Актуализация Стратегии социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа: взгляд с позиции методологии систем 2015 Ивановский Л.В.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Об особенностях формирования системы стратегического планирования регионального развития в соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2014 г. 172-ФЗ.
Advertisements

Синхронизация документов стратегического планирования в регионах и муниципалитетах Климанов Владимир Викторович Институт реформирования общественных финансов.
Реализация на территории Волгоградской области Федерального закона от ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»
Соотношение между ценностями, интересами, приоритетами и конкурентными преимуществами Интересы: региональные и национальные Ценности: индивидуальные и.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О стратегическом планировании в Российской Федерации («О государственном стратегическом планировании») Проект во втором чтении.
Нормативно-правовая база, обеспечивающая взаимодействие вуза и участников кластера Эксперт Национального фонда подготовки кадров Туликов Алексей Викторович.
Нормативно-правовая основа оценки качества образования П.В.Решетников, главный специалист- эксперт УЮВОО.
Основные подходы к разработке проекта Закона Томской области «О стратегическом планировании в Томской области» Антонов Андрей Александрович - заместитель.
«Методическая вертикаль стратегирования» «Методическая вертикаль стратегирования» Директор Департамента стратегического планирования и регионального развития.
«Стандарт качества муниципальных образовательных услуг »
Нормативное регулирование стратегического планирования в Волгоградской области Комитет экономики Волгоградской области Попова Мария Юрьевна.
Об особенностях формирования системы документов стратегического планирования на уровне субъекта Российской Федерации Программа «Перспективы Архангельского.
1 ТЕМА 13 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ КОМПЛЕКСНОГО СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ СПК ПС ОМС.
О проекте закона РФ «О государственном стратегическом планировании» Министерство экономики Республики Бурятия 17 февраля «План - это помощник рынка.
Роль и задачи Общественного Совета при Управлении образования в системе независимой оценки качества образования. Чернышева Ирина Ивановна, председатель.
Система государственного стратегического планирования Министерство экономического развития Российской Федерации Москва,
Программа социально-экономического развития Пермского края на годы и на период до 2017 года.
О СТРАТЕГИЧЕСКОМ ПЛАНИРОВАНИИ. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Принцип прозрачности (открытости) Принцип единства.
Государственный комитет Республики Карелия по развитию информационно-коммуникационных технологий Стратегия развития информатизации Республики Карелия Дмитрий.
Проект постановления Правительства Астраханской области «О разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ»
Транксрипт:

Актуализация Стратегии социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа: взгляд с позиции методологии систем 2015 Ивановский Л.В. д.э.н, профессор, Директор практики управленческого консалтинга ООО «БАЛТ-АУДИТ-ЭКСПЕРТ»

Создание федеральных округов 2 Потребность Потребности Президента РФ (и его администрации) в реализации своих конституционных полномочий, повышении эффективности исполнения решений федеральных органов государственной власти, в получении информации об исполнении указов Президента РФ и других нормативно- правовых актов, связанных с управлением государством Цель Обеспечить Президента РФ и его администрацию оперативной и достоверной информацией, необходимой для принятия решений, связанных с управлением государством Результат: Создано 9 федеральных округов

Федеральный округ как система Информационные организационно-административные системы Слабосвязанные системы, основные связи между системой управления и субъектами РФ – информационные, связи управленческого характера нормативными актами не предусмотрены 1. Состав От 2 до 18 субъектов РФ 2. Система управления 3. Класс систем ФО 4. Подкласс 3

Стратегии социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа 2003 год 2011 год Формулировка стратегической цели Главная цель стратегии заключается в том, чтобы к 2015 г. приблизиться к минимальным стандартам благосостояния …, достигнутым к началу 21 века в экономически развитых странах Устойчивое повышение благосостояния населения и сокращение различий в условиях жизни в субъектах РФ, входящих в состав округа, на основе выбора наиболее эффективных приоритетов развития, модернизации экономической базы и активизации инвестиций, интеграция экономического пространства и межрегионального сотрудничества Основные направления стратегии социально-экономического развития СЗФО на период до 2015 года Стратегия социально-экономического развития СЗФО на период до 2020 года (утв. Распоряжением Правительства РФ 2074 от ) В документе определены 7 стратегических целей социального характера и 11 – экономического характера Формулировка стратегической цели 4

Характеристика действующей Стратегии Северо-Западного федерального округа 1. В Стратегии округ рассматривается как социально-экономическая, а не информационная организационно-административная система. 2. Цели Стратегии отражают иные потребности по сравнению с теми, для удовлетворения которых была создана система «Северо-Западный федеральный округ». 4. Основные стратегические цели (социальные и экономические), а также приоритетные проекты, имеют локальный характер и могут быть реализованы в каждом субъекте самостоятельно. 5. Единственной стратегической целью, требующей консолидации усилий регионов, является освоение континентального шельфа в Арктической зоне России. Однако вопрос о возможности локализации данной цели в пределах округа и о том, действительно ли она отражает потребности всех регионов округа, в Стратегии оставлен без ответа. 3. Изменения характера межрегиональных связей и функций системы управления округом в Стратегии не предусмотрено. Выводы: Целеполагание, принятое в Стратегии, не отражает общих потребностей регионов; Структура СЗФО (в первую очередь в части системы управления) не пригодна для решения общеокружных социально-экономических задач. 5

Результаты реализации Стратегии Северо-Западного федерального округа 1. Стратегия остается формальным документом, не оказывающим реального влияния на консолидацию деятельности регионов по достижению общих целей. 2. Орган управления, ответственный за достижение целевых показателей, не создан. За реализацию Стратегии никто не отвечает. 3. Результаты социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа учитываются органами гос.статистики по показателям регионов: по комплексным показателям – с использованием функциональных зависимостей, по аддитивным показателям – как сумма, по прочим – как среднее арифметическое. 6

Факторы, определяющие необходимость актуализации Стратегии СЗФО 7 Позитивные факторы «Майские» указы Президента РФ (от ), интенсифицирующие социальную направленность деятельности региональных органов власти; Принятие федерального закона от ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации». Негативные факторы Спад в мировой экономике; Снижение цен на нефть; Экономические санкции в отношении России, принятые в 2014 году в связи с событиями на Украине; Активизация демонстративных действий стран НАТО, потребовавшая дополнительных расходов на укрепление вооруженных сил страны.

Закон РФ 172-ФЗ «О стратегическом планировании в РФ» Стратегии социально-экономического развития макрорегионов разрабатываются и корректируются в целях обеспечения согласованности проведения в территориальном и временном отношении мероприятий, предусмотренных стратегией пространственного развития РФ, отраслевыми документами стратегического планирования РФ, стратегиями социально-экономического развития субъектов РФ, генеральными схемами, плановыми и программно-целевыми документами государственных корпораций, государственных компаний и акционерных обществ с государственным участием, в соответствии с положениями, определенными стратегией национальной безопасности РФ, стратегией социально-экономического развития РФ, а также на основе данных прогноза социально- экономического развития РФ на долгосрочный период. Макрорегион – часть территории РФ, которая включает в себя территории двух и более субъектов РФ, социально-экономические условия в пределах которой требуют выделения отдельных направлений, приоритетов, целей и задач социально- экономического развития при разработке документов стратегического планирования. 8

Структура взаимодействия регионов на основе общих потребностей А) Структура взаимодействия типа «звезда» Б) Структура взаимодействия типа «сеть» Обозначения: - регион- общая потребность регионов 9

Рекомендации по актуализации Стратегии Северо-Западного федерального округа 1. По результатам анализа выявить общие и межрегиональные потребности субъектов РФ, входящих в СЗФО. 2. Сформулировать общие цели групп регионов (как отражение желаемого результата). Произвести декомпозицию групповых целей. Определить роль и место каждого региона в достижении групповых целей. Предполагаемые результаты локализовать по регионам, чтобы каждый участник видел, что он получит по итогам реализации Стратегии. 3. Результаты декомпозиции целей (частные цели) внести в стратегии регионов. 4. Определить орган управления, ответственный за реализацию Стратегии СЗФО. Возможные варианты: - Возложить управление на орган, утверждающий Стратегию, т.е. на Правительство РФ (ст. 11 и ст.21 п.8 закона 172-ФЗ), т.к. стратегия макрорегиона – документ стратегического планирования федерального уровня; - Расширить полномочия (включая бюджетные) и функции Аппарата Полпреда Президента РФ; - Возложить управление на координационный совет при Полпреде Президента РФ в СЗФО с одновременным расширением полномочий; - Формировать межрегиональные комитеты (рабочие группы) из состава администраций регионов для управления реализацией межрегиональных проектов. 4. Определить орган управления, ответственный за реализацию Стратегии СЗФО. Возможные варианты: - Возложить управление на орган, утверждающий Стратегию, т.е. на Правительство РФ (ст. 11 и ст.21 п.8 закона 172-ФЗ), т.к. стратегия макрорегиона – документ стратегического планирования федерального уровня; - Расширить полномочия (включая бюджетные) и функции Аппарата Полпреда Президента РФ; - Возложить управление на координационный совет при Полпреде Президента РФ в СЗФО с одновременным расширением полномочий; - Формировать межрегиональные комитеты (рабочие группы) из состава администраций регионов для управления реализацией межрегиональных проектов. 10

Генеральная цель и стратегические направления Стратегии СЗФО 11 ГЕНЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЬ: Устойчивое повышение благосостояния населения и сокращение различий в условиях жизни в субъектах РФ, входящих в состав округа, на основе реализации конкурентных преимуществ макрорегиона, обеспечивающих парирование внешних рисков Содействие развитию базовых отраслей в интересах создания экономической основы повышение благосостояния населения Развитие внешнеэкономической деятельности в интересах стимулирования экономики Развитие межрегионального взаимодействия Устойчивое повышение благосостояния и качества жизни населения Альтернативный вариант 1: Содействие повышению эффективности экономики в интересах создания экономической базы повышения благосостояния населения Альтернативный вариант 2: Укрепление и интеграция единого экономического пространства макрорегиона как основы повышения благосостояния населения

Альтернативный вариант генеральной цели Стратегии СЗФО 12 ГЕНЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЬ: Устойчивое повышение благосостояния населения и сокращение различий в условиях жизни в субъектах РФ, входящих в состав округа, на основе реализации конкурентных преимуществ макрорегиона, обеспечивающих парирование внешних рисков Альтернативный вариант: Развитие межрегиональной инфраструктуры экономики и социальной сферы в интересах укрепления экономической базы регионов для повышения качества жизни населения в условиях возможных мировых экономических кризисов и геополитических угроз Альтернативный вариант: Развитие межрегиональной инфраструктуры экономики и социальной сферы в интересах укрепления экономической базы регионов для повышения качества жизни населения в условиях возможных мировых экономических кризисов и геополитических угроз

Спасибо за внимание!