Прогноз развития информатизации образования как области научно- педагогического знания И.В. Роберт, директор Института информатизации образования РАО,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Методология информатизации образования И.В. Роберт, директор Института информатизации образования РАО, академик РАО, д.п.н., профессор
Advertisements

Информатизация – это комплекс мер, направленный на обеспечение полного использования достоверного, исчерпывающего и своевременного знания во всех общественно.
Информатизация образования Развитие системы подготовки кадров для информатизации образования Лекция 2. к.п.н., доцент каф. ИВТ Ломаско П.С.
Формирование информационной образовательной среды Педагогический совет Богатикова Л.С.
Компьютерных Использование компьютерных технологий в учебно – воспитательном процессе Педагогическая мастерская 28 ноября 2008г.
Информатизация образования - целенаправленно организованный процесс обеспечения сферы образования методологией, технологией и практикой создания и оптимального.
Методы анализа и экспертизы для электронных программно - методических и технологичес - ких средств учебного назначения. ( ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ.
Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии специальная (коррекционная)
Направление «Информатика и вычислительная техника» Бакалавр по направлению подготовки Информатика и вычислительная техника науки должен решать следующие.
Единая информационная образовательная среда как фактор информатизации колледжа Заичкина Ольга Игоревна зам. директора ГБОУ СПО города Москвы Колледж автоматизации.
Информатизация системы образования Республики Беларусь, текущее состояние и перспективы развития Н.И. Листопад, Директор Главного информационно- аналитического.
Направление «Информатика и вычислительная техника» Бакалавр по направлению подготовки Информатика и вычислительная техника науки должен решать следующие.
Основные тенденции развития системы образования в условиях информатизации.
Информационные технологии в решении задач высшей школы Задачи высшей школы Конкурентоспособность выпускников Создание интегрированной среды «образование.
1 Непрерывное развитие и совершенствование информационных технологий; периодическое появление новых, неизвестных ранее, информационных технологий; появление.
Комплексно-целевая программа Дата утверждения: решение педагогического совета от 30 ноября 2007 года Муниципальная общеобразовательная средняя школа 17.
Раздел «Компьютерные коммуникации». Раздел дисциплины Раздел дисциплиныЛекцииЛР 1Дидактические основы создания и использования учебных средств, реализованных.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ШКОЛЫ как синтез образовательных ресурсов Л.Н. Бережная, директор ИМЦ Курортного района.
Формирование информационно- коммуникационной компетентности педагога Ефремова М.В. Зам.директора по УВР Колобовской МСОШ.
Номинация: Учебные помещения Название решения: Информатизация сельской малокомплектной школы – результат победы в ПНПО Название образовательного учреждения:
Транксрипт:

Прогноз развития информатизации образования как области научно- педагогического знания И.В. Роберт, директор Института информатизации образования РАО, академик РАО, д.п.н., профессор Государственная академия наук Российская академия образования Институт информатизации образования Москва-2014

Информатизация образования рассматривается как целенаправленно организованный процесс обеспечения сферы образования методологией, технологией и практикой создания и оптимального использования научно-педагогических, учебно- методических, программно-технологических разработок, ориентированных на реализацию дидактических возможностей информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), применяемых в комфортных и здоровьесберегающих условиях

Информатизация образования рассматривается как новая область научно-педагогического знания, которая ориентирована на обеспечение сферы образования методологией, теорией и технологией решения следующих проблем и задач: 1. методологическая база отбора содержания образования, разработки методов и организационных форм обучения, воспитания, соответствующих задачам развития личности обучаемого в современных условиях информационного общества массовой коммуникации и глобализации; 2. методологическое обоснование и разработка моделей инновационных и развитие существующих педагогических технологий, реализующих дидактические возможности ИКТ, в различных звеньях образования, в том числе форм, методов и средств обучения;

3. создание методических систем обучения, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала обучаемого, на формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять информационную деятельность, продуцирование учебной информации; 4. разработка исследовательских, демонстрационных прототипов электронных средств образовательного назначения, в том числе программных инструментальных средств и систем; 5. продуцирование педагогических приложений в сетях на базе потенциала распределенных информационных ресурсов открытых образовательных систем телекоммуникационного доступа;

6. разработка средств и систем автоматизации процессов обработки учебного лабораторного эксперимента как реального, так и «виртуального», в том числе удаленного доступа; 7. создание и применение средств автоматизации для психолого-педагогических диагностирующих методик контроля и оценки уровня знаний обучаемых, их продвижения в учении, установления интеллектуального потенциала обучающегося; 8. создание и использование распределенного информационного ресурса Интернет в образовательных целях и разработка технологий информационного взаимодействия образовательного назначения на базе глобальных телекоммуникаций;

9. реализация возможностей компьютерной психолого-педагогической диагностики при определении уровня подготовки, личностных предпочтений обучающегося, интеллектуального уровня его развития; 10. предотвращение возможных негативных последствий (медицинского, психолого- педагогического, социального характера) применения средств информационных и коммуникационных технологий в образовательных целях;

11. совершенствование механизмов управления системой образования на основе использования автоматизированных баз и банков данных научно-педагогической информации, телекоммуникационных сетей, а также совершенствование процессов информатизации управления образовательным учреждением (системой образовательных учреждений) 12. осуществление оценки педагогика- эргономического качества педагогической продукции, функционирующей на базе информационных и коммуникационных технологий;

Информатизация образования рассматривается в этой связи как трансфер-интегративная область научного знания так как обеспечивает: трансфер (от лат. transfero – переношу, перемещаю), то есть перенос (перемещение) определенных научных проблем в другую научную область, в которой в связи с этим зарождается (образуется) новая, доселе не существующая, научно-практическая зона, адекватно существенным признакам данной науки интегративная (от лат. integration – объединение в единое целое), то есть объединяющая в единое целое определенные части (зоны), которые зародились (образовались) в определенной науке и практики его реализации в связи с феноменом трансфера

Под трансфер-зоной будем понимать некоторую инновационную область научного знания и его практической реализации, которая возникла в определенной традиционной науке в связи с необходимостью решения научных проблем, привнесенных в эту науку в результате развития информатизации образования Представим (в виде стилизованной блок-схемы) трансфер- интегративную область научного знания - информатизацию образования и трансфер-зоны, которые «зародились» (образовались) в традиционных научных областях (науках) в виде определенных научно- практических зон, существенные признаки которых позволяют отнести их к определенной традиционной науке

Информатизация образования как трансфер-интегративная область научного знания 3. Психологическая наука 5. Технические науки 7. Физиолого- гигиенические науки 8. Юридические науки 6. Медицинские науки 4. Социологическая наука 2. Педагогическая наука 1. Философия

1.3. Методология формирования виртуальной коммуникации в условиях сетевого взаимодействия 1.2. Развитие понятия «образовательное пространство» в контексте философской категории «пространство» 1.1. Развитие методологических аспектов философской категории «информация» трансфер-зоны

2. Педагогическая наука Совершенствование предметных методик, реализующих дидактические возможности ИКТ, в условиях изменения парадигмы информационного взаимодействия между обучающим, обучаемым и интерактивным источником учебной информации 2.1. Дидактика информатизации образования Совершенствование педагогических теорий в аспекте изменения парадигмы учебно-информационного взаимодействия, осуществляемого между обучающим, обучаемым/обучающимся и интерактивным источником учебной информации, функционирующем на базе ИКТ Создание методических систем обучения, ориентированных на реализацию дидактических возможностей ИКТ и использование интерактивного информационного ресурса локальных и глобальных сетей 2.2. Теория и практика предотвращения возможных негативных воздействий педагогического характера при использовании обучаемым (обучающимся) средств ИКТ в образовательной и досуговой деятельности в процессе индивидуальных занятий в процессе групповых занятий и информационного взаимодействия трансфер-зоны

2. Педагогическая наука 2.3. Методология разработки стандартов в области владения средствами ИКТ в профессиональной деятельности научного сотрудника, преподавателя СПО, ВПО различного профиля, учителя школы, администрации образовательного учреждения Создание стандартов в области владения средствами ИКТ научными и научно- педагогическими кадрами в процессе научно- исследовательской деятельности по различным профилям специальностей, утвержденных ВАК РФ Создание стандартов в области владения средствами ИКТ в профессиональной деятельности преподавателей СПО, ВПО по уровням и профилям подготовки, учителя школы Создание стандартов в области владения средствами ИКТ в профессиональной деятельности администрации образовательного учреждения по уровням и профилям подготовки 2.4. Методология разработки стандартов в области использования обучаемым средств ИКТ в учебной деятельности общего среднего образования по уровням и профилям СПО, ВПО различного профиля трансфер-зоны

3. Психологическая наука 3.1. Психология виртуализации информационного взаимодействия между индивидом и интерактивным источником информационного ресурса, распределенного в сетях (локальных, глобальной) 3.2. Психологическая поддержка/реабилитация индивида, жизнедеятельность которого ориентирована на «виртуальную коммуникацию» 3.3. Психологические особенности восприятия индивидом аудиовизуальной информации, представленной средствами ИКТ трансфер-зоны

4. Социологическая наука 4.1. Социально- культурное развитие и просвещение на базе распределенного образовательного ресурса локальных и глобальной информационных сетей 4.2. Социальная адаптация индивида, жизнедеятельность которого ориентирована на «виртуальную коммуникацию» 4.3. Социализация «виртуальных/сетевых » сообществ, осуществляющих «виртуальную коммуникацию» 4.4. Этико- социальная нормативно- правовая база «виртуальной коммуникации» трансфер-зоны

5. Технические науки 5.1. Автоматизация и управление технологическими процессами и производствами в образовании трансфер-зоны 5.2. Интеллектуальный анализ данных, управляемый пользователем Автоматизация анализа показателей учебно-воспитательного процесса Автоматизация процессов управления образовательным учреждением (системой образовательных учреждений) Автоматизация информационно- методического обеспечения учебно-воспитательного процесса, планирования и организации мониторинга образовательного учреждения

6. Медицинские науки 6.1. Предотвращение возможных медицинских последствий использования средств ИКТ в образовательных целях 6.2. Компенсаторное воздействие на пользователя средствами ИКТ в пост пользовательский период Мониторинг физического состояния пользователя средствами ИКТ Медицинские рекомендации по сохранению основных характеристик состояния здоровья пользователей средств ИКТ трансфер-зоны Медико- психологические рекомендации к жизнедеятельности индивида в пост пользовательский период

7. Физиолого- гигиенические науки 7.1. Разработка и совершенствование санитарных правил использования средств ИКТ в соответствии с возрастными особенностями пользователя 7.2. Разработка требований к оборудованию и оснащению рабочего места пользователя средствами ИКТ и к помещениям образовательного учреждения, оснащенных средствами ИКТ трансфер-зоны

8. Юридические науки 8.1. Методология разработки нормативно-правовой базы защиты авторских прав разработчиков интеллектуальной собственности, представленной в электронном виде 8.2. Методология разработки нормативно-правовых и инструктивно-методических материалов по легитимному, использованию средств ИКТ в образовании трансфер-зоны

На основе выявления содержания исследований в трансфер-зонах, которые образовались в той или иной традиционной науке и (или) практики ее реализации в связи с информатизацией образования, и иннтеграционных процессов, объединяющих их в единое целое, можно осуществлять прогноз развития научно-практических зон, возникающих в традиционных науках

В свою очередь, результаты исследований научно-практических зон используются в разработках научной области информатизации образования и порождают новые проблемы в связи с постоянно совершенствующимися информационными и коммуникационными технологиями Этот процесс представляется нам в виде «восходящей спирали», что определяет непрерывное развитие информатизации образования как интегративной области научного знания

Направления краткосрочного прогноза развития информатизации образования Информатизация образования, интеллектуального развития и социализации современного человека Интеллектуализация информационных систем и технологических процессов в сфере образования

1. Философско-методологические, медико- психологические, социально-педагогические основания создания информационно- образовательного пространства 2. Теоретико-методические основания подготовки педагогических и управленческих кадров в области информатизации образования 3. Система психологической, методической и медико-социальной поддержки пользователя при когнитивно-информационном взаимодействии с средствами информационных и коммуникационных технологий 5. Научно-методическое обеспечение информационной безопасности личности в условиях сетевой, глобальной массовой коммуникации современного общества

6. Теоретико-методологические основания разработки образовательных стандартов междисциплинарного характера, отражающих конвергенцию наук и технологий, в системе общего среднего образования (в аспекте профилизации) и в профессиональном техническом образовании 7. Методология формализации и представления знаний в интеллектуальных образовательных системах, построение интегрированных интеллектуальных систем образовательного назначения и моделей интеллектуальных систем контроля знаний обучаемого, реализованных на основе теории нейронных сетей

8. Теоретико-методологические основы интеллектуализации информационных систем формирования распределенного контента образовательного назначения предполагают разработку: теоретических оснований построения автоматизированной системы информационной поддержки (АСИП); распределенного контента алгоритмического и программного обеспечения функционирования АСИП; распределенного контента содержания дисциплин подготовки; адаптивной модели и методов представления и контроля знаний в АСИП управления образовательным процессом; методики формирования содержания учебных дисциплин

9. Научно-методические основы разработки и сертификации программмно-аппаратных, информационных комплексов образовательного назначения предполагают создание: научно- методических подходов к их разработке; методологии и технологии формирования оценочных показателей педагогической продукции, реализованной на базе ИКТ; педагогика-эргономических, медико-психологических, технологических групп их оценки 10. Методология создания адаптивных информационных систем в образовании предполагает: создание научно-технологических оснований адаптации образовательных информационных ресурсов к свободно- распространяемому программному обеспечению и реализации их инвариантности к программно- аппаратным платформам

Направления долгосрочного прогноза развития информатизации образования 1. Развитие теории обучения и различных подходов к обучению (личностно-ориентированное, деятельностное, компетентностное; проблемное, алгоритмизация обучения и др.) основано на: изменении парадигмы учебного информационного взаимодействия; использовании электронных баз и банков данных учебно-методических материалов; реализации различных видов информационной деятельности на базе ИКТ; совершенствовании педагогических технологий 2. Конвергенция педагогической науки и наукоемких технологий, реализующая возможность имитировать и моделировать любые, поддающиеся описанию, операционализации для исследования динамики изучаемых объектов, процессов с анализом и прогнозом тенденций их развития

3. Научно-методическое обеспечение подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических и управленческих кадров в условиях функционирования высокотехнологичной информационно-образовательной среды учебного заведения и использования сетевых инструментальных средств разработки электронного образовательного ресурса 4. Методическое и технологическое обеспечение создания и применения тренажеров, позволяющих имитировать и моделировать любые, поддающиеся описанию, операционализации, максимально приближающие деятельность пользователя к реальной учебной и (или) профессиональной деятельности

5. Теоретико-методологические основания интеллектуализации инструментальных средств и устройств контроля психологического и физиологического состояния обучающегося для оптимизации учебных нагрузок, осуществления мониторинга состояния здоровья, адаптации персонифицированной информационно- образовательной среды под физиологические особенности обучающегося 6. Создание интегрированных математических схем и инструментальных программных средств для математического моделирования и учебного вычислительного эксперимента, обеспечивающего автоматический выбор инструментальных средств, их настройки и режима моделирования в зависимости от решаемых задач и уровня квалификации исследователя

7. Интеллектуализация информационных систем образовательного назначения на основе создания и применения интегрированных интеллектуальных обучающих систем, расширенный функционал которых предусматривает режим автоматизированного решения задач профессиональной деятельности и режим автоматизированного обучения сотрудников решению профессиональных задач в условиях нечеткости и неопределённости исходных данных 8. Совершенствование управления деятельностью образовательного учреждения: создание интегрированных систем управления, имеющих распределённую инфраструктуру и объединяющихся на единой платформе; создание защищённой распределённой информационной образовательной среды

9. Создание национальных стандартов (ГОСТ Р) в области педагогика-технологического качества программно-аппаратных и информационных комплексов образовательного назначения, функционирующих на базе ИКТ (технического регламента, описывающего требования к педагогической продукции, функционирующей на базе ИКТ; требований к проведению обязательной сертификации педагогической продукции, функционирующей на базе ИКТ, на основе международных стандартов; требований к организации и функционированию испытательных лабораторий, осуществляющих сертификацию педагогической продукции, функционирующей на базе ИКТ

Институт информатизации образования РАО