Введение в пространственную экономику Филатов А.Ю. Институт систем энергетики им.Л.А.Мелентьева, Иркутский государственный университет

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Васильев М.Ю., Филатов А.Ю. Институт систем энергетики им. Л.А.Мелентьева, Иркутский государственный университет Потенциальная конкуренция сетевых и генерирующих.
Advertisements

Стратегическое взаимодействие фирм, действующих по Курно, и ценополучателей Филатов А.Ю. Иркутский государственный университет, Институт систем энергетики.
Глава 3. Экономика фирмы 18. Фирма на рынке. Глава 3. Экономика фирмы Фирма на рынке Рыночные структуры.
Спрос – потребность покупателей в данном товаре, выраженная в их покупательной способности. Величина спроса – количество товара, которое покупатели готовы.
Спрос на рынке зависит от «нижней» цены: причины и последствия Филатов А.Ю. Институт систем энергетики им.Л.А.Мелентьева, Иркутский государственный университет.
Поведение фирмы- ценополучателя Решения задачи максимизации прибыли фирмы ценополучателя: кривая предложения, точка закрытия «Излишек производителя» и.
Учет неоднородности труда при моделировании монополистической конкуренции
Trade, market size, and industrial structure: revisiting the home-market effect Zhihao Yu Айзенберг Н.И.
ТЕОРИЯ ПРОПОРЦИОНАЛЬНОСТИ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА ХЕКШЕРА - ОЛИНА. Выполнила : Студентка группы УО -31 Скалозуб Дарья.
МИКРОЭКОНОМИКА Преподаватель: Грабовский Александр Евгеньевич.
Монополистическая конкуренция Лекция 13. Вопросы: 1. Характеристика рынка монополистической конкуренции 2.Краткосрочное равновесие фирмы при монополистической.
Тема:Товарная и географическая структура мировой торговли План 1.Продовольственные ресурсы и аграрные рынки. 2.Товарные ресурсы и рынки промышленных товаров.
Использование понятия производной в экономике. Рассмотрим функциональную зависимость издержек производства о количества выпускаемой продукции. Обозначим:
Рыночная система хозяйствования 1.Субъекты рыночной экономики и их взаимодействие 2.Спрос и факторы, на него влияющие 3.Предложение и факторы, на него.
Теория спроса и предложения Исполнители: Кныш Е. В. Домнин А. В.
©Институт народнохозяйственного прогнозирования Москва 2012 О РАЗРАБОТКЕ ДОЛГОСРОЧНОГО ПРОГНОЗА РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ.
Применение функций в экономике. Функции находят широкое применение в экономической теории. Спектр используемых функций весьма широк от простейших линейных.
Экономическая теория, модуль 1 Лекция / 11/ 11 Рынок факторов производства: спрос и предложение Жилина Лилия Николаевна, доцент кафедры мировой экономики.
Монополия Лекция 11. Вопросы 1.Монополия и монопольная власть. 2.Спрос на продукт монополиста и маржинальная выручка 3.Монопольное поведение фирмы 4.Последствия.
Прикладная экономика Микроэкономика. 1.Прикладные аспекты теории потребительского выбора и спроса 2.Выбор потребителя в условиях неопределенности и риска.
Транксрипт:

Введение в пространственную экономику Филатов А.Ю. Институт систем энергетики им.Л.А.Мелентьева, Иркутский государственный университет

Экономический рост и его неравномерность г.г.: население в 22 раза, мировой ВВП в 300 раз. 1.Неравномерность во времени Западная Европа: – 0,15% / год, – 1,5% / год. 2.Неравномерность по странам Китай: последние 30 лет – 8-13% / год. 5% / год ~ 131,5 раз / век; 10% / год ~ раз / век. 3.Неравномерность внутри стран Шанхай: до середины 90-х – «a muddy swamp», сейчас – финансовый центр. Детройт: в I половине XX века - 3-й город в США, сейчас коллапс. Бологое: крупнейший перевалочный центр между М. и СП запустение. Некоторые города полностью закрыты: «Street closed. Drive at your risk». Причина роста с начала XIX века – промышленная революция! Повышение производительности труда Западная Европа: – рост в 2 раза, – рост в 50 раз. Снижение транспортных издержек.

Снижение транспортных издержек г.г.: снижение цен на транспортировку по земле в среднем в 10 раз. Сокращение цены: Цена угля Sarrebrück на металлургическом заводе в 220 км от месторожде- ния – 18%, остальные 82% – транспортные издержки. Транспортировка зерна – 0,5% стоимости / км (200 км – удвоение цены). После строительства железных дорог – транспортные издержки упали в 50 раз! Следствие – рост мировой торговли, снижение разницы цен: Великобритания – США ( ): пшеница 58% 16%, сталь 75% 21%. Сокращение времени: Париж – Марсель: 1650 г. – 358 ч., 1854 г. – 38 ч., 2010 г. – 3 ч. Сокращение таможенных пошлин (особенно в последние 60 лет): Год Средний тариф, %22%13%17%19%32%16%7%4,6% Табл. 1. Средний размер таможенных пошлин, %

Рост мировой торговли Страна / год Бельгия7,017,513,440,352,586,3 Великобритания10,314,79,511,515,328,1 Германия7,412,24,417,223,733,7 Италия3,33,62,69,011,528,4 Китай25,9* Нидерланды14,614,510,234,140,967,2 Россия44,5* США2,84,13,35,86,311,2 Франция3,46,05,611,214,328,5 Япония0,22,12,06,810,610,8 В среднем по мировой экономике рост доли экспорта в ВВП – в 17 раз! Табл. 2. Экспорт / ВВП в различных странах мира, %

Сокращение издержек связи Год Наземный трансп Воздушный трансп Трансатлант. тел Спутниковый тел Табл. 3. Стоимость транспортировки и связи, % ## 1910 г.: письмо Лондон – Дели ~ 1 год. Сейчас – ТВ, сотовая связь, интернет. Урбанизация Доля городского населения в 1800 / 1910 / 2000 году: Европа: 12% / 41% / 75%, США: 5% / 42% / 75. Крупные города: 1910 г. – 228 городов с населением более 100 тыс. жителей г. – 98 из них совсем не существовали или были небольшими деревнями. Деревня – все делают всё (пекут хлеб, шьют одежду…) – очень неэффективно! Город – всё производится в промышленных масштабах, можно купить.

Рост и неравенство Страна / год Бельгия Болгария Великобритания Германия Испания Италия Нидерланды Португалия Россия Сербия США Франция Швейцария Среднее Среднеквадрат.откл Табл. 4. Среднедушевой доход, $, в ценах 1960 г.

Неравенство и региональный вопрос Год Эластичность-0,090-0,195-0,283-0,371-0,426-0,437-0,436 R2R2 0,3760,7170,8570,8830,7960,7640,647 Табл. 5. Эластичность душевого ВВП по расстоянию от Великобритании «Boom banana» (Brunet 1970) – кратчайший и простейший путь от Северного моря к Средизем- ному. Франция < Швейцария, т.к. многочисленное чиновничество создало множество препятствий торговле, особенно транзитной.

Душевой ВВП по регионам ЕС ВВП на душу населения для 269 областей NUTS2 (nomenclature des unites territoriales statistiques) ЕС-27, плюс Норвегия и Швейцария, 2004 год. Особенности: Существенные внутри- региональные различия в некоторых странах. ## Италия 1.Концентрация богатых регионов.

Структура «центр-периферия» в ЕС ВВП на квадратный км для 269 областей NUTS2 (nomenclature des unites territoriales statistiques) ЕС-27, плюс Норвегия и Швейцария, 2004 год. Рыночный потенциал ре- гиона (средневзвешенный ВВП окружающих регио- нов с весами, обратно про- порциональными расстоя- нию) существенно влияет на экономическое разви- тие!

Распределение городов в Европе Каждая точка – город с населением > 10 тыс. чел

Экономический рост в ЕС Развитие рыночного по- тенциала за 1995 – 2004 г.г. (отсутствуют данные по Норвегии и Румынии). Наблюдается более высо- кий рост в периферийных странах, объясняющийся «эффект захвата» в рам- ках европейской интегра- ции.

Душевой ВВП в штатах США

Рыночный потенциал штатов США

Экономический рост в штатах США

Подходы к моделированию Рикардо: причина международной торговли – относительные преимущества в трудовых ресурсах: «Результат труда 100 англичан нельзя получить 80 анг- личанами, но он может быть получен 80 португальцами, 60 русскими или 120 восточными индусами». Хекшер, Олин: причина международной торговли – относительные преиму- щества в факторах производства (труд, капитал, природные ресурсы, техно- логии…): «Страна экспортирует товар, для производства которого интенсивно используется ее относительно избыточный фактор производства». Главный недостаток: факторы немобильны, товары мобильны??? Главный вывод «торгуют различающиеся страны» сейчас выполняется плохо. Две теории, применяющиеся в пространственной экономике: Фирма занимает свободные ниши на уже существующих предпочтениях Hotelling 1929 – линейный город; Downs 1957 – политическая конкуренция. Продукт однородный по всем параметрам кроме места продажи! Фирма создает новую разновидность товара и привлекает потребителей Dixit, Stiglitz, Krugman Продукт – дифференцированный.

Модель монополистической конкуренции Диксита-Стиглица Chamberlin 1933: реальные рынки существуют между совершенной конкуренцией и монополией Идеи: 1.Фирмы продают продукты, не являющиеся совершен- ными субститутами, т.е. они – дифференцированы. 2.Каждая фирма производит единственный вид продукта с возрастающей отдачей от масштаба и в состоянии на- значать цену, превышающую предельные издержки. 3.Число фирм в отрасли достаточно большое, чтобы каж- дая фирма занимала небольшой объем рынка. 4.Существует свободный вход на рынок и выход с рынка, прибыль фирм – нулевая. Эдвард Хастингс Чемберлин (1899 – 1967)

Модель Диксита-Стиглица Джозеф Юджин Стиглиц (род. 1943). Лауреат Нобелевской премии по экономике 2001 г. «за анализ рынков с асим- метричной информацией». Авинаш Камалакар Диксит (род. 1944) Президент Эконометрического общества (2001) и Американской экономической ассоциации (2008).

Модель Диксита-Стиглица 1.Экономика состоит из двух секторов: сельскохозяйственного (традицион- ного) и промышленного (современного). 2.В сельском хозяйстве однородный продукт A производится с постоянной отдачей от масштаба и продается на совершенно конкурентном рынке. 3.В промышленном секторе производится n разновидностей горизонтально дифференцированного продукта M с возрастающей отдачей от масштаба. 4. L потребителей (они же рабочие), чьи предпочтения идентичны и задаются на верхнем уровне функцией полезности Кобба-Дугласа 5.Функция полезности нижнего уровня имеет постоянную эластичность замещения (CES-функция): 6.Потребности фирмы промышленного сектора в труде: 7.Суммарные издержки на оплату труда (других издержек нет): 8.Все L рабочих разделяются на αL квалифицированных (промышленных) и (1–α)L неквалифицированных (сельскохозяйственных). 9.В сельском хозяйстве

Задача потребителя CES-функция полезности Крайние случаи: = 0, =1 – независимые товары, функция полезности Кобба-Дугласа: = 1, – совершенные заменители, линейная функция полезности: Задача потребителя – максимизация полезности от приобретения дифферен- цированного продукта при условии, что на него тратится доля дохода I: Функция Лагранжа:

Задача фирмы Задача фирмы – максимизация прибыли: Большое число участников рынка цена, установленная j-фирмой, не влияет на спрос i-фирмы В долгосрочном равновесии прибыль всех фирм равна нулю: Размер фирмы (по числу рабочих) и число фирм: Равновесный уровень заработной платы (из баланса предл. и спроса в с/х):

Сравнительная статика pqTRwnl f ++ –+ c+– L + –+ Табл.6. Влияние параметров модели на возникающее равновесие + – зависимости в форме прямой или обратной пропорциональности; возрастающие или убывающие зависимости общего вида; пары переменных, связь между которыми отсутствует.

Спасибо за внимание!