Цель урока: Раскрыть смысл названия повести ; показать особенности изображения русского национального характера. Раскрыть смысл названия повести ; показать.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Н.С.Лесков «Очарованный странник». В предисловии к знаменитому циклу произведений под общим названием «Праведники» Лесков воспроизводит спор с Писемским,
Advertisements

Н.С.Лесков Лесков «как бы поставил целью» себе одобрить, воодушевить Русь и начал «создавать для России иконостас ее святых и праведников». Его «праведники.
Мысль о создании цикла рассказов, посвящённых праведникам земли русской, возникла у Лескова в 70 – е годы 19 века после спора с писателем Писемским. Писемский.
Самообразование и компетентностный подход- качественный ресурс образования Метод проекта.
« Как жить на земле ?» ( по рассказам А. И. Солженицына « Матрёнин двор » и Н. С. Лескова « Очарованный странник ») Выполнила ученица 10 « А » класса МОУ.
Разработка урока по литературе в 10 классе на тему: «Идейно- художественное своеобразие повести Н.С.Лескова «Очарованный странник» Урок подготовила учитель.
Творчество Н.С.Лескова. Художественный мир произведений Н.С. Лескова. Повесть – эпическое произведение, раскрывающее ряд эпизодов из жизни ведущего героя,
Разработка урока по литературе в 10 классе на тему: «Идейно- художественное своеобразие повести Н.С.Лескова «Очарованный странник»
«Очарованный странник» Цель урока - проанализировать повесть «Очарованный странник». Основные задачи: рассмотреть историю создания повести, определить.
«Если без трёх праведных, по народному верованию, не стоит ни один город, то как же устоять целой земле с одной дрянью, которая живёт в моей и твоей душе.
Николай Семёнович Лесков «Художественный мир произведений Николая Семеновича Лескова. Русский человек. Каков он?»
Знайте, что нет ничего выше, и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание, вынесенное из детства, из родительского.
Л.Н. Толстой «Кавказский пленник» Работа ученика 8а класса Инешина Михаила Учитель Н.М. Рыжкова Инешина Михаила Учитель Н.М. Рыжкова.
Л.Н.Толстой Рассказ «После бала» Работа слушателя курсов РЯ-11 Симаковой О.В.
Урок литературы в 11 классе Подготовлен учителем русского языка и литературы МОУ «Гимназия г. Вольска Саратовской области» Барышниковой Натальей Николаевной.
Николай Семёнович Лесков Н.С.Лесков Н.С.Лесков (1831 – 1895) (1831 – 1895) Лесков - писатель Лесков - писатель будущего, будущего, и его жизнь и его жизнь.
«Лесков – самобытнейший писатель русский, чуждый всяких влияний со стороны. Читая его книги, лучше чувствуешь Русь со всем ее дурным и хорошим, яснее.
Содержание 1.Цели урока; 2.эпиграфы к уроку; 3.понятийный аппарат урока (словарные статьи); 4.учебная таблица; 5.иллюстративный материал к уроку; 6.дифференцированное.
Л.Н.Толстой Рассказ «После бала» Личность и общество.
ИМЕЙ СЕРДЦЕ, ИМЕЙ ДУШУ, И БУДЕШЬ РУССКИЙ ЧЕЛОВЕК ВО ВСЯКОЕ ВРЕМЯ Андреева А.В., МБОУ СОШ 151.
Транксрипт:

Цель урока: Раскрыть смысл названия повести ; показать особенности изображения русского национального характера. Раскрыть смысл названия повести ; показать особенности изображения русского национального характера.

Словарь: Праведник – праведно живущий; во всем по закону Божьему поступающий, безгрешный; святой, который прославился своими подвигами, святой жизнью в обычных условиях. *В.И. Даль

Повесть «Очарованный странник» входит в цикл «Праведники», во вступлении к которому автор дает диалог с умирающим «большим русским писателем» (Писемским).

Писемский: По-вашему, небось, все надо хороших писать, а я, брат, что вижу, то и пишу, а вижу я одни гадости, Автор: Это у вас болезнь зрения. Писемский: Может быть, но только что же мне делать, когда я ни в своей, ни в твоей душе ничего, кроме мерзости не вижу, а за то суше мне Господь Бог и поможет теперь от тебя отворотиться к стене и заснуть со спокойной совестью, а завтра уехать, презирая всю мою родину и твои утешения. И молитва страдальца была услышана: он «суше» прекрасно выспался и на другой день я проводил его на станцию, но зато самим мною овладело от его слов лютое беспокойство.

«Как, думал я, неужто в самом деле ни в моей, ни в его и ни в чьей иной русской душе не видать ничего, кроме дряни? Неужто, все доброе и хорошее, что когда-либо заметил художественный глаз других писателей, одна выдумка и вздор? Это не только грустно, это страшно. Если без трех праведных, по народному верованию, не стоит ни один город, то как же устоять целой земле с одною дрянью, которая живет в моей и твоей душе, мой читатель?

Мне это было и ужасно, и несносно, и пошел я искать праведных, пошел с обетом не успокоиться, доколе не найду хотя то небольшое число трех праведных, без которых «несть граду стояния», но куда я ни обращался, кого ни спрашивал все отвечали мне в том роде, что праведных людей не видывали, потому что все люди грешные, а так, кое-каких хороших людей и тот, и другой знавали, Я и стал это записывать. Праведны они, думаю себе, или не праведны, все это надо собрать и потом разобрать: что тут возвышается над чертою простой нравственности и потому «свято Господу».

Повесть создавалась в 1872 году. Летом Лесков предпринял поездку по Ладожскому озеру, давшую ему фон рассказа.

- Какова форма повествования? - В каких произведениях мы встречали такую форму повествования?

Повесть «Очарованный странник» организована как сказ. Сказ-это способ повествования, ориентированный на воспроизведение устной речи, имитирующей импровизационный рассказ, который рождается на глазах у слушателей.

О композиции повести критик Н.Михайловский, представитель литературного народничества, писал: «Фабулы в повести, собственно говоря, нет, а есть целый ряд фабул, нанизанных, как бусы, на нитку… Каждая бусина сама по себе и может быть очень удобно вынута, заменена другою, а можно и еще сколько угодно бусин нанизать на эту же нитку». Критик не увидел в повести цельности, художественной мотивированности входящих в нее эпизодов. Словарь: ФАБУЛА(лат.fabula-басня, рассказ).Фактическая сторона повествования, те события, случаи, действия, которые компонуются и оформляются автором в сюжете на основе закономерностей, усматриваемых автором в развитии изображаемых явлений.

- Как звали героя в различные моменты его жизни? Голован прозвище в детстве и юности. Иван (древнеевр. «Бог милует», «благодать Господня»). Петр Сердюков когда служил на Кавказе. Отец Измаил (древнеевр. «услышит Бог»), когда живет в монастыре. Флягин по словарю В.Даля нем. flasche бутылка, сосуд для питий; сосуд все содержащее, носящее в себе что-либо; слепой исполнитель, орудие.

- Где мы знакомимся с героем?

- В первой главе Лесков дает портрет героя. Кого он напоминает?

Ключевой темой повести «Очарованный странник» является эволюция героя повествователя, его неуклонный рост и становление.

РАБОТА В ГРУППАХ ПЛАН 1. Крепостной форейтор. Побег. 2. В няньках. 3. Поединок и плен. 4.Конэсер. Любовь. 5. Без имени. 6. Монастырь. Призвание.

Словарь: Форейтор – (устар.) кучер, сидящий на передней лошади при упряжке цугом. *С.И. Ожегов

ВЫВОД ПО УРОКУ Каков же он, герой Лескова? Можно ли назвать его праведником? Вспомним, какие нравственные качества мы у него выделили?

Мягкий, добрый, правдивый, честный, бескорыстный, живущий интересами других, ради других и за других, умеет чувствовать красоту, отзывчив на чужое горе, человек высокого духа- готов умереть за народ.

СЛОВАРЬ. Странник (устар.). Человек, странствующий пешком, обычно на богомолье. С. И. Ожегов

Странник-это не просто «путешественник»,значение этого слова у Лескова более глубокое: это человек страстный, много претерпевший, прошедший трудный, тернистый и красивый путь. Словарь: очаровать -обворожить, околдовать, навести мороку, прельщать, пленять, влюблять кого-то в себя. В. И. Даль.

ЗАДАНИЕ НА ДОМ. 1.Сочинение-миниатюра «Русский богатырь Иван Флягин». 2. Прочитать Н. С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда».