Актуализация комплексных программ социально- экономического развития муниципальных образований 14.07.2010 г.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления: правовые и методические основы.
Advertisements

Реализация на территории Волгоградской области Федерального закона от ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»
Об особенностях формирования системы стратегического планирования регионального развития в соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2014 г. 172-ФЗ.
II этап проекта «Проведение сравнительной оценки показателей эффективности региональных систем образования в субъектах Российской Федерации» Государственный.
) Роль и место градостроительного планирования в общей системе планирования и развития муниципального образования.
О проекте закона РФ «О государственном стратегическом планировании» Министерство экономики Республики Бурятия 17 февраля «План - это помощник рынка.
ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ- ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ ТЕРРИТОРИЕЙ ИЖЕВСК2013 ФГБОУВПО «Удмуртский государственный университет» Географический.
ТЕХНИЧЕСКОЕ (ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЕ) ЗАДАНИЕ на подготовку Концепции совместного градостроительного развития Санкт-Петербурга и территорий Ленинградской области.
Порядок разработки и реализации государственных программ Ярмальчук Мария Васильевна, заместитель начальника отдела анализа деятельности субъектов бюджетного.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЮГО-ЗАПАДНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
1 ТЕМА 13 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ КОМПЛЕКСНОГО СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ СПК ПС ОМС.
Программа поддержки Беларуси Федерального Правительства Германии Институт экономики Национальной академии наук Беларуси Развитие Местных повесток-21 в.
Система государственного стратегического планирования Министерство экономического развития Российской Федерации Москва,
« Разработка структуры и содержания мероприятий и обеспечивающих их программно-целевых инструментов после завершения Федеральной целевой программы развития.
Организация и проведение конкурса программ развития муниципальной службы в 2013г. г.Ярославль, декабря 2012г.
МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ ФОНДА РАЗВИТИЯ МОНОГОРОДОВ Февраль 2016, Москва Фонд развития моногородов.
О СТРАТЕГИЧЕСКОМ ПЛАНИРОВАНИИ. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Принцип прозрачности (открытости) Принцип единства.
Синхронизация документов стратегического планирования в регионах и муниципалитетах Климанов Владимир Викторович Институт реформирования общественных финансов.
1 ТЕМА 14 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ЗЕМЕЛЬНОЙ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ СФЕРЕ СПК ПС ОМС.
Взаимодействие органов местного самоуправления, организаций, оказывающих услуги теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, и инвесторов по вопросу.
Транксрипт:

Актуализация комплексных программ социально- экономического развития муниципальных образований г.

Слайд2 Актуализация КПСЭР МО Необходимо: провести комплексный анализ действующих программ, проработать дополнительные меры и решения по более эффективному использованию потенциала территорий Результат работ Результат работ – обновленные программы: включающие конкретные предложения и проекты развития территорий, учитывающие влияние федеральных и региональных целевых программ, инфраструктурных проектов, реализуемых на территории муниципальных образований, планы и программы развития хозяйствующих субъектов, содержащие уточненные индикаторы, характеризующие решение задач повышения уровня и качества жизни, развития экономики, социальной сферы, инфраструктуры Дополнительный ресурс для проведения работ в МО: студенты образовательных учреждений, привлекаемые к решению задач социально-экономического развития территорий

Слайд3 Разработчики КПСЭР: Ключевой подход: кто разрабатывает, планирует, тот и выполняет Руководители и специалисты исполнительной власти МО Депутаты представительных органов МО Бизнес-сообщество Специалисты, эксперты научной и социальной сферы Общественные организации… Важно: в планированиирайонов участие ОМС поселений в планировании развития муниципальных районов активное участие ОМС поселений, развитие поселений при участии районов и наоборот, развитие поселений должно планироваться при участии руководителей и специалистов районов

Слайд4 Взаимодействие бизнес-сообществ и власти в рамках экономических Советов муниципальных образований ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ МУНИЦИПАЛЬНЫХ РАЙОНОВ, ГОРОДСКИХ ОКРУГОВ Председатели экономических советов Бизнес-сообщества муниципальных районов, городских округов Представители органов власти муниципального района, городского округа Председатели экономических советов поселений М униципальный район, городской округ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ ПОСЕЛЕНИЙ Председатели экономического совета Бизнес-сообщества городских и сельских поселений Многопрофильные комиссии Инициативные группы Городские и сельские поселения

Слайд5 Субъекты территориального планирования Субъекты РФМуниципальные районы, городские округа Городские и сельские поселения Типы плановых (программных документов) КПСЭР субъекта РФ, состоящая из: - стратегии развития субъекта РФ (15-20 лет); - долгосрочного плана (10 лет); - среднесрочного плана (5 лет); - годовых планов; - региональных элементов приоритетных национальных проектов; - региональных подпрограмм федеральных целевых программ; - региональных целевых программ; - региональных инвестиционных бизнес- проектов; - схемы территориального планирования КПСЭР МР, ГО состоящая из: - концепции социально- экономического развития МР, ГО (15-20 лет); - стратегического плана (15-20 лет); - приоритетных направлений развития поселений (10-15 лет); - долгосрочного плана (10 лет); - среднесрочного плана (5 лет); - годовых планов; - точек экономического роста: муниципальных фрагментов федеральных и региональных целевых программ муниципальных фрагментов отраслевых инфраструктурных проектов, муниципальных целевых программ, муниципальных бизнес-проектов; - схемы территориального планирования МР, генерального плана ГО КПСЭР поселения, состоящая из: - приоритетных направлений социального и экономического развития поселения (10-15 лет); - среднесрочного плана (5 лет); - годовых планов; - точек экономического роста: муниципальных фрагментов федеральных и региональных целевых программ муниципальных фрагментов отраслевых инфраструктурных проектов, муниципальных целевых программ, муниципальных бизнес-проектов; - генерального плана Модель комплексного территориального планирования

Слайд6 Анализ комплексных программ социально- экономического развития муниципальных образований Методика анализа базируется на: – трех основных методологических аспектах (системный подход, комплексный подход, репрезентативность выборок); – пяти основных приоритетах развития МО; – четырех базовых методах анализа (пространственный, временной, содержательный и сравнительный); – трёх базовых условиях успешной реализации комплексных программ (соответствие приоритетам региона, учет планов и программ развития хозяйствующих субъектов, учет внешней среды); – шести основных методологических принципах формирования территориальных плановых и прогнозных документов. Ошибки разработчиков комплексных программ, выявленные на этапах их реализации – это не только потерянное время. Они могут повлечь за собой достаточно серьезные последствия, как в экономике, так и в социальной сфере муниципальных образований. Последствия могут быть особенно тяжелыми, если ошибки разработчиков носят методологический характер и выявляются на относительно поздних этапах реализации плановых решений.

Слайд7 Анализ комплексных программ социально- экономического развития муниципальных образований Первый этап – подготовительный Формируется пакет исходных документов для анализа: – первоначальные и действующие плановые и прогнозные документы СЭР МО; – постановления органов представительной власти, утвердившие, изменившие или продлившие действие плановых и прогнозных документов МО; – динамические ряды статистических показателей, характеризующих развитие экономических и социальных секторов исследуемого МО; – отчеты органов власти о ходе реализации текущих, среднесрочных и иных планов, программ; – бюджеты текущего и прошедших (не менее трех периодов, предшествующих анализируемому) годов; – стратегии развития основных градообразующих и градообслуживающих предприятий; – соглашения ОМСУ и субъектов хозяйственной деятельности по их участию в реализации программ; – иные документы, подтверждающие источники финансирования запланированных мероприятий. При анализе КПСЭР муниципального района - комплект документов дополняется КПСЭР всех поселений, входящих в состав данного района При анализе КПСЭР поселения - комплект документов дополняется программой развития муниципального района, в состав которого он входит

Слайд8 Анализ комплексных программ социально- экономического развития муниципальных образований Второй этап – аналитический Осуществляется анализ комплексной программы социально- экономического развития муниципального образования Этап состоит из 8 последовательных шагов Первый шаг -изучение титульного листа, паспорта, оглавления (содержания) программы, а также решений органов представительной власти, утвердивших первоначальную и последующие, актуализированные редакции программы -указанные разделы программы содержат исходные данные, необходимые для первичной оценки полноты документа, его соответствия названию, вынесенному на титульный лист, а также данные о легитимности программы. -в ходе изучения данных разделов комплексной программы приемы сравнительного анализа (сравнение с типовыми структурами документов, рекомендованными в литературе, региональными органами исполнительной власти) рекомендуется дополнять другими приемами базового метода – временного и содержательного анализа.

Слайд9 Второй шаг -перепроверка содержащихся в КПСЭР МО результатов и выводов, авторов программы на этапе прогнозно-аналитических работ -проводится повторный SWOT-анализ и сопоставляются результаты проведенного анализа с оценкой исходного состояния социально- экономического развития МО, сформулированного авторами программы в разделе «Стартовые условия и оценка исходного состояния социально-экономического развития муниципального образования». -в случае разночтения в оценке исходного состояния социально- экономического развития МО следует провести дополнительные исследования и определить причины и источники данных разночтений. -в ходе работы с паспортом МО необходимо обратить внимание на периодичность актуализации (рекомендуемый период – не реже одного раза в год) и сопоставить периоды актуализации паспортных данных со сроками актуализации комплексных программ. Критерии необходимости актуализации комплексных программ: -значительное (на пять и более процентов) отклонение показателей прошедшего года от запланированных, -существенные изменения внутренней и внешней среды развития МО Анализ КПСЭР МО

Слайд10 Третий шаг (МР и ГО) - анализ концепции СЭР Предмет анализа: совокупность стратегических целей, приоритетов экономического, социального и пространственного развития, определяющих долгосрочную перспективу развития муниципального образования. Проводится в формате соответствия правилу SMART ( цели и приоритеты: четко определены, измеримы, достижимы, значимы и реалистичны, привязаны по времени) Выявляется соответствие стратегических целей и приоритетов : -экономической и социальной ситуации, сложившейся на период разработки концепции; -проблемам, выделенным в ходе оценки исходного состояния развития муниципального образования; -мнению населения и представителей бизнеса; -имеющимся у местного сообщества ресурсам и резервам -соответствие друг другу стратегических целей и приоритетов развития МР и приоритетов социально-экономического развития входящих в их состав городских и сельских поселений (путем их взаимного сопоставления) Третий шаг (поселения) - Третий шаг (поселения) - анализ приоритетов социально-экономического развития, их соответствие приоритетам социально-экономического развития муниципальных районов и стратегиям развития хозяйствующих субъектов Анализ КПСЭР МО

Слайд11 Третий шаг (продолжение) Типовая структура Концепция социально-экономического развития МР, ГО Приоритетные направления социально- экономического развития поселения – стратегические цели и приоритеты социального развития МО; – стратегические цели и приоритеты экономического развития МО; – стратегические цели и приоритеты пространственного (градостроительного) развития МО; – стратегические цели и приоритеты развития городских и сельских поселений (для муниципальных районов) – приоритетные направления социального развития МО; – приоритетные направления экономического развития МО; – приоритетные направления пространственного (градостроительного) развития МО; Анализ КПСЭР МО

Слайд12 Анализ КПСЭР МО Четвертый шаг – анализ стратегического плана КПСЭР МО (проводится только на уровне муниципальных районов и городских округов) Исследуется: – соответствие выбранного сценария социально-экономического развития муниципального образования его стратегическим целям и приоритетам; – соответствие выбранного сценария социально-экономического развития муниципального района приоритетам развития городских и сельских поселений, входящих в его состав; – реальность реализации стратегических целей и приоритетов социально- экономического развития муниципального образования на основе выбранных для этого механизмов и запланированных ресурсов; – соответствие задач, предложенных для реализации местному сообществу, выбранным стратегическим целям и приоритетам. Типовая структура стратегического плана: – базовый сценарий социально-экономического развития; – этапы реализации выбранного сценария достижения стратегических целей социально-экономического развития; – основные механизмы и ресурсы реализации стратегического плана; – основные задачи местного сообщества по реализации стратегического плана (долгосрочные, среднесрочные, первоочередные).

Слайд13 Анализ КПСЭР МО Пятый шаг – анализ планового раздела КПСЭР муниципального образования. Исследуется: – соответствие долгосрочных, среднесрочных и текущих (годовых) целей и задач друг другу и стратегическим целям социально-экономического развития МО; – степень инкорпарированности МЦП и бизнес-проектов в долгосрочные, среднесрочные и годовые планы комплексной программы МО; – соответствие имеющихся ресурсов и резервов местного сообщества целям и задачам на долгосрочную, среднесрочную перспективы и текущий плановый год; – соответствие выбранных механизмов (организационных, экономических, финансовых) запланированным целям и задачам на долгосрочную, среднесрочную перспективы и текущий плановый год; – действующая система мониторинга реализации долгосрочного, среднесрочного и текущего (годового) планов; – ход реализации планов в разрезе индикаторов, характеризующих выполнение целей и задач, сформулированных в КПСЭР; – ход реализации планов (в разрезе план – факт) развития МО, обеспечивающих решение вопросов местного значения; – ход реализации (в разрезе план – факт по каждой программе) муниципальных целевых, а также муниципальных фрагментов федеральных и региональных целевых программ; – ход реализации бизнес-проектов (в разрезе план – факт по каждому проекту), предусмотренных долгосрочными, среднесрочными и текущими (годовыми) планами.

Слайд14 Пятый шаг (продолжение) Типовая структура Анализ КПСЭР МО Долгосрочный планСреднесрочный планТекущий (годовой) план - основные проблемы экономики и социальной сферы МО, препятствующие реализации выбранных стратегических целей и приоритетов и требующие решения в планируемый период; - основные цели и задачи на долгосрочную перспективу, обеспечивающие решение выделенных проблем СЭР МО в планируемый период; - ресурсы длительного пользования и резервы местного сообщества, обеспечивающие решение проблем, препятствующих достижению выбранных стратегических целей и приоритетов в плановый период; - основные элементы механизма реализации долгосрочного плана СЭР МО; - основные индикаторы долгосрочного плана СЭР МО. - основные проблемы экономики и социальной сферы МО, препятствующие реализации выбранных долгосрочных целей и задач и требующие решения в планируемый период; - основные цели и задачи на среднесрочную перспективу, обеспечивающие решение выделенных проблем СЭР МО в планируемый период; - ресурсы и резервы местного сообщества, обеспечивающие решение проблем, препятствующих достижению выбранных целей и приоритетов в плановый период; - основные элементы механизма реализации среднесрочного плана СЭР МО; - основные индикаторы среднесрочного плана СЭР МО. - основные индикаторы экономического развития МО на плановый год; - основные индикаторы социального развития МО на плановый год; - основные показатели развития муниципальных предприятий на плановый год; - основные показатели реализации полномочий местного самоуправления по решению вопросов местного значения на плановый год; - финансовые ресурсы и резервы местного сообщества, обеспечивающие достижение индикаторов СЭР, запланированных на плановый год; - ресурсы и механизмы реализации годового плана.

Слайд15 Анализ КПСЭР МО Шестой шаг – анализ соответствия документов территориального планирования основным положениям КПСЭР МО и требованиям Градостроительного Кодекса РФ Исследуется: – соответствие градостроительных решений стратегическим целям и задачам социально-экономического развития; – синхронизации этапов реализации градостроительных решений с этапами реализации комплексных программ социально-экономического развития муниципальных образований; – взаимное соответствие схем территориального планирования муниципальных районов и генеральных планов поселений; – согласованность градостроительных решений в схемах территориального планирования и генеральных схемах смежных муниципальных образований; – соответствие градостроительных решений текущим нуждам местного сообщества.

Слайд16 Анализ КПСЭР МО Седьмой шаг – резюмирующий. Обобщение полученных результатов анализа. Делаются выводы о соответствии разделов программы и КПСЭР в целом основным методологическим принципам территориального индикативного планирования. Обобщаются индикаторы и качественные характеристики, определяющие степень успешности реализации отдельных этапов, целей, задач и проектов, намеченных к реализации в анализируемый период времени. Рассчитывается вероятность реализации запланированных стратегических целей и приоритетов развития МО (на основе анализа и динамики за последние 3-5 лет). Формулируются выводы и рекомендации по совершенствованию, актуализации или пролонгации комплексной программы, направленные на корректировку усилий местного сообщества с целью улучшения условий ведения хозяйственной деятельности и жизни населения. Предлагаются выявленные в ходе анализа возможные точки экономического роста и механизмы их развития (муниципальные целевые программы, совместная деятельность на принципах государственно-частного партнерства, бизнес-проекты и т.д.).

Слайд17 Анализ КПСЭР МО Восьмой шаг – заключительный. Заключается в формировании отчета о результатах анализа комплексной программы социально-экономического развития муниципального образования. Структура отчета может быть произвольной, но она должна учитывать необходимость освещения каждого из шагов.

Слайд18 Схемы территориального планирования, генеральные планы - Стратегический анализ социально-экономического развития - Стратегические приоритеты, цели и задачи социально- экономического развития - Функциональное назначение территорий - Ограничения по использованию территорий - Зоны размещения объектов государственного (муниципального) значения Территориа льное индикативн ое планирован ие Территориа льное планирован ие

Слайд19 Этапы подготовки

Слайд20Реализация План реализации схемы территориального планирования муниципального района содержит: – сроки подготовки документации по планировке территории для размещения объектов капитального строительства местного значения, на основании которой определяются или уточняются границы земельных участков для размещения таких объектов; – сроки подготовки проектной документации и сроки строительства объектов капитального строительства местного значения; План реализации генерального плана : – решение о подготовке проекта правил землепользования и застройки или о внесении изменений в правила землепользования и застройки; – сроки подготовки документации по планировке территории для размещения объектов капитального строительства местного значения, на основании которой определяются или уточняются границы земельных участков для размещения таких объектов; – сроки подготовки проектной документации и сроки строительства объектов капитального строительства местного значения; – финансово-экономическое обоснование реализации генерального плана.

Слайд21Реализация

Спасибо за внимание И.Гончаров