Специальные образовательные условия в общеобразовательном учреждении: необходимое и реальное Кутепова Елена Николаевна, к.п.н., доцент, зам.директора Института.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Создание специальных образовательных условий для детей с ОВЗ, в том числе детей-инвалидов, в образовательных учреждениях: результаты городского мониторинга.
Advertisements

Организация интегрированного (инклюзивного) образования детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях города Кировска.
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА НА ОБРАЗОВАНИЕ ЛИЦ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ Докладчик: Москвичева О.А. Начальник отдела по защите прав участников образовательного.
Адаптированная образовательная программа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Создание безбарьерной среды Дети с двигательными нарушениями.
Инклюзивное образование Гуманизация образования Качественное образование Формирование профессионального педагогического сообщества нового типа Обучение,
Ресурсный центр психолого - педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья г. Котовска.
Организация деятельности службы психолого-педагогического сопровождения в образовательном пространстве г. Москвы Васильева Т.В., заместитель руководителя.
Организация инклюзивной образовательной среды в образовательной организации РУКОВОДИТЕЛЬ ГРЦ ИПИО МГППУ, К.ПСХ.Н. – Самсонова Елена Валентиновна.
КАБИНЕТ ПЕДАГОГА -ПСИХОЛОГА. КАБИНЕТ ПЕДАГОГА- ПСИХОЛОГА РАБОЧЕЕ МЕСТО СПЕЦИАЛИСТА,ВЫПОЛНЯЮЩЕЕ СЛОЖНУЮ И РАЗНОСТОРОННЮЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ,ОТВЕЧАЮЩУЮ ОПРЕДЕЛЕННЫМ.
Оборудование для центра инклюзивного образования.
О создании условий для лиц с ограниченными возможностями здоровья при сдаче ЕГЭ.
СЕРГИЕВО-ПОСАДСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Начальная общеобразовательная школа 13»
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 5» г. Нижняя Салда.
1. Образовательное пространство- среда развития ребенка. 2. Социализация- широкий процесс накопления ребенком жизненного опыта, опыта взаимодействия с.
О создании условий для лиц с ограниченными возможностями здоровья при сдаче ЕГЭ.
Система коррекционной работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности Мануйлова Н.А. – учитель начальных классов МОУ СОШ 13.
Особенности обучения детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы. Руководитель ПМПК Жаворонок Юлия Сергеевна.
4,5 % детей, проживающих в России, относятся к категории лиц с ОВЗ важность и необходимость позитивной социализации детей с ОВЗ Актуальность темы.
Ирина Львовна Василенко, директор МКОУ СОШ 7 г. Слободского Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 7 города.
Транксрипт:

Специальные образовательные условия в общеобразовательном учреждении: необходимое и реальное Кутепова Елена Николаевна, к.п.н., доцент, зам.директора Института проблем инклюзивного образования Московского городского психолого- педагогического университета Москва, 2013 год

Общие для всех категорий пп Направлени я организационного обеспечения Документы учреждения 1.1. Нормативно -правовое обеспечение 1. Внесение изменений в Устав в части совместного обучения (воспитания), включая организацию совместных учебных занятий, досуга, различных видов дополнительного образования, лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений. 2. Программы коррекционной работы в структуре основной общеобразовательной программы, адаптированной образовательной программы и/или индивидуального учебного плана 3. Положение об организации инклюзивной практики или Положения об организации образования детей с ОВЗ. 4. Положение о ПМПк (о психолого-медико- педагогическом консилиуме образовательного учреждения).

Нарушения опорно-двигательного аппарата 2.2. Организация психолого- педагогического сопровождения ребенка с нарушениями опорно- двигательного аппарата 1. Договор о сотрудничестве с Психолого- педагогическим медико-социальным ППМС-центром (при необходимости) 2. Договор о сотрудничестве с со специальным (коррекционным общеобразовательным учреждениями I, II, III, IV, VI, VII, VIII вида (при необходимости) Организация медицинского обслуживания По договору с учреждением (организацией) здравоохранения с дополнительным соглашением по сопровождению детей врачом-ортопедом и врачом-неврологом (по необходимости). Организация лечебно-восстановительных мероприятий: медикаментозная терапия, лечебная физкультура, массаж, психотерапевтическое воздействие.

4.4. Организация питания Предоставление возможности для ребенка питаться измельченной или принесенной из дома специальной пищей. Создание комфортных условий приема пищи: - сервировка стола; - организация проезда коляски к столу; - использование специальных столовых приборов, помогающих детям принимать пищу; - помощь взрослого (тьютора, родителя) во время приема ребенком пищи Организация взаимодействия с родителями На основе договора об организации образования ребенка с нарушениями ОДА в образовательном учреждении

Адаптация среды для детей с нарушениями опорно- двигательного аппарата Общешкольное пространство Учебное пространство класса внутренний и внешний пандус; поручни и ручки-скобки, за которые ребенок может держаться стоя и передвигаться; специально оборудованные туалеты; лифт – для зданий, имеющих более 1 этажа; ступенькоходы; съезды на тротуарах и другие приспособления на территории школы; приспособления для дверей (автоматическое открывание), для лестницы (площадка подъемник); специально оборудованные мастерские для развития профессиональных навыков, специально оборудованный медицинский кабинет; специально оборудованный зал для лечебной физической культуры пространство для передвижения коляски; место для отдыха. вертикализатор медицинские кушетки с клиновидными подставками для обучения детей лежа наклонные парты для обучения детей стоя

средства передвижения: кресло- каталка (с ручным или электрическим приводом); трехколесный велосипед (с мотором и без него, микроавтобус с подъемником. средства, облегчающие самообслуживание детей (специальные тарелки, чашки, ложки). оборудование для занятий ЛФК (маты, мягкие модули, вертикализатор, велотренажеры, коврики, медицинболы, физиоролы, степ-платформы, лечебные тренажеры) специальная мебель и специальные приборы для обучения (ручки и карандаши-держатели, утяжелители для рук). тренажеры для развития манипулятивных функций рук. приборы для коммуникации, средства альтернативой коммуникации (планшеты, коммуникаторы, специальная клавиатура, свичкнопки и др.), устройства для чтения, с кнопками, которые не нужно держать руками, электронные книги, лупа (если зрительные нарушения).

Специальное оборудование средства передвижения: кресло- каталка (с ручным или электрическим приводом); трехколесный велосипед (с мотором и без него), микроавтобус с подъемником. средства, облегчающие самообслуживание детей (специальные тарелки, чашки, ложки). оборудование для занятий ЛФК (маты, мягкие модули, вертикализатор, велотренажеры, коврики, медицинболы, физиоролы, степ-платформы, лечебные тренажеры) специальная мебель и специальные приборы для обучения (ручки и карандаши-держатели, утяжелители для рук). тренажеры для развития манипулятивных функций рук. приборы для коммуникации, средства альтернативой коммуникации (планшеты, коммуникаторы, специальная клавиатура, свичкнопки и др.), устройства для чтения, с кнопками, которые не нужно держать руками, электронные книги, лупа (если зрительные нарушения).

Нарушения зрения 2.2. Организация психолого- педагогического сопровождения ребенка с нарушениями зрения 1. Договор о сотрудничестве с ППМС- центром (при необходимости) 2. Договор о сотрудничестве с со специальным (коррекционным общеобразовательным учреждением III, IV вида (при необходимости) 3.3. Организация медицинского обслуживания По договору с учреждением (организацией) здравоохранения с дополнительным соглашением по сопровождению врачом- офтальмологом детей с нарушениями зрения 4.4. Организация питания Без особенностей, по основному меню образовательной организации

Адаптация среды для слепых и слабовидящих Общешкольное пространство Учебное пространство класса – таблички с названием кабинетов по системе Брайля; –отбойная стена для ориентировки в коридоре; – зрительные ориентиры для лестниц, коридоров на стенах и дверях (обозначения на стенах, перилах яркого, контрастного цвета: желтого или красного, размером ) – тактильные ориентиры для лестниц, коридоров (обозначение на ощупь) Для классного кабинета: – тактильные ориентиры на каждой парте (обозначение парты на ощупь); – стены учебных кабинетов должны быть окрашены в светлые пастельные тона, предпочтительно светло-зеленый, светло- желтый; -учебные парты для незрячих более широкие с возможностью размещать учебники по Брайлю; – для слабовидящих: дополнительное освещение на рабочем месте ребенка (парта) и дополнительное освещение доски; - жалюзи на окнах; -наличие средств для затемнения помещения для детей со светобоязнью; - повышенное освещение в классе; – классная доска и учебные парты не должны иметь глянцевую поверхность.

Специальное оборудование – для незрячих: оборудование в спортивном зале – мягкие модули, звуковые мячи, специальные шахматы и шашки, – для слабовидящих: указки с ярким наконечником; – для слабовидящих оптические приборы– лупы, линзы, проекционные увеличивающие аппараты, телевизионные увеличивающие устройства (в 60 раз увеличивают изображение). - компьютеры с клавиатурой с рельефно – точечным шрифтом Брайля для слепых - Учебники с увеличенным шрифтом; - оборудование для копирования учебного материала для занятий с возможностью увеличить шрифт; – комната для психологической разгрузки, оборудованная мягкими модулями и ковром; – оборудованный кабинет учителя-дефектолога (тифлопедагога)

С нарушениями слуха 2.2. Организация психолого- педагогического сопровождения ребенка с нарушениями слуха 1. Договор о сотрудничестве с ППМС-центром (при необходимости) 2. Договор о сотрудничестве с со специальным (коррекционным общеобразовательным учреждением I-II вида (при необходимости) 3.3. Организация медицинского обслуживания По договору с учреждением (организацией) здравоохранения: Включение в диспансеризацию школьников скрининга слуха по договору с медицинским учреждением. Специальное медицинское (сурдологическое/аудиологическое) сопровождение детей с нарушениями слуха 4.4. Организация питания Без особенностей, по основному меню образовательной организации 5.5. Организация взаимодействия с родителями На основе договора об организации образования ребенка с нарушениями слуха в образовательном учреждении

Адаптация образовательной среды Общешкольное пространство Пространство класса «Бегущая строка» (на этажах). Стенды на стенах образовательного учреждения с представленным на них наглядным материалом о внутришкольных правилах поведения, правилах безопасности и т.д.. Звукоизолированный кабинет учителя-дефектолога (сурдопедагога) для проведения индивидуальных и групповых занятий (не менее ). Кабинет для индивидуальных занятий со специалистами Первая парта/стол (около окна и учительского стола). Интерактивная доска и другое мультимедийное оборудование. Компьютер c колонками и выходом в Internet. Средства для хранения и переноса информации (USB накопители), принтер, сканер.

Специальное оборудование и дидактическое обеспечение Световая индикация начала и окончания урока в классах и помещениях общего пользования (залы, рекреации, столовая, библиотека и т.д.). Мультимедийное оборудование в кабинете для индивидуальных/групповых занятий (SMART- доска/SMART- столик/интерактивная плазменная панель с программным обеспечением к ним). Мультимедийный компьютер с необходимыми периферическими устройствами (колонки, микрофон, наушники, миди-синтезатор и т.д.) и выходом в Internet в кабинете для индивидуальных/групповых занятий. Средства для хранения и переноса информации (USB накопители), принтер, сканер в кабинете для индивидуальных/групповых занятий. Беспроводные системы (FM-система) для индивидуальной и групповой работы (в условиях класса, зала, кабинета учителя-дефектолога (сурдопедагога). Специальные аудиовизуальные приборы и компьютерные программы для работы над произношением и развитием слухового восприятия (например, индикатор звучания ИНЗ, программы Hear the World, Speech W и др., сурдологопедический тренажер «Дэльфа 142» и др.) Музыкальный центр с набором аудиодисков со звуками живой и неживой природы, музыкальными записями, аудиокниги. Дидактический материал для педагогической диагностики и оценки состояния и динамики развития слухового восприятия речи и неречевых звучаний, слух о зрительного восприятия речи, произносительной стороны. Наглядный материал по изучаемым темам (иллюстрации, презентации, учебные фильмы). Специальная литература по сурдопедагогике и сурдопсихологии.

Расстройства аутистического спектра 2.2. Организация психолого- педагогического сопровождения ребенка с РАС Договор о сотрудничестве с психолого-педагогическим медико-социальным центром (ППМС-центром ) при необходимости. 3. Организация медицинского обслуживания По договору с учреждением (организацией) здравоохранения в части сопровождения врачом-психиатром в процессе обучения ребенка с РАС Организация питания Индивидуальная организация питания по заявлению родителей: 1. Предоставление возможности для ребенка питаться принесенной из дома пищей. 2. Предоставление возможности для ребенка пользоваться одноразовой или личной посудой Организация взаимодействия с родителями На основе договора об организации образования ребенка с РАС в образовательном учреждении

Адаптация среды для детей с РАС Общешкольное пространство Учебное пространство класса Наличие дополнительного многофункционального пространства: комната для отдыха ребенка; выделенное место для родителей, ожидающих ребенка; игровая комната; двигательная зона. Зонирование пространства класса: учебная зона, зона отдыха и / или игровая. стенды для съемного дидактического материала: индивидуальные парты с изменяющимся углом наклона; закрепленной подставкой для ручек, карандашей, и приспособлений для крепления индивидуальных правил

Специальное оборудование оборудование для комнаты отдыха: мягкая мебель, ковровое покрытие, аудиооборудование (с набором дисков с записями музыки и звуков природы) ширмы; мягкие маты и модули; наборы игр для театрализации; правила поведения в школе, классе, таблицы с распорядком дня и сменой видов деятельности, схемы, диаграммы.

Техническое и психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья по слуху Наличие у каждого ребёнка двух индивидуальных слуховых аппаратов для постоянного пользования. Наличие технических устройств для коллективной работы в классе, актовом зале и других помещениях (FM-системы, радиоклассы, интерактивные доски, документ-камеры и др.). Наличие бегущей строки в коридорах, спортивном и актовом залах. Индивидуальные занятия по формированию механизма речевого слуха с каждым участником образовательного процесса всех возрастных групп. Индивидуальные занятия по обучению и коррекции произношения. Формирование/развитие/совершенствование связной речи в устной и письменной формах. Обучение пониманию смысла текстов. Помощь тьюторов /сопровождающих (в зависимости от конкретной ситуации).

Техническое и психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья по зрению Для слепых - Рельефноточечная системы Брайля (пособия для подготовки к чтению и письму по Брайлю; азбука и букварь; Для слабовидящих – по учебникам и учебным пособиям, изданным увеличенным шрифтом, с использованием тифлотехнических средств и специального оборудования Компьютерные программы Hear the World, Speech W и др. Компьютер c колонками. Мультимедийная доска. Музыкальный центр с набором аудиодисков со звуками живой и неживой природы, аудиокниги и др. Для передвижения по коридору: таблички с названием кабинетов по Брайлю; тактильная дорожка в коридоре (на полу дорожка с шероховатой поверхностью); зрительные ориентиры для лестниц, коридоров (обозначения на стенах, периллах яркого, контрастного цвета: желтого или красного, размером 10 см) зрительные ориентиры на стенах и дверях; звуковые ориентиры по сопровождению слабовидящего в здании (в начале и в конце коридора, обозначение этажа); тактильные ориентиры для лестниц, коридоров (обозначение на ощупь)

Техническое и психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья по зрению Для классного кабинета тактильные ориентиры на каждой парте (обозначение парты на ощупь) Пособия по формированию представлений об окружающем мире (игрушки-модели, барельефы, рельефные изображения) Комната для психологической разгрузки, оборудованная мягкими модулями и ковром; Столы, регулируемые по росту ребенка и по наклону столешницы; Дополнительное освещение на каждом столе (лампы) и дополнительное освещение доски; Указки с ярким наконечником; Оборудование в спортивном зале со зрительными ориентирами (метками яркого цвета) и имеющее тактильную поверхность. Интерактивная комната для работы с детьми с ОВЗ (около 40 м 2).

Техническое и психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата Зал для занятий ЛФКс дополнительным оборудованием (тренажеры, маты, вертикализатор Чарли, Майгоу) Оборудование сенсорной комнаты для релаксации; Оборудование класса мультимедийным оборудованием; Специально оборудованные мастерские для развития профессиональных навыков Микроавтобус с подъемником; Адаптированные туалеты, включающие в себя кушетки, для смены памперсов. Ступенькоход, лифт для подъема на этажи Столовая: стол, меняющийся по высоте или к которому есть возможность подъезда на коляске, малые средства реабилитации: специальные столовые приборы, противоскользящий коврик для тарелки, специальная кружка

Техническое и психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата Доступная среда (отсутствие порогов, открытие дверей и пандусы т.д.) Электронные книги Лупа (если зрительные нарушения) Подъемники для пересаживания Специальные ручки и канцелярия, приспособленная для детей с ДЦП Компьютер и программное обеспечение Средства альтернативой коммуникации Планшеты-коммуникаторы Для альтернативного управления компьютерами: Джойстики, кнопки, специальные мышки, трекболы и прочие средства. Ричеры, наушники (для чтения аудио текстов) Технические средства реабилитации, индивидуально подобранные под потребности ребенка.

Необходимо?? Реально!!! Кто является заказчиком создания специальных образовательных условий (специальных условий обучения (воспитания) ? Кто разрабатывает и реализует их? Кто отвечает за то, чтобы они были не только необходимы, но и реальны?

Спасибо за внимание! сайт Института проблем интегративного (инклюзивного) образования (ИПИО МГППУ) сайт Проекта «Образование без границ»