Подготовка к ГИА «РЕШЕНИЕ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ» Учитель математики Гусева Светлана Геннадьевна МБОУ СОШ 18 имени В.Я.Алексеева.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Проценты вокруг нас Мастер-класс учителя математики общеобразовательной средней школы- гимназии 2 г. Актобе Власовой Натальи Николаевны.
Advertisements

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА Решение типовых задач ЕГЭ по математике (В 13) Каменева М.А. РЕШЕНИЕ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ ЕГЭ ПО МАТЕМАТИКЕ (В 13)
СИСТЕМЫ УРАВНЕНИЙ. 1.РЕШЕНИЕМ СИСТЕМЫ является а)(1;2) b)(1;-2) c)(-1;-2) d)(-1;2)
Решение задач на смеси и сплавы Выполнил: Рыбаченко Иван, ученик 8 Б класса, МБОУ «Промышленновская СОШ 56». Руководитель: Майорова Р.В.
Учитель методист РСШ С.И. Абрамова с.Ракиты 2013 г.
СМЕСИ, РАСТВОРЫ И СПЛАВЫ Экономический профессиональный лицей Санкт-Петербурга Преподаватель: Майя Васильевна Федорова.
Учитель методист РСШ С.И. Абрамова с.Ракиты 2012 г.
Метод Пирсона при решении задач на смеси и сплавы Н.М. Чичерова учитель математики МБ ОУ Газопроводская СОШ с. Починки Нижегородская обл.
Математика на 5 «+» Подготовка к ГИА (задачи 2 части) Задачи на процентное содержание и концентрацию Подготовила учитель математики Кашкаха Н.В. МБОУ СОШ.
З задачи для активного обучения. Решение задач есть вид творческой деятельности, а поиск решения есть процесс изобретательства. Многообразие текстовых.
Решение текстовых задач. Учитель математики МОУ лицей 90 Корнилова Тамара Юрьевна 2011г.
Различные виды задач на проценты Учитель-репетитор Екатерина Васильевна Карпенко
Начать тестирование 12 Всего заданий Введите фамилию и имя Тренажёр Задание 13 Учитель математики МБОУ СОШ 6 г.Радужный Сырица Оксана Владимировна 2015.
Текстовые задачи B13 Открытый банк заданий mathege.ru Беляева Ольга Петровна, учитель математики, МБОУ лицей 28 Тамбов г.
Решение задач на смеси, сплавы, растворы. Решение задач на смеси, сплавы, растворы. Обучающий проект по решению задач в 8-9 классах Подготовила: учитель.
Прототип задания B13 ( 99571) В сосуд, содержащий 5 литров 12-процентного водного раствора некоторого вещества, добавили 7 литров воды. Сколько процентов.
Математика представляет искуснейшие изобретения, способные удовлетворить любознательность, облегчить ремесла и уменьшить труд людей.
Журнал «Математика» 10/2012 Подготовка к ЕГЭ Н. Г.Сахарова ГБОУ СОШ 808 ЗАДАЧИ НА КОНЦЕНТРАЦИЮ.
Работа Евдокимовой Анастасии Условие задачи Расстояние от деревни до озера составляет 10 км. Мальчики решили добраться до него разными способами.
Решение нестандартных задач учитель методист РСШ С.И. Абрамова с.Ракиты 2010 г.
Транксрипт:

Подготовка к ГИА «РЕШЕНИЕ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ» Учитель математики Гусева Светлана Геннадьевна МБОУ СОШ 18 имени В.Я.Алексеева

Задачи на проценты Решение задач на проценты сводится к основным трем действиям с процентами: -нахождение процентов от числа; -нахождение числа по его процентам; -нахождение процентного отношения чисел.

1) Покрасив 2 метра забора, Том Сойер «уступил» это занятие другому мальчику, который покрасил 30% неокрашенной части забора. После этого Том трижды «уступал»свое право красить забор другим мальчикам. Первый и второй из них покрасили соответственно 1/5 и 1/6 всего забора, а третий - 85% оставшейся неокрашенной части забора. Какова длина забора, если последний оставшийся метр Том красил сам? РЕШЕНИЕ: Пусть х-длина всего забора, тогда 0,3(х-2) – длина части забора, которую покрасил мальчик, красивший сразу за Томом, а из следующих трех мальчиков первый и второй покрасили х и х метров. Пусть у – длина части забора, оставшейся неокрашенной после этого. Из условия следует, что 1 метр (который в конце красил Том) составляет 100% - 85% = 15% от у. То есть 0,15 у=1, у=100/15=20/3. Так как сумма всех покрашенных частей равна длине всего забора, получаем уравнение: 2+ 0,3(х-2) + х + х +у=х 2+0,3 х-0,6+11/30 х+20/3=х 20/30 х+1,4+20/3=х х=24,2(м) Ответ: длина забора 24,2 метра

2) Находясь в гостях у Кролика, Винни-Пух за первые три часа съел 40% всего запаса меда Кролика. Пятачок и Кролик вместе за это же время съели 300 граммов меда. За следующие три часа Винни-Пух съел 2/3 оставшегося меда, а Пятачок и Кролик съели 100 граммов меда на двоих, после чего у Кролика осталось 1,6 кг меда. Сколько меда было у Кролика до визита Винни-Пуха? РЕШЕНИЕ: Пусть первоначально у кролика было х кг меда. Винни-Пух за первые 3 часа съел 0,4 х кг, а Пятачок и кролик съели 300 г меда. У кролика осталось х-0,4 х-0,3=0,6 х-0,3(кг). За следующие 3 часа Винни-Пух съел 2/3(0,6 х-0,3)=0,4 х-0,2(кг), а Пятачок и кролик – 100 г. У кролика осталось 0,6 х-0,3-0,4 х+0,2-0,1=0,2 х-0,2(кг) Зная, что осталось 1,6 кг, составим уравнение: 0,2 х-0,2=1,6 х=9(кг) Ответ: первоначально у кролика было 9 кг меда.

Задачи на «движение» Действие движения характеризуется тремя компонентами: пройденный путь, скорость и время. Известно соотношение между ними: Путь = скорость время

3) Две черепахи выползают навстречу друг другу из своих нор. Если бы первая ползла на 40 м/ч быстрее, то они бы встретились на полпути, если бы вторая ползла на 50 м/ч быстрее, она бы проползла в два раза большее расстояние до встречи, чем первая. Найдите скорости черепах. РЕШЕНИЕ: Пусть скорость движения первой черепахи х м/ч, а второй – у м/ч. Если бы первая ползла на 40 м/ч быстрее, то через t часов они бы встретились на полпути. Получаем: (х+40)t=уt или х+40=у Если бы вторая ползла на 50 м/ч быстрее, то она проползла бы до встречи за t часов в два раза большее расстояние, чем первая. Получаем 2 xt=(у+50)t или 2 х=у+50 х+40=у, х=90, 2 х=у+50; у=130. Ответ: скорость первой черепахи – 90 м/ч, а скорость второй – 130 м/ч

4) Петя вышел из школы и пошел домой со скоростью 4,5 км/ч. Через 20 минут по той же дороге из школы выехал Вася на велосипеде со скоростью 12 км/ч. На каком расстоянии от школы Вася догонит Петю? РЕШЕНИЕ: Пусть t часов – время, которое будет находиться в пути Петя до того момента, когда его догонит Вася. Тогда Вася до того как догонит Петю,будет находиться в пути (t-1/3) часа. (20 мин=1/3 ч). Всего Петя пройдет 4,5t км, а Вася пройдет 12(t-1/3)км. Составим и решим уравнение: 4,5t=12(t-1/3) t=8/15. Следовательно, Вася догонит Петю на расстоянии 4,58/15=0,38=2,4 км от школы. Ответ: Вася догонит Петю на расстоянии 2,4 км от школы.

Задачи на «концентрацию», на «смеси и сплавы» В задачах этого типа обычно присутствуют три величины, соотношение между которыми позволяет составлять уравнение: -Концентрация (доля чистого вещества в смеси); -Количество чистого вещества в смеси (или сплаве); -Масса смеси (сплава). Соотношение между этими величинами следующее: Масса смеси концентрация = количество чистого вещества

5) Сплав меди с цинком, содержащий 5 кг цинка, сплавлен с 15 кг цинка. В результате содержание меди в сплаве понизилось по сравнению с первоначальным на 30%. Какой могла быть первоначальная масса сплава? РЕШЕНИЕ: Пусть х кг – масса меди в сплаве, тогда (х+5)кг – первоначальная масса сплава; (х/(х+5))100% - процентное содержание меди в первоначальном сплаве; (х+5+15)кг – масса нового сплава; ( х/(х+5+15))100% - процентное содержание меди в новом сплаве. По условию содержание меди понизилось на 30%. Составим и решим уравнение: (х/(х+5))100-( х/(х+5+15)) 100=30, х > 0 10 х²+200 х-10 х²-50 х=3(х+5)(х+20) 150 х=3(х+5)(х+20) 50 х=(х+5)(х+20) х²+25 х-50 х+100=0 х²-25 х+100=0 х=5, х=20. Оба числа удовлетворяют условию х > 0. Ответ: первоначальная масса сплава могла быть либо 10 кг, либо 25 кг.

6) Смешали 30%-ный и 50%-ный растворы азотной кислоты и получили 45%-ный раствор. Найдите отношение массы 30%-го раствора к массе 50%- го раствора. РЕШЕНИЕ: Пусть х г – масса первого раствора, у г – масса второго раствора, тогда 0,3 х г – масса кислоты в первом растворе, 0,5 у г – масса кислоты во втором растворе, (0,3 х+0,5 у) г – масса кислоты в смеси, что по условию задачи составляет 45% массы раствора. Составим уравнение: 0,3 х+0,5 у=0,45(х+у) 0,5 у-0,45 у=0,45 х-0,3 х 0,05 у=0,15 х у=3 х х:у=1:3 Ответ: отношение массы 30%-го раствора к массе 50%-го раствора как 1:3

7) В куске сплава меди и цинка количество меди увеличили на 40%, а количество цинка уменьшили на 40%. В результате общая масса куска сплава увеличилась на 20%. Определите процентное содержание меди и цинка в первоначальном куске сплава. РЕШЕНИЕ: Пусть х г меди и у г цинка находятся в первоначальном куске сплава, тогда (х+у) г – масса сплава. После увеличения количества меди на 40% масса меди в новом сплаве составила 1,4 х г, а после уменьшения количества цинка в новом сплаве масса цинка составила 0,6 у г; (1,4 х+0,6 у) г – масса нового сплава. По условию масса куска сплава увеличилась на 20%, значит, составила 1,2(х+у) г. Получаем уравнение: 1,2(х+у)= 1,4 х+0,6 у 0,6 у=0,2 х; 3 у=х Отсюда следует, что х:у=3:1 Ответ: в первоначальном куске сплава было 75% меди и 25% цинка.

Задачи «на работу» Работу характеризуют три компонента действия: -Время работы, -Объем работы, -Производительность (количество произведенной работы в единицу времени). Существует следующее соотношение между этими компонентами: Объем работы = время работы производительность.

8) Две машинистки вместе могут перепечатать рукопись за 6 часов. После 5 часов совместной работы вторая машинистка продолжила работу самостоятельно и завершила ее за 3 часа. За какое время каждая машинистка смогла бы перепечатать рукопись? РЕШЕНИЕ: Примем объем работы за 1. Пусть первая машинистка сможет перепечатать рукопись за х часов (х>0), вторая машинистка – за у часов (у>0), 1/х – производительность первой машинистки, а 1/у – производительность второй. По условию задачи, работая вместе, они могут перепечатать рукопись за 6 часов; 6(1/х+ 1/у)=1. Если машинистки будут работать вместе 5 часов, то они напечатают 5(1/х+ 1/у) часть работы, а если вторая машинистка будет работать 3 часа, она напечатает 3/у часть работы. По условию задачи работа при этом будет завершена 5(1/х+ 1/у)+3/у=1. Учитывая, что х>0, у>0, составим и решим систему уравнений: 6(1/х+ 1/у)=1, х=9, 5(1/х+ 1/у)+3/у=1; у=18. Ответ: первая машинистка может перепечатать рукопись за 9 часов, а вторая – за 18 часов.

9) Двое рабочих, работая вместе, могут оклеить комнату обоями за 6 часов. За сколько часов может оклеить комнату каждый из них в отдельности, если первый это сделает на 5 часов быстрее второго? РЕШЕНИЕ: Пусть первый рабочий может наклеить обои в комнате за х часов (х>0), тогда второй рабочий наклеит обои за (х+5)часов. Всю работу примем за 1, тогда 1/х – производительность первого рабочего, 1/(х+5) – производительность второго. Так как, работая вместе, они наклеят обои за 6 ч, то их совместная производительность равна 1/6. Таким образом, имеем 1/х + 1/(х+5) = 1/6 х²-7 х-30=0 х=10, х=-3 не удовлетворяет условию х>0, т.е. х=10. Таким образом, первый рабочий может выполнить работу за 10 ч, а второй – за 15 ч. Ответ: первый рабочий может выполнить работу за 10 ч, а второй – за 15 ч.

Спасибо за внимание!