Исследовательская работа на тему: Выполнила: ученица X «В» класса Литвинова Екатерина. Научный руководитель: Крякина Н. А. 2010 год МОУ Таловская СОШ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Решение геометрических задач при подготовке к ЕГЭ Титова В.А., учитель математики МОУ СОШ 5 ?
Advertisements

Геометрия 8 класс.. Содержание Четырехугольники Многоугольники Параллелограмм Трапеция Теорема Фалеса Прямоугольник Ромб Квадрат Осевая и центральная.
§4. Трапеция.. Задача 4 из диагностической работы Найдите площадь трапеции с основаниями 18 и 13 и боковыми сторонами 3 и Дополнительное построение.
§3. Параллелограмм. Средняя линия треугольника.. Задача 3 из диагностической работы.
1.1. Пропорциональные отрезки Определение подобных треугольников 1.2. Определение подобных треугольников 1.3. Отношение площадей подобных треугольников.
Треугольники Четырёхугольники Площади фигур Признаки равенства треугольников Признаки равенства прямоугольных треугольников Тригонометрические функции.
ПОДОБИЕ В ГЕОМЕТРИИ ПОДОБНЫЕ ТРЕУГОЛЬНИКИ Афанасьева С.А. МОУ «СОШ 64» 2015 г.
П РАКТИЧЕСКИЙ СЕМИНАР ПОДГОТОВКИ К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ М ОДУЛЬ «Г ЕОМЕТРИЯ » Составила учитель математики Максимова Т.М. МОУ Первомайская.
ПОДОБНЫЕ ТРЕУГОЛЬНИКИ © Т.И.Каверина, Пропорциональные отрезки Отношением отрезков AB и CD называется отношение их длин, т.е. Отрезки AB и CD пропорциональны.
Геометрия 9 класс Многоугольники. Содержание Правильные многоугольники Параллелограмм Прямоугольник Ромб Трапеция Теоремы о площади четырехугольника.
Работу выполнила: ученица 9 класса «В» МОУ СОШ 1 Казьмина Марина. Учитель: Яблочкина Т.И.
В треугольнике АВС биссектриса ВЕ и медиана AD перпендикулярны и имеют одинаковую длину, равную 4. Найти стороны треугольника АВС. Урок одной задачи (длительная.
В прямоугольнике диагонали равны и точкой пересечения делятся пополам, значит NC=CM, то есть треугольник MCN- равнобедренный. А в равнобедренном треугольнике.
Задачи по геометрии (курс планиметрии). Гимн математике Уравнения решать, радикалы вычислять – Интересная у алгебры задача! Интегралы добывать, Дробь.
ПЛАНИМЕТРИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ (С4) ЕГЭ-2010.
Сборник задач по геометрии из открытого банка данных Разработан ученицей 8 «А» класса МБОУ СОШ 3 г. Канска Воробьевой Аленой.
§3. Параллелограмм. Средняя линия треугольника.. Задача 3 из диагностической работы.
По страницам учебника геометрии Многоугольником называется геометрическая фигура, состоящая из n вершин и n сторон.
І.Любой треугольник A c BD b a L C АВС, a, b, c - стороны 1. b-c< a < b+c. 2. А+В+С = 180°. А, В, С – углы, СBD – внешний, СBD = А + С. 3.Определение.
Презентация на тему: Выполнила: учитель Маркова Т.Г. МОУ Терсенская СОШ.
Транксрипт:

Исследовательская работа на тему: Выполнила: ученица X «В» класса Литвинова Екатерина. Научный руководитель: Крякина Н. А год МОУ Таловская СОШ

* Рассмотреть различные способы решения задач. * Выявить наиболее рациональные способы решения задач. * Развивать аналитическое мышление, эрудицию, интеллект, формировать волевые качества личности. Цели исследования

* Изучить метод решения задач различными способами. * Рассмотреть различные направления использования данного метода и применение его в задачах. * Сделать вывод. Задачи исследования

* Часть I «Различные способы решения одной задачи». * Часть II «Решение задачи различными способами с дополнительными построениями». * Часть III «Решение олимпиадных задач и из тестов ЕГЭ различными способами». План План

Часть I

В трапеции диагонали длиной 6 см и 8 см взаимно перпендикулярны. Найти длину средней линии трапеции. В А С D O Задача 1

Способ 1. ( подобие треугольников) Пусть a = BC =Пусть х<3 ( половины AC). = = ( ): 2 = a,= 2a - Возведём в квадрат: Различные способы решения одной задачи D В А С O

Решим относительно a: D = a =, Ответ: 5 см. D В А С O Различные способы решения одной задачи

Способ 2. (тригонометрический). Из подобия BOC и AOD: Из BOC: BOC – прямоугольный. tg a = Найдем cos α либо по формуле 1 + Либо методом треугольника: Из AOD: Средняя линия равна Ответ: 5 см. D В А С O Различные способы решения одной задачи

Способ 3. ( тригонометрический). Из подобия треугольников BOC и AOD : (a + b)x=6b,. tg α = Ответ : 5 см. D В А С O Различные способы решения одной задачи

Способ 4. ( теорема Пифагора ) tg α = Из ACE:AE =из DBF:FD = AE + FD= = m + b + n + b = a + b. Средняя линия Из ACE:tg α == =3H = 49= 16* = 16*36= H= Подставив в произведение находим ==5 Ответ: 5 см. D В А С O EF m b n Различные способы решения одной задачи

Способ 5. (формулы площади) S трап = так как диагонали d и g перпендикулярны.Sтрап = *6*8=24 Sтрап =*H*H H – высота не только трапеции, но и прямоугольного треугольника с катетами 6 см и 8 см, проведённая из вершины прямого угла на гипотенузу. Находим: H =4,8 = Ответ: 5 см. D В А С O H Различные способы решения одной задачи

Часть II

В трапеции диагонали длиной 6 см и 8 см взаимно перпендикулярны. Найти длину средней линии трапеции. D В А С O

Способ Продолжим ВС вправо. Проведем DK || AC. Так как ACDK – параллелограмм, то DK = 6 см. 2. BD DK, так как BD АС. BDK – прямоугольный. 3. BK = BC + AD/2 средняя линия равна половине ВК, т.е. 5 см. Ответ: 5 см Решение задач различными способами с дополнительными построениями

Способ 2 (похожий на способ 1). Проведем СЕ || BD до пересечения с продолжением AD. DE = BC, так как DBCE – параллелограмм. АЕ вычислим по теореме Пифагора из ACE (CE || BD, но BD DK, следовательно, CE AC): ; AE = a + b. Но средняя линия равна (a + b)/2, т.е. равна 5 см. Ответ: 5 см. Решение задач различными способами с дополнительными построениями

Способ Продолжим CA на расстояние AM = CO. Через точку М проведем MN || AD. BD пересекается с MN в точке N. 2. OMN – прямоугольный, OM = 6 см, ON = 8 см. следовательно, MN = 10 см (теорема Пифагора.) 3. Проведем MK || ND. Продолжим AD до пересечения c MK. MAK = BOC (по 1 признаку), следовательно, AK = BC. 4. MKDN – параллелограмм, DK = MN = 10 см. Но DK = AD + BC. Значит, средняя линия равна 5 см. Ответ: 5 см. Решение задач различными способами с дополнительными построениями

Способ 4. Продолжим AC за точку А так, что AM = OC. Продолжим BD за точку D так, что DN = BO. Итак, OMN – прямоугольный с катетами 6 см и 8 см. По теореме Пифагора MN = 10 см. Проведем AE MN, DF MN, OK BC. AME = KOC по стороне и двум прилежащим DFN = BKO к ней углам. Следовательно, ME = KC и FN = BK, т.е. MN = AD + BC = 10 (см). Средняя линия равна (AD + BC)/2 = MN/2 = 10/2 = 5. Ответ: 5 см. Решение задач различными способами с дополнительными построениями

Способ Из подобия BOC и AOD: x/(6-x) = y/(8-y), y = 4/3 х. 2. Продолжим диагонали на отрезки, равные СО и ВО. 3. Из MON : MN = 10 см. 4. AOD ~ MON ; MN = 4/3 AD, AD = ¾ MN = ¾ 10 = 7.5 (см). 5. В BOC: 6. BOC ~ AOD. BC/AD = OC/AO, (5/3 х)/7,5 = х/(6-х); 10 х – 5/3 х 2 = 7,5, 2,5 х = 5/3 х 2 ; 7,5 = 5 х; х = 1,5 (см). 7. BC = 5/3 х. = 5/3 1,5 = 2,5 (см) 8. Средняя линия равна (AD + BC)/2 = (7,5 + 2,5)/2 = 5. Ответ: 5 см. Решение задач различными способами с дополнительными построениями

Способ MN – средняя линия трапеции. Проведем MK || BD и соединим точки N и K. 2. NK – средняя линия ACD, следовательно, NK = ½ AC; NK = 3 (см). 3. MK – средняя линия ABD, следовательно, MK = ½ BD; MK = 4 (см). 4. Угол MNK = углу AOD как углы с соответственно параллельными сторонами. 5. MNK – прямоугольный. Ответ: 5 см. Решение задач различными способами с дополнительными построениями

Способ 7. Соединим середины сторон трапеции. Легко доказать, что MPNQ – параллелограмм с прямым углом, т.е. прямоугольник со сторонам 3 см и 4 см. Диагонали его MN = PQ = 5 см. (египетский треугольник). Решение задач различными способами с дополнительными построениями Ответ: 5 см.

Часть III

Доказать, что медиана, проведенная к гипотенузе прямоугольного треугольника, равна её половине. Задача 1

1-й способ. Достроим треугольник АВС до прямоугольника АВСD и рассмотрим треугольники АСО и ВСО. Так как АСВD- прямоугольник, то АВ и CD - его диагонали, а в прямоугольнике диагонали точкой пересечения делятся пополам AO=OB=CO=OD. Значит АО=СО, что и требовалось доказать. Решение олимпиадных задач и из тестов ЕГЭ различными способами

2-й способ. Отложим угол АСО равный, проведя луч СО. Так как треугольник АВС – прямоугольный, то угол САВ = СВА = По условию угол АСО равен Следовательно, треугольник АСО – равнобедренный, АО = СО, что и требовалось доказать. Решение олимпиадных задач и из тестов ЕГЭ различными способами

3-й способ. Опишем около треугольника АВС окружность. Центром окружности, описанной около прямоугольного треугольника, является середина гипотенузы, то есть О – центр окружности. ОА и ОС – радиусы данной окружности, значит ОА = ОС, что и требовалось доказать. Решение олимпиадных задач и из тестов ЕГЭ различными способами

На стороне АВ треугольника АВС взята точка Р так, что АР : РВ = 1:2. Найти угол АСР, если угол А = 45 0, угол В = 75 0 Задача 2

1-й способ. Пусть угол АСР =. Так как угол С = 60 0, то угол РСВ =. Согласно теореме синусов в треугольниках АРС и ВРС имеем Покажем, что Действительно, так как, то Но >0, то есть ОТВЕТ: угол АСР = Решение олимпиадных задач и из тестов ЕГЭ различными способами

2-й способ. Имеем S треугольника ВРС = S треугольника АРС = Откуда И в результате получаем тот же ответ. ОТВЕТ: угол АСР = Решение олимпиадных задач и из тестов ЕГЭ различными способами

3-й способ. На продолжении стороны АС отложим AN=AC и рассмотрим треугольник BNC. В нем отрезок ВА – медиана, а точка Р делит её в отношении 2 : 1, то есть Р – точка пересечения медиан треугольника BNC. Следовательно то есть Воспользуемся теоремой тангенсов в треугольнике АВС: Где тогда Решение олимпиадных задач и из тестов ЕГЭ различными способами

Но поэтому Так как То После преобразований снова получаем тот же ответ. ОТВЕТ: угол АСР = Решение олимпиадных задач и из тестов ЕГЭ различными способами

4-й способ. Введем систему координат. Имеем А (0;0), С (с;0). Так как То Теперь можно найти координаты точки В: Пусть Р (x; y); тогда, используя формулы И учитывая, что, получим Значит, Затем найдем длину РС как расстояние между точками и С (с; 0): Наконец, из соотношения находим Итак, угол АСР =. ОТВЕТ: угол АСР = Решение олимпиадных задач и из тестов ЕГЭ различными способами

5-й способ. Опишем около данного треугольника окружность. Пусть О – её центр, а СК = 2R – диаметр. Тогда КВ = угол КВС =, Угол КВN =, угол ВКN = ВАС =, угол ВNК = Из равенства получим Так как, то Это означает, что BN = ВР, то есть точки N и Р совпадают. Далее имеем угол АОС = и из равнобедренного треугольника АОС (АО = ОС = R) находим угол ОАС = ОСА = ОТВЕТ: угол АСР = Решение олимпиадных задач и из тестов ЕГЭ различными способами

6-й способ. Проведем высоту BD. Пусть АР = x, тогда АВ = 3 х. Воспользуемся теоремой косинусов в треугольнике АРС: Так как, то окончательно находим То есть угол АСР = ОТВЕТ: угол АСР = Решение олимпиадных задач и из тестов ЕГЭ различными способами

7-й способ. Проведем биссектрису угла С. Пусть NC = х. В треугольнике ANC имеем треугольнике NBC имеем, откуда Откуда AN = Аналогично в Значит, Наконец, в треугольнике NPC имеем Откуда И после преобразования находим ОТВЕТ: угол АСР = Решение олимпиадных задач и из тестов ЕГЭ различными способами

8-й способ. Так как в треугольниках АВС и РВС угол В – общий и В треугольнике АВС имеем Откуда Следовательно, То есть то треугольники АВС и РВС подобны. Поэтому угол РСВ = ВАС = угол АСВ = ОТВЕТ: угол АСР = Решение олимпиадных задач и из тестов ЕГЭ различными способами

Найти S трапеции, если известно, что S BOC = 4 см 2 и S AOD = 9 см 2 Задача 3 (из тестов ЕГЭ) A B C D O

1 способ Ответ: 25 см 2. A B C D O F M Решение олимпиадных задач и из тестов ЕГЭ различными способами

Способ 2 A B C D O Решение олимпиадных задач и из тестов ЕГЭ различными способами

Способ 3 A B C D O Решение олимпиадных задач и из тестов ЕГЭ различными способами

A B C D O Р М Способ 4 Решение олимпиадных задач и из тестов ЕГЭ различными способами

5 способ A B C D O 4 9 Решение олимпиадных задач и из тестов ЕГЭ различными способами

Я выбрала для исследования данную тему, потому что она наиболее часто встречается в школьной программе по математике и в тестах ЕГЭ. Очень часто у детей возникают проблемы с решением задач повышенной трудности, так как не всегда удается найти правильное и рациональное решение. Я занялась исследованием метода решения задач разными способами и поняла, что данный метод позволяет найти наиболее удачный способ решения задачи. Применение

В результате исследования я достигла поставленные цели и выполнила намеченные задачи. Применение данного метода способствует развитию активно мыслящих личностей и прививает самостоятельность в поиске решений. Благодаря знанию и умению пользоваться данным методом ученики успешно сдают ЕГЭ в школе. Они также конкурентоспособны при поступлении в высшие учебные заведения. Вывод

Спасибо за внимание!