КОНКУРЕНЦИЯ НА РЫНКАХ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ С ЕМИНАР РЦК ОЭСР – ФАС К АЗАНЬ, Р ОССИЯ, 1 – 3 ОКТЯБРЯ 2013 Г. Сабина Цигелски Старший эксперт ОЭСР по вопросам конкуренции.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
INTERNATIONAL ENERGY AGENCY AGENCE INTERNATIONALE DE LENERGIE РЕФОРМА ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ В РОССИИ: ВЫЗОВЫ И ВОЗМОЖНОСТИ Даглас Кук Совместный круглый стол.
Advertisements

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Отраслевые направления адвокатирования конкуренции в России Казань, 2009 Анатолий Голомолзин Заместитель руководителя.
Институционные аспекты законодательства в рамках Третьего энергетического пакета Регулирование и либерализация энергетических рынков: Опыт России и Третий.
TITRE Агентство по взаимодействию регуляторов в области энергетики Объединение трансграничных сетей: роль регуляторов Мин Жу Содействующий национальный.
ПРИЧИНЫ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ИМЕТЬ НЕЗАВИСИМЫЙ РЕГУЛИРУЮЩИЙ ОРГАН: НЕБОЛЬШОЙ ОТДЫХ Петер Кадерьяк Директор, REKK Учебный курс «Регулирование энергетики: Основная.
Логистика товарных потоков региона Организации Черноморского Экономического Сотрудничества.
Рыночные отношения в современной экономике Выполнила: Юрченко Наталья,гр.ПО-330.
Сбытовые компании в условиях реформирования СОЧИ, 2007.
European Commission, DG Competition, [Directorate], [Unit]Rostov-on-Don, 8 September Обеспечение конкурентной среды в цепочке поставки продуктов.
Роль регуляторов в интеграции нерыночных экологических целей в энергетические рынки Финн Дэйлбаек, Заместитель директора, Датского Управления Энергетических.
Риски Парижского соглашения и варианты законодательного обеспечения регулирования выбросов ПГ в России О.Б. Плужников, сентябрь 2015.
Последние тренды в регулировании энергетики Рабочая встреча в формате МЭА – ФСТ России по вопросам сценариев развития мировых энергетических рынков Париж,
Экономическая среда бизнеса. Опорные вопросы 1. Стихийные и регулятивные факторы внутренней и внешней сред бизнеса. 2. Конкуренция и конкурентные среды.
COMING IN FROM THE COLD Improving District Heating Policy in Transition Economies INTERNATIONAL ENERGY AGENCY От холода к теплу: политика в сфере теплоснабжения.
РОЛЬ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ВЕДОМСТВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН НА РЫНКЕ НЕФТЕПРОДУКТОВ г. Казань, 2012 год.
1 Экономический меморандум для Республики Беларусь: энергетический сектор Стабильность структуры и управления сектором в течение последнего десятилетия.
World Forum on Energy Regulation IV Athens, Greece October , 2009 Cнижение регуляторных и технологических барьеров для вовлечения потребителей Джон.
Милютин Д.В. Заместитель начальника Управления ФСТ России Регулирование в долгосрочном рынке мощности г. Санкт-Петербург Май, 2011 год 10-ая КОНФЕРЕНЦИЯ.
Запрет совмещения естественно-монопольных и конкурентных видов деятельности в электроэнергетике Россия, Москва, г.
Задачи государственной финансовой политики РФ и механизмы из реализации на современном этапе Выполнил студент группы ФК-202 Тарасов Дмитрий Выполнил студент.
Транксрипт:

КОНКУРЕНЦИЯ НА РЫНКАХ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ С ЕМИНАР РЦК ОЭСР – ФАС К АЗАНЬ, Р ОССИЯ, 1 – 3 ОКТЯБРЯ 2013 Г. Сабина Цигелски Старший эксперт ОЭСР по вопросам конкуренции

«Россия находится в процессе реализации программы самой амбициозной реформы в области электроэнергетики, которые когда- либо проводились … с потенциалом стимулирования инноваций и модернизации, который может сделать этот сектор экономики главной движущей силой долгосрочного экономического роста и процветания.» Международное энергетическое агентство (МЭА). Новые данные о реформе электроэнергетики в России г., с. 4. (International Energy Agency (IEA), Russian Electricity Reform 2013 Update, p. 4) 2

1. Общие черты и характеристика рынков электроэнергии 2. Ситуация в России 3. Роль органов по защите конкуренции и задачи, которые стоят перед ними Краткое содержание 3

I. Общие черты и характеристика рынков электроэнергии 4 Очень неэластичный спрос Сильные колебания спроса в течение дня / года Отсутствие ценовых сигналов для потребителей в реальном времени Отсутствие возможности хранения Необходимость постоянного поддержания баланса между спросом и предложением Ограниченное предложение Долгосрочные и дорогостоящие инвестиции Производство электроэнергии

Тенденции в развитии рынка с 2005 г.: Либерализация рынка и приватизация инфраструктуры генерирующих мощностей общей стоимостью $30 млрд. Создание оптового рынка электроэнергии на условиях спот и формирование механизма функционирования мощностей, покрывающих большую часть Европейской территории России, Урала и Сибири Внедрение основанной на эффективности системы экономического регулирования и соглашений о свободном доступе к сетям передачи электроэнергии и распределительным сетям Продвижение в направлении реформы розничного рынка и к ценообразованию, отражающему затраты на производство и поставку электроэнергии Попытки сформировать общий рынок электроэнергии в рамках Электроэнергетического совета стран СНГ Формирование и укрепление главных рыночных и регулятивных институтов 2. Ситуация в России 5

Области, требующие внимания, по мнению МЭА: Потребности в капитальных вложениях (2011 – 2035 гг.): app. $ 360 bn. in generation app. $ 250 bn. in transmission and distribution > 60 % общего объема производимой электроэнергии приходится на государственные предприятия + эта доля повышается 2/3 генерирующих мощностей для приоритетной передачи электроэнергии – не принимают никакого участия в формировании конкурентного спотового рынка Генераторы, работающие на природном газе = 60 % мощностей по выработке тепловой энергии = 40 % электроэнергии на внутреннем рынке На долю «Газпрома» приходится > 70 % рынка природного газа + он владеет значительными генерирующими мощностями 2. Ситуация в России 6 Определяются, главным образом, необходимостью замены и ремонта устаревших объектов инфраструктуры

Области, требующие внимания, по мнению МЭА (продолжение) : Огромная перегруженность сетей в периоды пиковой нагрузки – недостаточно мощностей по передаче электроэнергии Разделение общенационального рынка на небольшие региональные рынки со значительной рыночной силой субъектов рынка в некоторых регионах Рынки энергетических мощностей в 2012 г. были разделены на 27 зон сообразно свободному потоку электроэнергии в периоды пиковой нагрузки. Из них на 24 рынках (= 50 %) наблюдалась значительная концентрация и от ФАС требовалось регулирование тарифов Потребителям – домашним хозяйствам электроэнергия по- прежнему поставляется традиционными Гарантированными поставщиками», при этом цены на электроэнергию совсем не соответствуют затратам (доля сетей в цене электроэнергии, поставляемой клиентам, потребляющим незначительные объемы электроэнергии, составляет примерно 50 – 60 %) 2. Ситуация в России 7

III. Роль органов по защите конкуренции и задачи, которые стоят перед ними – краткий обзор 8 Используемые уголь / газ Вертикальная интеграция – проблемы вытеснения с рынка Насыщенные рынки производства электроэнергии Государственна я собственность – тенденция в системе регулирования? Барьеры для выхода на рынок Манипуляции на рынке Другие вопросы: окружающая среда, эксплуатационная надежность, безопасность, социальная политика... Асиметричность информации Интеграция рынков – международное сотрудничество Естественные монополии – регулирование – сотрудничество Новые технологии – стандартный набор Производство Спрос Передача Распределение

Обычные проблемы при ведении бизнеса: Злоупотребление доминирующим положением на рынке (при отсутствии специального регулятора, работающего на этом рынке) Определение рынка (товарного, географического, в конкретном отрезке времени) Установление факта доминирующего положения на рынке (для одного участника рынка или для группы участников) Последствия вертикальной интеграции Выявление фактов доминирующего положения на рынке Завышение цен «Эксплуатирующее» злоупотребление Выборочное злоупотребление Вытеснение конкурентов с рынка Вывод мощностей из эксплуатации Отсутствие объективных причин и неоправданные действия Меры, направленные на противодействие злоупотреблениям: предпочтительнее меры структурного характера! III. Роль органов по защите конкуренции и стоящие перед ними задачи 9

Обычные проблемы при ведении бизнеса (продолжение): Контроль за слияниями и поглощениями (должно быть задачей, которая стоит перед агентством по защите конкуренции) Определение рынка (товарного, географического, в конкретном отрезке времени) Создание или укрепление влияния доминирующего положения на рынке на эффективную конкуренцию (одного участника рынка или группы участников рынка) Теория ущерба – см. злоупотребление доминирующим положением на рынке Особое внимание – на вертикальную интеграцию Запрет – всегда можно применить! Меры по исправлению ситуации должны быть адекватными и пропорциональными В большинстве случаев могут принести пользу только меры структурного характера! III. Роль органов по защите конкуренции и стоящие перед ними задачи 10

Обычные проблемы при ведении бизнеса (продолжение): Санкции против картельных соглашений ( должно быть задачей, которая стоит перед агентством по защите конкуренции ) Рынки с высокой степенью прозрачности и с небольшим числом участников рынка подвержены высокому риску образования картелей или действий по сговору сторон. Рынки, как правило, являются высоко технологичными и специализированными Рынки требуют больших информационных потоков и координации действий => Очень сложно III. Роль органов по защите конкуренции и стоящие перед ними задачи 11 Разумеется – мы конкурируем невероятным образом! Кто ограбит больше всего клиентов, тот и выиграет!

«Изюминки» рынка электроэнергии: Тенденция к региональной интеграции рынков электроэнергии Рынки выходят за пределы шире национальных территорий – это же относится и к проблемам конкуренции Эффективная работа, направленная на соблюдение законодательства требует кооперации усилий с органами по защите конкуренции и регуляторами других стран Участие регуляторов На практике возможны различные формы регулирования рынка и сотрудничества между регуляторами разных стран Сотрудничество не имеет альтернативы – рынки являются независимыми и требуют глобального подхода III. Роль органов по защите конкуренции и стоящие перед ними задачи 12

«Изюминки» рынка электроэнергии cntd.: Участие правительства возможно на разных уровнях Государственные предприятия – производители электроэнергии Энергетические системы, находящиеся в государственной собственности, и регуляторы рынка Регуляторы в области электроэнергетики Противоречивые задачи, стоящие перед агентствами по защите конкуренции, регуляторами рынка и государственными предприятиями Открывает возможности для вмешательства на рынке и принятия решений, руководствуясь политическими мотивами, создает угрозу для независимости действий агентств по защите конкуренции Высокие риски государственного вмешательства приводит к риску изменения нормативной базы – а это дестабилизирует рынки III. Роль органов по защите конкуренции и стоящие перед ними задачи 13

«Изюминки» рынка электроэнергии (продолжение) : Динамичные рынки – новые рынки Отказ от регулирования и приватизация впервые открывает рынки Требуется уделять особое внимание розничным рынкам Возобновляемые источники энергии оказывают влияние на рыночные условия и изменяют их Новые технологии, такие как «интеллектуальные» энергетические системы и «интеллектуальные» счетчики Стандартизация и вопросы, которые связаны с интеллектуальной собственностью с точки зрения закона о конкуренции III. Роль органов по защите конкуренции и стоящие перед ними задачи 14

«Изюминки» рынка электроэнергии (продолжение) : Основные направления государственной политики оказывают существенное влияние на рыночные условия, на регулирование рынка и на закон о конкуренции Надежность поставок Вопросы охраны окружающей среды (радиоактивные отходы, плотины гидроэлектростанций, парниковый эффект, возобновляемые источники энергии) Промышленная политика (конкурентоспособность на мировых рынках, лидеры на внутреннем рынке, субсидии) Социальная политика Агентства по защите конкуренции должны включаться в обсуждение и в разработку законодательства => защита тех решений, которые способствуют развитии конкуренции! III. Роль органов по защите конкуренции и стоящие перед ними задачи 15

Кук, Дуглас; Аналитические обзоры МЭА, 2013 г; Новые данные о реформе электроэнергетики в России г.: закладка эффективного и конкурентоспособного фундамента для инноваций и модернизации. (Cooke, Douglas; IEA Insights Series 2013; Russian Electricity Reform 2013 Update: Laying an Efficient and Competitive Foundation for Innovation and Modernisation) ( Кук, Дуглас; Информационный доклад, 2011 г. Стимулирование возможностей выбора для потребителя на рынках электроэнергии. (Cooke, Douglas; IEA Information Paper 2011; Empowering Customer Choice in Electricity Markets) ( МЭА, 2005; Уроки либерализации рынков электроэнергии. (IEA 2005; Lessons from Liberalised Electricity Markets) ( МЭА 2005; Чему научили блэкауты? (IEA 2005; Learning from the Blackouts) ( Джамасб, Т. и др. Научные записки по экономике Кембриджского университета CWPE 0439; Реформа электроэнергетического сектора в развивающихся странах: Анализ эмпирических данных по факторам и результатам работы. (Jamasb,T. et al. 2004; Cambridge Working Papers in Economics CWPE 0439; Electricity Sector Reform in Developing Countries: A Survey of Empirical Evidence on Determinants and Performance) Круглый стол ОЭСР по вопросам экономической политики, 2010 г.: Возобновляемые источники энергии и «интеллектуальные энергетические системы. (OECD Policy Roundtables 2010; Electricity: Renewables and Smart Grids) ( pdf Круглый стол ОЭСР по вопросам экономической политики, 2007 г.: Надежность поставок электроэнергии и политика в области конкуренции. (OECD Policy Roundtables 2007; Energy Security and Competition Policy) ( pdf ) pdf Литература по теме 16

Проведенные в ОЭСР анализ реформы системы регулирования, 2005 г.; Россия устанавливает правила формирования рынка. (OECD Reviews of Regulatory Reform 2005; Russia Building Rules for the Market) ( Набор средств ОЭСР для оценки конкуренции (OECD Competition AssessmenToolkit) ( ) - обращайтесь к Син Эннис (Sean Ennis) в ОЭСР! Гор, О. и др. Энергетическая политика 41 (2012 г.), с. 676 – 685; Реформа рынка электроэнергии в России: отказ от регулирования или возобновление регулирования? (Gore, O. et al.; Energy Policy 41 (2012); pp 676 – 685; Russian electricity market reform: Deregulation or re-regulation?) ( Вилайнен, С. И др. технологический университет в Лаапенринта, 2011; Перспектива развития рынков электроэнергии в Европе в 2030 г. (Viljainen, S. et al.; Lappenreenta University of Technology 2011; Vision for European Electricity Markets in 2030) ( 6-0db9-4a4d-a eeaca3b9) 6-0db9-4a4d-a eeaca3b9 Экон Поири, 2008 г. Проявление рыночной силы на энергетических рынках стран Северной Европы. (Econ Pöyry 2008; Exercise of Market Power in the Nordic Power Market) ( Доклад агентств по защите конкуренции стран Северной Европы 1/2007. Потенциал для конкуренции. (Report from the Nordic Competition Authorities 1/2007; Capacity for Competition) ( ) Литература по теме 17

Благодарю за внимание! Вопросы? 2, rue Andr é Pascal Paris Cedex 16 Tel: – Fax: || Сабина Цигелски Старший эксперт по вопросам конкуренции Отдел конкуренции Директорат по финансовым вопросам и делам предприятий 18 Это не так, как ты думаешь!