Доклад «Взаимодействие рынка труда и рынка образовательных услуг в сфере высшей школы в Российской Федерации» Княгинин В. Н., директор Центра стратегических.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Технологические и управленческие инновации в корпоративном секторе промышленности: источники и основные компоненты лидерства. На примере предприятий обрабатывающей.
Advertisements

Ректор ГОУ ВПО «УрГЭУ» д.г.-м.н., д.э.н., профессор Фёдоров М.В. Образование через всю жизнь – как способ реализации принципа преемственности поколений.
Прогнозно-аналитическое обеспечение инновационного развития Тверского госуниверситета и региона Забелина О.В. д.э.н., профессор. зав. ЛСЭМиП Тверской Государственный.
Федоров М.В., вице-президент СОСПП, ректор ФГБОУ ВПО «УрГЭУ» д.г.-м.н., д.э.н., профессор Основные концептуальные направления развития трудовых ресурсов.
УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г р К О Н Ц Е П Ц И Я долгосрочного социально-экономического развития.
ДОКЛАД «Социально-экономическое развитие Пензенской области и перспективные точки роста» (Аналитические материалы I этапа проекта разработки Стратегии.
РОЛЬ ТПП В ОКАЗАНИИ СОДЕЙСТВИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА Г.А. Дементьев, генеральный директор Торгово-промышленной палаты РМЭ.
Система профессиональной ориентации в современных условиях развития экономики Ленинградской области.
0 Мониторинг потребностей экономики Санкт-Петербурга в трудовых ресурсах Санкт-Петербург 2009.
Развитие системы профессионального образования Ростовской области Министерство общего и профессионального образования Ростовской области Отдел профессионального.
Повышение качества трудовых ресурсов – основа развития инновационной экономики Вице-президент СОСПП, ректор ФГБОУ ВПО «УрГЭУ» д.г.-м.н., д.э.н., профессор.
РЫНОК ТРУДА Санкт-Петербурга Председатель Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга доктор экономических наук Дмитрий Семенович Чернейко.
Модернизация системы педагогического образования Министерство образования и науки Российской Федерации Директор департамента государственной политики в.
Министерство образования и науки Красноярского края Подготовка конкурентоспособных рабочих и специалистов среднего звена в контексте реализации инвестиционных.
Кадровый потенциал науки как фактор инновационного развития Крайнего Севера Саенко М.Ю. к.э.н., доцент кафедры ЯНГИ Саенко М.Ю. к.э.н., доцент кафедры.
28 июня 2012 года О состоянии трудовых ресурсов Кировской области и обеспечении экономики области квалифицированными кадрами Мачехин Георгий Николаевич,
Конкурентоспособность России: состояние и перспективы Кристалина Георгиева Всемирный банк 23 июня 2006 г.
Расти глобально, делать локально: международные компании в Казахстане Муканова Д.Е. GEII.
Стратегические документы в сфере образования. Государственная программа РФ « Развитие образования » на годы Государственная программа РФ « Развитие.
Научно-практическая конференция ПРРФ, 2006 Стратегия образовательной политики региона в условиях реформирования финансов Начальник отдела контроля за качеством.
Транксрипт:

Доклад «Взаимодействие рынка труда и рынка образовательных услуг в сфере высшей школы в Российской Федерации» Княгинин В. Н., директор Центра стратегических разработок «Северо-Запад» Щедровицкий П.Г. Член правления Центра стратегических разработок «Северо-Запад» Третья ежегодная конференция по вопросам образования для стран Европы и Центральной Азии «Актуальность и качество образования». Санкт-Петербург, 4-6 октября 2006 г.

1. Россия вступила в стадию экономического роста Экономические показатели РФ в гг. (темпы прироста, %) Показатель Инфляция 15,012,011,710,9 ВВП 4,77,37,26,4 Промпродукция 3,18,98,34,0 С\х продукция 1,51,33,12,0 Доходы населения 11,015,09,98,8 Оборот розничной торговли 9,38,812,512,0 Инвестиции 2,812,510,910,5 Источник: ЦМАКП (2006 год)

2. Экономический рост связан со структурной перестройкой экономики и трансформацией рынка труда 1.Сокращение жизненного цикла профессий и «инфляция квалификаций» –В 1990-е годы 40% российских работников сменили профессию (К.Сабирьянова) Опрос: «Соответствует ли специальность работников, зафиксированная в дипломе, занимаемым ими должностям?» Позиция Степень соответствия специальности в дипломе занимаемой должности менее 25% 25%- 50% 50%- 75% %100% нет ответавсего Руководитель Специалист Рабочий Источник: ЦСР «Северо-Запад» (опрос 890 работодателей в 10 регионах РФ, 2005 год)

2. Экономический рост связан со структурной перестройкой экономики и трансформацией рынка труда 2.Глобализация рынка труда, в т.ч. рост трудовой миграции и унификация квалификационных систем, систем контроля качества и технологических стандартов –С 1989 по 2002 год РФ приняла 11 млн. человек, в среднем за год около 850 тыс. иммигрантов –В РФ растет приток профессиональных, технических и управленческих работников, занятых реализацией заграничных проектов и замещающих вакансии, для которых в стране нет компетенций –Растет количество российских предприятий, внедряющих международные стандарты качества, управления, технологий –Увеличивается миграция с целью получения профессионального образования и практической подготовки. В 2004 году за границей получало образование почти 34,5 тыс. российских студентов

2. Экономический рост связан со структурной перестройкой экономики и трансформацией рынка труда 3.Изменение качественных элементов рабочей силы (дополнение системы квалификаций системой компетенций) 4.Рост стоимости рабочей силы при одновременном удешевлении стандартных типовых производственных операций. Темпы роста доходов населения опережают темпы роста ВВП и роста производительности труда

Рынок труда в РФ трансформируется медленнее, чем меняется общая экономическая ситуация в стране и ее статус в глобальной экономике Отсюда – квалификационные, территориальные и отраслевые дисбалансы на рынке труда Дефицит кадров возникает даже в растущих и финансово устойчивых отраслях экономики – нефтегазовом комплексе, металлургии, химии и проч. (см. табл.) Кадры «растут» медленнее, чем создаются основные фонды, а тем более решаются торгово- логистические проблемы поставки на удаленные рынки любой производимой в мире продукции 3. Дисбаланс на российском рынке труда Электроэнергетика59 Топливная промышленность100 Черная металлургия50 Цветная металлургия40 Химическая и нефтехимическая промышленность64 Машиностроение и металлообработка60 Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно- бумажная промышленность и строительных материалов58 Стекольная и фарфорофаянсовая промышленность67 Легкая промышленность50 Пищевая промышленность57 Строительство50 Сельское хозяйство64 Транспорт59 Связь58 Торговля и коммерческая деятельность по реализации товаров и услуг45 Другое43 Опрос: «Существует ли на Вашем предприятии дефицит кадров?», % Источник: ЦСР «Северо-Запад» (опрос 890 работодателей в 10 регионах РФ, 2005 год)

Рынок образовательных услуг отделен от рынка труда. В подготовке кадров вузы ориентируется на запросы абитуриентов и их родителей, а не работодателей. Отсюда – разные оценки качества подготовки в учебных заведениях: преподавательского корпуса и учащихся, с одной стороны, и работодателей – с другой 4. Система профобразования сегодня не является механизмом синхронизации экономических процессов и рынка труда По данным опроса ЦСР «Северо-Запад» более студентов вузов в 10 регионах РФ в 2005 году, 46% респондентов довольны уровнем подготовки в учебном заведении; 40% – скорее довольны, чем нет; 10 % респондентов выбрали ответ – скорее нет, чем да, и лишь 2,39% - не довольны уровнем подготовки. Согласно данным опроса ЦСР «Северо- Запад» более 100 работодателей в 10 регионах РФ в 2005 году, 39 % респондентов считает, что качество подготовки специалистов ухудшилось за последние 10 лет. Государство Учреждения профессионального образования Абитуриенты и родители Функционирование системы профессионального образования Запрос на квалифицированный персонал Предоставление образовательных услуг Подтверждение социального статуса и квалификации Работодатели Финансирование Спрос на социальный статус и квалификацию Финансирование Стандарты Контроль

Рынок образовательных услуг мало связан с рынком технологий. Российские вузы не играют существенной роли в национальной инновационной системе (в структуре внутренних затрат на исследования и разработки по секторам науки высшее образование в 2004 году составляло всего 5,5% всех объемов НИОКР), а потому не могут создавать новых кадровых позиций на рынке труда, все время отстают от рынка труда. Доля сектора высшего образования в структуре затрат на исследования и разработки в 2003 году, в % 4. Система профобразования сегодня не является механизмом синхронизации экономических процессов и рынка труда Источник: ГУ «Высшая школа экономики»

Рынок образовательных услуг не может порождать новые виды деятельности, так как привязан к старым оргструктурам и институтам. Организационно система профобразования очень консервативна и в значительной степени воспроизводит структуры 1960-х годов, ориентирована на задачи «индустриализации», замкнута на обслуживание локальных рынков образовательных услуг Подготовка кадров Элитные школы бизнеса и университеты Исследования и трансфер знаний в технологии Российские университеты Университеты «Business to Business» Массовое профобразование Российские университеты Университеты - «образовательные гипермаркеты» Локальный рынокСтрановой рынокГлобальный рынок 4. Система профобразования сегодня не является механизмом синхронизации экономических процессов и рынка труда

Модернизационные программы в сфере высшего профессионального образования (ВПО), необходимые для приведения рынка труда в соответствие с общей динамикой экономических процессов в РФ: 1.Интеграция рынка труда и рынка образовательных услуг В дополнение к реализующимся Минобрнауки проектам по включению работодателей в управление деятельностью вуза, необходима реализация мероприятий, направленных на институционализацию требований со стороны работодателей к вузам: Ежегодное составление работодателями «рейтинга вузов» и «рейтинга дополнительных квалификаций» для претендентов на работу Развитие в вузах образовательного брокерства, «сэндвич-программ» - чередования периодов обучения с работой Необходим пересмотр системы управления учреждениями профобразования, требований к составлению учебных планов и образовательных стандартов Переход российской системы профобразования к непрерывному образованию 5. Необходимые шаги

2.Развитие инновационно-технологического потенциала вузов Развитие в вузовской системе РФ технологического маркетинга, долгосрочного прогнозирования развития рынка технологий (технологического форсайта), новых подходов к оценке вузов на основе их роли в инновационно-технологическом комплексе страны Совершенствование государственной поддержки инновационных вузов и программ: Оценка рынка технологий как обязательный элемент обоснования проектов Оценка масштабности влияния на рынок технологий реализуемых вузами программ НИОКР Увязка поддержки инновационных вузов с приоритетами технологической политики государства (комплексом «критических технологий») Увязка ведущихся в РФ программ поддержки инновационно- технологического комплекса с развитием университетов (программы развития технопарков, технико-внедренческих особых экономических зон) и проч.

5. Необходимые шаги 3.Преобразование системы профобразования в РФ, вузовской системы и внутренней организации учебных заведений: Развитие рынка образовательных услуг и достижение лидерства на ключевых его сегментах: подготовка элитных кадров, способных работать с глобально-значимыми знаниями и глобальными процессами; инновационно-технологическое лидерство вузов; наличие системы быстрой и гибкой передачи массовых стандартных квалификаций. Развитие инновационных вузов Вузовская система нуждается в программах «импорта мозгов» (привлечения лучших преподавателей, аспирантов и студентов со всего мира) Необходима коренная модернизация образовательных технологий, широкомасштабное применение информационных технологий при удешевлении традиционных форматов образования Формирование «гибкого» учебного процесса и «гибких» учебных программ, развитие системы непрерывного образования

Развилки выбора укладываются в рамки двух основных сценариев развития российской экономики: 6. Сценарные развилки развития ВПО Рост экономики за счет эксплуатации доступных ресурсов Экономический рост в России, рост стоимости рабочей силы, демографический спад и рост массовизации высшего профобразования заставляют делать выбор в пользу второго сценария. Рост экономики за счет инноваций и повышения производительности Система ВПО, рассчитанная на массовый выпуск специалистов, сохранение большого сегмента начального и среднего профессионального образования Достижение лидерства в основных сегментах профессионального образования, исследования и трансфер знаний в технологии

Фонд «Центр стратегических разработок «Северо-Запад» Адрес: Россия, , Санкт-Петербург, пр. Медиков, д.5, бизнес- центр "Карповка" Тел./факс: +7 (812) , Пресс-служба: +7 (812) Вэб-сайт: Материалы исследований ЦСР «Северо-Запад» по теме «Образование» Контакты: