« Где много детей, там должен быть детский коллектив, иначе они превращаются в толпу, в орду, в которой подчас царят самые жестокие нравы. » « Где много.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Педагогика общей заботы Подготовила Трошенкова Д.А. Студентка 4 курса СДО ФППК КубГУ.
Advertisements

Педагогика общей заботы Изобретатель методики КТД «Современная модель воспитательной системы класса»
Технология КТД И. П. Иванова в работе классного руководителя Подготовила: Купцова Н. В. учитель начальных классов МБОУ НШ 13 г. Железнодорожный 2014 г.
Заседание МО воспитателей «Особенности организации и проведения коллективного творческого дела (КТД)
КОЛЛЕКТИВНОЕ ТВОРЧЕСКОЕ ДЕЛО НА ЗАНЯТИЯХ ДЕКОРАТИВНО- ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА. Педагог дополнительного образования Кузьминова Светлана Николаевна Дом детского.
«Эврика» Эмблема НОУ Девиз: Мудр не тот, кто знает много, а тот, чьи знания полезны Per Aspera ad Astra - через тернии к звёздам.
КОЛЛЕКТИВНОЕ ТВОРЧЕСКОЕ ДЕЛО Автор : Тихонова Татьяна Васильевна – старший вожатый Новомуратской средней общеобразовательной школы Комсомольского района.
Технология коллективно творческое дело Подготовили: Жекотова Л.В. и Никитина Л.С. – педагоги доп.обр.
Коллективное творческое дело 5-11 классов «И помнит мир спасенный…»
Самоуправление в лицее 1580 при МГТУ им. Н. Э. Баумана.
Использование методики КТД в воспитательном процессе МОУ «Казаковская начальная школа- детский сад.
Коллективная творческая деятельность. Цель :повышение социальной активности школьников. Задачи: 1)выявление и развитие организаторских способностей детей.
г. Заседание МО классных руководителей Тема: «Совершенствование воспитательной системы школы посредством моделирования и построения воспитательных.
В ИТЕБСКАЯ ОБЛАСТЬ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «Г ОСУДАРСТВЕННАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА 2 Г. Г ОРОДКА » Детский инициативный проект.
Организация школьного научного общества учащихся г. Купино, 2011г.
Коллективное творческое дело Советы и подсказки. Историческая справка Иванов Игорь Петрович академик РАО, автор методики коммунарского воспитания, методики.
Намская улусная гимназия им. Н.С. Охлопкова Проект программы деятельности детской организации «Лидер» Шадрина Изабелла Егоровна, педагог – организатор.
Педагогический совет «Совершенствование процесса воспитания учащихся посредством моделирования и построения воспитательных систем классов»
ПРОБЛЕМНЫЙ СЕМИНАР ДЛЯ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ «ОРГАНИЗАЦИЯ САМОУПРАВЛЕНИЯ В КЛАССЕ» Зам директора по УВР Варламова Н. В.
Транксрипт:

« Где много детей, там должен быть детский коллектив, иначе они превращаются в толпу, в орду, в которой подчас царят самые жестокие нравы. » « Где много детей, там должен быть детский коллектив, иначе они превращаются в толпу, в орду, в которой подчас царят самые жестокие нравы. » Это понятно каждому разумному человеку. Советская школа обогатила мировую педагогику именно теорией коллективного воспитания. Тут можно и не называть выдающихся имен, они всем известны: Шацкий, Макаренко, Это понятно каждому разумному человеку. Советская школа обогатила мировую педагогику именно теорией коллективного воспитания. Тут можно и не называть выдающихся имен, они всем известны: Шацкий, Макаренко, Сухомлинский, Иванов. Сухомлинский, Иванов.

Игорь Петрович Иванов, профессор Ленинградского педагогического института им. А. И. Герцена. Игорь Петрович Иванов, профессор Ленинградского педагогического института им. А. И. Герцена. Имя его с каждым годом становится все более известным, все больше воспитателей понимают ценность его идей, развивающих теорию и методику коллективного воспитания в наши дни, в наших условиях. Имя его с каждым годом становится все более известным, все больше воспитателей понимают ценность его идей, развивающих теорию и методику коллективного воспитания в наши дни, в наших условиях.

Постепенно к 1956 году сложится основной костяк группы вожатых, которая назовёт себя Союз энтузиастов (СЭН). Два года интенсивной работы этого коллектива станут для Игоря Петровича важнейшим этапом в жизни. Именно здесь, в СЭНе, родится методика коллективной организации деятельности. Членами СЭНа будет отрабатываться методика разведки дел на пользу и радость людям; по деталям, по крупицам начнёт складываться логика коллективного планирования; появятся разные приёмы текущей организации деятельности в отряде и дружине; по деталям, по крупицам начнёт складываться логика коллективного планирования; появятся разные приёмы текущей организации деятельности в отряде и дружине; выстроится особая значимость организационной структуры коллектива и будет обоснована особая роль звена как микроколлектива. выстроится особая значимость организационной структуры коллектива и будет обоснована особая роль звена как микроколлектива. Завершением логической цепочки станет обоснование роли коллективного анализа, вырастет убеждение в его нравственной силе, коллективный анализ проделанной работы станет источником нравственного роста отношений в коллективе. Логический ряд такой организации деятельности отряда позволяет реально, жизненно-практически проявлять инициативу. Необходимо напомнить, что речь идёт о том времени в истории нашей страны, когда люди только-только стали ощущать некоторую свободу, очень медленно уходил страх, но привычки «думать об улучшении окружающей жизни», конечно ещё не было.

Методика получала всё более чёткие характеристики и члены СЭНа принимают решение оформить свои исследовательские материалы в предложения по совершенствованию деятельности пионерской организации. Работа над этим документом показывает ряд проблемных мест, прежде всего связанных с тем, что методика реализовывалась теми, кто её разрабатывал, и не имела опыта широко применения на базе какой-либо территории.. Идея, выдвинутая Ивановым, проста: если пионерская организация это организация самих детей, значит нужно найти способы вооружить ребят методикой организации деятельности пионерского отряда, взрослые занимают позицию старшего товарища, которые вместе с ребятами строят жизнь коллектива. Эта идея начинает реализовываться в школе актива, которая через некоторое время станет Коммуной Юных Фрунзенцев (КЮФ).

Общественно-педагогическое добровольное творческое объединение студентов, преподавателей, педагогов-практиков, (КиМ) созданное в 1963 году Игорем Петровичем Ивановым в Ленинградском государственном педагогическом институте имени А.И.Герцена для совместного освоения, разработки и распространения методики коллективной творческой деятельности. День рождения КиМ 3 ноября 1963 г. В этот день студенты-кимовцы пришли на Пискаревское кладбище на торжественную клятву перед священной памятью ленинградцев, павших в годы блокады. С этого дня каждое новое поколение коммунаров давало здесь клятву верности делу воспитания в течение 28 лет.

За время существования Коммуны в ее жизнедеятельности было несколько этапов, имевших главное дело. Первый этап длился 5 лет, в течение которых разрабатывались и применялись на практике новые формы и виды коллективных творческих дел. Завершился этот этап в 1969 году подготовкой к изданию книги «Коллективные творческие дела Коммуны имени Макаренко». Второй этап (до 1981 года) На этом этапе приоритетное значение приобрела исследовательская работа. Коммуна стала секцией СНО (студенческого научного общества). Под руководством И.П.Иванова было проведено несколько комплексных исследований, перешедших затем в дипломные и кандидатские. Значимыми публикациями этого периода стали серия брошюр, книг и журнал «Затейник», посвященные школьным праздникам как центральным событиям жизни школы.

ЦАРЁВА Надежда Павловна ведущий научный сотрудник НИЦ ЛОИРО, кандидат педагогических наук В 1975 г. И.П.Иванов объединяет выпускников, творческих учителей и руководителей школ в Общественную лабораторию комплексного подхода к воспитанию, программа которой была рассчитана на несколько лет и ее итоги посвящались 100-летию со дня рождения А.С.Макаренко. (В период с 1975 г. и до начала 90-х годов фактическое руководство КиМом осуществляла Н.П.Царёва.) КиМ как студенческий макаренковский педагогический отряд прекратил свое официальное существование в ЛГПИ имени А.И.Герцена в связи с закрытием кафедры методики коммунистического воспитания (у истоков которой стоял И.П.Иванов), которая фактически состояла из членов КиМ, уже защитивших диссертации или аспирантов.

Движению, от источника размышлений к современному их значению и трактовке, послужили Сэновцы, которые дали конкретную детальную разработку организации жизни коллектива. Это и сегодня высочайший уровень демократической культуры, где каждому гарантирована возможность реализовать право на собственное мнение, на развитие, на творчество. Механизм широко известен, как коллективное планирование, коллективная подготовка, коллективное проведение, коллективный анализ - это, ничто иное, как – КОЛЛЕКТИВНОЕ ТВОРЧЕСКОЕ ДЕЛО Коллективные творческие дела – это прежде всего полнокровная жизнь старших и младших, воспитателей и воспитанников и в то же время их общая борьба за улучшение окружающей жизни. В этой жизни, в этой борьбе педагоги выступают как старшие товарищи ребят, действующие вместе с ними и впереди них.

Постоянная многосторонняя забота друг о друге, о своем коллективе, об окружающих людях, о далеких друзьях, поиск лучших средств этой заботы, все более четкая организация своей жизни, разнообразных дел на пользу и радость своему коллективу и другим людям – вот что сплачивает воспитателей и воспитанников. Суть каждого дела – забота о своем коллективе, друг о друге, об окружающих людях, о далеких друзьях. Дело это – коллективное, потому что совершается вместе – ребятами и старшими товарищами как их общая забота.

Коллективные творческие дела отличаются друг от друга прежде всего по характеру общей практической заботы, которая выступает на первый план: трудовой или общественно-политической, познавательной или художественно- эстетической, спортивно-оздоровительной или организаторской. Но в каждом КТД решается целый «веер» (А. С. Макаренко) педагогических задач, происходит развитие коллективистских, демократических основ жизни, самостоятельности, инициативы ребят, самоуправления, активного, гражданского отношения к людям и окружающему миру.

Однако при этом нужно помнить: 1. Выбирается то или иное коллективное творческое дело, проводится конкурс между первичными коллективами на лучшие варианты, предложения, проекты. 1. Выбирается то или иное коллективное творческое дело, проводится конкурс между первичными коллективами на лучшие варианты, предложения, проекты. 2. На общем сборе заслушиваются и обсуждаются все варианты (один из них отбирается для осуществления или создается сводный проект); выбирается совет дела из представителей каждого первичного коллектива. 3. Совет дела, опираясь на предложения первичных коллективов, разрабатывает избранный вариант, учитывая местные условия, распределяет поручения между первичными коллективами, а затем сам же и руководит выполнением задуманного. 4. Проведенное дело обсуждается на общем сборе-«огоньке», причем каждый первичный коллектив высказывает свое мнение об удачах и недостатках, а затем обязательно вносит свои предложения на будущее.

- «Наша цель – счастье людей!» - «Даешь мажорный тон как учит нас Антон! Чтоб как у Задорова все было только здорово!», - «Уважаем на века демократию ДК, диктатуру "огонька"!» (ДК дежурный командир), - «Уважаем на века демократию ДК, диктатуру "огонька"!» (ДК дежурный командир), - «Хочешь быть счастливым вместе с коллективом перспективу строй! Завтрашняя радость не покой, а бой!» - «Хочешь быть счастливым вместе с коллективом перспективу строй! Завтрашняя радость не покой, а бой!» - Наиболее известна и популярна заповедь: «Каждое дело творчески! Иначе зачем?» - Наиболее известна и популярна заповедь: «Каждое дело творчески! Иначе зачем?»

Общие черты рассматриваемых технологий: Свободные группы, в которых ребенок чувствует себя раскованно, не чувствует подчинения учителю. Педагогика сотрудничества, сотворчество ученика и учителя. Применение методик коллективной работы: мозговая атака, организационно- деятельностная игра, свободная творческая дискуссия. Игровые методики. Мотивация: стремление личности к творчеству, к самовыражению, самоутверждению, самореализации

Начальная школа: игровые формы творческой деятельности; знакомство (общение) с произведениями искусства, техническими устройствами, эталонами отношений людей; освоение элементов творчества в практической деятельности (педагогические пробы); обнаружение в себе автора, способного создать какие-то творческие продукты; формирование коллективно-оценочного отношения к продуктам творчества людей, к своим результатам. Среднее звено: техническое творчество по широкому кругу прикладных отраслей (моделирование, радиолюбительство, конструирование и т.д.); участие в литературных, театральных, музыкальных мероприятиях; изобразительное творчество. Старшая ступень: выполнение творческих проектов, направленных на то, чтобы сделать окружающий мир лучше; исследовательские работы; литературные, художественные и музыкальные сочинения.

1.Диалог всех возникающих точек зрения. 2.Уважение самости ребенка, его уникальной позиции в мире. 3.Социальная направленность деятельности. 4.Коллективная деятельность как средство создать мощное творческое поле. 5.Использование феномена группового влияния на индивидуальные способности личности. 6.Создание условий для проявления и формирования основных черт творческой деятельности. Мотивом деятельности детей в КТД является стремление их к самоутверждению, самовыражению. Широко используется игра, состязательность. Совместная деятельность детей и взрослых, при которой все члены группы участвуют в планировании и анализе, вносят вклад в создание социального продукта. Главной методической особенностью КТД является субъектная позиция личности. Оценивание. Оценивание результатов творчества: похвала за любую инициативу; публикация работы; выставка работ; награждение грамотами, дипломами; присвоение званий.

Мотивом деятельности детей в КТД является стремление их к самоутверждению, самовыражению. Широко используется игра, состязательность. Совместная деятельность детей и взрослых, при которой все члены группы участвуют в планировании и анализе, вносят вклад в создание социального продукта.Главной методической особенностью КТД является субъектная позиция личности. Оценивание. Оценивание результатов творчества: похвала за любую инициативу; публикация работы; выставка работ; награждение грамотами, дипломами; присвоение званий.

В зависимости от содержания деятельности выделяются несколько видов КТД: организационные (выборы, перевыборы актива, знакомство) - целью является развитие самоуправления в группе. познавательные (викторины, брейн-ринги, КВН, вечер неразгаданных тайн, защита фантастических проектов и т.д.) - целью является активизация познавательного интереса и развитие коллективных отношений. трудовые (трудовой десант, трудовая атака, подарок далёким друзьям) - целью является упражнение в бескорыстии. художественные дела (концерт-молния, кольцовка песен, литературно-художественные конкурсы) - целью является развитие художественно-эстетических вкусов и творческих способностей детей и сплочение коллектива. спортивные дела (весёлая спартакиада, спартакиада народных игр; папа, мама и я - спортивная семья) - целью является воспитание стремления к здоровому образу жизни и сплочение коллектива.

Организация и проведение КТД проходит в несколько этапов.. Этапы КТД Название этапаСодержание деятельности и педагогические цели Первый этап - подготовительный "сбор-старт" Выбор КТД. Предварительная разведка дел и друзей. Конкурс проектов. Самое главное для педагога - не навязывать своего мнения. - Как Вы думаете, какова ведущая педагогическая цель этого этапа? Вызвать интерес, увлечь идеей КТД. Второй этап - коллективное планирование КТД Второй этап - коллективное планирование КТД На общем сборе группа делится на микрогруппы и дети методом "мозгового штурма" разрабатывают стратегию, общий план проведения КТД. Из лидеров микрогрупп выбирается "Совет дела" - временный орган самоуправления детей в подготовке КТД. Дальнейшую организационную деятельность педагог проводит совместно с советом дела. Цель: развитие навыков самоорганизации и планирования совместной групповой деятельности Третий этап - коллективной подготовки Самостоятельная подготовка КТД под руководством совета дела. Совет дела регулярно собирается, определяет творческие задания микрогруппам, помогает им в выполнении. Цель: развитие навыков самоорганизации и самоуправления, развитие творческих способностей каждого, сплочение группы. Четвёртый этап - проведение КТД Проведение КТД при обязательном участии каждого человека. А если каждый принял какое-то участие в подготовке - интересно посмотреть, что получилось. анализ проведённого дела. Каждый высказывает своё мнение, выражается благодарность наиболее активным. В обычной методике воспитательная работа на этом заканчивается Пятый этап - коллективного анализа - "Итоговый сбор-огонёк" Итоговый общий сбор в форме коммуникативного тренинга. Группа располагается по кругу, идёт групповой Цель: научить анализировать свою совмстную деятельность.

Организация и проведение КТД проходит в несколько этапов.. Этапы КТД Название этапаСодержание деятельности и педагогические цели Первый этап - подготовительный "сбор-старт" Выбор КТД. Предварительная разведка дел и друзей. Конкурс проектов. Самое главное для педагога - не навязывать своего мнения. - Как Вы думаете, какова ведущая педагогическая цель этого этапа? Вызвать интерес, увлечь идеей КТД.

Второй этап - коллективное планирование КТД Второй этап - коллективное планирование КТД На общем сборе группа делится на микрогруппы и дети методом "мозгового штурма" разрабатывают стратегию, общий план проведения КТД. Из лидеров микрогрупп выбирается "Совет дела" - временный орган самоуправления детей в подготовке КТД. Дальнейшую организационную деятельность педагог проводит совместно с советом дела. Цель: развитие навыков самоорганизации и планирования совместной групповой деятельности

Третий этап - коллективной подготовки Самостоятельная подготовка КТД под руководством совета дела. Совет дела регулярно собирается, определяет творческие задания микрогруппам, помогает им в выполнении. Цель: развитие навыков самоорганизации и самоуправления, развитие творческих способностей каждого, сплочение группы.

Четвёртый этап - проведение КТД Проведение КТД при обязательном участии каждого человека. А если каждый принял какое-то участие в подготовке - интересно посмотреть, что получилось. анализ проведённого дела. Каждый высказывает своё мнение, выражается благодарность наиболее активным. В обычной методике воспитательная работа на этом заканчивается

Пятый этап - коллективного анализа - "Итоговый сбор-огонёк" Итоговый общий сбор в форме коммуникативного тренинга. Группа располагается по кругу, идёт групповой Цель: научить анализировать свою совмстную деятельность.