности и изменения настроения и поведения учащихся, выясняет их причины. О принятых мерах и существующей проблеме докладывает вышестоящим органам. Следит за соблюдением в классе дисциплины. Замечает нарушения. Применяет меры педагогического воздействия. Принимает меры к их устранению. Контролирует посещения учащимися школы и отдельных уроков. Своевременно реагирует на их отсутствие. Заботится о недопущении в классе: неоправданных учебных перегрузок, несправедливого распределения обязанностей в школе – конфликтов между детьми; Вникает в нужды и запросы детей, их родителей, докладывает о них вышестоящим органам. Организует мероприятия по адаптации вновь прибывших учащихся. Организует классные воспитательные мероприятия. Координирует деятельность учителей-предметников, работающих с учащимися данного класса. 41

Педагог-психолог: выявляет лиц с повышенным риском суицида; разрабатывает для этой группы учащихся (так называемой «группы риска») комплекс специальных психопрофилактических, психогигиенических мероприятий. Организует и лично участвует в их реализации; обучает педагогов школы, администраторов формам и методам работы с учащимися «группы риска»; непосредственно организует работу комнаты психологической разгрузки; лично оказывает учащимся и их родителям психологическую помощь и поддержку; изучает социально-психологические процессы в учебных коллективах, различных неформальных группах, проводит экспериментально-психологические обследования с целью выявления людей с повышенным суицидальным риском;

выявляет причины, условия и предпосылки, способствующие суицидальным проявлениям, своевременно информирует и вырабатывает предложения должностным лицам о необходимости проведения тех или иных организационных мероприятий по их устранению; активно участвует в создании в коллективах благоприятной, уважительной атмосферы; своевременно разрабатывает рекомендаций по работе с детьми, имеющими признаки затруднений адаптации; проводит психологический анализ каждого случая суицида и участвует в качестве специалиста-эксперта в расследовании дел, связанных с самоубийством; проводит реабилитационные мероприятия с людьми, совершившими суицидальную попытку; проводит занятия со всеми категориями слушателей по мерам профилактики самоубийств и покушений на самоубийство, знакомит их с принципами и методами оказания первой психологической помощи суицидентам в разрешении кризисной ситуации, своевременном распознавании лиц с высокой вероятностью суицидального поступка.

Медицинский работник: Организует медицинское обследование учащихся Выявляет учащихся с отклонениями в физическом и психическом развитии, склонных к алкоголизму, токсикомании, употреблению наркотиков, принимает меры по их лечению. Ведет постоянное медицинское наблюдение за лицами с хроническими заболеваниями, а также входящими в «группу риска». Оказывает помощь в реабилитации лицам, прибывшим из лечебного учреждения.

Прогностическая таблица риска суицида у детей и подростков (А.Н. Волкова) Проблема балл 1Утрата обоих родителей 5 2Утрата одного из родителей или развод в семье 4 3Тяжелая психологическая атмосфера в семье 4 4Изоляция в детском коллективе 4 5Несправедливые методы воспитания, подавление 4 6Тяжелые соматические болезни, инвалидность 3 7Отсутствие опоры на любящего взрослого 3 8Неудачи в учебе, низкие школьные успехи 3 9Акцентуации личности 3 10Употребление алкоголя и наркотиков 2 11Нарушение контроля, импульсивность 2 12Низкая самооценка 1 13Тяжело протекающий пубертат 1 14Пассивность, робость, несамостоятельность 1 45 Дети, набравшие более 25 баллов, могут быть учтены в группе риска суицида.

Модель принятия решений «Остановись и подумай». Процесс принятия решения представляет большую сложность для большинства взрослых людей, а для подростков особенно. Взрослые и подростки по-разному принимают решения в трудных ситуациях. Обычно взрослые люди одни решения своей жизни (повседневные) принимают сразу, не раздумывая, а другие (жизненно-важные) - после сложных и длительных раздумий. У подростков такая закономерность наблюдается не всегда, потому что они часто не умеют отделять жизненно-важные решения от повседневных. 46