Система технического регулирования в строительстве. Состояние, проблемы, перспективы Баринова Лариса Степановна Заместитель председателя Комитета ТПП РФ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Формирование Национальной платформы технического регулирования в строительстве и повышение конкурентоспособности продукции отрасли Заместитель Председателя.
Advertisements

1 Государственная политика в области технического регулирования Мигин С.В., Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства Круглый.
ГУСЛЕВ АЛЕКСЕЙ ПАВЛОВИЧ НП « ЗАПАДУРАЛСТРОЙ » Начальник контрольно-дисциплинарного отдела г. Техническое регулирование в обеспечении.
Экспертиза результатов инженерных изысканий. Нормативная база инженерных изысканий. Градостроительным кодексом установлено место инженерных изысканий.
Заместитель начальника управления обеспечения надзорной деятельности ЦОД ФПС МЧС России Воропаев Григорий Владимирович Разработка Технического регламента.
1 I. Система технического регулирования в строительстве Российской Федерации на перспективу I. Система технического регулирования в строительстве Российской.
Особенности аккредитации и оценки соответствия в строительстве Директор Департамента технического регулирования Национального объединения строителей (НОСТРОЙ)
1 Гармонизация национальных стандартов и сводов правил в строительстве Вице президент Ассоциации Строителей России Президент Союза Строителей Железных.
1 Астана 2 декабря 2014 года Реализация институциональной реформы национальной нормативной базы строительной сферы – один из решающих шагов инновационного.
1 Текущее состояние и перспективы развития системы нормативно-технической документации в строительстве. Проект технического регламента «О безопасности.
ТЕМА 4. СТАНДАРТИЗАЦИЯ В МЕНЕДЖМЕНТЕ КАЧЕСТВА 1. Понятие и цели стандартизации. Экономические проблемы стандартизации 2. Государственное управление стандартизацией.
Правовое регулирование аккредитации в Российской Федерации.
11 ноября 2009 г. Докладчик: Кононов Петр Владимирович – начальник отдела ОАО «НТЦ «Промышленная безопасность»
Г. Астана, 25 февраля 2011 г. В.П. БЛИНОВ Руководитель экспертной службы Комитета РСПП по техническому регулированию, стандартизации.
1 Реализация требований Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» в рамках ТС, ЕврАзеС и ЕЭП Гончарова Ксения Игоревна.
Зарубежный опыт параметрического нормирования на примере Канады Подготовили: Овчинникова Маргарита, Мутышев Чингис ЭУИС 4-9 Команда "Маяк"
Управление качеством. Основные характеристики технического регламента
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ Стандартизация в Российской Федерации МЕЛЬКОВ Ю.О., ВНИИНМАШ, Директор.
МИНИСТЕРСТВО ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Москва, 19 Марта 2014 Техническое регулирование в Российской Федерации Леонидов Константин.
1 ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ И ИНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ ПО ОХРАНЕ ТРУДА.
Транксрипт:

Система технического регулирования в строительстве. Состояние, проблемы, перспективы Баринова Лариса Степановна Замесетитель председателя Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере строительства, председатель ТК 400 *В презентации использованы материалы: UICB, CIB, SNIP incorporation, VOB, НОСТРОЙ.

Что такое система технического регулирования Система технического регулирования – это совокупность средств, механизмов, методов, способов и инструментов, которые позволяют устанавливать минимальные технические требования ко всем объектам и субъектам строительной деятельносети, контролировать их соблюдение и проводить оценку соответствия c целью обеспечения безопасносети конечной продукции

Обеспечение безопасносети строительных объектов Система надзора и строительного контроля Система оценки соответствия Нормативная база строительной отрасли Структур ные компоненты системы технического регулирования

Строительный надзор и и контроль. Инженерные изыскания Проектирование Строительство Эксплуатация Утилизация Основные этапы жизненного цикла зданий и сооружений НТД. Оценка и подтверждение соответствия.

Основа системы технического регулирования - строительное законодательство Строительное законодательство и механизм его реализации в разных странах отличаются, но в сфере технического регулирования очень похоже и состоит из трех составляющих: правовой - устанавливает принципы системы технического регулирования и правила поведения субъектов системы; технической - устанавливает технические нормы безопасносети для строительной продукции на всех этапах ее жизненного цикла и определяет механизмы оценки соответствия этим требованиям; административной - устанавливает порядок и процедуры деятельносети органов строительного контроля и надзора и меры наказания за нарушение требований строительного законодательства При этом строительное законодательство закрепляет принципы обязательносети применения как правовых и административных требований, так и технических.

Структура нормативной технической базы в строительстве (техническая составляющая) Технические регламенты. Технические регламенты, документы, имеющие силу закона и устанавливающие существенные требования по безопасносети строительных объектов и процедуре оценки соответствия. Отличительной особенностью ТР в строительстве является отсутствие в нем технических требований прямого действия в связи с многокомпонентностью объекта регулирования, и установление их в нормативных технических документах как обязательного, так и добровольного применения. ! Строительные нормы и правила Строительные нормы и правила, документы обязательного или добровольного применения, содержащие конкретные требования, по которым возможно проводить контроль и процедуру оценки соответствия на всех этапах жизненного цикла зданий.

Стандарт и свод правил. Статус: добровольный или обязательный В общем случае стандарты и своды правил - документы добровольного применения. Становятся обязательными в России в случае, если: включены в утверждаемый Правительством Российской Федерации Перечень документов в обласети стандартизации, применение которых обеспечивает соблюдение требований Технического регламента «О безопасносети зданий и сооружений»; включены в условия договоров; отражены в проектной документации, получившей положительное решение экспертизы на них имеются ссылки в законодательных или директивных документах, имеющих обязательный характер, либо изначально разрабатываются как обязательные (только в зарубежных странах.)

ОПЫТ ГЕРМАНИИ В первой часети конкурсных документов, впоследствии составляющих договор между участниками строительства, описываются условия конкурса, во второй часети правовые отношения участников, в третьей технические нормы по 57 видам работ, в т.ч. стандарты организаций и гармонизированные европейские и зарубежные стандарты. Подрядчики обязаны учитывать, как нормы различных стран соотносятся друг с другом. Участники могут договориться, нормы какого государства берутся за основу и какие учитываются дополнительно. Все технические нормы включаются в договор между участниками.

Специфика реформирования системы технического регулирования, в т.ч. в строительстве: в развитых странах 1. Постепенный отказ государства от монополии в сфере технического регулирования в пользу частного сектора Формирование в системе технического регулирования негосударственных саморегулируемых структур как национальных, так и отраслевых Использование государством стандартов негосударственного сектора для оценки продукции и услуг, приобретаемых в рамках государственного заказа Привлечение частного сектора для выполнения функций надзора и контроля Сохранения партнерства государства и частного сектора, в котором государство представляет интересы потребителей Распределение полномочий в пользу регионального уровня ТР в строительстве в государствах с федеративным устройством в России Монополия государства на планирование и разработку НТД Отраслевые Национальные объединениями СРО существуют с 2009 г. Ими создана система СТО на виды работ и методы контроля их исполнения. Аналогов этим документам нет. Законодательная основа есть, но пока что только отдельные субъекты РФ используют СТО НОСТРОЙ для оценки продукции и услуг, приобретаемых в рамках государственного заказа. Пока в стадии обсуждения Через учасетие представителей государства в работе ТК. Практика учасетия представителей инспекционных органов отсутствует. Только в сфере градостроительного нормирования

Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (закон 44-ФЗ от 5 апреля 2013 г.) Статья 33. Правила описания объекта закупок 1. Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами : 2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, …касающихся технических и качественных характерисетик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. 3) описание объекта закупки может включать в себя …требования, в том числе в отношении проведения … подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, стандартов, технических условий… Постановление Правительства РФ от N 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» 23. Раздел 6 "Проект организации строительства" должен содержать: … к) технологическую последовательность работ при возведении объектов капитального строительства или их отдельных элементов; …н) предложения по обеспечению контроля качества строительных и монтажных работ, а также поставляемых на площадку и монтируемых оборудования, конструкций и материалов;… Стандар ты, в т.ч.СТО

Технические регламенты и смежное законодательство в обласети обеспечения безопасносети объектов капитального строительства ФЗ «О техническом регулировании» Закон от ФЗ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ КОДЕКС Закон от ФЗ ФЗ «Об энергосбережении …» Закон от ФЗ ТР «О безопасносети зданий и сооружений» Закон от ФЗ ТР «О безопасносети инфраструктуры железнодорожного транспорта» ТР «О требованиях пожарной безопасносети» ТР «О безопасносети низковольтного оборудования» Закон от ФЗ ТР «О безопасносети объектов морского транспорта» ТР «О безопасносети лифтов» Постановление Правительства РФ от ТР «О безопасносети машин и оборудования» Постановление Правительства РФ от Санитарные нормы и правила (Сан ПиН) Правила безопасносети (ПБ) Правила устройства, технической эксплуатации и т.д. Проект ТР Евр АзЭС и Таможенного союза «О безопасносети зданий и сооружений, строительных материалов и изделий» Решение Комиссии ТС от Решение Комиссии ТС от Решение Комиссии ТС от ТР «О безопасносети автомобильных дорог»

Реализация особенностей технического регулирования в строительстве в законодательных и нормативных правовых актах ФЗ «О техническом регулировании» от ФЗ Особенносети технического регулирования в строительстве Закон ФЗ-385 от (статья 5-1) Концептуальные изменения Закон ФЗ-65 от г. (своды правил, статус документов по стандартизации…) «Технический регламент о безопасносети зданий и сооружений» от ФЗ Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2014 г Перечень НТД, обязательных к применению для соблюдения требований ТР «О без-сети зданий и сооружений» 1 ГОСТ Р; 1 ГОСТ; 74 СНиП (СП) Приказы Росстандарта: от 1 июня 2010 г от 18 мая 2011 г Перечень НТД добровольного применения, обеспечивающих соблюдение требований ТР «О безопасносети зданий и сооружений» 122 ГОСТ, 75 СП (СНиП) Приказ Минрегиона России от г. 624 Перечень видов работ…, которые оказывают влияние на безопасность объектов кап.строительства Инж. изыскания: 30 Проектирование: 42 Строительство: 284 Стандарты НОСТРОЙ (СРО объединения) по правилам проведения, качеству работ, контролю за их проведением и их результатами Градостроительный Кодекс РФ от ФЗ статьи 55.5 и ГК РФ Доказательная база ТР

Формы оценки соответствия по этапам жизненного цикла объекта недвижимосети декларация (заявление) о соответствии проектной документации требованиям технического регламента; п (ТР 384) государственная экспертиза результатов инженерных изысканий и проектной документации; п.39.2 (ТР 384) выдача разрешения на строительство. ст. 51 (ГК) строительный контроль; п (ТР 384) государственный строительный надзор; п (ТР 384) декларация (заявление) о соответствии здания или сооружения проектной документации; п (ТР 384) декларация (заявление) о соответствии здания или сооружения требованиям Технического регламента; 39.6 (ТР 384) ввод объекта в эксплуатацию; п (ТР 384) эксплуатационный контроль; п (ТР 384) государственный эксплуатационный надзор п (ТР 384) региональный государственный строительный надзор; п (ТР 384) оценка технической пригодносети новых материалов и технологий в строительстве (ПП 1636); подтверждение соответствия в форме декларации и сертификации ст. 20 (ФЗ 184) инженерные изыскания и проектирование Добровольная оценка Обязательная оценка негосударственная экспертиза результатов инженерных изысканий и проектной документации подтверждение соответствия в форме добровольной сертификации авторский надзор; обследования зданий и сооружений, состояния их оснований, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения подтверждение соответствия в форме добровольной сертификации строительство, монтаж и пуско- наладка эксплуатация ликвидация (снос) по конструкциям и материалам

Объекты строительного надзора, строительного контроля и контроля СРО

Цель - углубление и ускорение интеграционных процессов в сфере технического регулирования установление обязательных требований к продукции, включенной в Единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза применение на территории Таможенного союза единых технических регламентов прямое действие установленных в технических регламентах обязательных требований на территории государств–членов Таможенного союза осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов в порядке, установленном национальным законодательством государств–членов Таможенного союза Соглашение о единых принципах и правилах технического регулирования в ЕАЭС

Особенносети технического регулирования строительства в Европейском Союзе 25 апреля 2011 года вступил в силу Регламент ЕС 305/2011 «Об установлении гармонизированных условий для распространения на рынке строительной продукции и отмене Директивы 89/106/ЕЕС». В объяснительном меморандуме COM(2008)311 о формировании задания на подготовку указанного Регламента указано (абз. 4 п. 1.1.), что «Новый подход не является подходящим законодательным инструментом для досетижения целей обеспечения свободного оборота и использования продукции в строительстве». Регламент не предусматривает добровольность применения стандартов на строительные материалы и изделия. В тексте Регламента ЕС 305/2011 указывается, что «производители должны использовать гармонизированные стандарты…» (п.18 преамбулы Регламента ЕС 305/2011). Кроме того, основные требования к проектированию, строительству и эксплуатации зданий и сооружений и оценке соответствия требованиям устанавливаются в национальном строительном законодательстве стран ЕС. Справочно: в соответствии с Руководством ИСО/МЭК 2:2004 «Стандартизация и смежные виды деятельносети. Общий словарь» обязательный стандарт (mandatory standard): Стандарт, применение которого обязательно по общему закону или в соответствии с обязательной ссылкой в регламенте. В Германии официально действует более 5600 обязательных стандартов DIN, во Франции – более 300 стандартов NF, В США – более стандартов, в Китае более 3170 стандартов (в т.ч. в обласети строительства).

Методы нормирования в строительстве Предписывающий - Prescriptive Параметрический -Performance based Целевой - Objective based

Преимущества параметрического метода В настоящее время параметрический метод признан мировым сообществом как наиболее прогрессивный в силу того, он допускает возможность: максимальной свободы технического творчества архитекторов и проектировщиков; применения альтернативных решений, методов и материалов для досетижения преследуемой нормативным документом цели, и снижения стоимосети строительства; сетимулирование внедрения инновационных технологий и материалов; устранения барьеров на рынке капитала, труда, продукции и профессиональных услуг в строительстве.

Стратегия развития системы технического регулирования в строительстве за рубежом С начала текущего десятилетия действует национальная стратегия стандартизации в США, Англии, Германии, Франции. В основе плана обеспечения безопасносети продукции разработанные за рубежом и широко применяемые всемирно известные системы управления рисками. Отличительная особенность - реализация принципа упреждения ущербов путем жесткой регламентации работ на всех стадиях жизненного цикла продукции, особенно на стадии проектирования. По экспертным данным, такой подход позволяет в раз снизить затраты на борьбу с последствиями неблагоприятных исходов и в несколько раз сократить количество аварий и катастроф.

Благодарю за внимание