Стратегический контроллинг: Причины появления стратегического планирования Особенности Задачи Разработка стратегии.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Программа социально-экономического развития Пермского края на годы и на период до 2017 года.
Advertisements

Реализация на территории Волгоградской области Федерального закона от ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»
Стратегическое планирование Тема 8. План Сущность стратегического планирования Сущность стратегического планирования Процесс стратегического планирования.
Основные подходы к разработке проекта Закона Томской области «О стратегическом планировании в Томской области» Антонов Андрей Александрович - заместитель.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О стратегическом планировании в Российской Федерации («О государственном стратегическом планировании») Проект во втором чтении.
Соотношение между ценностями, интересами, приоритетами и конкурентными преимуществами Интересы: региональные и национальные Ценности: индивидуальные и.
Синхронизация документов стратегического планирования в регионах и муниципалитетах Климанов Владимир Викторович Институт реформирования общественных финансов.
Стратегический менеджмент Золотарева Ангелина Викторовна ang ang 1.
Москва Тема: «Бюджетная политика Российской Федерации» Синицин Н.А.
Тема: Функции внутрифирменного управления План: 1. Содержание функций управления; 2.Назначение основных функций внутрифирменного управления; 3.Содержание.
О СТРАТЕГИЧЕСКОМ ПЛАНИРОВАНИИ. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Принцип прозрачности (открытости) Принцип единства.
Менеджмент и менеджер
Введение в менеджмент Менеджмент и Менеджер. Менеджмент – совокупность методов, средств и форм управления современным производством с целью повышения.
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ М.В. ЛОМОНОСОВА ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ Центр исследования экономической политики СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ.
Неволин С.В. ОТЗ – 705 у дисциплина «Антикризисное управление» Методика выбора антикризисной стратегии и тактики Дисициплина " Антикризисное.
Принцип управления персоналом НаучностиФункциональностьАдаптивностьИерархичность ПропорциональностьЭкономичностьКомплексностьЦелеполагание КОНЦЕПЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ.
Перспективы применения федерального закона «О стратегическом планировании в РФ» на муниципальном уровне Лукьянова Марина Николаевна доцент, к.э.н., докторант.
Анализ ресурсов организации. Компоненты внутреннего анализа ресурсов организации (ресурсы и организация корпорации, финансирование, производство, персонал).
LOGO PowerPoint Template «Развитие адаптивных механизмов стратегического управления на предприятиях нефтегазовой промышленности Саратовской.
1 ПРОБЛЕМЫ РАЗРАБОТКИ И ВНЕДРЕНИЯ ПРИНЦИПОВ УПРАВЛЕНИЯ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ В ОРГАНАХ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ.
Транксрипт:

Стратегический контроллинг: Причины появления стратегического планирования Особенности Задачи Разработка стратегии

Стратегическое планирование - это концентрированный опыт всего человечества, его умения предвидеть будущее, противостоять возникающим проблемам во внешнем окружении, использовать благоприятные возможности Стратегическое планирование - это концентрированный опыт всего человечества, его умения предвидеть будущее, противостоять возникающим проблемам во внешнем окружении, использовать благоприятные возможности

Этапы появления и развития СП 1. Начальный период – долгосрочное планирование в СССР (А. Н. Челинцев, А. В. Чаянов, Н. П. Макаров) 2. Использование методов планирования (в т.ч. и долгосрочного) для преодоления кризиса мировой экономики в 1930-х годах 3. Распространение СП в послевоенный период в условиях бурного роста экономики разных стран 3. Распространение СП в послевоенный период в условиях бурного роста экономики разных стран Этапы появления и развития СП 1. Начальный период – долгосрочное планирование в СССР (А. Н. Челинцев, А. В. Чаянов, Н. П. Макаров) 2. Использование методов планирования (в т.ч. и долгосрочного) для преодоления кризиса мировой экономики в 1930-х годах 3. Распространение СП в послевоенный период в условиях бурного роста экономики разных стран 3. Распространение СП в послевоенный период в условиях бурного роста экономики разных стран

Начало 60-х (усиление международной конкуренции, первые признаки перепроизводства): …если в первой половине ХХ века главным было получение прибыли от текущих операций, то, начиная с 50-х годов, важность приобрела проблема обеспечения прибыли в будущем (И. Ансофф)

Особенности стратегического планирования : вместо продления сложившихся тенденций - прогнозирование изменений внешней среды на основе имеющейся информации учет возможностей приспособления к изменяющимся условиям, вариантность развитие конкурентных преимуществ, обеспечение потенциала для будущей успешной деятельности разработка общих направлений развития без их детализации постановка четких целей и изменение вектора планирования: вместо «из настоящего к будущему» процесс «из будущего к настоящему»

Таблица 1 – Характеристика «предписывающих» школ стратегического планирования Назва- ние Авторы Отличительные особенности Основные достижения Школа дизайна Ф. Селзник, А. Чандлер, К. Эндрюс и др. Взгляд на формирование стратегии как процесс созидательного проектирования на основе имеющегося опыта; требование контролируемости и формализации процесса обдумывания и принятия решений; создание специальной организационной структуры для разработки стратегии; требование простоты и информативности, уникальности стратегии. Методика проведения SWOT – анализа, определение понятия «стратегия»; формулировка основных принципов; понятие стратегических альтернатив; формирование системы оценки стратегий.

Таблица 1 – Характеристика «предписывающих» школ стратегического планирования Назва- ние Авторы Отличительные особенности Основные достижения Школа планирования И. Ансофф, Д. Стэйнер, Р. Акофф и др. Особое внимание формальной стороне процесса разработки стратегии; изучение процесса стратегического планирования в крупных корпорациях; указание на связь стратегического планирования с тактическим; центральная фигура процесса - плановик; внимание к контролю за выполнением стратегических задач. Схематизация процедуры стратегического планирования; создание форм для планирования; введение понятия формализованных целей; конкретизация отдельных (функциональных) стратегий; формулировка отличительных особенностей стратегического планирования; разработка сценарного подхода.

Таблица 1 – Характеристика «предписывающих» школ стратегического планирования Назва- ние Авторы Отличительные особенности Основные достижения Школа позиционирования М. Портер, Д. Куинн и др. Взгляд на формирование стратегии как аналитический процесс; акцент на изучении внешних условий, в первую очередь конкурентной борьбы; изучение групп и видов стратегий, привязка их к конкретным условиям; использование математического аппарата теории игр; широкое использование аналитических матриц. Формулировка общих стратегий конкуренции и стратегий для отдельных отраслей; матрица БКГ; PIMS – модель; модель конкурентного анализа; схема «цепочки ценностей».

Реализация стратегии Материалы исследования экспертов из Bain & Company: В течение г.г. изучались результаты деятельности крупных компаний (с годовым доходом, более 500 млн дол.) из семи развитых стран США, Австралии, Великобритании, Франции, Германии, Италии и Японии. одна из восьми Только одна из восьми компаний имела более чем 5,5% прирост совокупного годового дохода. Более двух третей Менее 10% Более двух третей этих фирм в своих стратегических планах поставили задачу получить реальный рост, превышающий 9%. Менее 10% компаний достигли этой цифры

Изменения в стратегическом планировании в 90-х годах XX века: обязательное участие руководства в разработке стратегии; вместо стратегии развития компании в целом разрабатываются стратегические планы отдельных подразделений, новых сфер деятельности, новых рынков; стратегию стали разрабатывать не один раз в несколько лет, а периодически корректировать акцент был перенесен на выполнение стратегии. обязательное участие руководства в разработке стратегии; вместо стратегии развития компании в целом разрабатываются стратегические планы отдельных подразделений, новых сфер деятельности, новых рынков; стратегию стали разрабатывать не один раз в несколько лет, а периодически корректировать акцент был перенесен на выполнение стратегии.

Г.Хэмел, глава консультационной фирмы Strategos « Стратегия это не танец под дождем, исполняемый раз в год, и не проект, реализуемый раз в десятилетие » « Стратегия это не танец под дождем, исполняемый раз в год, и не проект, реализуемый раз в десятилетие » 11

Таблица 2 – Характеристика «описывающих» школ стратегического планирования Назва- ние Авторы Отличительные особенности Основные достижения Школа познай- ния М. Лайлс, Р. К. Регер, Э. Хафф и др Формирование стратегии как познайвательный процесс; взаимодействие индивидуального и организационного уровня в процессе стратегического планирования; особое внимание психологическим аспектам работы с информацией. Использование достижений психологии; создана модель параллельной обработки информации в процессе принятия стратегических решений.

Таблица 2 – Характеристика «описывающих» школ стратегического планирования Назва- ние Авторы Отличительные особенности Основные достижения Школа обучения Ч. Линдблом, Р. Нельсон, Р. Лапьер и др. Формирование стратегии как развивающийся процесс, принимающий форму процесса обучения; управление процессом стратегического обучения; развитие способностей в процессе стратегического планирования. Определена роль осознания прошлого опыта в процессе стратегического планирования; дано понятие превращения опыта в развивающуюся стратегию.

Таблица 2 – Характеристика «описывающих» школ стратегического планирования Назва- ние Авторы Отличительные особенности Основные достижения Школа власти А. Макмил- лан, Э. Петтигрю, Д. Боуер и др. Формирование стратегии как процесс ведения переговоров и взаимодействия политических сил внутри организации; спонтанный характер стратегии; внимание использованию политических методов для осуществления стратегических перемен. Определено понимание коллективных стратегий в различного рода союзах; уточнена роль коалиций и конфронтации в процессе формирования стратегии.

Таблица 2 – Характеристика «описывающих» школ стратегического планирования Назва- ние Авторы Отличительные особенности Основные достижения Школа культур ы Д. Джонсон, Д. Рикс и др. Формирование стратегии как коллективный процесс, использован опыт японских корпораций; анализ сдерживающей роли культуры в процессе стратегических перемен; исследование проблем застоя и упадка организаций; исследование стратегических ресурсов. Раскрыта роль социального взаимодействия в процессе стратегического планирования; дано понятие «стратегическое соответствие» и разработан механизм его достижения; разработка теории ресурсной базы.

Подходы к определению понятия «стратегия» 1. Регулятивный Конкурентный Целевой

Никакой ветер не бывает попутным, когда не знаешь, куда плывешь - Скажите, пожалуйста, куда мне отсюда идти? - Это зависит от того, куда вы хотите попасть,- ответил Чеширский Кот. Льюис Кэрролл «Алиса в стране чудес»

Стратегия - это набор ответов на вопросы: куда и как Долгосрочное планирование Долгосрочное планирование Стратегическое планирование Стратегическое планирование Сегодня Цели Цели 4

19 Федеральный закон Российской Федерации от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" Стратегическое планирование - деятельность участников стратегического планирования по целеполаганию, прогнозированию, планированию и программированию социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, отраслей экономики и сфер государственного и муниципального управления, обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, направленная на решение задач устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и обеспечение национальной безопасности Российской Федерации 7

Статья 11. Документы стратегического планирования 1. Документы стратегического планирования разрабатываются в рамках целеполагания, прогнозирования, планирования и программирования на федеральном уровне, на уровне субъектов РФ и на уровне муниципальных образований. 2. К документам стратегического планирования, разрабатываемым на федеральном уровне, относятся: 1) документы стратегического планирования, разрабатываемые в рамках целеполагания, к которым относятся: а) ежегодное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации; б) стратегия социально-экономического развития Российской Федерации; в) стратегия национальной безопасности Российской Федерации, а также основы государственной политики, доктрины и другие документы в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации; 2) документы стратегического планирования, разрабатываемые в рамках целеполагания по отраслевому и территориальному принципу, к которым относятся: а) отраслевые документы стратегического планирования Российской Федерации; б) стратегия пространственного развития Российской Федерации; в) стратегии социально-экономического развития макрорегионов; 3) документы стратегического планирования, разрабатываемые в рамках прогнозирования, к которым относятся: а) прогноз научно-технологического развития Российской Федерации; б) стратегический прогноз Российской Федерации; в) прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период; г) бюджетный прогноз Российской Федерации на долгосрочный период; д) прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период; 4) документы стратегического планирования, разрабатываемые в рамках планирования и программирования, к которым относятся: а) основные направления деятельности Правительства Российской Федерации; б) государственные программы Российской Федерации; в) государственная программа вооружения; г) схемы территориального планирования Российской Федерации; д) планы деятельности федеральных органов исполнительной власти.

Стратегический анализ Целеполагание Формирование базовой стратегии как комплекса стратегических направлений Анализ стратегических альтернатив Разработка стратегического плана, программ, проектов Прогноз будущего состояния внешней среды Анализ внешней среды объекта Оценка эффективности реализации стратегии и ее корректировка Определение миссии Функциональные стратегии Анализ внутренней среды объекта Видение внутренней среды объекта Формирование стратегических целей Бизнес-планы

Виды стратегий 1. Портфельная стратегия должна иметь следующие четыре характеристики: Вектор роста, который определяет масштабы и направления будущей сферы деятельности. Синергизм, который будет возникать между различными сферами деятельности организации. Конкурентное преимущество, которое организация будет стремиться достичь в соответствующих областях деятельности. Стратегическая гибкость вида деятельности

Виды стратегий 2. Конкурентные стратегии: Лидерство в снижении издержек. Дифференциация. Фокусирование.

Виды стратегий 2. Функциональные стратегии: производственная, финансовая, маркетинговая, инновационная, интеграционная, социальная, организационная, кадровая, инвестиционная и т.д.

Последовательность разработки стратегии Анализ внешней среды Прогноз будущего состояния внешней среды Анализ внутренней среды Выработка видения (будущего желаемого состояния предприятия) Определение стратегических целей Разработка системы показателей оценки достижения целей Разработка стратегических инициатив

Элементы стратегического планирования Методы Анализ внутренней среды: выявление конкурентных преимуществ выявление слабых сторон Постановка целей Разработка системы показателей оценки достижения целей Разработка стратегических инициатив SNW – анализ Проблемный анализ Анализ разрыва между потребностями и возможностями Система сбалансированных показателей Сравнение с эталоном Метод выработки видения

Оценка конкурентных преимуществ с помощью SNW – анализа Перечень стратегических позиций Оценка конкурентной позиции сильная (S) нейтраль ная (N) слабая (W) Производство, в т.ч. качество проведения работ + сроки проведения работ + состояние материально- технической базы + применение новых технологий + ……………. и т.д.

Ответы на комплекс вопросов для выработки видения (будущего желаемого состояния) Вопрос Ответ 1. В каких областях хозяйство добивалось успеха за последние 5 лет? На чем этот успех основывался? 1. В 2000 году успешно была проведена реструктуризация, позволившая восстановить утраченную платежеспособность. 2. На предприятии сформировался стабильный коллектив вследствие создания благоприятных условий труда, наличия «социального пакета» (3. Третий год кооператив добивается звания «Хозяйство высокой культуры земледелия» на основе применения новых технологий и соблюдения технологической дисциплины. И т.д.………….И т.д.…………………

Форма постановки целей по проблемам Об ласть Проблема Направления решения Цель Кадры 1. Невысокий уровень заработной платы 2. Старение кадров рабочих профессий И т.д……….. 1. Совершенство вание системы материальног о поощрения 2. Подготовка кадров рабочих профессий И т.д………. 1. Обеспечить уровень оплаты труда на 30 % выше среднерайонного 2. Повышение доли доплат за классность, экономное расходование ресурсов 3. Ежегодно готовить по контракту по 5 специалистов рабочих профессий

Показатели оценки достижения целей Цели по областям Показатели оценки Конечные Промежуточные Финансы: 1. Увеличить размер выручки на 30 % 2. Более эффективно использовать материальные ресурсы 3. Привлечь долгосрочный кредит или получить технику по лизингу на сумму не менее 10 млн. руб. И т.д………….. 1. Стоимость валовой продукции в ценах прошлого года 2. Себестоимость основных видов продукции И т.д………. 1. Посевная площадь 2. Площадь застрахованных посевов 3. Количество случаев несвоевременного и некачественного проведения полевых работ 4. Соблюдение установленных лимитов расходования средств И т.д…………..

Форма анализа разрыва между целями и возможностями Цель Требующиеся ресурсы Имеющиеся возможности Пути заполнения разрыва Ежегодно готовить по контракту по 5 специалис тов рабочих профессий 5 местных старшекласс ников 1-2 человека, высказавших желание учиться Проведение профориентаци онной работы в местной школе, создание ученической бригады И т.д…..И т.д……..И т.д…..И т.д…….