Использование ИКТ на уроках русского языка, литературы и во внеклассной деятельности. Наливко Л.Г., учитель высшей квалификационной категории, с. Тайга Дальнегорского городского округа
Актуальность темы. ИКТ в образовательном процессе; мультимедийные доски; компьютеры; Интернет- ресурсы; онлайн-библиотеки; информационная компетентность школьников.
Цели: изучить особенности применения ИКТ в образовательном процессе; показать значимость, эффективность, положительные стороны применения ИКТ на уроках; повысить мотивацию учащихся в использовании ИКТ в процессе обучения.
Для чего же нужно использовать ИКТ в процессе обучения? Научить детей пользоваться Интернет-ресурсами для самообразования и самореализации личности; оптимизировать образовательный процесс, используя компьютерные программ (Microsoft Office Word, Microsoft Office PowerPoint, Microsoft Office Publisher ).
На уроке литературы
Преимущества использования ИКТ наглядность представляемого материала; виртуальные экскурсии и путешествия; индивидуализация и дифференциация обучения; организация самостоятельной работы с ресурсами Интернет; эффективность восприятия информации достигает 65%.
Занятие в кабинете
Кабинет литературы и его ИКТ ресурсы Компьютер; видеомагнитофон и телевизор; видеопроектор и экран; музыкальный центр; видеотека; медиатека; аудиотека; электронная папка с презентациями учащихся; электронная папка «В помощь ученику»; электронная папка с материалами для подготовки к ЕГЭ.
Задания при подготовке к ЕГЭ исправьте стилистические ошибки; найдите и исправьте грамматические ошибки; проведите речеведческий, лингвистический анализ текста; найдите речевые ошибки и недочеты… найдите и исправьте орфографические и пунктуационные ошибки и др. определите тип речи, средства связи и стиль текста ;
Мультимедиатека
ИКТ на уроке и во внеклассной деятельности слайдовые презентации; компьютерные тесты; виртуальные экскурсии и путешествия; художественное и авторское чтение; прослушивание романсов и песен на стихи поэтов; просмотр фрагментов фильмов; создание электронных газет, плакатов ; защита слайдовых докладов.
Алгоритм работы над презентацией для учеников и начинающих учителей: Выбрать тему презентации и определить цели (что нужно показать : краткие сведения об авторе, дать информацию о творчестве, рассказать о произведении и его героях и т.д.) Спланировать, что нужно внести в слайдовую презентацию.(портреты, фото, фрагменты биографии, иллюстрации к произведениям, песни на стихи авторов, анимацию, звуковое сопровождение…). В строку поиска в окне Интернета ввести фамилию, имя, отчество поэта или писателя.
4.Отбирать материал на сайте и одновременно его копировать в PowerPоint, согласно разработанному плану. 5.Систематизировать собранный материал, преобразовать его в слайдовую презентацию. 6.В окне «Вид» найти строку «сортировщик слайдов» и расположить слайды так, чтобы материал сочетался логически. 7.При необходимости использовать окна: «Правка» (удалить, заменить), «Вид» ( таблица, звук. рисунок), «Формат» (шрифт, цвет), задачи : «конструктор» и «создать слайд», чтобы что-то добавить или изменить.
Работа над презентацией
Примеры презентаций Марина Цветаева (Овчинникова,Н., 11 кл г); С.Есенин (два варианта) (Кузнецов Н., 9 класс и Аввакумов Н., 11 клас, 2009 год); Анна Ахматова (Наливко Л.Г., 2008 год); А.И. Солженицын (Евтушенко М.,11 класс, 2008 год); Заочная экскурсия в музей Тютчева (Наливко Л.Г., 2009 год); Литературный альманах (книга стихов местных поэтов) ( 7 класс,2007 год); Литературные таланты села Тайги (7 класс, 2007 год); Фрагменты:
Анна Ахматова (Горенко)
На рубеже прошлого и нынешнего столетий, хотя и не буквально хронологически, накануне революции, в эпоху, потрясенную двумя мировыми войнами, в России возникла и сложилась, может быть, самая значительная во всей мировой литературе нового времени "женская" поэзия - поэзия Анны Ахматовой. Ближайшей аналогией, которая возникла уже у первых ее критиков, оказалась древнегреческая певица любви Сапфо: русской Сапфо часто называли молодую Ахматову.
Ахматова, действительно, самая характерная героиня своего времени, явленная в бесконечном разнообразии женских судеб: любовницы и жены, вдовы и матери, изменявшей и оставляемой. По выражению А. Коллонтай, Ахматова дала "целую книгу женской души". Ахматова "вылила в искусстве" сложную историю женского характера переломной эпохи, его истоков, ломки, нового становления. Герой ахматовской лирики (не героиня) сложен и многолик. Собственно, его даже трудно определить в том смысле, как определяют, скажем, героя лирики Лермонтова. Это он - любовник, брат, друг, представший в бесконечном разнообразии ситуаций: коварный и великодушный, убивающий и воскрешающий, первый и последний.
В 1910 году Марина опубликовала на свои собственные деньги первый сборник стихов «Вечерний альбом». (Сборник посвящён памяти Марии Башкирцевой, что подчёркивает его «дневниковую» направленность.) Её творчество привлекло к себе внимание знаменитых поэтов Валерия Брюсова, Максимилиана Волошина и Николая Гумилёва. В этот же год Цветаева написала свою первую критическую статью «Волшебство в стихах Брюсова». За «Вечерним альбомом» двумя годами позже последовал второй сборник «Волшебный фонарь». Начало творческой деятельности Цветаевой связано с кругом московских символистов. После знакомства с Брюсовым и поэтом Эллисом (настоящее имя Лев Кобылинский) Цветаева участвует в деятельности кружков и студий при издательстве «Мусагет». На раннее творчество Цветаевой значительное влияние оказали Николай Некрасов, Валерий Брюсов и Максимилиан Волошин (поэтесса гостила в доме Волошина в Коктебеле в 1911, 1913, 1915 и 1917 годах).
Солженицын Александр Исаевич
Первые публикации В 1959 году Солженицын написал рассказ «Щ- 854» о жизни простого заключённого из русских крестьян, в 1960 году рассказы «Не стоит село без праведника» и «Правая кисть», первые «Крохотки», пьесу «Свет, который в тебе» («Свеча на ветру»)[11]. Пережил определённый кризис, видя невозможность опубликовать свои произведения.1959 году1960 годуПравая кистьКрохоткиСвет, который в тебе[11] В 1961 году под впечатлением от выступления Александра Твардовского (редактора журнала «Новый мир») на XXII съезде КПСС, передал ему «Щ-854», предварительно изъяв из рассказа наиболее политически острые, заведомо не проходимые через советскую цензуру фрагменты. Рассказ под названием «Один день Ивана Денисовича» был напечатан в журнале «Новый мир» 11, 1962, сразу же переиздан и переведён на иностранные языки.1961 годуАлександра ТвардовскогоНовый мирXXII съезде КПССцензуруОдин день Ивана Денисовича
Есенин С. А. (1895 – 1925) Родился в 1895 году, 21 сентября, в Рязанской губернии, Рязанского уезда, Кузьминской волости, в селе Константинове.
В доме Кашиной
Сергей Есенин
Памятники Есенину
Усадебный дом
Результаты Созданы электронные папки: «В помощь ученику»; «Материалы для ЕГЭ»; «Презентации по литературе». Учащиеся овладели навыками применения ИКТ и могут самостоятельно работать с тестами- тренажерами и готовить презентации. Выпущен литературный альманах «Стихи и песни поэтов села Тайги» 100% учащихся 11 класса в учебном году сдали ЕГЭ.
Полезные ссылки в сети Интернет Полезные ссылки: Фото с презентаций! Фото с презентаций! Эксклюзивные фото, видео с презентаций на mainpeople.ru! Анонсы! Эксклюзивные фото, видео с презентаций на mainpeople.ru! Анонсы! mainpeople.ru презентаций на сайте презентаций на сайте Бесплатная коллекция, продажа готовых работ, написание на заказ - Владивосток Учительский портал! Здесь вы найдёте 2500 презентаций, уроков, и тестов для учителя. Здесь вы найдёте 2500 презентаций, уроков, и тестов для учителя. сайта творческих учителей) (каталог образовательных программ по русскому и литературе) (каталог ТСО, экранно-звуковых пособий, интерактивных пособий) Подготовка к ЕГЭ по русскому языку - Сайт дистанционной школы по русскому языку «Урок» - Основные правила грамматики русского языка в электронном виде Толковый словарь современной компьютерной техники - Ассоциативный визуальный словарь