1 Основы организации социальной деятельности ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ОПИСАНИЕ ЦЕЛЕВОЙ ГРУППЫ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Социокультурное проектирование в воспитальной системе современного образовательного учреждения.
Advertisements

Педагогический проект Новосибирский учебно-методический и консультационный центр Learn & Teach.
Термины «проект», «проектирование» происходят от лат. «projectus» брошенный вперед процесс создания прообраза реального или возможного объекта, состояния,
ДОКЛАД ТЕОРИЯ СОЗДАНИЯ ПРОЕКТОВ. Проект - (от латинского) - брошенный вперед Проект - это процесс взаимосвязанных событий, которые происходят в течение.
Социокультурное проектирование. Типы проектных стратегий Консервирующий (сохраняющий условия развития) Преобразующий (экспортирующий культурные образцы.
Методическая работа в образовательном учреждении в условиях внедрения ФГОС.
Основы социального проектирования Лекция 1.. План. 1.Понятие о социальном проектировании. 2.Структура проекта. 3.Методы реализации проекта. 4.Мониторинг.
- это средство управления деятельностью, наиболее конкретная и выполнимая форма работы учреждения, организации, объединения. Проект представляет собой.
Социальный проект – вид социального проектирования, наиболее сложная форма организации социального действия Проект – это то, чего еще нет, это нечто новое,
Педагогическое проектирование. Проектирование от латинского "proyectus", «брошенный вперед» - это создание модели, образа желаемого состояния объекта.
Заседание – практикум «Работа по созданию проекта как вида современной научно-исследовательской деятельности»
РОЛЬ CASE-STUDY (МЕТОДА КЕЙС-СТАДИ) КАК СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА НА ЗАНЯТИЯХ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Автор.
Маркетинговый подход в менеджменте Маркетинг Маркетинг - метод регулирования взаимоотношений внешней среды организации с возможностями самой организации,
Проектирование - это конструирование организации действия, направленного на достижение определенной цели и локализованного по месту, времени и ресурсам.
Аналитико- проектировочная компетентность руководителей.
Аналитико- проектировочная компетентность руководителей образовательных учреждений.
Инновационные оценочные средства в условиях компетентностного подхода.
Окружной конкурс педагогических проектов. Цель окружного конкурса педагогических проектов Выявление творчески работающих педагогов и педагогических коллективов.
Педагогическое проектирование. Важно обсудить следующие вопросы: Какая у нас общая проблема? Каковы её значимые последствия? Какие факторы делают эту.
Организация и проведение конкурса программ развития муниципальной службы в 2013г. г.Ярославль, декабря 2012г.
Транксрипт:

1 Основы организации социальной деятельности ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ОПИСАНИЕ ЦЕЛЕВОЙ ГРУППЫ

Социальное служение «О принципах организации социальной работы в Русской Православной Церкви» Социальное служение Церкви (благотворительность, социальная деятельность, диакония) это инициированная, организованная, координируемая и финансируемая Церковью или с помощью Церкви деятельность, имеющая своей целью оказание помощи нуждающимся. (Документ принят 4 февраля 2011 года Архиерейским Собором Русской Православной Церкви.)

«Социальная церковная работа это не только добровольное служение, основанное на частной инициативе, по велению сердца, но и сложная работа, требующая профессиональной подготовки». Основы организации социальной деятельности. Цикл управления: анализ. 1. Целевая группа, механизм описания. Определение целевой группы, с которой вам предстоит работать во время прохождения курса, её описание. 2. Формулировка основных проблем группы и причин их возникновения, выделение проблем, на решение которых будет направлена ваша деятельность. 3. Определение ресурсов, с помощью которых вы будете выполнять проект. 4. Домашнее задание. 3 План интернет-семинара

Анализ результата и процесса работы. Соотнесение план-факт Анализ процесса как он шел Анализ базового плана (в чем ошиблись при планировании) Оценка использования ресурсов «Разбор полетов» Возможная стандартизация Анализ результата и процесса работы. Соотнесение план-факт Анализ процесса как он шел Анализ базового плана (в чем ошиблись при планировании) Оценка использования ресурсов «Разбор полетов» Возможная стандартизация Реализация плана и его коррекция по ходу выполнения плана, координация людей и других ресурсов для выполнения плана Непосредственное руководство осуществлением плана, постановка и разъяснение задач Обучение, подготовка предложений Реализация плана и его коррекция по ходу выполнения плана, координация людей и других ресурсов для выполнения плана Непосредственное руководство осуществлением плана, постановка и разъяснение задач Обучение, подготовка предложений Целеполагание Альтернативные варианты решения Разработка плана деятельности и планирование ресурсов Планирование ожидаемых результатов и контрольных показателей Целеполагание Альтернативные варианты решения Разработка плана деятельности и планирование ресурсов Планирование ожидаемых результатов и контрольных показателей Сбор и анализ данных Анализ причин Идентификация проблемы Сбор и анализ данных Анализ причин Идентификация проблемы 4 Цикл управления ОРГАНИЗАЦИЯ МОТИВАЦИЯ КОНТРОЛЬ АНАЛИЗ ПЛАНИРОВАНИЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ

Целеполагание Процесс целеполагания начинается с анализа ситуации и выявления наиболее актуальных проблем, на разрешение или оптимизацию которых и должен быть ориентирован проект. Целевое обоснование проекта предполагает всесторонний анализ ситуации и определение на этой основе: а) приоритетных сфер (или областей) проектирования; б) категорий населения и социальных групп, которым будет адресован проект.

6 Цикл управления. Анализ ОРГАНИЗАЦИЯ МОТИВАЦИЯ КОНТРОЛЬ АНАЛИЗ ПЛАНИРОВАНИЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ Сбор информации о целевых группах Анализ данных по целевым группам Анализ причин уязвимости Идентификация проблемы Результат: Четкое понимание целевых групп, проблем целевых групп. Статистика. Сбор информации о целевых группах Анализ данных по целевым группам Анализ причин уязвимости Идентификация проблемы Результат: Четкое понимание целевых групп, проблем целевых групп. Статистика.

Общая логика формирования проекта Проблема- тизация Целеполагание Инструментализация Проблемы Цели Задачи Методы (мероприятия и содержание деятельности) Форма организации исполнителей и аудитории Ресурсы (средства)

Схема работы с проблемным полем Следствие Проблема Причина

Цель Схема работы с проблемным полем Следствие Проблема Причина

Цель Задачи Схема работы с проблемным полем Следствие Проблема Причина

Ожидаемые результаты Цель Задачи Схема работы с проблемным полем Следствие Проблема Причина

Подготовка проекта Основные задачи Ожидаемые результаты 1 Собрать проектную группу и увлечь предварительным замыслом Наличие группы людей, готовых заниматься социальными проектами. Наличие творческой команды, нацеленной на позитивные социальные преобразования. Понимание каждым участником своих возможностей и своего вклада в общее дело. Навыки взаимодействия в процессе общей деятельности 2Распределение ролей Каждый участник группы чётко понимает свои обязанности. Создание, обучение проектной группы, изучение ее возможностей. Комментарий. В группу подбираются социально-активные, неравнодушные люди, личностно заинтересованные в деятельности, направленной на развитие социальной ситуации в своем регионе. Кроме того, критериями подбора являются: а) достаточный интеллектуальный уровень, б) достаточный творческий потенциал, в) умение и желание работать в команде.

Изучение социальной ситуации Основные задачи Ожидаемые результаты 1. Собрать информацию о социальной, политической и культурной жизни региона Объективное представление о социальной ситуации в местном сообществе, о реальных проблемах, о ресурсах для развития региона. 2. Проанализировать полученную информацию с точки зрения проблематики «Проблемное поле» (перечень проблем и нереализованных потребностей, присущих разным социальным группам). 3. Сделать прогнозы различных вариантов развития ситуации: а) при сохранении существующих тенденций, б) в случае воздействий на них с целью оптимизации. Прогнозы развития ситуации. Комментарий. Прогнозы развития ситуации позволяют: а) оценить значимость тех или иных проблем, б) оценить возможность негативных последствий вмешательств в естественное течение социальных процессов, в) сформировать «образ желаемого будущего».

Выделение приоритетной социальной проблемы Основные задачи Ожидаемые результаты 1 Расставить проблемы по степени их значимости Выделение приоритетной проблемы 2 Определить целевую группу проекта, т.е. ту социальную группу, которая является носителем приоритетной социальной проблемы и на которую будет направлен социальный проект. Список лиц, носителей проблемы, с которыми будет проходить основное взаимодействие в рамках реализации проекта. 3. Сформулировать социальную проблему (или проблемы). Четкая формулировка проблемы (или нескольких проблем) 4. Определить причины существования данной социальной проблемы Перечень причин появления проблемы Комментарий. Целевая группа должна быть вовлечена в процессы разработки и реализации проекта. Это позволит: а) исключить ошибки в процессе проектирования, выбрать наиболее эффективные методы решения тех или иных задач, б) максимально задействовать ресурсы целевой группы.

Определение цели и задач социального проекта Основные задачи Ожидаемые результаты 1Сформулировать основную цель социального проекта Четкая формулировка цели проекта. 2Провести процесс поиска методов и средств решения социальной проблемы. Проектное решение 3Сформулировать конкретные задачи, раскрывающие содержание работы по решению социальной проблемы Перечень конкретных задач, решение которых приведет к достижению поставленной цели

Целевая группа проекта Ответ на вопрос для кого? Социально-демографические характеристики: пол, возраст, профессия, социальный статус (незамужние/неженатые, семейные, с детьми или без); место жительства (большой или малый город, сельская местность); уровень доходов. Характеристика потребностей, интересов, особенностей той или иной категории или социальной группы, которой адресован проект (в том числе ценности, нравы, обычаи, традиции). Основные проблемы, имеющиеся у данной целевой группы Ресурсы, имеющиеся у данной целевой группы

Основные подходы к выделению целевых групп 1. Географический - выделение целевых групп социального проекта на основе территориального принципа. На основе данного принципа строится большинство проектов по благоустройству мест проживания. 2.Социально-профессиональный подход – выделение людей, занимающихся определенной профессиональной деятельностью. В качестве примера, иллюстрирующего данный подход, можно привести проекты, направленные на повышение квалификации сотрудников различных компаний, образовательного уровня студентов определенной специальности. 3. Имущественный подход – позволяет выделить определенные группы людей в зависимости от их финансового положения. На основе подобного подхода удобно формировать целевые группы для благотворительных акций. 4.Подход, опирающийся на членство людей в определенных организациях (профсоюзы, организации «по интересам» и т.д.). Большинство социальных проектов по организации и проведению конференций, круглых столов выделяют целевые группы по этому принципу. 5.Подход, делящий людей в зависимости от их способности и возможности влиять на процесс принятия социально значимых решений. В каждом социуме есть референтные группы, группы, чьи ценности и мнения важны для других, группы имеющие ограниченное влияние на выработку решений и группы, не оказывающие практически никакого прямого влияния на этот процесс. Как правило, такие группы нуждаются в особой социальной поддержке. 6. Ценностный подход. На практике, данные подходы сочетаются друг с другом: большинство проектировщиков используют комбинацию этих подходов при выделении целевых групп.

Информация о целевой группе проекта и о решаемых в проекте проблемах (ЦЕЛЕВОЙ ГРУППЫ) Постановка проблемы – точное изложение конкретной проблемы, которую Вы собираетесь решить с помощью Вашего проекта. 1. Почему возникла необходимость в выполнении проекта? - Подтверждение наличие проблемы с помощью дополнительных материалов - статистических данных, ссылок на обзорные научные или аналитические работы, цитат из выступлений представителей органов власти. - Не должно быть голословных утверждений. - Данные по конкретному (Вашему) региону + общее понимание проблематики. 2. Насколько планируемая деятельность связана с целями и задачами церковной социальной работы? - Задача церковной социальной работы не дублировать функции государства. - Необходимо исходить из нужд подопечных, а не социальной деятельности (автора проекта) 3. Оценка разумности масштаба работ - Не делаются ли попытки решить все мировые проблемы сразу? 4. Анализ имеющегося опыта работы с данной целевой группой подопечных. - Личный опыт - Сторонний опыт (интернет, коллеги) Рекомендуем: 1. Не более 2-х целевых групп (основная, дополнительная) 2. Количество намеченных проблем – не более «Кому и для чего нужен этот проект?»

Важно: 1. Проблема (ы) сформулирована (ы) под целевую группу. 2. Целевая группа четко выделена 3. Цели и задачи логически вытекают из проблемного поля 4. Результаты показывают достижение задач, целей. 5. Результаты показывают, насколько по окончании проекта изменилась ситуация, описанная в разделе «Кому и для чего нужен проект» 19 Фокусная область: Проблема – цель – задачи – результат Типовые ошибки: 1. Проблемы описаны размыто, не понятно какую (какие проблемы) решают авторы проекта: Используются общие формулировки, не соответствует масштаб проекта и возможностей организации, утверждения не подкрепляются статистикой. 2. Целевые группы (например, категория, пол, возраст, количество) обозначены не четко 3. Цели и задачи логически не вытекают из постановки проблемы 4. Результаты не показывают достижение задач, целей, изменения ситуации Социальный работник должен чётко понимать, какую проблему он решает, и что хочет получить в результате работы проекта.

Возможны любые варианты: подопечные

Возможны любые варианты: добровольцы Актив (добровольцы)

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 1)Направление социальной деятельности 2)Название целевой группы 3)Количественный и качественные характеристики 4)Основные проблемы, присущие данной группе, на решение которых будет направлена работа 5)Подтверждение наличия проблем 6)Причины возникновения проблем 7)Опыт работы с данной целевой группой 1. Проанализировать проблемы и выявить причины 2. Определить основную и дополнительные целевые группы подопечных 3. Поставить цель(и) и определить задачи 4. Заполнить онлайн-форму по описанию целевых групп: Использовать: -Данные, полученные по итогам выполнения первого задания по целевым группам -Статистику -Личный опыт СРОК ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ – ДО 17 ОКТЯБРЯ