Использование малых форм фольклора в речевом развитии ребенка Формы работы над загадкой Бакланова Оксана Анатольевна Воспитатель 1 квалификационной категории.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Подготовила: Мелентьева О.М. Воспитатель 1 квалификационной категории МАДОУ детский сад 2 Г. Златоуста. 2013г.
Advertisements

ВЫПОЛНИЛИ: воспитатель МБДОУ д/с 40 Мордавченко Т.С. воспитатель МБДОУ д/с 40 Настенко Г.Я.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад 2 «Солнышко» «Влияние фольклора на развитие речи детей дошкольного возраста» Логопед Колпакова.
Вид проекта:, игровой, познавательный. Продолжительность проекта: краткосрочный, с 14 октября по 25 декабря 2013 г. Участники проекта: дети первой младшей.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ – ОДНА ИЗ ОСНОВНЫХ ЗАДАЧ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
«Учимся играя» Методическая разработка раздела образовательной программы: «Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательной.
Воспитатель МБДОУ «Подольский детский сад» Гаврилова Тамара Александровна.
Использование метода моделирования в экологическом воспитании дошкольников Воспитатель высшей категории Авсеевич Ирина Михайловна МАДОУ ЦРР- детский сад.
Цель: Выявить,описать и доказать целесообразность использования нетрадиционных подходов работы над сказкой на уроках литературного чтения в начальных классах.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНО.
Опыт связан с системой занятий с детьми, в ходе которых используются эффективные методы и приёмы, способствующие формированию связной речи.
Загадки Из опыта работы логопеда высшей категории ОГКОУ СКОШ 11 VIII вида г. Димитровграда Нерословой О.Н.
Выполнила: Юлдашева К. Х.- Воспитатель ГКП «Радуга» МАОУ Аксурская СОШ..
Использование метода моделирования в экологическом воспитании дошкольников Воспитатель первой категории Никишева Галина Ефремовна МДОУ детский сад 155.
Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей.
ФГОС дошкольного образования Содержательный раздел представляет общее содержание Программы, обеспечивающее полноценное развитие личности детей.
«Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» МДОУ «Детский сад 29 присмотра и оздоровления» г. Магнитогорска.
МАДОУ « Центр развития ребенка- детский сад 46» Образовательный проект Тема: « Экологическое воспитание детей дошкольного возраста ». Саранск. Подготовила:
ГБОУ СОШ с.Курумоч детский сад с/п Белочка-1 «Роль игры в ризвитии речи дошкольника» Выполнила: Воспитатель 1 квалификационной категории Нуйкина Ю.В. Проверила:
Воспитатели 2 младшей группы Руденко Т.Н. Байтикенова С. М г. Повышение речевой активности у детей дошкольного возраста средствами устного народного.
Транксрипт:

Использование малых форм фольклора в речевом развитии ребенка Формы работы над загадкой Бакланова Оксана Анатольевна Воспитатель 1 квалификационной категории

Цель Развитие образной речи дошкольников с помощью фольклорного жанра, загадок Показать основные приемы развития образной речи в работе с детьми Уточнение и расширение представления детей о слове и предложении Развитие слухового внимания и умения подбирать в речи признаки к предметам

Принципы работы Обучение грамоте должно естественно входить в целостный образовательный процесс Обучение грамоте должно проходить с учетом принципа постепенного перехода от простого к сложному Создание в группе соответствующей предметно-развивающей среды Отбор методов и приемов, способствующих повышению познавательной активности детей

Актуальность 1. Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребенка. 2. Развитие речи тесным образом связано с познанием окружающего мира, развитием личности в целом. 3. У детей старшего дошкольного возраста развивается понимание образной стороны речи. 4. Важнейшее значение для подготовки детей к школе, где монологическая речь является необходимым условием успешной учебы. 5. Способствует расширению знаний учащихся об устном народном творчестве, об особенностях русского языка.

Диагностика На основе полученных и сделанных выводов была поставлена цель: разработать и апробировать систему занятий, игр и упражнений, способствующих развитию образной речи детей пяти-семи лет средствами малых форм фольклора. Вывод

Анкета для родителей Какие малые формы фольклора Вы знаете? Какие используете с детьми? С какой целью? Загадываете ли детям загадки? Как часто? Какие потешки Вы знаете? Поете ли Вы своим детям колыбельные песни? Какие? Как Вы считаете, какое значение имеют малые формы фольклора в жизни ребенка?

Методика использования малых форм фольклора в речевом развитии ребенка Этапы работы Основной этап (непосредственно обучение) на занятиях в повседневной жизни Подготовительный этап

Работа над загадкой Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Коррекционно-развивающие возможности загадки: стимуляция умственной активности; развитие мышления, речи, памяти, внимания, воображения; расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире; развитие сенсорной сферы; воспитание находчивости, сообразительности, быстроты реакции.

Некоторые причины ошибок при отгадывании загадок: невнимательно слушают текст загадки; не запоминают полностью содержание загадки; полностью или частично не понимают текст загадки; при отгадывании и сравнении используют не все признаки; не имеют достаточных знаний о загаданном; не могут правильно проанализировать, сравнить и обобщить признаки. Признаки целенаправленного отгадывания: дошкольника интересует не только результат, но и сам процесс решения логической задачи отгадки; в поисках ответа анализируются, сравниваются и обобщаются все признаки предметов и явлений, указанных в загадке; ребенок сам охотно проверяет правильность возможных отгадок, сравнивает их признаки и связи с указанными в загадке; дошкольник стремится объяснить свой ответ, доказать его правильность; в случае ошибки ребенок продолжает поиск верного ответа; дошкольник не испытывает трудностей при сравнении загадок. (Е. Кудрявцева)

Классификация загадок I уровень сложности основанные на перечислении признаков предмета, явления ( форма, цвет, вкус, звучание, движение, материал, назначение) с перечислением признаков, в которых зарифмовано слово-отгадка II уровень сложности характеристика предмета дается кратко, по 1-2 признакам нужно восстановить целостный образ предмета основанные на отрицании или сопоставлении предметов, на сравнении предметов или явлений III уровень сложности Метафо - рические загадки

Какой? На что похож? желтая с хвостиком круглая солнцемышкаколобок а не но не как Что это? Методика обучения детей составлению загадок ( по Кожечко А.Н.)

Что делает? Кто (что) делает так же? идет а не человек стучит (по крыше) но не молоток поливает как лейка

Какой? Что делает? На кого (что) похож? Кто (что) делает так же? а не блестящий но не с мотором серебро Карлсон птица как летает

На кого (что) похож?Чем отличается? лягушка огурчик гусеница не квакает не овощ прыгает

Желтая, а не солнце. С хвостиком, но не мышка. Круглая, как колобок. (репка) Идет, а не человек. Стучит, но не молоток. Поливает, как лейка. (дождик) Желтая, а не солнце. С хвостиком, но не мышка. Круглая, как колобок. (репка) Идет, а не человек. Стучит, но не молоток. Поливает, как лейка. (дождик) Блестящий, а не серебро. С мотором, но не Карлсон. Летит, как птица. (самолет) Как лягушка, но не квакает. Как огурчик, но не овощ. Как гусеница, но прыгает. (кузнечик)

Учитывать программные требования к подбору загадок. Предметный мир (игрушки, посуда….) Социальное окружение (профессии, мой город…) Экология (животный мир, овощи, растения…) Занятия, на которых используется загадка. Ознакомление с окружающим миром, Развитие речи, Ознакомление с художественной литературой и др. Виды загадок.Загадки – описание, загадки – рифмовки, загадки с отрицанием, загадки – обманки, загадки с метафорой, загадки со скрытым сравнением и др. Методические приемы работы с загадкой. 1. Предварительная работа: (ознакомление с предметами, действия с ними, чтение художественной литературы, дидактическая игра, рассматривание иллюстраций.) 2. Работа с загадкой: использование наглядности, интонационное выделение существенных признаков, повторное зачитывание, наводящие вопросы, личный опыт, работа с моделью загадки, выявление метафор, составление загадок и т.д. Система использования загадок в разных возрастных группах

Дидактические игры

Анкетирование Беседы Консультации Выставка рисунков Выставка рисунков Рубрика: «Учите с нами» «Почитай, мама!» Рубрика: «Учите с нами» «Почитай, мама!» Родительские собрания Родительские собрания Игротека «В кругу семьи» Игротека «В кругу семьи» Выставка художественной литературы «Мы должны вводить детей в сокровищницу нашего богатейшего языка, но для этого мы сами должны уметь пользоваться её сокровищами» Тихеева Е.И.

Результаты диагностики

Вывод Результаты работы по использованию малых форм фольклора в процессе развития детской речи: прослеживается динамика повышения уровня речевого развития : процент детей с низким уровнем развития уменьшился на 30% количество детей со средним уровнем развития увеличилось на 20%, с высоким уровнем – на 10%. в процессе работы были замечены такие изменения: у детей повысился интерес к устному народному творчеству, они используют в своей речи пословицы, поговорки, в сюжетно-ролевых играх – потешки, самостоятельно организовывают игры – забавы с помощью считалок.

Литература

- Развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора Страна загадок Сборник загадок Загадки для детей. А ну-ка, угадай! Развитие и коррекция речи Развитие познавательных способностей младших школьников на основе технологии развивающего обучения Загадка как средство развития мышления и речи дошкольников с ОНР История происхождения загадки Загадка в работе с детьми Интернет – ресурс