(ок. 544-483 до н э.). Древнегреческий философ-досократик, представитель ионийской школы. Считается основоположником диалектики. Его «акме» (зрелость)

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Древнегреческая философия до Сократа (1) Натурфилософия Милетской школы (Натурфилософия – философия природы. Милет – греческая колония в Малой Азии.) Основатель.
Advertisements

ГРУППА 3А03 КИЯМЕТДИНОВА Н. СТЕПАНОВА М. ДЫРИНА Ж. ТОНЕЕВА Н. МУМИНОВА К. Материализм греческих философов.
Фалес Θαλς Μιλήσιος άρχή Причина движения дух (πνευμα), «гнездящийся» в воде Космос одушевлен (εμψυχος) и полон божественных сил (δαίμονες)
Повторение домашнего задания Письменные ответы к тексту на с. 25. Собеседование по тексту «Специфика мифологического мышления» Вопросы 1-5 на с. 24.
Гераклит Эфесский древнегреческийдревнегреческий философ.философ.
Познание. Блок 1. Понятие и история гносеологии..
Мировоззрение – совокупность взглядов, оценок, жизненных принципов и образных представлений, общее видение мира, осознание места человека в нем. Придает.
Картины мира мыслителей древности. Фалес (7 – 6 века до н. э.) Всё существующее возникло из некоего влажного первовещества, или «воды». Из этого единого.
История философских и политико-правовых учений. Занятие 1.
Презентация к уроку биологии в 11 классе Учитель биологии Ранкайтис Н. Г. МБОУ СОШ 2 г. Макарова Сахалинской области.
Стихийная диалектика: возникновение, роль и современная оценка.
Выполнили студентки гр.3 а 01 Белякова А., Каменская К., Стародубова Е.
Возникновение ФИЛОСОФИИ. С возникновением философии связывают одну из самых значительных духовных революций, пережитых человеком Особенности Философия.
Досакратовский этап античной философии (VI - V вв. до н. э.) 1.Истоки античной философии. 2.Милетская школа. 3.Гераклит - стихийный диалектик 4.Пифагор.
Проблемная лекция преп. Жоломановой А.Х. на тему: Тема: «Философия в античной культуре. Этапы развития античной философии».
ЧЕЛОВЕК. ИНДИВИД. ЛИЧНОСТЬ.. Вопрос о происхождении и сущности человека по-разному решается наукой и религией, хотя между ними и появляются сегодня точки.
Автор Данилина Анастасия ученица 10 в класса. часть земной природы, в той или иной степени измененная человеческим обществом, с которой общество в данный.
Ранняя греческая натурфилософия Кафедра философии.
Основы философии Тема 2 Ранняя греческая натурфилософия МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ Кафедра философии.
φιλίασοφία φιλοσοφία φιλία любовь, стремление, жажда + σοφία мудрость φιλοσοφία ( дословно : любовь к мудрости ) Философия - эта такая любовь к мудрости,
Транксрипт:

(ок до н э.)

Древнегреческий философ-досократик, представитель ионийской школы. Считается основоположником диалектики. Его «акме» (зрелость) приходится на годы проведения 69-х Олимпийских игр (504 – 501 гг. до н.э.).

Г. Эфес. Древнегреческий театр Г ераклит был родом из древнегреческого города- государства Эфеса. Происходил из царского рода Катридов, но уступил царский титул своему брату. Был противником демократического строя. В результате неудач на политическом поприще отказался от участия в делах государства и стал жить при храме.

Гераклит осуждал порочный образ жизни своих сограждан, критиковал порядки в Эфесе и других греческих городах. Греки дивились, что потомок царского рода выбрал путь бедности и размышлений. Но о Гераклите-мудреце они нередко вспоминали и в связи с серьезными для города обстоятельствами. Так, согласно свидетельству философа Диогена Лаэртского, когда эфесцы "просили его дать им законы, он пренебрег их просьбой, сославшись на то, что город уже во власти дурного государственного устройства"

«Темным» - за таинственность и глубокий, сложный для понимания смысл своих изречений, «Загадочным» – за любовь к парадоксам, а также «Плачущим»: каждый раз, как Гераклит выходил из дому и видел вокруг себя такое множество дурно живущих и дурно умирающих людей, он плакал, жалея всех (иная версия – от злобы на людей за то, что они не могли понять его учения).

В мировой живописи XV – XVII вв. был популярен сюжет, изображавший двух античных философов, имевших разные философские взгляды – «Плачущего» Гераклита и «Смеющегося» Демокрита. На картинах и миниатюрах этого периода Гераклита изображали плачущим, в темной одежде и с приложенным к глазу пальцем. Демокрит, наоборот, изображался смеющимся или улыбающимся, обычно с глобусом и циркулем. Так, Гераклит оплакивал людей, а Демокрит смеялся над людской глупостью.

Плачущий Гераклит и смеющийся Демокрит. Средневековые миниатюры.

Гераклит и Демокрит в живописи эпохи Возрождения.

Изображения Демокрита в живописи эпохи Возрождения.

Философские взгляды Гераклита изложены в единственном его сочинении «О природе», состоявшем из трех частей: - о Вселенной; - о государстве; - о божестве. Сохранилось более 100 фрагментов-цитат сочинения; изложение Гераклита метафорично, аллегорично, с намеренной многозначностью и загадками. Слова Сократа о сочинении Гераклита: «То, что я понял, - превосходно, думаю, что таково и то, чего я не понял…»

Гераклит отрицал существование неизменного единого бытия. Мир не сотворен богами, он постоянно движется, меняется; всё постоянно обновляется, «каждый день новое солнце». Космос представляет собою видоизменения единого первоначала, закономерно переходящего, изменяясь, в различные формы. Этим первоначалом является «вечно живой огонь» - наиболее изменчивая из четырех стихий. Огонь это и первовещество, и разум, и закон, поскольку в основе мира лежит «закономерное беспокойство» огня.

Но меняющийся мир не является хаосом; мировой процесс ритмичен, всё имеет свои границы, свою «меру». Огонь подчиняется внутреннему закону – Логосу. Закон – неотъемлемое свойство первовещества. Огонь, логос постигается с помощью разума, глаза и уши плохие свидетели. Хотя мышление обще для всех, к нему способны все люди и законы его едины, не каждый способен к познанию.

Принцип единства и борьбы противоположностей Источником всеобщего процесса изменений является борьба, столкновение противоположных начал, которое подчиняется Логосу. Всё переходит в свою противоположность: бессмертные смертны и смертные бессмертны; морская вода для одних чистейшая, для других грязнейшая; самый умный муж глуп для божества. Борьба противоположностей – источник и условие всякого развития, движения. При этом, отрицающие друг друга противоположности существуют в необходимом единстве, и только это единство противоположностей создает гармонию мира.

Принцип всеобщего развития Второй принцип, присущий Логосу, - принцип постоянной изменчивости, текучести вещей, иначе говоря, принцип всеобщего развития. Наблюдение над самым обыденным явлением - течением реки - позволило Гераклиту сделать гениальный вывод о бесконечном развитии и изменчивости всего сущего. Именно так следует понимать его слова: "На входящих в те же самые реки притекают в один раз одни, в другой раз другие воды". Ибо ничего в мире нет абсолютно покойного, абсолютно постоянного, может быть, кроме собственно самого развития.

Принцип относительности Все в мире относительно - эта популярная ныне мысль у Гераклита выражена опосредовано, в виде афоризмов. "Море, - говорил он, - вода чистейшая и грязнейшая: рыбам - питьевая и спасительная, людям негодная для питья и губительная". "Болезнь делает приятным и благим здоровье, голод - сытость, усталость - отдых". Иначе говоря - весь мир наполнен противоположностями и их переходом друг в друга; взаимоотношение противоположностей (борьба и единство) определяют собой всеобщее развитие, что, в свою очередь, необходимо ведет ко всеобщей относительности всего в мире. Таким образом можно определить суть гераклитовского Логоса.

Одним из главных пороков людей считал невежество. Невежественны те, кто ленив в размышлении, кто в погоне за богатствами не занимается совершенствованием своей души. Наилучшими считал тех, кто размышление, совершенствование души предпочитает скотскому пресыщению материальными благами. Каждый человек может развить в себе благодетельную способность к размышлению, к познанию самого себя.

Причину "варварства душ" людей Гераклит видит в их конкретном вещественном состоянии. Души происходят из влаги, но при этом склонны высыхать. И разница между "влажной" и "сухой" душой определяет различие между глупым и умным человеком. Так, пьяница имеет влажную душу; душа мудреца самая сухая. В состоянии предельной сухости душа человека излучает свет, свидетельствуя о своей огненной природе. Назначение человека - преодолеть свою склонность к пассивному восприятию жизни и беспечному самодовольству. В отличие от "влажной" души, "сухая" находится в состоянии постоянной неудовлетворенности и беспокойства.

Причину "варварства душ" людей Гераклит видит в их конкретном вещественном состоянии. Души происходят из влаги, но при этом склонны высыхать. И разница между "влажной" и "сухой" душой определяет различие между глупым и умным человеком. Так, пьяница имеет влажную душу; душа мудреца самая сухая. В состоянии предельной сухости душа человека излучает свет, свидетельствуя о своей огненной природе. Назначение человека - преодолеть свою склонность к пассивному восприятию жизни и беспечному самодовольству. В отличие от "влажной" души, "сухая" находится в состоянии постоянной неудовлетворенности и беспокойства.

«Многознание уму не научает.» «Всё течёт, всё меняется.» «Доверять неразумным ощущениям свойство грубых душ.» «Из разнообразия возникает совершенная гармония.» «Бессмертные смертны, смертные бессмертны; смертью друг друга они живут, жизнью друг друга они умирают.» «Рождённые жить, они обречены на смерть, да ещё оставляют детей, чтобы родилась смерть.» «На входящих в те же самые реки притекают один раз одни, в другой раз другие воды.»

«Море вода чистейшая и грязнейшая: рыбам питьевая и спасительная, людям негодная для питья и губительная» «Болезнь делает приятным и благим здоровье, голод сытость, усталость отдых» « Природа любит прятаться.» «Этот космос, тот же самый для всех, не создал никто ни из богов, ни из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живым огнем, мерами разгорающимся и мерами погасающим.»