Девиантная социализация: вопросы теории и практики Белоусов К. Санкт-Петербург, 19.06.2015.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Основные направления духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в ФГОС второго поколения.
Advertisements

ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ Подготовила Сероус Евгения Группа ЖУР-Д-Б-3.
«Стратегии модернизации содержания общего образования» «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» «Стратегии модернизации.
Министерство общего и профессионального образования Свердловской области ГОУ СПО «Ревдинский государственный педагогический колледж» Кафедра социальной.
«Федеральная целевая программа развития образования в РФ( г) определила в качестве ключевых компетенций развития современных образовательных систем.
Программа развития воспитания в системе образования России в годах Цель программы- обеспечение необходимых научно-методических, организационных,
1. СУЩНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ 2. СОДЕРЖАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ТИПОВ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЭТАПЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ Политическая.
Влияние общества на личность Подготовила Ученица 11 класса Редько Яна.
Название компетентности в проф. стандарте : Владение психолого - педагогическими технологиями по работе с учащимися ( в том числе инклюзивными ), необходимыми.
Девиантное поведение подростков Подготовилапедагог-психолог Артемьева Т.А.
г. Докукина Ольга Станиславовна методист ГАУ МЦКО отдела оценки качества дошкольного образования
Фундаментальное ядро содержания общего образования как содержательно- методологическая основа стандартов общего образования.
Новая роль воспитательной работы в связи с введением ФГОС. Концепция духовно- нравственного воспитания и развития личности гражданина России. Главный специалист.
Чудина Светлана Владимировна учитель русского языка и литературы МОУ Дмитриевщинской ООШ 2010г. Создание условий для духовно-нравственного развития и воспитания.
Сущность воспитания и его теоретико- методологические основы.
Цели, задачи, основные направления воспитательного процесса. Модель личности выпускника.
Социальная компетентность личности Выполнил студент.
Содержание воспитательной системы в условиях введения ФГОС.
Работа классного руководителя по формированию социальной компетентности у младших слабовидящих школьников.
Транксрипт:

Девиантная социализация: вопросы теории и практики Белоусов К. Санкт-Петербург,

Определение понятия социализация Социализация как процесс является одним из основополагающих в жизни любого индивида. К нему относятся все аспекты приобщения к культуре, благодаря которым человек включается в социальную жизнь. В ходе социализации индивиду передаются опыт, знания, ценности предшествующих поколений. социализация трактуется как процесс усвоения образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для успешного функционирования в обществе.

Социализация выполняет важные функции в жизни индивида История Камалы и Амалы (Индия 20-е года XX века)

Девиантность и социализация Функционалистский подход в определении социализации Результатом социализации является усвоение личностью определенной системы знаний, ценностей и норм, накопление социального опыта, нужных для того, чтобы человек мог жить среди людей и выполнять производственные функции в системе распределения труда. Ролевая концепция социализации Нейл Смелзер определяет социализацию как «процесс формирования умений социальных установок индивидов, соответствующих их социальным ролям» Дж. Конклина говорит о социализации как о процессе «обучения общепринятым способам и методам действий и взаимодействий который является важнейшим процессом обучения ролевому поведению, в результате чего индивид становится действительно частью общества» Но всегда ли человек обучается только общепринятым способам и методам действий?

Девиантная социализация Социализация в рамках ролевого подхода, несомненно, включает в себя освоение самых разных ролей как нормальных, так и девиантных, поскольку человек неизбежно испытает на себе влияние социально неодобряемых поведенческих стандартов и ситуаций. Нередко именно девиантные роли позволяют более успешно адаптироваться к социальным изменениям, социальной среде, успешно «войти» в общество. Таким образом, девиантная социализация - это процесс освоения и «играния» девиантных социальных ролей, сопровождающийся отказом следовать социально одобряемым стандартам поведения, на основе приобщения личности к нормам и правилам девиантной субкультуры.

Слабые звенья социализации (неуспешная социализация) Шаткость и расплывчатость норм, различные определения истины, правды, разные концепции долга Безуспешность действий агентов социализации (семья, религия, школа) Индивидуальность подвергающихся социализации людей (определенные пси­хические дефекты) Расширение поля общественной терпимости, рост атмосферы снисходительности

Слабые звенья социализации Школа. Религиозные институты « В последнее время все чаще обращает на себя внимание кризис школы, которая ограничивает свои задачи только передачей ученикам информации и упускает из виду формирование характера, мораль­ных и гражданских принципов. В обществе, переживающем процессы секуля­ризации, ослабевает социализирующая роль церкви» П. Штомпка Девиантность и промискуитет настолько широко представлены в субпопуляции школьников, что девиантностью следует считать скорее их отсутствие

Слабые звенья социализации Семья Семья как девиантогенный фактор для несовершеннолетних Аморальный образ жизни родителей Асоциальные антиобщественные взгляды и ориентации родителей Низкий культурный и общеобразовательный уровень Педагогическая несостоятельность Эмоционально-конфликтные отношения в семье Отсутствие внимания и душевного тепла, холодность, пренебрежение ребенком Престижно-потребительские установки Широкое распространение практики насилия в семье

Насилие как норма семейной жизни По данным ООН от произвола родителей ежегодно страдают около 2 млн. детей в возрасте до 14 лет. Каждый десятый из них умирает, а 2 тысячи кончают жизнь самоубийством В каждой четвертой российской семье имеют место факты насилия По данным официальной статистики факты насилия зарегистрированы в более чем 1/3 семей России (!) Высокий уровень латентности насилия в российских семьях

Кол-во% % от ответивши х Да 4131,532,0 Нет 6751,552,3 Затрудняюсь ответить 2015,415,6 Итого 12898,5100,0 Не ответили на вопрос 21,5 Итого ,0 ИЗВЕСТНЫ ЛИ ВАМ СЛУЧАИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО НАСИЛИЯ В ОТНОШЕНИИ РЕБЕНКА, НАХОДЯЩЕГОСЯ НА СОПРОВОЖДЕНИИ СО СТОРОНЫ РОДИТЕЛЕЙ (ОТЦА, МАТЕРИ)? Опрос социальных работников ГБУ ГЦСП «КОНТАКТ» (МАЙ 2015)

ИЗВЕСТНЫ ЛИ ВАМ СЛУЧАИ УНИЖЕНИЯ, ОСКОРБЛЕНИЯ, ПОДАВЛЕНИЯ ПОДРОСТКА, НАХОДЯЩЕГОСЯ НА СОПРОВОЖДЕНИЯ СО СТОРОНЫ РОДИТЕЛЕЙ (ОТЦА, МАТЕРИИ)? Опрос социальных работников ГБУ ГЦСП «КОНТАКТ» (МАЙ 2015) Кол-во% % от ответивших Да 6146,947,3 Нет 5139,239,5 Затрудняюсь ответить 1713,113,2 Итого 12999,2100,0 Не ответили на вопрос 1,8 Итого ,0

теория дифференцированных ассоциаций Шансы столкнуться с «учителями» из среды девиации и из преступного мира, воспринять асоциальные образцы, нормы и ценности в современных условиях очень велики. Одна из теорий девиантнотьси, получившая широкую известность в первой половине XX в., так называемая теория дифференцированных ассоциаций, указывала именно на то, что в бедных кварталах, местах проживания в американских городах этни­ческих меньшинств с огромной легкостью открывается возможность сделать преступную карьеру, приходит в движение самоусиливающийся механизм роста отклонений и углубления деградации целых сообществ.

Что делать? Внедрение в практику жизни молодого человека примеров положительных моделей поведения Минимизация негативного влияния подросткового окружения Включенность молодого человека в просоциальные коллективы Самореализация способностей и талантов в различных сферах деятельности (учебной, научной, культурной) Насыщенная учебная жизнь Всё это выступает как факторы, снижающими риск девиантного поведения и формирования девиантной социализации

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ И ТЕРПЕНИЕ