Авторы: Тиганова Татьяна Леонидовна, Михиенко Ольга Геннадьевна Вид проекта: познавательно – исследовательский Продолжительность: среднесрочный Участники.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Презентация к уроку по биологии (5 класс) по теме: Презентация к уроку природоведения 5 класс. Тема:"Что такое гидросфера?Свойства воды.Три состояния воды."
Advertisements

ЦИКЛ КОНСУЛЬТАЦИЙ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: Предметно-развивающая среда для дошкольников. ЦИКЛ 2 Подготовила: Толмачева Светлана Михайловна, воспитатель МКДОУ 19.
МБДОУ д/с «Колосок» с.Сорочий Лог Старшая группа Автор проекта: Польникова В.Н.
Картотека опытов с водой Старшая группа Воспитатель Пенькова Елена Владимировна НРМ ДОБУ «Детский сад «Морошка», с.п. Куть-Ях.
Опытно – экспериментальная деятельность Тема: «Наша спутница ВОДА» Косогорова Татьяна Викторовна Воспитатель МКДОУ детский сад 17.
ЦЕЛЬ: выполнение мероприятий по решению задач проекта МЕРОПРИЯТИЕ: познавательно-исследовательское занятие «КАКАЯ ТЫ, ВОДИЧКА?» Цель: уточнить представления.
Игра – как метод экологического воспитания дошкольников Краткосрочный экологический проект в старшей группе Воспитатель: Манафова Наида Султанхановна.
«Жила – была капелька. Как-то она сидела на тучке со своими подружками, Но вдруг сверкнула молния и ударил гром. Капелька испугалась и, спрыгнув с тучки,
Задачи: Развивать познавательные способности детей в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов с водой; Формирование представлений.
Выполнила: Медведева Виолетта, 6 лет Воспитатель: Ермакова В.В. Исследовательская работа.
Муниципальное автономное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида 134 г. Томска Проект « Капелька » Выполнила : воспитатель.
ПРОЕКТ « Вода - волшебница» детский сад подготовительная группа
Слайдовая презентация Младшая разновозрастная группа г. Попова Л.И.
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад 7» Презентация непосредственной образовательной деятельности.
Проект «Мир воды» Составила проект Ильина А.Б – воспитатель 1 квалификационной категории.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад д. Коровино" Московская область Серебряно - Прудский район д. Коровино д.15 Исследовательский.
Составитель : Мананникова Ю. А. воспитатель первой младшей группы МБДОУ – детский сад « Колосок » с. Сорочий Лог.
Вода вокруг нас. Проект
Что такое вода? Что такое вода? Это струйка из крана, Это волны и шторм на морях-океанах. В запотевшей бутылке напиток в руке, И в ключе, и в колодце,
Международный конкурс презентаций «Палитра Топ Слайдов» vashabnp.info Выполнила: Маслова Галина Николаевна, учитель начальных классов МБОУ школа – интернат.
Транксрипт:

Авторы: Тиганова Татьяна Леонидовна, Михиенко Ольга Геннадьевна Вид проекта: познавательно – исследовательский Продолжительность: среднесрочный Участники проекта: дети средней группы и их родители, воспитатели группы «Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего, мир Природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь в природе, вечный источник детского разума». В. Сухомлинский Актуальность: Всем известно, что маленькие дети любознательны. Среди вопросов, которыми они одолевают взрослых, немало таких, как: «Почему осенью идет дождь, а зимой снег?», «Почему вода жидкая?», «Почему лед твердый?» и т.д. Наш долг не только отвечать детям на их бесконечные вопросы, но и активно побуждать их пытливость, чтобы число таких вопросов росло. Как –то гуляя на прогулке с детьми, некоторые ребята заметили изменения в неживой природе: снег стал превращаться в воду, сосульки тоже стали таять. Многих детей этот процесс очень заинтересовал, им захотелось узнать больше о воде и ее свойствах. Так и возник наш проект.

Цель проекта: Обеспечение условий для познавательного развития детей, расширение знаний детей о воде и её свойствах путём экспериментирования, роли воды в жизни людей и других живых организмов, воспитывать бережное отношение к природным ресурсам нашей планеты. Задачи проекта: 1. Поддерживать и развивать в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создавать необходимые для этого условия. 2. Развивать умение добывать знания, самому оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. 3. Развивать умение делать выводы, обосновывать свои ответы. 4. Способствовать развитию любознательности, логического мышления. Схема осуществления проекта: 1. Создание интереса у детей к исследовательской деятельности; 2. Участие родителей в реализации проекта; 3. Подбор опытов – экспериментов с водой, дидактических и подвижных игр; 4. Подбор информации для родителей по экспериментальной деятельности. Ожидаемый результат: - приобретут знания и представления об окружающем мире, в том числе о воде; - научатся бережно относиться к воде; проводить простые опыты дома с родителями; - повысится интерес к экспериментальной деятельности; - родители, заинтересованные участники проведения опытов с детьми дома.

Этапы работы над проектом: 1 этап: информационно – организационный 2 этап: практический 3 этап: рефлексивно – оценочный Распределение деятельности по этапам проекта. Информационно – организационный: 1. Создание экспериментальной лаборатории в группе; 2. Рассматривание плакатов, связанных с объектом неживой природы – водой. 3. Составление картотеки опытов, экспериментов с водой (приложение 1) 4. Подбор подвижных и дидактических игр, загадок, пословиц (приложение 2) 5. Составление сценария итогового мероприятия по теме «Путешествие капельки» (приложение 4) 6. Чтение рассказа «Как люди реку обидели», сказки Чуковского «Мойдодыр» 7. Просмотр мультфильмов «Капитошка», «Мойдодыр» 8. Просмотр и прослушивание звуков: дождь, море, река, водопад. 9. Рисование «Волны на море» (приложение 5) 10. Фотовыставка «Мы экспериментаторы» (приложение 6) 11. Информация для родителей (приложение 7) Практический: Проведение серии опытов с водой; Проведение подвижных игр по теме; Разгадывание загадок про воду и ее свойства. Демонстрация презентации «Нужная и важная вода» (приложение 3) Рефлексивно – оценочный: Итоговое мероприятие «Путешествие капельки»

Результативность : После проведения работы дети узнали, что без воды не может быть жизни на Земле, что в природе все взаимосвязано. У дошкольников расширились представления о том, что вода – очень ценный продукт, она нужна всем живым существам: растениям, животным, человеку. Сформировались знания о значении воды. Дети узнали, какой бывает вода, научились самостоятельно проводить лабораторные опыты с водой, определяя ее свойства. И в конце проделанной работы мы показали итоговое мероприятие. Литература: Тугушева Г. П. Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» С-П ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2007 «Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2-7 лет, Тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий» А-сост. Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова Волгоград: Учитель, А. И. Иванова «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений» - М. : ТЦ Сфера, 2003 О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетина «Неизведанное рядом». Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» М. : ТЦ Сфера, 2004; Л. Г. Горького, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников» ВАКО, Т. А. Шорыгина «Зеленые сказки. Экология для малышей», Книголюб, 2006 г. О. Ф. Горбатенко «Система экологического воспитания в ДОУ», Издательство: Учитель, 2007 год Серия: Дошкольник. А. Алексин, С. Михалков, Л. Разгон, В. Хелемендик «Почемучка. Энциклопедия». Изд. «Педагогика – Пресс» 1992.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Взаимодействие воды и снега. Цель: Познакомить с двумя агрегатными состояниями воды (жидким и твердым). Выявить свойства воды: чем выше ее температура, тем в ней быстрее, чем на воздухе, тает снег. Если в воду положить лед, снег или вынести ее на улицу, то она станет холоднее. Сравнить свойства снега и воды: прозрачность, текучесть хрупкость, твердость; проверить способность снега под действием тепла превращаться в жидкое состояние. Прозрачность воды Цель: Подвести к обобщению «чистая вода – прозрачная», «грязная – непрозрачная» Узнаем, какая вода. Цель: Выявить свойства воды: прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества, имеет вес. Можно ли склеить бумагу водой? Берем два листа бумаги двигаем их один в одну другой в другую сторону. Смачиваем листы водой, слегка прижимаем, выдавливаем лишнюю воду, пробуем сдвигать листы - не двигаются. ( Вода обладает склеивающем действием) Чем пахнет вода Даем три стакана воды с сахаром, солью, чистую. В один из них добавляем раствор валерианы. Есть запах. ( Вода начинают пахнуть теми веществами, которые в неё положены) Тонет, не тонет В ванночку с водой опускаем различные по весу предметы. (Выталкивает более легкие предметы) Подводная лодка из яйца В стакане соленая вода в другом пресная, в соленой воде яйцо всплывает. (В соленой воде легче плавать, потому что тело поддерживает не только вода, но и растворенные в ней частички соли). Живая вода Цель: Познакомить детей с животворным свойством воды.

Испарение Цель: Познакомить детей с превращениями воды из жидкого в газообразное состояние и обратно в жидкое. Цвет воды. Цель: Выяснить имеет ли цвет вода. Цвет воды. Цель: Выяснить имеет ли цвет вода. Вкус воды. Цель: Выяснить имеет ли вкус вода. Как вытолкнуть воду? Цель: Формировать представления о том, что уровень воды повышается, если в воду класть предметы. Опыт с водой и сахаром Цель: Выявить свойства воды: вода может быть теплой и холодной, некоторые вещества растворяются в воде. Чем теплее вода, тем быстрее растворяется вещество. Окрашивание воды Цель: Выявить свойства воды: вода может быть теплой и холодной, некоторые вещества растворяются в воде. Чем больше этого вещества, тем интенсивнее цвет; чем теплее вода, тем быстрее растворяется вещество.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Через ручеек В длину площадки положены две ленты на расстоянии 1,5 - 2 м одна от другой - это "ручеек". В четырех местах ручейка положены квадратные доски на расстоянии см одна от другой. Это - "камушки". Отмеченные воспитателем дети (3 - 4) подходят к ручейку и встают каждый напротив камушка. На сигнал воспитателя: "Переходите ручеек" дети перепрыгивают с доски на доску. Остальные дети сидят на стульчиках и наблюдают. Кто оступился и "замочил ноги", тот идет на свое место "сушится". После того как все дети перейдут через ручеек, игра заканчивается. Выигрывает тот, кто ни разу не попал ногой в ручеек. Караси и щука На противоположных концах площадки чертят линиями две "затоки", где живут караси. Расстояние между затоками приблизительно шагов. Среди детей выбирается "щука", которая становится посередине площадки - речки. Все дети "караси", становятся в шеренгу на одном конце площадки. На слова воспитателя "раз, два, три!" все караси переплывают на противоположный берег, в другую затоку. Щука их ловит. При повторении выбирают другого ребенка "щуку". Мы - капельки Цель: закрепить представление о круговороте воды в природе, развивать эмпатию. воображение, мыслительную деятельность, связную речь (подбор эпитетов); умение делать выводы; воспитывать бережное отношение к воде. Материал: бумажные короны с рисунками капелек, шляпа мамы Тучи. Схема круговорота воды в природе.

Ход игры: Провести с детьми беседу и рассмотреть схему круговорота воды в природе. Объяснить детям, что капельки воды постоянно путешествуют: с дождем выпадают на землю, бегут в ручейках, поят растения, а затем, под лучами солнца, снова возвращаются домой – к тучкам, из которых когда - то пришли на землю в виде дождя. Педагог предлагает детям превратиться в капельки дождя. Дети получают бумажные короны с рисунками капельки. Педагог, или ребенок, превращается в маму Тучку. Педагог читает стихотворение Б. Заходер «Дождик» Каждый раз после слов «кап- кап», дети прыгают и хлопают в ладоши. Дождик песенку поет: Кап, кап… Только кто ее поймет- Кап, кап? Не поймем ни я, не ты. Да зато поймут цветы, И весенняя листва, И зеленая трава. Лучше всех поймет зерно: Прорастать начнет оно! Кап, кап. Задание детям – капелькам: полететь на Землю, полить растения, напоить животных, людей (каждый ребенок сам выбирает свой вариант), а когда пригреет солнышко, вернуться к маме Тучке и рассказать о своем путешествии. Дети разбегаются в стороны, бегают по комнате, «поливая» комнатные цветы (звучит спокойная музыка), потом собираются вместе, становятся друг за другом, образуя ручейки (ручейков должно быть несколько).

Затем по команде педагога ручейки соединяются вместе, (дети берут друг друга за руки и образуют два ручейка). Ручейки соединяются в реку, речка впадает в море (дети образуют широкий круг). Тут пригревает солнышко, и мама Тучка просит, капелек вернуться домой. Дети кружатся, по одному возвращаются к тучке. Круг замкнулся. Мама Тучка радуется их возвращению, а затем спрашивает, что они делали на земле, кому помогли. Дети фантазируют, например: наполнил речку водой, полила растение, напоил верблюда и т. п. Животные водоемов Цель: закрепить представление о жителях водоемов, об их приспособляемости к среде обитания; развивать мыслительную деятельность. Материал: набор карточек жителей водоемов и суши, макет водоема. Ход игры: Предложите детям внимательно рассмотреть рисунки животных на карточках и отметить их приспособляемость к обитанию именно в воде. При рассматривание карточек выделите характерные признаки каждого животного. Например, у гуся, утки, лягушки, бобра - на лапках есть перепонки. Хвост у бобра- это и весло, и руль одновременно. Предложить детям подумать, почему говорят: «Как с гуся вода?». Что это значит? Почему именно с гуся, а не с курицы? Предложите детям набор карточек различных животных и рисунок водоема. Водные жители заблудилась и никак не найдут свою реку, а дети могут помочь им. Задание детям: выбрать из набора карточек водных жильцов и поместить их на рисунок водоема. По каким признакам можно определить, что эти животные обитают именно в воде?

Кому нужна вода Цель: закрепить знания детей о том, что вода нужна всему живому, развивать связную речь, воспитывать бережное отношение к воде. Материал: большие карты с изображением воды. маленькие карточки с изображение животных, человека, растений. Ход игры: Дети по очереди выкладывают по кругу маленькие карточки и называют кому нужна вода. Загадки Стало как-то суховато От пустынь и от степей. И поэтому, ребята, Вот загадки помокрей. Это - водные пустыни, Волны как барханы. Здесь, среди бездонной сини – Штормы, ураганы. (Океан, море) Хоть на море мы похожи, Мы внутри материка. В нас порой впадают тоже Ручеек или река. С океаном не знакомы. Назовите, дети, кто мы? (Озера) Он и льет, и льет, и льет. Мокрая погода. Может, это вертолет Сбрасывает воду? Нет, вода из облаков. Угадай, он кто таков? (Дождь)

В океане ходим мы, Словно синие холмы. Океан - наш дом родной, В нем немало миль. В шторм идем большой стеной, Утихаем в штиль. (Волны) В море я всегда солена, А в реке я пресна. Лишь в пустыне раскаленной Мне совсем не место. (Вода) Посмотрите-ка! В апреле С крыши брызги полетели И стараются, шлеп-шлеп, Попадать нам прямо в лоб. (Капель) Мы журчим в апреле звонко, Ведь сугробы быстро тают, А мальчишки и девчонки В нас кораблики пускают. (Ручьи) Маленькой рождаюсь я, Получаюсь из ручья, А до моря добегу - Стать широкою смогу. (Река) Пословицы - Под лежачий камень вода не течет -Что в воду упало, то пропало -Не зная броду, не ходи в воду -Тихая вода берега подмывает -Выйти сухим из воды -Дважды в одну воду не входят

Приложение 3 Презентация «Нужная и важная вода»

ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Сценарий занятия «Путешествие капельки» (опытно - экспериментальная деятельность) средняя группа Цель: Формировать представление о круговороте воды в природе. Развивать творческую активность детей. Вовлечение родителей в образовательную деятельность. Воспитывать бережное отношение к воде. Материал и оборудование: костюмы и маски главных героев для детей; экран, проектор; для опытов: банки, вода, соль, яйцо, два тазика, чайник. Действующие лица: Ведущий – воспитатель Капелька Ручей Водопад дети Река Море Ветерок Капельки - остальные дети группы Ребята, сегодня мы с вами отправимся в необычную сказку. Все встаньте. Раз, два, три – покружись И в сказке мигом очутись. Танец «Тучка» (изображение облака на экране) Плывет по небу облачко, А в облачке вода. Плывут по небу капельки Им вместе хоть куда.

(выходит «капелька»– ребенок с 3 – 4 детьми) Ведущий: Жила-была капелька на облачке вместе с другими капельками (подбегают остальные дети группы) и со временем их становилось все больше и больше и облачко превратилось в тучки (драматизация стихотворения «Встреча») Туча тучу повстречала. Туча туче прорычала: -Что гуляешь на пути? Прочь с дороги, дай пройти! Отвечала туча туче: -Ты меня не трогай лучше! Я гуляю, где хочу, Если тронешь – проучу! Туча тучу – лбом, лбом, А по небу – бом, бом! Бой над городом грохочет, Уступить никто не хочет. Бились тучи целый час, Искры сыпались из глаз. Подрались они всерьез – Довели себя до слез. (звук дождя, гром) Ведущий: Начался дождь. Дождь шел все быстрее и быстрее и превратился в ливень. (все дети бегают по группе сначала медленно, а затем все быстрее, быстрее) Капельки попали в горный ручей (Все дети садятся на стульчики. Одна «капелька» остается), а одна капелька потерялась. Поплыла она по ручью (видео ручья на экране, стих про ручей)

Высоко в горах журчу, И по камешкам стучу, Я бегу к большой реке, Что течет невдалеке. Капелька: Ручей – ручеек, скажи, не видел ли ты моих капелек? Ручеек: Спустись к водопаду, он тебе подскажет. (дети, взявшись за руки, пробегают круг по залу под звук ручья). Плыла капелька, плыла и доплыла до водопада (видео водопада на экране, стих про водопад) Я водопад – моя вода Вниз торопится всегда Через край крутых обрывов. Она летит с огромной силой. Капелька: Водопад – водопад, не знаешь где капельки? Водопад: Выполнишь мое задание, скажу! Ведущий: Уважаемые гости, помогите нашей «капельки» выполнить задание водопада. (проводится опыт с водой «Звуки воды» с привлечением родителей) Водопад: Молодец! Выполнила мое задание. Спускайся дальше к реке, она тебе подскажет. (дети, взявшись за руки, пробегают круг по залу под звук водопада) Ведущий: Капелька спустилась по водопаду к реке (видео реки на экране, стих про реку) Я теку из далека, Омываю берега, Широка и глубока, Называюсь я река. Капелька: Речка – реченька, скажи, не видела ли ты моих капелек? Река: Выполни сначала мое задание, скажу! (проводится опыт с водой «Морская вода» с привлечением родителей)

Река: Молодец! Выполнила мое задание. Плыви дальше до широкого моря, оно укажет тебе путь к твоим сестренкам. (дети, взявшись за руки, пробегают круг по залу под звук реки) Ведущий: Капелька спустилась по реке к морю (видео моря на экране, стих про море) Вот оно какое море! Разноцветно – голубое Волнами шумящее Чайками кричащее, Чистое, соленое, Теплое, рифленое. С небом обнимаюсь я, Солнцу улыбаюсь я! Капелька: Море, море! Помоги мне капелек найти. Море: Капелька, видишь высоко в горах белые облака, вот там и ждут тебя твои капельки. А поможет тебе младший брат ветра – ветерок. (дети, взявшись за руки, пробегают круг по залу под звук моря) Ведущий: Поплыла капелька по морю. Подхватил ее ветерок и помчал быстрее (дети бегут по кругу под звуки морского бриза).А солнышко над морем было такое яркое и теплое, что от этого капелька стала легкой и поднялась на облачко к другим капелькам. Все капельки обрадовались и отправились дальше путешествовать на облачке, поднимаясь высоко в небо. Танец «Капитошка» Итог: Ребята, вот и закончилось наше путешествие и пора возвращаться обратно в детский сад Раз, два, три покружись В детский сад опять вернись! Рефлексия: Ребята, где мы сегодня с вами были? А что вам больше всего понравилось? А что вы делали? и т.д. (ответы детей) На память о нашем путешествии капелька передала вам набольшие памятные медальки (награждение всех детей)

Приложение 5 Рисование «Волны на море»

ПРИЛОЖЕНИЕ 6 «Мы экспериментаторы»

Приложение 7 Дела домашние, или обучение в естественных условиях. Основное ребенок познает дома из общения с родителями, участия в повседневных делах, наблюдений за действиями членов семьи. Когда вы и ваш ребенок вместе Вы можете сказать или спросить Это поможет вашему ребенку В бане или в ванной. Разрешите ребенку играть пустыми контейнерами (флаконами из под шампуня, мыльницами, пробками). Куда больше воды поместилось? Куда вода легче набирается? Почему? Откуда воду легче вылить? Посмотри на пузыри. Откуда они берутся? Чем можно быстрее набрать воду в ванночку: пробкой или ведерком? Какая пробка подходит к этому флакону, мыльнице? Для какой куклы подойдет мыльница в качестве кораблика? Научиться устанавливать величину, порядок убывания или возрастания размера, объема. Тренировать действия пальцев, рук. Исследовать и определять характеристику предметов. Делать наблюдения. Экспериментировать с предметами, которые плавают или тонут в воде: губки, мочалки, мыло, пробки, пустые и наполненные водой флаконы, игрушки, мячики. Как ты думаешь, утонет бутылочка или нет? Что будет, если набрать в нее воды? Сколько, по-твоему, воды нужно набрать, чтобы игрушка утонула? Если ты прижмешь ее ко дну, а потом опустишь, что будет? Делать открытия и смелее экспериментировать с предметами, понимать, что такое объем. Понимать временную последовательность (сначала--потом). Понимать причины и следствия.

Помогите ребенку учиться самостоятельно ухаживать за своим телом, соблюдать необходимые гигиенические навыки. Как ты думаешь, с чего лучше начать умываться? Если ты сначала умоешь лицо, а потом будешь чистить зубки, что может остаться на щеках и на губах? Что сначала нужно сделать: намочить щетку или положить пасту? Давай нарисуем, что сначала, что потом: сначала чистим зубы (рисуем щетку), потом умываем лицо (рисуем мыло), вытираем лицо и руки полотенцем, расчесываем волосы (рисуем расческу). Осознанно принимать правильные решения. Самостоятельно действовать. Устанавливать причины и следствия. Быть уверенным и компетентным. Понимать условные обозначения. Вместе убирайте со стола, мойте посуду. Какими были тарелки? Какие стали? Что нужно, чтобы они стали опять чистыми? С чего бы ты начал мыть посуду? Расставь тарелки так, чтобы впереди стояли блюдца, за ними мелкие тарелки, а сзади суповые тарелки. Переверните чашки вверх донышками. Элементарно планировать свою деятельность. Осознавать рациональность действий. Усваивать названия предметов посуды. Понимать последовательность действий. Понимать указания, действовать в соответствии с ними.

Экспериментирование с водой дома Опыт – это наблюдение за явлениями природы, которое производится в специально организованных условиях. Дети способны познать не только внешнюю сторону физических явлений, но и несложные связи, отношения между ними и закономерности, такие, как различные состояния веществ, переход веществ из одного состояния в другое, свойства воздуха, способность песка пропускать через себя воду. Благодаря опытам у детей развивается способность сравнивать, делать выводы, высказывать суждения. Опыты строятся на основе имеющихся у детей представлений. В постановке и проведении опытов дети должны быть активными участниками. При обсуждении результатов опытов необходимо подводить детей к самостоятельным выводам и суждениям. Предлагаем Вашему вниманию некоторые опыты, которые Вы можете провести со своими детьми дома. Проводя эти опыты, Вы познакомите детей с некоторыми свойствами воды. Обратите их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного. Знание свойств воды поможет детям понять особенности водных организмов, их приспособленность к водной среде обитания. Материалы и оборудование: стаканчики с водой, стаканчик с молоком, палочки или чайные ложки, соломинки для коктейля, песок, сахарный песок, кусочки льда, комочки снега, термос с горячей водой, стекло или зеркальце, акварельные краски. 1. Вода прозрачная. Перед детьми стоят два стаканчика: один с водой, другой с молоком. В оба стаканчика положить палочки или ложечки. В каком из стаканчиков они видны, а в каком нет? Почему? (Перед нами молоко и вода, в стаканчике с водой мы видим палочку, а в стаканчике с молоком – нет). Вывод: вода прозрачная, а молоко нет. Предложить детям подумать, что было бы, если бы речная вода была непрозрачной? Например, в сказках говорится о молочных реках с кисельными берегами.

Могли бы рыбы, и другие животные жить в таких молочных реках? 2. У воды нет вкуса. Предложить детям попробовать через соломинку воду. Есть ли у неё вкус? Дать им для сравнения попробовать молоко или сок. Если они не убедились, пусть ещё раз попробуют воду. (Дети часто слышат от взрослых, что вода очень вкусная. У них формируется неверное представление. Объяснить, что когда человек очень хочет пить, то с удовольствием пьёт воду, и, чтобы выразить своё удовольствие, говорит: «Какая вкусная вода». На самом деле её вкуса не чувствует.) 3. У воды нет запаха. Предложить детям понюхать воду и сказать, чем она пахнет или совсем не пахнет. Пусть нюхают ещё и ещё, пока не убедятся, что запаха нет. Можно для сравнения предложить понюхать воду в которую добавили ароматические вещества (духи, соль для ванн). Однако можно подчеркнуть, что вода из водопроводного крана может иметь запах, так как её очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной для нашего здоровья. 4.Лёд - твёрдая вода Взять кубики льда. Поместить их в отдельные стаканчики, чтобы каждый ребёнок наблюдал за своим кусочком льда. Дети должны следить за состоянием кубиков льда в тёплом помещении. Обратить их внимание на то, как постепенно уменьшается кубик льда. Что с ним происходит? Взять один большой кубик льда и несколько маленьких. Понаблюдать, какой из них растает быстрее: большой или маленький. Важно, чтобы дети обратили внимание на то, что отличающиеся по величине куски льда растают в разные промежутки времени. Таким же образом проследить за таянием снега. Вывод: лёд, снег – это тоже вода.

5. Пар – это тоже вода Взять термос с кипятком. Открыть его, чтобы дети увидели пар. Поместить над паром стекло или зеркальце. На нём выступят капельки воды, показать их детям. 6. Вода жидкая, может течь. Дать детям два стаканчика – один с водой, другой – пустой. Предложить аккуратно перелить воду из одного в другой. Льётся вода? Почему? (Потому, что она жидкая.) Если бы вода не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана. Для того, чтобы дети лучше поняли, что такое «жидкая», предложить им вспомнить, что кисель бывает жидким и густым. Если кисель течёт, мы можем его перелить из стакана в стакан, и мы говорим, что он… жидкий. Если же мы не можем его перелить из стакана в стакан, потому что он не течёт, а выливается кусками, то мы говорим, что кисель… густой. Поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью. 7. В воде некоторые вещества растворяются, а некоторые – не растворяются У каждого ребёнка по два стаканчика с водой. В один из них положить обычный песок и попробовать размешать его ложкой. Что получается? Растворился песок или нет? Взять другой стаканчик и насыпать в него ложечку сахарного песка, размешать его. Что теперь произошло? В каком из стаканчиков песок растворился? На дне аквариума лежит песок. Растворится он или нет? Что было бы. если бы на дно аквариума положили не обычный песок, а сахарный песок? А если бы на дне реки был сахарный песок? (Он растворился бы в воде, и тогда на дно реки нельзя было бы встать). Предложить детям размешать акварельную краску в стаканчике с водой. Почему вода стала цветной? (Краска в ней растворилась).

8.Лёд легче воды Спросить детей: что будет с кубиком льда, если его поместить в стаканчик с водой? Он утонет, будет плавать, сразу растворится? Выслушать ответы детей, а затем провести опыт: опустить кубик льда в стаканчик с водой. Лёд плавает в воде. Он легче воды, поэтому и не тонет. Оставить лёд в стаканчиках и посмотреть, что с ним произойдёт. 9. Вода бывает теплой, холодной, горячей. Дать детям стаканчики с водой разной температуры. Дети пальчиком или с помощью термометра определяют, в каком стаканчике вода холодная, а в каком горячая. Спросите ребёнка, как получить тёплую воду? Проделайте это вместе с ним. Можно продолжить предыдущий опыт(8), сравнив температуру воды до того, как в неё положили лёд, и после того, как он растаял. Почему вода стала холоднее? Подчеркнуть, что в реках, озёрах, морях тоже бывает вода с разной температурой: и тёплая, и холодная. Некоторые рыбы, звери, растения, улитки могут жить только в тёплой воде, другие – только в холодной. Если бы дети были рыбами, какую воду они бы выбрали – тёплую или холодную? Как они думают, где больше разных растений и животных – в тёплых морях или в холодных? Сказать, что в холодных морях, реках живёт меньше разных животных. Но в природе есть такие необычные места, где очень горячая вода выходит из-под земли на поверхность. Это гейзеры. От них, как и от термоса с горячей водой, тоже идёт пар. Может ли кто-нибудь жить в таком горячем «доме»? Жильцов там очень мало, но они есть, например, особенные водоросли. Важно, чтобы дети поняли, что в водоёмах вола бывает разной температуры, а значит, в них живут разные растения и животные.

10. Вода не имеет формы Предложить детям рассмотреть кубик льда (вспомнить, что лёд – это твёрдая вода). Какой формы этот кусочек льда? Изменит ли он свою форму, если опустить его в стакан, в миску, положить на стол или на ладошку? А жидкая вода? Предложить детям налить воду в кувшин, тарелку, стакан (любые сосуды), на поверхность стола. Что происходит? Вода принимает форму того предмета, в котором находится, а на ровном месте расползается лужицей. Значит, жидкая вода не имеет формы.