Формирование коммуникативной компетентности младших школьников в рамках деятельностного подхода Выполнила: учитель начальных классов МБОУ «СОШ 65» с углублённым.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 Подготовила: С.Ш. Насырова, воспитатель. 2 Исследования А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, доказывают, что способность к установлению взаимоотношений являются.
Advertisements

ГКОУ ЛО «Павловский центр «Логос» «Социально-коммуникативная компетентность у дошкольников с ОНР» Выполнили педагоги 3 дошкольной группы. п. Павлово 2016.
Учитель начальных классов: Фогель С.С. МОБУ «Лицей 5» Оренбург- 2012г.
Тренинги по теме коммуникаций: Краткий анализ. Виды тренингов: Тренинг делового общения вид социально-психологического тренинга, направленный на коррекцию.
МАСТЕРСКАЯ «УТРЕННИЙ СБОР» КАК ОДНА ИЗ ЭФФЕКТИВНЫХ ВНЕУРОЧНЫХ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ ПОСТРОЕНИЯ СООБЩЕСТВА ДЕТЕЙ МБОУ «Прогимназия «Сообщество» Учитель: Чеченева.
Использование интерактивных образовательных ресурсов для формирования универсальных учебных действий в условиях ФГОС второго поколения учитель начальных.
Музыкальный руководитель высшей квалификационной категории МДОАУ «ЦРР- ДС 125» Ефимова С.А.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ДИСЦИПЛИНЫ ПРЕЗЕНТАЦИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ДЕЛОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ» Плужникова Х.В.
Коммуникативные универсальные учебные действия. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ Коммуникативная деятельность – взаимодействие двух (и более) людей, направленное на согласование.
Учитель французского языка МКОУ Заброденская СОШ Гутникова С.Б.
РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ШКОЛЫ МОУ – Теренгульская.
Коммуникативная компетентность педагогов Коммуникативная компетентность педагогов Подготовила Евдокимова О.С., педагог-психолог СОШ 4.
«Формирование социально-коммуникативной компетентности посредством театрализации на разных возрастных ступенях» Чернушевич Е.Н. п.д.о. МБОУ ДОД ДДТ1.
Семинар-совещание Создание условий, обеспечивающих формирование социальных компетенций у несовершеннолетних 30 августа 2013г г.Саянск.
МБОУ Лицей 130 имени академика М.А. Лаврентьева 25 февраля 2010 Новосибирск Влияние ИКТ на формирование коммуникативной компетенции учащихся Маслова А.Н.,
Коммуникативные универсальные учебные действия. Обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности;
(методическая работа в МБОУ «Новожизненская сош» в учебном году)
Статья по теме: Системно-деятельностный подход в обучении математике
Взаимодействие учителя и ученика в условиях внедрения ФГОС Педагог-психолог М.В.Роогова.
Коммуникативные универсальные учебные действия Ищенко А.В.
Транксрипт:

Формирование коммуникативной компетентности младших школьников в рамках деятельностного подхода Выполнила: учитель начальных классов МБОУ «СОШ 65» с углублённым изучением английского языка г.Перми Тютрюмова А.А.

Коммуникативная компетентность – способность устанавливать и поддерживать контакты с другими людьми, т.е. система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективного коммуникативного действия в ситуации межличностного общения.

Коммуникативная компетентность, согласно психолого-педагогическим исследованиям, включает следующие компоненты эмоциональный (включает эмоциональную отзывчивость, эмпатию, чувствительность к другому, способность к сопереживанию и состраданию, внимание к действиям партнеров); эмоциональный (включает эмоциональную отзывчивость, эмпатию, чувствительность к другому, способность к сопереживанию и состраданию, внимание к действиям партнеров); когнитивный (связан с познанием другого человека, включает способность предвидеть поведение другого человека, эффективно решать различные проблемы, возникающие между людьми); когнитивный (связан с познанием другого человека, включает способность предвидеть поведение другого человека, эффективно решать различные проблемы, возникающие между людьми); поведенческий (отражает способность ребенка к сотрудничеству, совместной деятельности, инициативность, адекватность в общении, организаторские способности и т.п.). поведенческий (отражает способность ребенка к сотрудничеству, совместной деятельности, инициативность, адекватность в общении, организаторские способности и т.п.).

Актуальность темы: Во-первых, коммуникативная компетентность самым непосредственным образом влияет на учебные успехи ученика. Простой пример: если ученик поначалу стесняется отвечать у доски или испытывает при этом чрезмерную тревогу, его реальный ответ (как воплощение коммуникативной компетентности) будет хуже имеющихся у него знаний, а его оценка, соответственно, окажется ниже. Значит полученный негативный опыт, отрицательно повлияет на его последующую учебную деятельность. Во-первых, коммуникативная компетентность самым непосредственным образом влияет на учебные успехи ученика. Простой пример: если ученик поначалу стесняется отвечать у доски или испытывает при этом чрезмерную тревогу, его реальный ответ (как воплощение коммуникативной компетентности) будет хуже имеющихся у него знаний, а его оценка, соответственно, окажется ниже. Значит полученный негативный опыт, отрицательно повлияет на его последующую учебную деятельность. Во-вторых, от уровня достигнутой коммуникативной компетентности во многом зависит процесс адаптации ребенка к школе, в частности его эмоциональное благополучие в классном воспитательном коллективе. Как известно, школьная адаптация подразделяется на учебную и социально-психологическую. Переступая порог школы, ребенок должен привыкнуть не только к новому для него виду деятельности (обучению), но и к окружающим его людям. Если он легко находит общий язык с одноклассниками, то, естественно, имеет в своем распоряжении значительно больший эмоционально-психологический резерв социально-психологического развития. И напротив, неумение контактировать с ровесниками сужает круг его друзей, вызывает ощущения отверженности, «неприятности другими», влечет за собой тяготы одиночества в классном коллективе, а сверх того, может даже спровоцировать асоциальные формы поведения. Во-вторых, от уровня достигнутой коммуникативной компетентности во многом зависит процесс адаптации ребенка к школе, в частности его эмоциональное благополучие в классном воспитательном коллективе. Как известно, школьная адаптация подразделяется на учебную и социально-психологическую. Переступая порог школы, ребенок должен привыкнуть не только к новому для него виду деятельности (обучению), но и к окружающим его людям. Если он легко находит общий язык с одноклассниками, то, естественно, имеет в своем распоряжении значительно больший эмоционально-психологический резерв социально-психологического развития. И напротив, неумение контактировать с ровесниками сужает круг его друзей, вызывает ощущения отверженности, «неприятности другими», влечет за собой тяготы одиночества в классном коллективе, а сверх того, может даже спровоцировать асоциальные формы поведения. В-третьих, коммуникативная компетентность учащихся в школьном учебно- воспитательном процессе может рассматриваться не только как условие сегодняшнего благополучия ученика, но и как ресурс эффективности и благополучия его будущей взрослой жизни. В-третьих, коммуникативная компетентность учащихся в школьном учебно- воспитательном процессе может рассматриваться не только как условие сегодняшнего благополучия ученика, но и как ресурс эффективности и благополучия его будущей взрослой жизни.

Цель работы: Развитие способностей к общению и формирование коммуникативных умений. Развитие способностей к общению и формирование коммуникативных умений.

Задачи: создать на уроке психологический климат, благоприятный для деятельности детей, обстановку сотрудничества и сотворчества; создать на уроке психологический климат, благоприятный для деятельности детей, обстановку сотрудничества и сотворчества; создать на уроках условия для формирования речевой деятельности учащихся( проблемные ситуации, постановка задач, решение которых стимулирует речевую деятельность); создать на уроках условия для формирования речевой деятельности учащихся( проблемные ситуации, постановка задач, решение которых стимулирует речевую деятельность); обучить детей разным видам речевой деятельности; обучить детей разным видам речевой деятельности; познакомить учащихся с приёмами и способами конструктивного общения; познакомить учащихся с приёмами и способами конструктивного общения; готовить учащихся к выполнению широкого спектра социальных ролей. готовить учащихся к выполнению широкого спектра социальных ролей.

Методы: групповая работа; групповая работа; создание проблемных ситуаций; создание проблемных ситуаций; ролевые и деловые игры; ролевые и деловые игры; обсуждения и дискуссии; обсуждения и дискуссии; сообщения, презентации; сообщения, презентации; учебные исследования и проекты; учебные исследования и проекты; рецензирование; рецензирование; элементы психологического тренинга. элементы психологического тренинга.

Виды коммуникативных умений: межличностного взаимодействия; межличностного взаимодействия; межличностной коммуникации; межличностной коммуникации; межличностного восприятия. межличностного восприятия.

Способности к общению включают в себя: желание вступать в контакт с окружающими; желание вступать в контакт с окружающими;

2. умение организовать общение, включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, проявлять эмпатию, умение решать конфликтные ситуации; умение организовать общение, включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, проявлять эмпатию, умение решать конфликтные ситуации;

3. знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими (этические,коммуникативные,речевые) знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими (этические,коммуникативные,речевые)

Под коммуникативными способностями младших школьников как средства их социальной адаптации выделяют комплекс индивидуально-психологических качеств личности младшего школьника социальной направленности (контактность, эмпатия, доброжелательность); комплекс индивидуально-психологических качеств личности младшего школьника социальной направленности (контактность, эмпатия, доброжелательность); уровень знаний, умений и навыков социально- коммуникативной деятельности (знание законов бесконфликтного общения с окружающими, уровень знаний, умений и навыков социально- коммуникативной деятельности (знание законов бесконфликтного общения с окружающими, навыки культуры поведения, умение быстро ориентироваться в знакомой и незнакомой ситуации и др.); навыки культуры поведения, умение быстро ориентироваться в знакомой и незнакомой ситуации и др.); желание и потребность вступать в социально- коммуникативную деятельность; желание и потребность вступать в социально- коммуникативную деятельность; умение анализировать и адекватно оценивать социально-коммуникативные ситуации и отслеживать своё состояние в деловых и личностных контактах с окружающими. умение анализировать и адекватно оценивать социально-коммуникативные ситуации и отслеживать своё состояние в деловых и личностных контактах с окружающими.

Младший школьный возраст оптимальный период для формирования коммуникативных способностей, активного обучения социальному поведению, искусству общения между детьми разного пола, усвоение коммуникативных, речевых умений, способов различения социальных ситуаций. Младший школьный возраст оптимальный период для формирования коммуникативных способностей, активного обучения социальному поведению, искусству общения между детьми разного пола, усвоение коммуникативных, речевых умений, способов различения социальных ситуаций.

Литература: -Выготский Л.С. «Психология развития ребёнка»;М.: Издательство Смысл, издательство Эксмо, 2006 г. -Выготский Л.С. «Психология развития ребёнка»;М.: Издательство Смысл, издательство Эксмо, 2006 г. Граник Г.Г., Соболева О.В. «Путешествие в Изумрудный город с приключениями и открытиями или учимся понимать текст», М.: НПО «Образование», 2004 г. Граник Г.Г., Соболева О.В. «Путешествие в Изумрудный город с приключениями и открытиями или учимся понимать текст», М.: НПО «Образование», 2004 г. Песняева Н.А. «Эффективность развития речевой деятельности младших школьников в учебном диалоге», ж. «Начальная школа» 5, 2005 г. Песняева Н.А. «Эффективность развития речевой деятельности младших школьников в учебном диалоге», ж. «Начальная школа» 5, 2005 г. Романовская З.И. «Чтение и развитие младших школьников», учеб.- метод. Пособие для учителей, М.Педагогика 2002 г. Романовская З.И. «Чтение и развитие младших школьников», учеб.- метод. Пособие для учителей, М.Педагогика 2002 г. Материалы курсов повышения квалификации, ГОУ ВПО ПГПУ по теме «Формирование компетентностей в процессе обучения младших школьников» и модульной образовательной программы по теме «Развитие коммуникативной компетентности младших школьников», 2010 г. Материалы курсов повышения квалификации, ГОУ ВПО ПГПУ по теме «Формирование компетентностей в процессе обучения младших школьников» и модульной образовательной программы по теме «Развитие коммуникативной компетентности младших школьников», 2010 г.