Урок литературы. Учитель Жанна Гергардовна Эпп. 2-й критик: - Вы правы. Герои романа – живые люди. Очевидно, что господин Гончаров знает такие приёмы.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Художественное мастерство И.А. Гончарова в романе «Обломов» Вопросы урока : В чем секрет мастерства Гончарова писателя? Какие художественные приемы использует.
Advertisements

Урок-дискуссия : « Утраченный рай » Хныкова Татьяна Сергеевна учитель русского языка и литературы МОУ Березовская средняя школа с.Березовка, Первомайский.
Илья Ильич Обломов. Изучение особенностей авторского стиля и композиции.
История создания романа Замысел романа «Обломов» возник у И.А.Гончарова в конце 40-х годов XIX века. В 1849 году была написана первая часть романа. Вторая.
« В Гороховой улице, в одном из больших домов, народонаселения которого стало бы на целый уездный город, лежал утром в постели, на своей квартире, Илья.
Замысел романа « Обломов » возник у И. А. Гончарова в конце 40- х годов XIX века. В 1849 году была написана первая часть романа. Вторая и третья часть.
«Перед Гоголем должно благо- говеть, как перед человеком, одаренным самым глубоким умом и самою нежною любовью к людям» Т.Г. Шевченко «Гоголь умер! Какую.
Сушков Иван, 10 А класс. Главной жизненной заботой в Обломовке было хорошо поесть, и после этого так же хорошо поспать. Об обеде совещались целым домом,
Из высказываний школьников об Обломове…. Человек не желающий изменить свою жизнь,а полностью смирившийся с обыденностью.
ИВАН АЛЕКСАНДРОВИЧ ГОНЧАРОВ Пока останется хоть один русский, - до тех пор будут помнить Обломова. И.С.Тургенев Без всякого преувеличения.
Семейная жизнь - хорошо это или плохо? Перед тем, как создать семью многие люди задаются вопросом - надо ли им это, что они потеряют и приобретут в семейной.
Иван Александрович Гончаров ( 1812 – 1891 ) Роман « Обломов »
Обломов и обломовщина как явление русской жизни. Проект для учащихся 10 класса общеобразовательной школы. Автор: Ягжина Юлия, 31 группа ПОБ РЛ.
Урок литературы «За что бороться, к чему стремиться, зачем?» Роман И. А. Гончарова «Обломов» Выполнила: Яковлева Т.С., учитель русского языка и литературы.
СОН ОБЛОМОВА Х арактеристика обломовцев и Обломовки. Авторское отношение к герою. Роль эпизода.
Понятие «обломовщина». Пока останется хоть один русский, - до тех пор будут помнить «Обломова». И.С.Тургенев.
Роль детали в произведении И.А.Гончарова «Обломов». Презентация Мурзиной Екатерины 10 «А» класса.
Автор: Романова О.Ю.. Содействовать осознанию уникальности каждого человека и его право на проявление своей индивидуальности. Формирование у учащихся.
«Тропа Фёдора Абрамова и его героев» (по повести "Пелагея") Задачи: учиться сопоставлять и осмысливать поступки героев, мотивы их поведения; выявить идейный.
Сон Обломова Подготовил: Денис Специально для PowerPoint.Net.Ru.
Транксрипт:

Урок литературы. Учитель Жанна Гергардовна Эпп

2-й критик: - Вы правы. Герои романа – живые люди. Очевидно, что господин Гончаров знает такие приёмы изображения, секрет которых доступен не каждому. Зимой 1859 г. в редакции журнала Отечественные записки литераторы делились впечатлениями о новом романе И. А. Гончарова Обломов. 1-й критик: - Художественная отделка произведения безукоризненно хороша. Мельчайшие подробности нарисованы автором с такой любовью и необыкновенным мастерством. Вы совершенно переноситесь в мир героев, и перед вами открывается душа каждого лица. Вопросы урока: 1. В чём секрет мастерства Гончарова писателя? 2. Какие художественные приёмы использует Гончаров в романе Обломов? Художественное мастерство И.А. Гончарова в романе «Обломов»

Художественная отделка произведения безукоризненно хороша. Мельчайшие подробности нарисованы автором с такой любовью и необыкновенным мастерством. …открывается душа каждого лица. Герои романа – живые люди. …господин Гончаров знает такие приёмы изображения, секрет которых доступен не каждому. Литераторы журнала Отечественные записки Художественное мастерство И.А. Гончарова в романе «Обломов»

Художественное мастерство И.А. Гончарова в романе «Обломов» Вопросы урока : В чём секрет мастерства Гончарова писателя? Какие художественные приёмы использует Гончаров в романе Обломов?

Исследование. План. 1. Прочитать и озаглавить эпизод. 2. Найти художественный приём. 3. Дать определение художественного приёма (по словарю литературоведческих терминов). 4. Объяснить роль художественного приёма в создании образа. 5. Сформулировать вывод (ответ на вопрос урока). 6. Подготовить отчёт (защиту своей работы).

Часть I, глава 9. Эпизод: Не таков мирный уголок до слов …под журчанье которых сладко дремлется. Кадр из фильма «Несколько дней из жизни И. И. Обломова» 1. Илья Ильич воспитывался и рос на лоне такой природы. Каково состояние природы в Обломовке? 2. Какие художественные средства передают это состояние? 3. Установите связь между мирным уголком и характером и образом жизни Обломова. 4. Почему Обломов любуется крапивой, рябиной у дома Пшеницыной, предпочитает тихую, спокойную местность и деревенский быт?

Часть II, глава 1. Эпизод: Как шёл домашний костюм Обломова к покойным чертам его… до слов …непременно попадал в них сразу. Захар и Обломов. Кадр из фильма. 2. Какую черту характера Обломова символизируют эти детали? 3. При каких обстоятельствах упоминается художественная деталь в романе? Почему? 4. Гончаров – мастер художественных деталей. Можно ли сказать, что художественная деталь обогащает образ Обломова, помогая понять главные черты? 1. Какие художественные детали использует Гончаров в описании внешности Ильи Ильича?

1. Какие слова выбирает Илья Ильич для выражения своего идеала жизни? 2. Есть ли взаимосвязь между речью и чувствами героя? 3. Почему Штольц после речи Илья Ильича называет его поэтом? 4. Какие качества героя отражает речевая характеристика? Часть II, глава 4. Эпизод:Продолжай же дорисовывать мне идеал твоей жизни… до слов …говорил с одушевлением, не останавливаясь.

Сквозной еды и его роль в романе. Мотив – маленькая часть сюжета. Мотив может повторяться в произведении, т.к. помогает выделить характерную черту какого- либо образа. (Мотив бегства, мотив одиночества, мотив еды). Часть I, глава 9. Эпизод: Но главною заботою была кухня и обед… до слов … пеклись в Обломовке. мотив В Обломовке 1. Что было главной жизненной заботой в Обломовке и почему? 2. Сохранилась ли эта традиция у Обломова в Петербурге, до и после женитьбы? 3. Есть ли место еде в мечтах Обломова? 4. Какую черту Обломова усиливает мотив еды?

п\п Художественный приём / эпизод Роль художественного приёма в создании образа Вывод 1Пейзаж как средство раскрытия образа героя. Описание природы Обломовки ч. I, гл.9 Роль прописать кратко (по вопросам). Сформулировать как ответ на вопрос урока. 2Художественная деталь и её роль в романе. Халат Ильи Ильича ч. I, гл.1 3Речевая характеристика героя Речь Обломова об идеале жизни ч. II, гл.4 4Мотив еды Главная забота в Обломовке ч. I, гл.9

Обобщение. Итог урока. Ответ на вопрос. Какие художественные приёмы помогли Гончарову создать образ Обломова живым, запоминающимся? (Связывание выводов представляет характеристику Обломова посредством художественных приёмов)

1. Стихотворение о халате (Сожаление о старом халате, хвала любимому халату..) 2. Хвала еде. 3. Репортаж с места событий (из Обломовки). Творческое задание. Создание и запись текстов (5 мин.). Жанр – по выбору.

Домашнее задание. Штольц не смог пробудить Обломова к жизни. Напишите письмо Обломову, выскажите свое отношение к образу жизни героя, поговорите с ним, постарайтесь убедить в своём мнении. Используйте в письме художественные приёмы и средства убедительности речи.

ДИВАН «Но цвет жизни распустился и не дал плодов» ОТСТАВКА Увлечение книгами, 1-1,5 года, охлаждение УВЛЕЧЕНИЕ СВЕТОМ «Радовался пустякам и от пустяков же страдал» СЛУЖБА «Жизнь разделялась на 2 половины: скука и труд –синонимы, покой и мирное веселье» (философия Обломова) ПОДГОТОВКА К СЛУЖБЕ «Высокие мечты о роли в обществе» В О С Х О Ж Д Е Н И Е К Д И В А Н У

Обломов предстает перед нами как мечтатель – романтик. Он творит поэтически яркие, полные художественных подробностей планы благодеяний человечеству, проекты переустройства имения, картину своей деревенской идиллии, рисуя в воображении узор своей жизни. И пусть, рисуя мечты Обломова, автор прибегает к иронии: он, движимый нравственной силою, в одну минуту быстро изменит 2-3 позы с блистающими глазами привстанет до половины на постели, потянет руку и вдохновенно озирается кругом, - перед нами уже не тот Обломов, который весь в пошлом быте, нелепых поступках. На мгновение душа Обломова раскрывается в таких своих глубинах, которые казалось бы, трудно и предполагать в нем. Приоткрывается свойственный высокому романтизму интерес к потаенным сторонам человеческой природы. Обломов был бы пошлым персонажем, предстань он нам в первоначальной одноплановой характеристике. Но 6 глава неожиданно вносит новые диссонирующие с предыдущим человеческие приметы. Настала одна из ясных сознательных минут в жизни Обломова… Он приоткрывает завесу над былыми духовными увлечениями героя. В тексте есть фраза, которая показывает отличие Обломова от других.

КЛЮЧОМ к новой странице истории становится ФРАЗА ОН уже был не в отца и не в деда. Он учился, жил в свете, все это наводило на разные чуждые им соображения. Знания, полученные в пансионе университета, Обломов не сумел сделать своими, что означает фраза Жизнь у него была сама по себе, наука сама по себе. Основная сфера духовной жизни Обломова – мечтательность. Неожиданности 6 главы не исчерпаны. Авторское резюме: сам художник озабочен тем, чтобы герой не был воспринят по чисто внешним показателям. Никто не знал и не видел этой внутренней жизни Ильи Ильича: все думали, что Обломов так себе, лежит да кушает на здоровье и что больше от него ждать нечего; что так о нем толковали везде, где знали. Сам писатель наталкивает на крамольную мысль. Возможно, Обломов начала романа – это тот Обломов, каким он только казался, а не настоящий, о ком написан роман. Так, образ главного героя усложняется, новое содержание снимает гоголевскую маску. За поступком встает психология. Сцена: Обломов и Захар Другой?!

К одноплановой характеристике нет возврата. КУЛЬМИНАЦИОННЫМ МОМЕНТОМ оказывается сцена исповеди, просветления. Ему грустно и больно стало за свою неразвитость, остановку в росте нравственных сил, за тяжесть, мешающую всему… А между тем он болезненно чувствовал, что в нём зарыто, как в могиле, какое-то светлое начало, может быть, теперь уже умершее. Тайная исповедь перед самим собой была мучительна. Но на кого свергнуть бремя упреков? И ответ следует за вопросом. Он содержится в 9 главе Сон Обломова. Специфика автора прослеживается уже в первой части нашей работы – это решение сложной эстетической задачи: раскрыть внутренний динамизм личности вне необычных сюжетных событий. В обыденности жизни, обычном дне, удивляющей медлительности ее течения он сумел передать внутреннюю напряженность

п/ п Художественн ый приём / эпизод Роль художественного приёма в создании образа Вывод 1Пейзаж «Описание природы Обломова» Ч. 1, Гл. 9 «Небо там, кажется, напротив, ближе жмётся к земле...», «Река бежит весело, шаля», «Оно распростёрлось так невысоко над головой, как родительская надёжная кровля...» Сравнение, метафоры, эпитеты и др. различные тропы. Объёмные синтаксические конструкции. Воспитанный в «мирном уголке» (идиллия) Обломов несёт в себе все эти же черты характера. Воздействие на Илюшу обломовской среды было настолько сильным и глубоким, что его уже нельзя было искоренить. Ильёй всё больше овладевали лень и апатия, у него не хватало сил бороться с ними. 2Художественн ая деталь «Халат Ильи Ильича» Ч. 1, Гл. 1 Художественная деталь обогащает образ Обломова. Помогает понять черты характера героя. «Как шёл домашний костюм Обломова к покойным чертам лица его и к изнеможенному телу...» Трагедия Обломова заключается именно в нежелании выглянуть за узкие рамки своего внутреннего мира, чтобы увидеть большой и прекрасный мир внешний Обломов постепенно опускается, его внешний вид говорит сам за себя. 3Речевая характеристика героя «Речь Обломова об идеале жизни» Ч. 2, Гл. 4 Созданный идеал жизни у Обломова строится по законам искусства и сориентирован на определённую поэтическую традицию: дружеское послание, элегия, идиллия. Уединение не подразумевает одиночество, участие друзей – непременный атрибут жизни. Идеал счастья Обломова – полное спокойствие и хорошая еда. Идеалы Обломова помогают ему видеть отрицательные стороны нового буржуазного уклада. Незыблемой нормой считает Обломовщину. 4Мотив еды «Главная забота в Обломовке» Ч. 1, Гл. 9 Мать Илюши всё свободное от сна время посвящает выбору блюд для завтраков, обедов и ужинов. Это занятие было настолько важным, что совещались целым домом. «Забота о пище была первая и главная жизненная забота в Обломовке».

Письмо Обломову Здравствуйте, Илья Ильич! Я очень обеспокоена Вашим состоянием. Ваша судьба мне настолько не безразлична, что я пытаюсь искренне помочь Вам. Но для этого мне нужно кое-что для себя уточнить: Обыкновенный ли Вы лентяй или человек, не видящий никакого смысла в жизни? Последние события жизни Вашей меня очень беспокоят. Вы перестали жить полной жизнью, а начали бессмысленное существование. Каждый новый день похож на предыдущий, у Вас нет никаких стремлений. Помнится мне, что первого числа в Екатерингофе был праздник. Знаю также, что в тот день посетили Вас друзья, на праздник звать приходили, но Вы даже и не соизволили с постели встать. Нельзя же всячески противиться тем, кто пытается поднять Вас с уютного дивана. Каждый день друзья находят Вас за любимым занятием – лежанием на диване. Смысл жизни Вы находите в диване, халате и туфлях. Но ведь это символы лени и бездействия. У Вас даже нет желания выходить из дома, общаться с разными интересными людьми. Круг общения Ваш сузился почти до одного Захара. Вся жизнь большого города не для Вас. А ведь Вы живёте в центре. Это такая возможность посетить множество полезных и интересных мест, но Вы упускаете эту возможность. В Вас присутствует полное безразличие ко всему окружающему. Вы не хотите менять свою жизнь, потому что она Вас полностью устраивает. Но Вы не знаете другой жизни, а может быть следует попробовать внести ощутимые изменения в привычный Вам образ жизни. Даже друзья Ваши куда-то спешат, что-то делают, но Вы так и остаётесь безразличны ко всему. А ведь жизнь не стоит мёртвым грузом, она проходит, проходит Ваша любовь, возможность счастья семейного. Ваше бездействие губительно для Вас. Вы постепенно опускаетесь, а в жизни Вашей ничего не остаётся. Лучший друг Ваш, Андрей Штольц, тоже пытался возродить Вас к жизни. Я знаю, Вы на какое-то время хотели изменить и обновить себя, но ничего из этого не получилось, потому что Вы слишком боитесь новой жизни. А как же Ваша любовь к Ольге Ильинской? Вы уже начали пробуждение, появились мечты, желание жить. Но Вы снова испугались, испугались изменений в жизни. Пока Вы не переступите черту бездействия и страха перед новыми начинаниями, Вы не достигните ничего. Подумайте над этим. Доброжелатель

Халат! О милый мой халат - Себе я нравлюсь в старом облачении! И надевать тебя всегда я очень рад, Тебя снимаю с сильным сожалением… В другой одежде нет покоя мне, Рубашки, галстуки – всё это не по мне. Жду не дождусь я времени такого, Чтобы в халате том по улице гулять, Прийти домой и в нём улечься спать, А утром в гости, даже на обед – Мне лень… ведь я в халат одет… Диляра Бадалова Халатик яркий – просто сказка, Какая у него окраска! Он мягок, гибок и упруг – Обломову он просто друг. Лежит он в нём в тоске-печали, Томленье в теле – жизнь в начале… Переживает: «Сложный век…» - Обломов! Новый человек??? Да нет, пожалуй, как и прежде Хватало на Руси невежей. Хотя, как знать, быть может, лучше Лежать и не стремиться к путчу. Виталий Иванов

Еда в Обломовке – главная тема. Обеды и ужины - первое дело. А как поели, можно поспать И уж не скоро завтра вставать. Еда в Обломовке даже не тема. Меню составлять – ежечасное дело. Никак не прожить без еды и без сна. Не спорит никто – жизнь на то и дана. Ирина Бредихина Ты так прекрасен, мягок, гибок, С тобой не страшен холод, зной. Меня спасаешь от ошибок, Которые нас ждут порой В деревне, в службе, на свиданье, С друзьями, на балу, в кружке. Халат! Во всём ты оправданье, Недосягаемо что мне. Кристина Похвинская

- По жизни всюду мы вдвоём И днём и ночью. И при том Здесь складка каждая – своя – Изгибом тела рождена, - Хвалил Обломов свой халатик! - Проблем с имением нам охватит, Захар, куда ты дел письмо? Подай скорей сюда его! Халат… Он словно развлеченье, Он жизни целой назначенье. К Ильинской Ольге недосуг, Ведь надо выгладить сюртук… Андрей, прости, но если всё же Придётся сердцем выбирать, Халат мне всех друзей дороже, А вместе с ним диван-кровать. Евгения Грицай