Правовой статус руководителя образовательной организации Навигатор управления школой Профессиональная компетентность руководителя Автор-составитель: Проказова.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Квалификационные характеристики работников образования.
Advertisements

Права и обязанности руководителя образовательной организации Федеральный закон от N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"закон.
Приложение к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14 августа 2009 г. 593 Единый квалификационный справочник.
Устав и локальные акты образовательных организаций в соответствии с Федеральным законом от ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Аттестация педагогических работников образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
Министерство образования и науки Челябинской области Педагогические, руководящие и иные работники организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
Правовой статус руководителя образовательной организации, его заместителей Понкратова Вера Николаевна - Эсперт Общероссийского Профсоюза образования
УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЯ ОУ: ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ Катыщук Светлана Михайловна Горностаев Александр Октавьевич.
Нормативно-правовые основы аттестации педагогических кадров, учебно-вспомогательного персонала и руководящих работников образовательных учреждений Вавилова.
Аттестация руководящих работников. Закон Российской Федерации «Об образовании» В соответствии с пунктом 12 статьи 28 к полномочиям федеральных органов.
Нормативно-правовое обеспечение аттестации педагогических кадров г. Таганрог 2014 г.
Принципы и правила общественного контроля в свете реализации Федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации». Нормативные.
Республиканский обучающий семинар внештатных правовых инспекторов труда г.Уфа, 28 – 29 марта 2013 год Республиканский обучающий семинар внештатных правовых.
Вопросы аттестация педагогических и руководящих работников муниципальных образовательных организаций (в соответствии с законом 273-ФЗ «Об образовании»)
АТТЕСТАЦИЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ГОРОДА КРАСНОЯРСКА Наталья Максимовна Костромина, начальник отдела кадровой политики.
Законодательная база государственно- общественного управления.
1 Инновационные технологии в управленческой деятельности Технология делает квалификации и знания единственным источником стойкого конкурентного преимущества.
Автономные учреждения: Вопросы нормативно- правового регулирование.
Условия работы по совместительству В.П. Дианова, главный специалист по вопросам экономики и оплаты труда.
Институциональная структура законодательства об образовании ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ АДМИНИСТРА ТИВНО- ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ ГРАЖДАНСКО- ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ.
Транксрипт:

Правовой статус руководителя образовательной организации Навигатор управления школой Профессиональная компетентность руководителя Автор-составитель: Проказова О.Г., к.п.н.

Согласно ч. 1 ст. 273 Трудового кодекса Российской Федерации от ФЗ руководитель организации – это физическое лицо, которое в соответствии с ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами осуществляет руководство этой организацией, в т. ч. выполняет функции ее единоличного исполнительного органа.

В статье 51. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» определен правовой статус руководителя образовательной организации 1. Руководитель образовательной организации в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом образовательной организации: 1) избирается общим собранием, конференцией работников (общим собранием, конференцией работников и обучающихся) образовательной организации с последующим утверждением учредителем образовательной организации; 2) назначается учредителем образовательной организации; 2. Кандидаты на должность руководителя образовательной организации должны иметь высшее образование и соответствовать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, по соответствующим должностям руководителей образовательных организаций и (или) профессиональным стандартам.

3. Запрещается занятие должности руководителя образовательной организации лицами, которые не допускаются к педагогической деятельности по основаниям, установленным трудовым законодательством. 4. Кандидаты на должность руководителя государственной или муниципальной образовательной организации и ее руководитель (за исключением руководителей, указанных в пунктах 3 и 4 части 1 настоящей статьи) проходят обязательную аттестацию. Порядок и сроки проведения аттестации кандидатов на должность руководителя и руководителя государственной или муниципальной образовательной организации устанавливаются учредителями этих образовательных организаций.

5. Должностные обязанности руководителя государственной или муниципальной образовательной организации, филиала государственной или муниципальной образовательной организации не могут исполняться по совместительству. 6. Права и обязанности руководителя образовательной организации, его компетенция в области управления образовательной организацией определяются в соответствии с законодательством об образовании и уставом образовательной организации. 7. Руководителям образовательных организаций предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, права, социальные гарантии и меры социальной поддержки, предусмотренные для педагогических работников пунктами 3 и 5 части 5 и частью 8 статьи 47 настоящего Федерального закона.

8. Руководитель образовательной организации несет ответственность за руководство образовательной, научной, воспитательной работой и организационно-хозяйственной деятельностью образовательной организации. 10. Особенности избрания, назначения на должность и статуса руководителя частной образовательной организации определяются в уставе частной образовательной организации в соответствии с трудовым законодательством.

1. Руководитель образовательной организации в соответствии с ее уставом может быть: 1) избран коллективом (общим собранием, конференцией) работников образовательной организации; 2) избран коллективом (общим собранием, конференцией) образовательной организации при предварительном согласовании кандидатуры (кандидатур) с учредителем; 3) избран коллективом (общим собранием, конференцией) работников образовательной организации с последующим утверждением учредителем; 4) назначен учредителем с предоставлением совету образовательной организации права вето; 5) назначен учредителем;

2. Кандидаты на должность руководителя образовательной организации, а также на должность руководителя и заместителя руководителя филиала образовательной организации должны соответствовать квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами. 3. Основания, по которым лицо не допускается к занятию должности руководителя образовательной организации, устанавливаются Трудовым кодексом Российской Федерации. 4. Лица, претендующие на занятие должности руководителя государственного или муниципального образовательного учреждения, а также их действующие руководители проходят обязательную аттестацию.

6. Руководитель образовательной организации, его заместители, руководитель филиала образовательной организации не вправе занимать аналогичные должности в других организациях. 7. Руководителям государственных и муниципальных образовательных учреждений совмещение их должностей с другими руководящими должностями (кроме научного и научно-методического руководства) внутри или вне образовательных учреждений не разрешается.

Трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или учредительными документами организации могут быть установлены процедуры, предшествующие заключению трудового договора с руководителем организации: проведение конкурса, избрание или назначение на должность и др. Об этом говорится в ч. 2 ст. 275 ТК РФ. Руководители общеобразовательных организаций чаще всего избираются общим собранием, конференцией работников (общим собранием, конференцией работников и обучающихся) с последующим утверждением учредителем либо сразу назначаются учредителем.

При этом ошибочно полагать, что в случае избрания руководителя общим собранием (конференцией) учредитель обязан эту кандидатуру утвердить. Норма, закрепленная в ч. 1 ст. 51 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", не передает право назначения руководителя от учредителя к коллегиальным органам управления, а лишь позволяет учитывать мнение этих органов. Тем не менее, такой подход исключает назначение "случайных" руководителей, которые устраивают лишь учредителя. При двухступенчатой системе отбора в должности руководителя может быть утвержден только кандидат, назначение которого одобряют и учредитель, и коллегиальные органы управления образовательной организации.

При этом ошибочно полагать, что в случае избрания руководителя общим собранием (конференцией) учредитель обязан эту кандидатуру утвердить. Норма, закрепленная в ч. 1 ст. 51 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", не передает право назначения руководителя от учредителя к коллегиальным органам управления, а лишь позволяет учитывать мнение этих органов. Тем не менее, такой подход исключает назначение "случайных" руководителей, которые устраивают лишь учредителя. При двухступенчатой системе отбора в должности руководителя может быть утвержден только кандидат, назначение которого одобряют и учредитель, и коллегиальные органы управления образовательной организации.

Согласно ч. 2 ст. 51 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» кандидаты на должность руководителя образовательной организации должны иметь высшее образование и соответствовать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, по соответствующим должностям руководителей образовательных организаций и (или) профессиональным стандартам. Правовое положение руководителя общеобразовательной организации регламентируется должностной инструкцией, устанавливающей задачи, функции, права, обязанности и ответственность должностного лица.

Должностная инструкция разрабатывается в соответствии с Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденным Приказом Минздравсоцразвития РФ от н. Особенности регулирования труда руководителя образовательной организации предусмотрены Трудовым кодексом РФ от г. 197-ФЗ (Глава 43, статьи )

Центральный Совет профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации прокомментировал вопросы правового регулирования трудовых отношений с руководителями государственных и муниципальных образовательных учреждений в Сборнике нормативных правовых актов (Москва, июль 2013 г.): - Заключение трудового договора с руководителем государственной/муниципальной общеобразовательной организации заключается: на неопределенный срок; на срок, определенный учредительными документами организации или соглашением сторон (ст.59, 275 ТК РФ)

- Федеральным законом от г. 83-ФЗ (ч.27 ст. 30) органы государственной власти и органы местного самоуправления наделены правом выступать для руководителей в качестве работодателя. - Заключение трудового договора с руководителем государственной/муниципальной общеобразовательной организации на основании ст. 275 ТК РФ предусматривает проведение процедур, предшествующих заключению трудового договора (конкурс, избрание или назначение на должность и другое). - Частью 4 ст. 51 Федерального закона от ФЗ «Об образовании в РФ» установлено, что кандидаты на должность руководителя и руководитель государственной/муниципальной общеобразовательной организации проходят обязательную аттестацию.

- Трудовой договор (ТД) заключается на основе типовой формы ТД, утвержденной постановлением Правительства РФ от г Заключение трудового договора с руководителем государственной/муниципальной общеобразовательной организации согласно ст. 275 ТК РФ предусматривает, что до заключения ТД и в период работы ежегодно руководитель представляет: сведения о своих доходах, имуществе; сведения о доходах и имуществе супруга (супруги) и несовершеннолетних детей. Правила представления сведений - Особенности прекращения трудовых отношений с руководителем государственной/муниципальной общеобразовательной организации заключаются в том, что помимо общих оснований

- Помимо общих оснований прекращения ТД для руководителей в Трудовом Кодексе РФ предусматриваются дополнительные основания для прекращения ТД с руководителем организации. - В соответствии со ст. 279 ТК в случае прекращения трудового договора с руководителем организации в соответствии с пунктом 2 ст. 278 ТК РФ при отсутствии виновных действий (бездействия) руководителя ему выплачивается компенсация в размере, определяемом ТД, но не ниже трехкратного среднего месячного заработка. Конкретный размер компенсации (она может превышать трехкратный размер) фиксируется в ТД с руководителем. - В соответствии с п. 2 ст. 278 ТК трудовой договор, заключенный с руководителем, как на определенный, так и на неопределенный срок, прекращается в связи с принятием собственником имущества организации (учредителем) решения о прекращении трудового договора.

Основные составляющие компетентности руководителя: Профессиональная компетентность – качество действий руководителя, обеспечивающих своевременное и оптимальное решение управленческих проблем и типичных профессиональных задач; видение проблем и их преодоление; нахождение нестандартных решений задач; гибкость и готовность принимать происходящие изменения, умение их инициировать и управлять ими; владение современными технологиями управления качеством образования, коллективом; владение проектными технологиями; умение видеть, развивать возможности и ресурсы работников.

Основные составляющие компетентности руководителя: Коммуникативная компетентность – качество действий руководителя, обеспечивающих эффективное взаимодействие с различными организациями, органами власти и управления, их представителями; владение деловой перепиской; умение вести переговоры, выполнять представительские функции, общаться с коллегами по работе; способность разрешения напряженных и конфликтных ситуаций, стимулирования партнера к прояснению его позиций, предложений; владение навыками ораторского искусства, активного слушания (умение слышать и понимать партнера), аргументации и убеждения, мотивации подчиненных.

Основные составляющие компетентности руководителя: Информационная компетентность – качество действий руководителя, обеспечивающих эффективное восприятие и оценку информации, отбор и синтез информации в соответствии с системой приоритетов; использование информационных технологий в управленческой деятельности, работа с различными информационными источниками и ресурсами, позволяющими проектировать решение управленческих, педагогических проблем и практических задач, ведение школьной документации на электронных носителях.

Основные составляющие компетентности руководителя: Правовая компетентность – качество действий руководителя, обеспечивающих эффективное использование в управленческой деятельности законодательных и иных нормативных правовых документов органов власти; разработку локальных нормативных правовых актов; принятие управленческих решений в рамках существующей законодательной базы.

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ !