Лекция 4 ТЕОРИИ ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В КОНФЛИКТЕ. 1. Модели и стратегии поведения в ситуации конфликта 2. Типы поведения личности в конфликте Томаса- Килмена.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Конфликтная ситуация и пути ее решения. ЦЕЛЬ: Адекватное поведение в конфликтной ситуации, выбор эффективной стратегии поведения в конфликтной ситуации.
Advertisements

Теории поведения личности в конфликте. Модели поведения личности в конфликте конструктивная деструктивная конформистская.
Подготовила Педагог-психолог Миногина О.В. Слово «конфликт» в переводе с латинского означает «столкновение». Как правило, о негативных последствиях конфликта.
Стили реагирования в конфликтных ситуациях Сколько раз тебе говорить… А,а,а…
Эмоциональные установки на выбор стратегии поведения во многом определяются предшествующим опытом отношений партнеров, А также темпераментом, характером,
Презентация урока по предмету «Основы деловой культуры»
Комфорт- от анг. слова- поддержка, укрепление Комфорт – это условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающая удобство, спокойствие и уют Психологический.
Стили поведения в конфликтной ситуации. К. Томас выделяет пять основных стилей поведения в конфликтной ситуации: К. Томас выделяет пять основных стилей.
Конфликты – одно из явлений современной социальной жизни.
Стили и стратегии поведения в конфликтной ситуации.
Конфликты в организации. Презентация по управленческой психологии.
Роль межличностных отношений в образовательном процессе.
Конфликты в органах государственной власти Осипова И.Н. 1.Типология конфликтов 2.Технологии управления конфликтами.
ТЕОРИИ ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В КОНФЛИКТЕ ЛИЧНОСТНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ КОНФЛИКТА ХАРАКТЕРИСТИКА СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ТИПЫ КОНФЛИКТНЫХ ЛИЧНОСТЕЙ.
Конфликт в межличностных отношениях. конфликты изучают социологияполитология социальная психология юриспруденцияфилософиялогика.
Конфликт как инструмент развития. Итак,конфликт … Житейское толкование конфликта можно найти во многих книгах, например толковых словарях русского языка,
Работу выполнили: Самуленкова Ольга АндреевнаСамуленкова Ольга Андреевна Гончарова Наталья ВладимировнаГончарова Наталья Владимировна Группа 8434,2 курс.
Самый сильный тот, у кого есть сила управлять самим собой… Сенека Конфликт – несогласие сторон, при котором одна сторона пытается добиться принятия своих.
Цель: рассмотреть структуру педагогического общения и осуществление практического поиска организационных форм, эффективного взаимодействия субъектов образовательного.
Профилактика конфликтов. Ничто так не показывает превосходство характера, как хорошее поведение в ссоре, которой нельзя избежать. Ничто так не показывает.
Транксрипт:

Лекция 4 ТЕОРИИ ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В КОНФЛИКТЕ

1. Модели и стратегии поведения в ситуации конфликта 2. Типы поведения личности в конфликте Томаса- Килмена 3. Особенности конфликтного и бесконфликтного поведения

2. Модели, стратегии и тактика поведения в ситуации конфликта

модель поведения личности в конфликтной ситуации – наиболее широкая характеристика поведения, отражающая установки участников конфликта на его динамику и способ разрешения.

выделяют три основные модели поведения личности в конфликтной ситуации: -конструктивную, -деструктивную, - конформистскую

Деструктивная модель: - стремление к расширению и усилению конфликта; - унижение партнера и его негативная оценка; - подозрительность и недоверие к сопернику; - нарушение этики общения.

Конструктивная модель: -стремление быстрее уладить конфликт; - поиск эффективного решения; - выдержка, самообладание, доброжелательность, искренность; - немногословность, этика общения

Конформистская модель: - пассивность, уступки; - уход от острых вопросов, - быстрое соглашение с мнением собеседника; - непоследовательность во взглядах, суждениях

Наиболее желательной и необходимой моделью является конструктивная. Опасность конформистской модели поведения заключается в том, что она провоцирует агрессивности соперника.

позиция и модальность отношения к оппоненту

линия поведения, в основе которой лежит опора на различные правовые документы (инструкции, распоряжения, кодексы и т. п.) в сочетании с уважением к личности оппонента.

конфликтный тип поведения. Активное использование угроз, психологического давления, физического и морального насилия, максимального ущерба оппоненту.

достижение поставленных целей путем косвенного психологического воздействия на оппонента, в результате которого он вынужден уступить или действовать в нужном для манипулятора направлении.

реализация стремления к совместному поиску решения, которое устраивает обе стороны; к обсуждению проблемы, к разрешению противоречия путем уступок.

2. Типы поведения личности в конфликте Томаса- Килмена

В основе классификации поведения личности в конфликте лежит концепция о «силовом поле» определяющей мотивации поведения в конфликте: - отстаивание своих интересов (напористость) - сохранение отношений с человеком (кооперативность)

В конфликтологии и за ее пределами такой подход используется достаточно широко, а сама схема получила название двухмерной модели поведения личности в конфликте К. Томаса и Р. Киллмена

На основании схемы выделяют пять основных типов поведения человека в конфликтной ситуации. Для удобства их можно представить в виде образов животных: - Соревнование (конкуренция) - «акула»; - Приспособление (улаживание) - «плюшевый мишка»; - Избегание (уклонение) - «черепаха»; - Компромисс - «лиса»; - Сотрудничество - «сова».

Это тип поведения, который образно можно представить поведением акулы в момент нападения. Наиболее часто применяемая стратегия. Оппоненты пытаются добиваться своих целей таким образом в более чем 90% конфликтов. Однако стратегия поведения «Акулы» недолго срочна (тот, кто проиграл сегодня, может завтра отказаться от сотрудничества).

Победа любой ценой!

- жестко контролирует действия противника и его источники информации; - постоянно и преднамеренно давит на противника всеми доступными средствами; - использует обман, хитрость, пытаясь завладеть положением; - выражает нежелание вступать в диалог, так как уверен в своей правоте.

При столкновении с таким типом поведения в конфликте нужно помнить, что «Акула» боится, когда о ней собирается информация, и старается перекрыть все информационные источники о себе, а также не хочет и боится открытого обсуждения проблемы конфликта, так как она ее не интересует, для нее важна лишь своя позиция. Вступая в конфликтный процесс, она предпочитает, чтобы другие избегали или улаживали конфликты.

Тип поведения применяется: Участник конфликта обладает более высоким статусом, авторитетом, чем соперник Когда ситуация критическая и надо принимать решение Участник ничем особо не рискует (нечего терять) Нет другого выбора

Это тип поведения- улаживание, который образно можно представить поведением "плюшевого мишки», который безо всяких усилий с нашей стороны дает нам ощущение тепла и мягкости. Тип улаживания в конфликте направлена на максимум во взаимоотношениях и минимум в постижении личных цепей (альтруизм).

«Все, что Вы хотите – только давайте жить дружно»..

- постоянное соглашательство с требованиями противника, т.е. делает максимальные уступки; - постоянная демонстрация не притязания на победу или серьезное сопротивление; - потакает противнику, льстит.

- когда важнее сохранить дружбу, - проблема не является существенной для участника, - разрешение зашло в тупик, при этом есть желание избежать прямой конфронтации. - соотношение сил не в его пользу и дальнейшая борьба не имеет смысла

Это тип поведения- частичное удовлетворение интересов обеих сторон, который образно можно представить поведением "лисы". при компромиссе учитываются интересы всех конфликтующих сторон, и этот исход можно назвать справедливым. В большинстве случаев – компромисс можно рассматривать только как промежуточный этап разрешения конфликта перед поиском такого решения, в котором обе стороны были бы удовлетворены полностью.

«Я уступлю немного, если вы тоже готовы уступить».

- торгуется, любит людей, которые умеют торговаться; - использует обман, лесть для подчеркивания не очень выраженных качеств у противника; - ориентирована на равенство в дележе, действует по принципу: «Всем сестрам – по серьгам».

Тип поведения применяется: - Участники не хотят портить отношения и пытаются выиграть время - Использование других стилей в данном конфликте не эффективно - В процессе развития конфликта участники корректируют свои цели под сложившуюся ситуацию

Это тип поведения- в выигрыше все - «сова". Стратегия сотрудничества направлена на конструктивное разрешение конфликта, то есть на работу с проблемой, а не с конфликтом. Такой подход способствует развитию взаимного уважения, понимания, доверия, и, тем самым, делает отношения более прочными и стабильными. Но процесс разрешения конфликта может быть длительным и тяжелым.

Давайте оставим взаимные обиды, я предпочитаю... А Вы?».

- собирает информацию о конфликте, о сути проблемы, о противнике; - ведет подсчет своих ресурсов и ресурсов противника для выработки альтернативных предложений; - обсуждает конфликт открыто, не боится разногласий, старается опредметить конфликт; - если противник предлагает что-то здравое, разумное, то это принимается.

Проблема является важной для каждой из сторон, есть желание разрешить конфликт обоюдно. Разницы в служебном положении не имеет значения или они равны по статусу Участники доверяют друг другу, каждый из них уважает интересы и желания оппонента Сложности: Требует временных затрат Важно умение участников конфликта слушать соперника, четко и обосновано излагать свою точку зрения, понимать свои и чужие интересы Тип поведения применяется:

Это тип поведения- можно представить как уклонение "черепаха". Часто люди стараются избежать обсуждения конфликтных вопросов и отложить принятие сложного решения «на потом». Это пассивно-страдательная установка жертвы, втянутой в конфликт обстоятельствами. Трагедия этой роли и неспособность выйти из нее лежит в глубоко укоренившейся установке на беспомощность и неспособность изменить обстановку.

«Оставьте меня и не трогайте меня!».

- отказывается вступать в диалог, применяя тактику демонстративного ухода; - избегает применения силовых приемов; - игнорирует всю информацию от противника, не доверяет фактам и не собирает их; - отрицает серьезность и остроту конфликта; - систематически медлит в принятии решений, всегда опаздывает, так как боится делать ответный ход. Это ситуация упущенных возможностей.

Участник не желает осложнять свои отношения с соперником Предмет конфликта не является тем, ради чего стоит бороться (цель не оправдывает средства) Соперник сильнее по личностным качествам или выше по статусу Участнику требуется отложить столкновение, чтобы собраться с силами Участник понимает, что его сознательно провоцируют и стремиться оградить себя от общения с конфликтной личностью Тип поведения применяется:

Как правило, в конфликте используются комбинации типов поведения, но доминирует одна из них.

3. Особенности конфликтного и бесконфликтного поведения

Самое главное для психологов в анализе конфликтных ситуаций и определении практических мер по их регулированию - это раскрытие индивидуально- психических особенностей поведения личности в конфликте

- лица, с конфликтологической устойчивостью - конфликтные личности

способность человека оптимально организовать свое поведение в трудных ситуациях социального взаимодействия.

необходимая характеристика личности руководящего работника и лиц, работающих с людьми.

- бесконфликтное решение проблем в отношениях с другими людьми; - грамотные действия и поведение в конфликтных ситуациях - недопущение втягивания себя в эскалацию конфликта - сосредоточение усилий на конструктивных действиях.

- от типа нервной системы человека; - от опыта человека, - профессиональной подготовки, навыков и умений поведения и деятельности; - от уровня самоконтроля, управления эмоциями; - воспитанности и интеллигентности человека.

не употребляют конфликтогенов в общении с коллегами и руководством не реагируют на конфликтогенны пытаются поставить себя на место собеседника и понять его точку зрения и чувства демонстрируют уважение к мнению коллеги подходят к любому человеку с позиций гуманистического отношения: доброжелательно и сочувственно.

стараются быть уравновешенными, спокойными в общении с окружающими умеют признавать свои ошибки В момент эскалации используют молчание и паузу, которые дают время успокоиться и спокойно продолжить разговор

свойство, отражающее высокую частоту вступления в межличностные конфликты, когда индивид становится постоянным инициатором напряженных отношений с окружающими независимо от того, предшествуют ли этому проблемные ситуации.

1. Демонстративный- хочет быть в центре внимания. Его отношение к людям определяется тем, как они к нему относятся. Ему легко даются поверхностные конфликты. Рациональное поведение выражено слабо. Налицо поведение эмоциональное. Не уходит от конфликтов, в ситуации конфликтного взаимодействия чувствует себя хорошо.

2. Ригидный – подозрителен, прямолинеен и негибок. Обладает завышенной самооценкой С большим трудом принимает точку зрения окружающих, не очень считается с их мнением. Малокритичен по отношению к своим поступкам. Болезненно обидчив, повышенно чувствителен по отношению к мнимым или действительным несправедливостям.

Неуправляемый - импульсивен, недостаточно контролирует себя. Отличается плохо предсказуемым поведением, часто ведет себя вызывающе, агрессивно. Несамокритичен. В неудачах, неприятностях склонен обвинять других. Из прошлого опыта извлекает мало уроков.

Сверхточный - предъявляет повышенные требования к себе и окружающим, создавая впечатление придирок. Обладает повышенной тревожностью. Чрезмерно чувствителен к деталям. Склонен придавать излишнее значение замечаниям окружающих. Страдает от себя сам, переживает свои неудачи, подчас расплачиваясь болезнями (бессонница, головные боли и т. п.). Сдержан во внешних, особенно эмоциональных, проявлениях.

«Бесконфликтный» - неустойчивая оценка в мнениях. Внутренне противоречив. Обладает легкой внушаемостью. Зависит от мнения окружающих. Излишне стремится к компромиссу.