Примеры олимпиадных заданий по русскому языку Задание 1 Решите орфографическую задачу, дайте объяснение. Обезлюд(е,и) ть, обезлес(е,и)ть, обезвод(е,и)ть.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
8 класс Учебный тренажёр. Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями.
Advertisements

Приемы смыслового чтения на уроке литературного чтения во 2 классе. Учитель: Мозина Е. В. МБОУ «СШ 16» г.Ачинска 2015 г.
Работа над предложениями с обращениями. Распространите обращения в следующих предложениях. Ребята, давайте дружить. Руки, сколько вы сделали полезных.
Готовимся к промежуточной аттестации 5 класс. Задания по разделу «Фонетика. Графика. Орфография» 1. Найдите правильный ответ фонетического разбора слова.
Урок -практикум. Лексические нормы – это правила употребления слов, а также устойчивых словосочетаний в точном соответствии с их значениями. Слово – это.
О русском по-русски Выполнила Шабаева Р.Х РАЗДЕЛЫ ЯЗЫКА ФОНЕТИКА ЛЕКСИКА СЛОВООБРАЗОВАНИЕ МОРФОЛОГИЯ КОТ В МЕШКЕ.
«Организация работы над ошибками в начальной школе» учитель начальных классов Давыденко Наталья Станиславовна Станиславовна.
У лукоморья дуб зелёный; Златая цепь на дубе том: И днём и ночью кот учёный Всё ходит по цепи кругом; Идёт направо - песнь заводит, Налево - сказку говорит.
Вежливых слов не одно и не два, Помни и знай эти чудо-слова: Доброе утро Добрый день До свидания Здравствуйте Извините Пожалуйста Приятного аппетита Простите.
Презентация подготовлена учителем русского языка и литературы ЛУШНИКОВОЙ СВЕТЛАНОЙ АНАТОЛЬЕВНОЙ.
Виды СПП (урок закрепления изученного материала).
Язык SMS. Культура общения % людей имеют по 2 сотовых и регулярно их используют для написания СМС- сообщений.
Диагностика профессиональных наклонностей учащихся.
РУССКИЙ ЯЗЫК © Вишнякова Ольга Викторовна, 2010 РУССКИЙ ЯЗЫК Морфемика и словообразование Лексика и фразеология Морфология.
Иди в школу по дорожке, На крылечке вытри ножки! А потом лишь заходи День учебный впереди!
Синтаксис. Синтаксический разбор. 7 класс. Какие разделы науки о языке вы знаете и изучали на уроках русского языка? фонетика лексика словообразование.
ЕГЭ: ЗАДАНИЕ 7 YAZYK/EGE-ZADANIE-A5 YAZYK/EGE-ZADANIE-A5 Грамматические ошибки.
Контрольное тестирование по разделу «Лексика. Фразеология. Лексические нормы»
Доброе слово сказать – что посошок в дорогу дать.
Проект «Речь моего класса». Нравственность человека видна в его отношении к слову. Лев Николаевич Толстой.
Транксрипт:

Примеры олимпиадных заданий по русскому языку Задание 1 Решите орфографическую задачу, дайте объяснение. Обезлюд(е,и) ть, обезлес(е,и)ть, обезводь(е,и)ть. Задание 2 Владимир Иванович Даль считал, что всегда можно найти русское слово, равнозначное иностранному. Какими русскими словами он предлагал заменить перечисленные ниже заимствованные? Этимология – Идеология – Патриот – Задание 3 Распределите слова на группы по способам словообразования. Междуречье, отсебятина, бездарь, антигриппин, вничью, псевдоискусство, ничегонеделание, сиюминутный, дичь, алогичный, заезд, извне.

Олимпиадные задания по русскому языку. Задание 4 Одной из характерных черт русской поэзии первой половины XIX века является использование перифраз различного характера. Найдите в приведённых ниже отрывках из произведений А.С. Пушкина перифразы и переведите их на современный язык. 1) Прости мне, северный Орфей, Что в повести моей забавной Теперь во след тебе лечу. («Руслан и Людмила») 2) Забытый светом и молвою, Далече от брегов Невы, Теперь я вижу пред собою Кавказа гордые главы. (Там же) 3) Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе Грядущего волнуемое море. («Элегия») 4) Улыбкой ясною природа Сквозь сон встречает утро года. («Евгений Онегин») 5) Пока не прилетит Морфей. (Там же)

Олимпиадные задания по русскому языку. Задание 5 Известно, что русское ударение имеет несколько функций. Прочитайте пары слов, в которых выделенные буквы указывают на ударный звук. 1)м Узыка – муз Ыка, 2) тв Орог – твор Ог, 3) шЁлковый – шелк Овый, 4) з Амок – зам Ок, 5) к Омпас – комп Ас, 6) в Олос – вол Ос,7) б Агрить – багр Ить, 8) пицц Ерия – пиццерии Ия, 9) опт Овый – Оптовый, 10) х Одите – ход Ите. Распределите пары слов по группам в соответствии с функцией ударения в каждой паре: Номера пары слов 4 Ударение различает современный и устаревший варианты произношения слова. 5 1 Ударение различает слова (смыслоразличительная функция) 2 Ударение различает некоторые грамматические формы одного слова 63 Ударение различает обще у потребительный и профессиональный вариант произношения п/п Функции ударения Номера пары слов 1Ударение различает слова (смыслоразличительная роль). 2Ударение различает грамматические формы одного слова. 3Ударение различает общеупотребительный и профессиональный варианты произношения слов. 4Ударение различает современный и устаревший варианты произношения слов 5Ударение различает литературный и народнопоэтический варианты слов. 6Ударение не выполняет различительной функции (слова-дублеты, когда разница в месте ударения не значима). Представлены варианты нормы. 7В одном из слов ударение просторечное (отражает неграмотную разговорную речь).

Олимпиадные задания по русскому языку Задание 6 Исправьте и прокомментируйте ошибки в предложениях. 1)Если продавец не желает мирно решить конфликт, то общество защиты прав потребителя доводит дело до суда, до логического совершенствования. 2)Чтобы стремились их поддерживать без унижаемых условий и договоров. 3)Законопослушные люди – это в основном рабочий класс, т.е. люди, которые сами себя обрабатывают, не эксплуатируют никого. 4)По-моему, жизненный уровень – это возможность людей приобретать какие- либо блага, удовлетворять свои потребности. Определяется он уровнем покупной способности граждан. 5)Новый президент США ведёт более жёсткую политику, возможно похолодание отношений.

Олимпиадные задания по русскому языку Задание 7 Расставьте недостающие знаки препинания, оформите предложения с прямой речью в соответствии с нормами письма. 1)Покорно благодарю отозвался Мешков смиренно снял картузик но сразу опять надел его и поклонился добавив торопливо спасибо вам большое товарищи. (К. Федин) 2) И только когда он кричал мама мама ему становилось как будто легче. (А. Чехов) 3)Подобно тому как нетерпеливый юноша ждёт часа свидания я ждал часа ночи. Но лишь кондукторша рванула верёвку и трамвай тронулся кот поступил как всякий кого изгоняют из трамвая но которому всё-таки ехать-то надо. (М. Булгаков)

Ответы к олимпиадным заданиям по русскому языку. Задание 1. Обезлюдить – сделать безлюдным; обезлюдеть – лишиться людей, стать безлюдным. Обезлесить – лишить лесов; обезлесеть – лишиться лесов; стать безлесным. Обезводить – лишить воды; обезводьеть – лишиться воды. Задание 2 Этимология – корнесловие; идеология – мыслесловие; патриот – отчизнолюб. Задание 3 Ничегонеделание, отсебятина, сиюминутный – сращение + суффиксация. Междуречье, антигриппин, вничью – приставочно-суффиксальный. Дичь, бездарь, заезд – бессуффиксный. Псевдоискусство, алогичный, извне – приставочный.

Ответы к олимпиадным заданиям по русскому языку Задание 4 1)северный Орфей – Жуковский; вослед тебе лечу – тебе подражаю; 2)(далече) от брегов Невы – (далеко) от Петербурга; (Кавказа) гордые главы – горы Кавказа; 3)грядущего волнуемое море – будущая жизнь; 4)утро года – весну; 5)(пока) не прилетит Морфей – (пока) не уснёт.

Ответы к олимпиадным заданиям по русскому языку Задание 5 п/п Функция ударения Номера пар слов 1Ударение различает слова (смыслоразличительная роль)4, 7 2Ударение различает некоторые грамматические формы одного слова 6, 10 3Ударение различает общеупотребительный и профессиональный варианты слов 5 4Ударение различает современный и устаревший варианты произношения слова 1 5Ударение различает литературный и народнопоэтический варианты произношения слова 3 6Ударение не выполняет различительной функции (слова- дублеты, когда разница в месте ударения не значима). Представлены варианты норм. 2 7В одном из слов ударение просторечное (отражает неграмотную разговорную речь) 8.9 Ответы к заданию 5

Ответы к заданию 6 1)Нарушение смысловой сочетаемости. Говорят: до логического завершения –то есть окончания, а не до логического совершенствования – то есть развития. 2)Смешение паронимов. Унижаемый – это тот, кого унижают, а условие может быть унизительным, то есть унижающим кого-то. 3)Употребление слова в несвойственном ему значении. Обрабатывать – значит воздействовать на что-то с целью получения определённого результата. Обрабатывать можно деталь, землю, поверхность. В переносном значении можно обрабатывать кого-то, то есть настраивать нужным образом, но нельзя обрабатывать самого себя! Очевидно, имелось в виду сами на себя работают. 4)Смешение паронимов. Покупной – это купленный (в противоположность домашнему, изготовленному своими руками). А материальный уровень человека называют покупательной способностью. 5)Употребление слова в несвойственном ему значении. Можно сказать потепление отношений, но вот похолодание относится уже только к погоде. Правильно было бы сказать: охлаждение отношений.

Ответы к заданию 7 1)«Покорно благодарю, - отозвался Мешков, смиренно снял картузик, но сразу опять надел и поклонился, добавив торопливо: «Спасибо вам большое, товарищи». (К. Федин) 2) И только когда он кричал:» Мама! Мама!» – ему становилось как будто легче. (А. Чехов) 3)Подобно тому как нетерпеливый юноша ждёт часа свидания, я ждал часа ночи. Но, лишь кондукторша рванула верёвку и трамвай тронулся, кот поступил, как всякий, кого изгоняют из трамвая, но которому всё-таки ехать-то надо. (М. Булгаков)