Кафедра экономической социологии факультета социальных наук МОНИТОРИНГ ОЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ Материалы по результатам.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Внедрение в Волгоградской области Стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации Комитет экономики Волгоградской области.
Advertisements

Губернатор Омской области, Председатель Правительства Омской области Виктор Иванович Назаров О приоритетных задачах и направлениях развития потребительского.
Мониторинг деятельности малых и средних предприятий, II квартал 2012 года НП «Агентство городского развития»
ИНДЕКС ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ НАСТРОЕНИЙ Федеральный Барометр предпринимательских настроений УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ЗАЩИТЕ.
Внедрение Стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации в Смоленской области Башмакова Анна Алексеевна начальник отдела мониторинга бизнес-климата.
«СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА ПРИМЕРЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ» Дипломный проект Выполнила студентка 4 курса.
Основы теории спроса и предложения.. Рынок представляет собой особую систему взаимоотношений между покупателями и продавцами. Состояние рыночной экономики,
Интернет-Каталог предприятий г.Южно-Сахалинска: инструмент развития торговли и привлечения инвестиций Конференция «Региональное электронное правительство:
Мониторинг деятельности малых и средних предприятий, II квартал 2013 года НП «Агентство Городского Развития»
Роль и задачи Общественного Совета при Управлении образования в системе независимой оценки качества образования. Чернышева Ирина Ивановна, председатель.
Мониторинг деятельности малых и средних предприятий, III квартал 2012 года НП «Агентство городского развития»
Правительство Кыргызской Республики отмечает, что в 2012 году не удалось преодолеть угрозы спада экономического роста и сохранить положительные темпы экономического.
Организация маркетинговой деятельности. Организация маркетинговой деятельности включает в свой состав: - построение (совершенствование) организационной.
29 сентября 2010 г. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПЛАТФОРМЫ как инструмент содействия инновационному развитию российской экономики.
Торгово- э кономическое представительство РСО – Алания в г. Москва План развития на 2011 год.
Ц е н т р а л ь н ы й А д м и р а л т е й с к и й В а с и л е о с т р о в с к и й П е т р о г р а д с к и й Санкт-Петербург – май 2012 Комитет по информатизации.
ЗА МОЛОДЁЖЬЮ ТЕРРИТОРИИ. Почему мы выбираем Ульяновск? В Ульяновской области реализуется ряд инновационных целевых проектов: В Ульяновской области реализуется.
Национальный Исследовательский Университет – Высшая Школа Экономики Возможные риски при создании собственного малого бизнеса Преподаватель - Крылова Дина.
Перспективы развития г. Новошахтинска как приграничной территории.
Экономика и государство Prezentacii.com. Экономические функции государства. Какой инструмент регулирования экономики выбрать? Денежно-кредитная (монетарная)
Транксрипт:

Кафедра экономической социологии факультета социальных наук МОНИТОРИНГ ОЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ Материалы по результатам социологического исследования (сентябрь 2015 г.)

Кафедра экономической социологии факультета социальных наук 22 ТЕХНИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В сентябре 2015 года кафедрой экономической социологии факультета социальных наук ННГУ им. Н.И.Лобачевского по инициативе и поддержке Нижегородского территориального управления ФАС России было проведено второе социологическое исследование, посвященное развитию конкуренции и совершенствованию антимонопольной политики в Нижегородской области. Исследование проводилось на двух площадках: в Нижнем Новгороде и в Городце. В ходе проекта состоялись: -экспертный опрос с 20 представителями бизнеса и общественности; - опрос 1002 респондентов, 502 – в Н.Новгороде и 500 – в Городце. Выборка квотная по полу и возрасту. Для анализа были использованы данные двух исследований, проведенных кафедрой экономической социологии факультета социальных наук ННГУ им. Н.И.Лобачевского в 2014 и в 2015 году. Оба замера были проведены по единой методике. Научные руководители проекта - завкафедрой экономической социологии ФСН ННГУ, проф., д.э.н. Ивашиненко Н. Н. проф., д.э.н. Теодорович М.Л.

Кафедра экономической социологии факультета социальных наук ФАКТОРЫ, ОКАЗЫВАЮЩИЕ ВЛИЯНИЕ НА ТЕКУЩУЮ ЭКОНОМИЧЕСКУЮ СИТУАЦИЮ: ЭКСПЕРТНЫЙ ОПРОС Экономический кризис, одним из выражений которого стала девальвация рубля, воспринимается большинством экспертов как главный фактор осложнения экономической ситуации. Дополнительным фактором стресса для потребителей стала резкая девальвация и рост цен. Действующим стрессовым фактором для многих остается необходимость обслуживания ранее взятых кредитов, это касается как граждан, взявших потребительские кредиты, так и предпринимателей. К числу наиболее проблемных отраслей предприниматели относят недвижимость и строительство. В качестве положительной тенденции эксперты отмечают расширение возможностей для российских производителей на рынке продуктов питания благодаря запрету на ввоз продуктов из ряда стран.

Кафедра экономической социологии факультета социальных наук БИЗНЕС-КЛИМАТ: СЛОЖНОСТЬ НАЧАЛА НОВОГО БИЗНЕСА, ОСНОВНЫЕ ТРУДНОСТИ (ЭКСПЕРТНЫЙ ОПРОС) Эксперты отмечают ухудшение делового климата как для существующих предприятий, так и для открытия новых бизнесов. В среде предпринимателей присутствует запрос к государству на создание условий для развития малого и среднего бизнеса, в частности, удешевления кредита. В организационном плане открытие нового бизнеса в последние годы стало проще. Вместе с тем, в современных условиях заметно тяжелее стало вести бизнес и сохранить его на плаву. Трудности создает как экономическая ситуация, так и деятельность налоговых и контролирующих органов. На рынке имеют место процессы конкурентной борьбы, смены одних бизнесов другими. Некоторые предприниматели отмечают, что ситуация кризиса, наряду с трудностями, предоставляет и шансы новым предпринимателям, поскольку старые, давно существующие на рынке предприятия могут оказаться недостаточно гибкими и уступить место новым.

Кафедра экономической социологии факультета социальных наук СОСТОЯНИЕ И ДИНАМИКА ОТДЕЛЬНЫХ РЫНКОВ: ЭКСПЕРТНЫЙ ОПРОС Уход с рынка некоторых товаров европейского и китайского производства снизил конкурентное давление на нижегородских производителей и создал условия для выхода на рынок отечественных производителей и обострения конкуренции между ними. На появление новых конкурентных ниш может влиять политика государства в области предоставления услуг населению. Так, некоторые эксперты отметили, что муниципальная медицина сокращает перечень и качество услуг населению, что способствует росту спроса на услуги частных клиник и конкуренции между ними. Еще один фактор, формирующий специфику конкуренции в регионе, – продолжающееся распространение крупных торговых сетей. Особенно заметное влияние этот процесс оказывает на ситуацию в малых городах, районных центрах. Если в Нижнем Новгороде существует ниша для небольших магазинов, то в городах области сетевые супермаркеты способны почти полностью переключить на себя розничную торговлю продуктами питания. Для малого бизнеса фактором конкурентной устойчивости является масштаб. Эксперты отмечают, что легче выдерживают конкуренцию предприятия с несколькими торговыми точками, а самые маленькие бизнесы находятся в зоне особого риска. Методы конкуренции, применяемые розничными предприятиями, ориентированными на частных клиентов, выстраиваются с учетом сложившейся экономической ситуации. Это удержание уровня цен, различные акции, предоставление скидок на отдельные товары. В крупном бизнесе, где идет конкуренция не только за спрос рядовых потребителей, но и за государственные заказы или право находиться на рынке, эксперты отмечают наличие случаев административного давления, организуемого конкурентами друг против друга.

Кафедра экономической социологии факультета социальных наук СОСТОЯНИЕ СПРОСА: ЭКСПЕРТНЫЙ ОПРОС Рост цен привел к значительному падению платежеспособного спроса и изменению структуры спроса. Уровень падения покупательной способности потребителей на рынках потребительских товаров и услуг предприниматели оценивают в 30-50% к докризисному уровню. Отмечается быстрый рост производства мяса птицы. Рост аграрного рынка может стимулировать рост и в отраслях переработки и машиностроения. Рост спроса на услуги частных клиник.

Кафедра экономической социологии факультета социальных наук ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ПОДДЕРЖКА: ЭКСПЕРТНЫЙ ОПРОС Предприниматели выделяют некоторые обстоятельства и возможности, отсутствие которых может стать препятствием для активного роста бизнеса: доступность ресурсов для развития. За последний год предприниматели ощутили существенное изменение в уровне доступности недорогих кредитов, резкое удорожание предложения на кредитном рынке в сегменте b2b; в качестве барьеров рассматриваются те объемы контроля, которые сегодня государство реализует в отношении бизнеса. Главный запрос предпринимателей - в снижении контроля за деятельностью бизнес-единиц. Две основные цели государственного контроля конкуренции, которые приемлет бизнес- сообщество, - контроль за качеством предлагаемых услуг/товаров и вытеснение с рынка недобросовестных игроков. Отмечается развитие процесса укрупнения бизнесов, уменьшение количества небольших участников. Отдельные административные барьеры чаще всего преодолеваются с помощью подкупа и взяток. Увеличилась негибкость процедур в отношении перевода юридических лиц из одного района в другой. Барьеры существенно снижаются, когда бизнес и государство взаимодействуют в рамках некой стратегии, программы, а не единично/в краткосрочной перспективе. Создание или большее информирование о таких программах/целях партнерства позволит повысить уровень эффективности взаимодействия между бизнесом и государством создать благоприятную среду для сотрудничества.

Кафедра экономической социологии факультета социальных наук ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ПОДДЕРЖКА: ЭКСПЕРТНЫЙ ОПРОС Неадминистративные барьеры в меньшей степени волнуют предпринимателей, так как они определяют скорее общий фон развития бизнеса. К числу неадминистративных барьеров для развития бизнеса предприниматели относят следующие социально-экономические обстоятельства: Низкая доступность финансовых ресурсов для развития; Низкое качество и объем трудового регионального ресурса; Негибкость, косность мышление предпринимателей; Барьеры, связанные с отсутствием доступа к информации, умение работать с информацией.

Кафедра экономической социологии факультета социальных наук ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ПОДДЕРЖКА: ЭКСПЕРТНЫЙ ОПРОС Запрос на регулирование конкуренции со стороны государства скорее снижается, особенно на рынке бытовых услуг населению. Возрастает актуальность запроса на регулирование конкуренции на рынках с ограниченным числом продавцов - рынки ресурсов (топливо, сотовая связь), ЖКХ. Существует запрос на регулирование со стороны государства в отношении тех рынков, которые являются социально значимыми для малоимущих слоев населения – продукты, медицинский сектор. Присутствует сожаление об ограниченных возможностях региональной власти (особенно этот касается небольших городов). Развивается запрос на поддержку конкуренции со стороны государства, особенно со стороны начинающих предпринимателей. Запрос на поддержку сосуществует рядом с недоверием и сомнениями в твердости и незыблемости государственных обещаний. Основная цель поддержки предпринимательства государством - это создание равных для всех условий, минимизация возможностей для развития коррупционных схем. Одним из перспективных инструментов развития конкуренции может быть стимулирование создания/развития новых рынков. При этом может произойти смещение акцентов с роста объемов контроля за конкуренцией на создание условия для роста бизнеса и конкуренции.

Кафедра экономической социологии факультета социальных наук 10 Информационный фон стал более насыщенным, чем в прошлом году. Насыщение информационного фона выражается в росте количества изменений в законодательстве, что затрудняет рост и развитие бизнеса. Отсутствие полного и своевременного информационного обеспечения в этой сфере приводит к невозможности оперативной реакции бизнеса на новые требования законодательства. На сегодняшний день предприниматели не испытывают острой нужды в информации, касающейся ведения своего бизнеса. Информации достаточно. Превалируют почти традиционные способы получения информации - Интернет, официальные порталы, неформальные каналы. Для предпринимателей, работающих в небольших городах, особое значение имеют именно неформальные каналы. Вектор формирования ожиданий предпринимателей в отношении информационно-правового обеспечения задает идея создания официального Портала госуслуг для предпринимателей. Портал может стать независимой площадкой для развития отношений между бизнесом и предпринимателями. Портал госуслуг для физических лиц служит реальным примером повышения эффективности взаимодействия. В среде предпринимательства почти сформирован запрос на подобный портал, где будут пересекаться возможности государства и потребности предпринимателей ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ: ЭКСПЕРТНЫЙ ОПРОС

Кафедра экономической социологии факультета социальных наук ГРУППА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ (КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ ОПРОС) Рис Численность групп, ответивших на вопрос о наличии своего дела, % Рис Оценка успешности своих действий по защите своих прав как предпринимателей*, % * Рассчитано от числа горожан, которые либо лично сами, либо кто-то из их ближайшего окружения имеют опыт защиты своих прав как предпринимателей Городец

Кафедра экономической социологии факультета социальных наук 12 Рис Оценка возможностей реализации информационных запросов о развитии рыночной конкуренции, % Вопрос: «Как вы оцениваете возможности получения информации о рыночной конкуренции сейчас? » ГРУППА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ (КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ ОПРОС)

Кафедра экономической социологии факультета социальных наук 13 Вопрос: «Как, по вашему мнению, в вашем городе/районе складывается обстановка для ведения бизнеса?» Рис Удовлетворенность различными аспектами, свидетельствующими об обстановке для ведения бизнеса в городе проживания, (средние оценки по 5 бальной шкале, где 5 - отлично) ГРУППА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ (КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ ОПРОС)

Кафедра экономической социологии факультета социальных наук ФОН РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ: СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ САМОЧУВСТВИЕ Вопрос: «Как Вы оцениваете общую ситуацию на сегодняшний день…? » 2014 год 2015 год Рис. 2.1-а. Оценка социально-психологического самочувствия, Нижний Новгород, %

Кафедра экономической социологии факультета социальных наук ФОН РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ: СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ САМОЧУВСТВИЕ Вопрос: «Как Вы оцениваете общую ситуацию на сегодняшний день…? » 2014 год 2015 год Рис. 2.1-б. Оценка социально-психологического самочувствия, Городец, %

Кафедра экономической социологии факультета социальных наук 16 Общая социально-экономическая ситуация, формирующая контекст предпринимательской и конкурентной активности, по оценкам нижегородцев и жителей Городца, заметно ухудшилась за прошедший год. Ухудшение затронуло все социальные горизонты – от ситуации в стране в целом до положения дел в отдельных семьях и домохозяйствах. Традиционно характеристики ближнего круга, ситуация в собственной семье, оценивается лучшим образом, чем в районе или городе, ситуация здесь и в этом году выгладит более благоприятной, чем на большей социальной и географической дистанции. Однако, ухудшение по сравнению с прошлым годом затронуло и семьи. В Нижнем Новгороде ухудшение ситуации ощущается более остро; за последний год заметно выросло число неудовлетворенных происходящем в экономике и страны, и региона. Жители Городца более сдержанно оценивают ситуацию у себя в районе, чем в Нижегородской области и стране в целом ФОН РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ: СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ САМОЧУВСТВИЕ

Кафедра экономической социологии факультета социальных наук РАЗНООБРАЗИЕ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ Рис. 2.2-а. Оценка широты выбора компаний, продающих различные товары и услуги, Нижний Новгород, % Вопрос: «Насколько широк в вашей местности выбор компаний, продающих следующие товары и услуги?» Направление деятельности компаний Избыточно много ДостаточноМало Нет совсем Продукты питания Одежда и обувь Мебель Бытовая техника Сельхозинвентарь, мелкая сельхозтехника, удобрения Общественное питание и услуги (парикмахерские и т.п.) Общественный транспорт Бензин и дизель Лекарственные препараты Стоматология Медицинские услуги Услуги в сфере культуры Услуги учреждений дошкольного образования Услуги детского отдыха и оздоровления Услуги дополнительного образования детей Услуги по уходу за детьми и гражданами с ограниченной деятельностью Услуги социального обслуживания населения Сотовая связь Интернет Услуги по управлению многоквартирными домами Водопровод Электроснабжение Теплоснабжение Газоснабжение Гостиничные услуги Автокомпоненты (запасные части и компоненты, используемые для производства автомобилей) Строительство

Кафедра экономической социологии факультета социальных наук РАЗНООБРАЗИЕ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ Рис. 2.2-б. Оценка широты выбора компаний, продающих различные товары и услуги, Городец, % Вопрос: «Насколько широк в вашей местности выбор компаний, продающих следующие товары и услуги?» Направление деятельности компаний Избыточно много ДостаточноМало Нет совсем Продукты питания Одежда и обувь Мебель Бытовая техника Сельхозинвентарь, мелкая сельхозтехника, удобрения Общественное питание и услуги (парикмахерские и т.п.) Общественный транспорт Бензин и дизель Лекарственные препараты Стоматология Медицинские услуги Услуги в сфере культуры Услуги учреждений дошкольного образования Услуги детского отдыха и оздоровления Услуги дополнительного образования детей Услуги по уходу за детьми и гражданами с ограниченной деятельностью Услуги социального обслуживания населения Сотовая связь Интернет Услуги по управлению многоквартирными домами Водопровод Электроснабжение Теплоснабжение Газоснабжение Гостиничные услуги Автокомпоненты (запасные части и компоненты, используемые для производства автомобилей) Строительство

Кафедра экономической социологии факультета социальных наук 19 Оценки потребителями широты выбора компаний, предоставляющих различные товары и услуги, позволяет зафиксировать наблюдаемое потребителями отчетливое снижение предложения почти на всех рынках. По сравнению с 2014 годом по всем исследуемым позициям частота мнений об избыточности данного товара или услуги снизилась. На данный момент, в восприятии большинства потребителей, широта представленности большинства товаров и услуг достигла достаточного уровня, однако если тенденция на сокращение предложения продолжится, может начать ощущаться выраженный дефицит предложения. Уже сегодня потребители отмечают, что видят недостаточно выбора в области медицинских услуг, общественного питания, бытовой техники, сельхозинвентаря и бытовой техники. Недостаточное предложение указывает на возможные ниши для развития бизнеса. Основными направлениями для возможного появления новых бизнесов можно считать: услуги в сфере культуры, дошкольного и дополнительного образования детей, детского отдыха и оздоровления, а также социального обслуживания населения, в том числе и услуги по уходу за детьми и гражданами с ограниченными возможностями. При этом жители столицы региона испытывают больший недостаток в разнообразии компаний в вышеназванных отраслях, чем в районных центрах. Также перспективны для развития, по оценкам жителей региона, рынки жилищно-коммунальных услуг и управления многоквартирными домами, особенно в областных и районных центрах РАЗНООБРАЗИЕ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

Кафедра экономической социологии факультета социальных наук УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ЦЕНОВОЙ ПОЛИТИКОЙ КАК РЕЗУЛЬТАТОМ КОНКУРЕНЦИИ Вопрос: «Насколько вы довольны положением дел со следующими товарами и услугами? Уровень цен…» Рис Удовлетворенность ценовой политикой, % Направление деятельности компаний НИЖНИЙ НОВГОРОДГОРОДЕЦ Не довольны Когда как ДовольныНе довольны Когда как Довольны Продукты питания Одежда и обувь Мебель Бытовая техника Сельхозинвентарь, мелкая сельхозтехника, удобрения Общественное питание и услуги (парикмахерские и т.п.) Общественный транспорт Бензин и дизель Лекарственные препараты Стоматология Медицинские услуги Услуги в сфере культуры Услуги учреждений дошкольного образования Услуги детского отдыха и оздоровления Услуги дополнительного образования детей Услуги по уходу за детьми и гражданами с ограниченной деятельностью Услуги социального обслуживания населения Сотовая связь Интернет Услуги по управлению многоквартирными домами Водопровод Электроснабжение Теплоснабжение Газоснабжение Гостиничные услуги Автокомпоненты (запасные части и компоненты, используемые для производства автомобилей) Строительство

Кафедра экономической социологии факультета социальных наук 21 Повышение цен было одной из первых реакций рынка на ситуацию экономической нестабильности. Население высказывает заметно повышенный, по сравнению с показателями прошлого года, уровень недовольства уровнем цен. В первую очередь рост недовольства уровнем цен наблюдается по позициям, принадлежащим к категории наиболее необходимых товаров и услуг, таким как продукты питания и жилищно-коммунальные услуги, а также медицинские услуги и лекарства. Выросла удовлетворенность потребителей ценами на услуги общественного транспорта, а также мобильную связь и интернет. В Нижнем Новгороде уровень недовольства ценами практически на все виды товаров и услуг выше. Хотя население Городца больше затронуло повышение цен на лекарства и медицинские услуги УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ЦЕНОВОЙ ПОЛИТИКОЙ КАК РЕЗУЛЬТАТОМ КОНКУРЕНЦИИ

Кафедра экономической социологии факультета социальных наук УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ КАЧЕСТВОМ ТОВАРОВ И УСЛУГ КАК РЕЗУЛЬТАТОМ КОНКУРЕНЦИИ Вопрос: «Насколько вы довольны положением дел со следующими товарами и услугами? Качество…» Направление деятельности компаний НИЖНИЙ НОВГОРОДГОРОДЕЦ Не довольны Когда как ДовольныНе довольны Когда как Довольны Продукты питания Одежда и обувь Мебель Бытовая техника Сельхозинвентарь, мелкая сельхозтехника, удобрения Общественное питание и услуги (парикмахерские и т.п.) Общественный транспорт Бензин и дизель Лекарственные препараты Стоматология Медицинские услуги Услуги в сфере культуры Услуги учреждений дошкольного образования Услуги детского отдыха и оздоровления Услуги дополнительного образования детей Услуги по уходу за детьми и гражданами с ограниченной деятельностью Услуги социального обслуживания населения Сотовая связь Интернет Услуги по управлению многоквартирными домами Водопровод Электроснабжение Теплоснабжение Газоснабжение Гостиничные услуги Автокомпоненты (запасные части и компоненты, используемые для производства автомобилей) Строительство Рис Удовлетворенность качеством товаров и услуг, %

Кафедра экономической социологии факультета социальных наук УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ КАЧЕСТВОМ ТОВАРОВ И УСЛУГ Динамика удовлетворенности качеством товаров и услуг не столь значительна. Хотя здесь оценки населения скорее ситуативны, по большинству товаров и услуг за прошедших год снизилось число тех, кто всегда доволен их качеством. Негативная динамика прослеживается на рынках топлива, сельхозтехники, одежды и обуви. Позитивная динамика в оценках населения заметна на рынках сотовой связи и услуг общественного транспорта. Нижегородцы выше оценивают качество товаров и услуг по сравнению с жителями районного центра. Особенно это заметно в оценках рынков сотовой связи и Интернет, услуг общественного транспорта и жилищно-коммунальных. Жители области особенно недовольны качеством медицинских услуг, в том числе стоматологических, и лекарственных препаратов.

Кафедра экономической социологии факультета социальных наук УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ СТАБИЛЬНОСТЬЮ НАЛИЧИЯ ТОВАРОВ И УСЛУГ КАК РЕЗУЛЬТАТОМ КОНКУРЕНЦИИ Вопрос: «Насколько вы довольны положением дел со следующими товарами и услугами? Стабильность наличия товара/работы/услуги…» Направление деятельности компаний НИЖНИЙ НОВГОРОДГОРОДЕЦ Не довольны Когда как ДовольныНе довольны Когда как Довольны Продукты питания Одежда и обувь Мебель Бытовая техника Сельхозинвентарь, мелкая сельхозтехника, удобрения Общественное питание и услуги (парикмахерские и т.п.) Общественный транспорт Бензин и дизель Лекарственные препараты Стоматология Медицинские услуги Услуги в сфере культуры Услуги учреждений дошкольного образования Услуги детского отдыха и оздоровления Услуги дополнительного образования детей Услуги по уходу за детьми и гражданами с ограниченной деятельностью Услуги социального обслуживания населения Сотовая связь Интернет Услуги по управлению многоквартирными домами Водопровод Электроснабжение Теплоснабжение Газоснабжение Гостиничные услуги Автокомпоненты (запасные части и компоненты, используемые для производства автомобилей) Строительство Рис Удовлетворенность стабильностью наличия товаров и услуг, %

Кафедра экономической социологии факультета социальных наук УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ КАЧЕСТВОМ ТОВАРОВ И УСЛУГ 2.5. УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ СТАБИЛЬНОСТЬЮ РАБОТЫ РЫНКОВ Стабильность предоставления товаров и услуг не представляет для населения региона особой проблемы. Высоко по стабильности предоставления товаров и услуг оцениваются следующие рынки: рынок одежды и обуви, продуктов питания, мебели и бытовой техники, лекарственных препаратов и связи. Также высоки оценки общественных и бытовых услуг, транспорта. Наблюдается рост недовольства предложением на рынках жилищно-коммунальных услуг. Жители районного центра в меньшей степени удовлетворены стабильностью работы рынков товаров и услуг.

Кафедра экономической социологии факультета социальных наук УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ СООТВЕСТВИЕМ АССОРТИМЕНТА ТОВАРОВ И УСЛУГ ЗАПРОСАМ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ КАК РЕЗУЛЬТАТОМ КОНКУРЕНЦИИ Вопрос: «Насколько вы довольны положением дел со следующими товарами и услугами? Возможность выбрать, найти то, что нужно…» Направление деятельности компаний НИЖНИЙ НОВГОРОДГОРОДЕЦ Не довольны Когда как ДовольныНе довольны Когда как Довольны Продукты питания Одежда и обувь Мебель Бытовая техника Сельхозинвентарь, мелкая сельхозтехника, удобрения Общественное питание и услуги (парикмахерские и т.п.) Общественный транспорт Бензин и дизель Лекарственные препараты Стоматология Медицинские услуги Услуги в сфере культуры Услуги учреждений дошкольного образования Услуги детского отдыха и оздоровления Услуги дополнительного образования детей Услуги по уходу за детьми и гражданами с ограниченной деятельностью Услуги социального обслуживания населения Сотовая связь Интернет Услуги по управлению многоквартирными домами Водопровод Электроснабжение Теплоснабжение Газоснабжение Гостиничные услуги Автокомпоненты (запасные части и компоненты, используемые для производства автомобилей) Строительство Рис Удовлетворенность соответствием ассортимента товаров и услуг запросам потребителей, %

Кафедра экономической социологии факультета социальных наук УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ СООТВЕТСТВИЕМ АССОРТИМЕНТА ТОВАРОВ ЗАПРОСАМ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ Широта выбора не представляет для населения региона особой проблемы. При этом наблюдается рост предложений на многих рынках, таких, как рынок одежды и обуви, продуктов питания, мебели и бытовой техники, лекарственных препаратов и связи. Также высоки оценки общественных и бытовых услуг, транспорта. Наблюдается рост недовольства предложением на рынках жилищно-коммунальных услуг. Жителей районного центра от нижегородцев отличает, прежде всего, то, что они в меньшей степени удовлетворены предложением рынков товаров и услуг. Особенно заметен рост неудовлетворенных предложением в сфере ЖКХ: рынок услуг по управлению многоквартирными домами, водопровода, электроснабжения, теплоснабжения и газоснабжения.

Кафедра экономической социологии факультета социальных наук ЗАЩИЩЕННОСТЬ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ Вопрос: «Как вы как оцениваете защиту прав потребителей в вашем районе?» Рис Оценка защиты прав потребителей в районе проживания, % Нижний Новгород Городец

Кафедра экономической социологии факультета социальных наук ЗАЩИЩЕННОСТЬ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ * Рассчитано от числа горожан, имеющих опыт защиты своих потребительских прав Рис Оценка успешности собственных действий по защите своих потребительских прав*, % Вопрос: «Как вы оцениваете успешность ваших действий по защите потребительских прав? » Нижний Новгород Городец

Кафедра экономической социологии факультета социальных наук 30 При оценке ситуации по защите прав потребителей в районе проживания в 2015 году стало больше граждан, которые видят ситуацию как удовлетворительную, при этом количество жителей, которые оценивают ситуацию как хорошую, уменьшилось практически вдвое по сравнению с 2014 годом, как в Нижнем Новгороде и Городце, так и по обоим населенным пунктам суммарно. По остальным же оценкам особых изменений не наблюдается. В 2015 году 6% населения дополнительно (по сравнению с 2014 годом) получило опыт по защите своих прав как потребителя. А количество граждан, которым не приходилось сталкиваться с подобного рода ситуациями, снизилось. При этом изменилось не только число отстаивающих свои права жителей, но и тех, кто делает это эффективно (эта тенденция наблюдается преимущественно в Нижнем Новгороде). В 2015 году в Городце вырос процент тех, кому частично удалось реализовать свои права. Это можно объяснить тем, что, чем крупнее населенный пункт, тем больше у его жителей информации, в том числе и о том, как защитить свои интересы. Кроме того, в городах- миллионниках (один из которых – Нижний Новгород) лучше, по сравнению с областным центром, развита система образования (высшего, например), что способствует активной жизненной позиции в защите собственных интересов. Оценка защиты прав предпринимателей: снизилось: количество жителей, оценивающих ее как хорошую, сократилось практически вдвое по обоим населенным пунктам. Причем в Нижнем Новгороде она ухудшилась сильнее, чем в Городце ЗАЩИЩЕННОСТЬ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

Кафедра экономической социологии факультета социальных наук НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ Вопрос: «На что, по Вашему мнению, должна быть в первую очередь направлена работа по развитию конкуренции в Вашем районе?» Рис Оценка важности направлений работы по развитию конкуренции в районе проживания, % Н.Новгород Городец Направления работы Контроль над ростом цен Контроль над качеством продукции Контроль над тем, чтобы одна компания не начинала полностью диктовать условия на рынке Контроль над тем, чтобы фирмы соревновались честно Помощь начинающим предпринимателям Обеспечение того, чтобы все желающие заняться бизнесом могли получить эту возможность Создание новых рабочих мест Создание условий для того, чтобы компаний, продающих товары, работы или услуги, становилось больше Контроль над работой естественных монополий, таких как водоснабжение, электро- и теплоснабжение, ж/д и авиатранспорт Создание системы информирования населения о работе различных компаний, защите прав потребителей и состоянии конкуренции в районе 10 8 Привлечение инвесторов Юридическая защита предпринимателей Поддержка новых направлений развития экономики города и района Сокращение муниципальных предприятий, оказывающих услуги населению, за счет появления новых коммерческих предприятий 5446 Повышение открытости процедур муниципальных конкурсов и закупок 4435 Ведение учета обращений граждан, связанных с проблемами развития конкуренции 3122

Кафедра экономической социологии факультета социальных наук 32 Наиболее действенными мерами, способствующими развитию конкурентной среды в регионе, жители области считают контроль над ростом цен и качеством продукции. При этом их важность за последний год значительно выросла. На втором месте по значимости стоят антимонопольные меры - контроль над тем, чтобы одна компания не начинала полностью диктовать условия на рынке. На третьем – поддержка честной конкуренции и начинающих предпринимателей, а также создание рабочих мест. Остальные меры не воспринимаются как особенно эффективные НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ

Кафедра экономической социологии факультета социальных наук 33 На открытый вопрос, чем в первую очередь должны заниматься именно местные органы власти мнение жителей разделилось В Нижнем Новгороде жители несколько чаще (48%) отмечали необходимость помощи предпринимателям, чем меры, направленные на защиту потребителей и развитие территорий. В Городце напротив, требования поддержки предпринимательства (36%) практически сопоставимы с желанием видеть в местной власти защитников интересов населения (34%). Основными направлениями поддержки предпринимательства, позволяющих повысить эффективность конкуренции, населению видится в снижение налогов, снижение аренды и помощи начинающим. Растет запрос на поддержку местных производителей в противовес приезжим спекулянтам. Население, особенно в Городце, хотело бы видеть усилия местной власти, направленные на создание рабочих мест и поддержку появления в районе именно тех предпринимателей и их поддержку, которые способны это обеспечить. Растет запрос на защиту местного бизнеса от приезжих гигантов, диктующих свои цены в крупных торговых сетях, которые душат малый бизнес и уничтожают рабочие места НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ

Кафедра экономической социологии факультета социальных наук 34 Население хотело бы видеть работу власти по регулированию цен и качества продукции, повышению качества жизни населения и создания рабочих мест. Растет спрос к возможностям продавать и покупать местную продукцию на открытых рынках и ярмарках. Население хотело бы видеть усилия местной власти по обеспечению их регулярности и помощи населению в получении этой информации. Другой важной проблемой является снижение барьеров по участию в этих ярмарках местных производителей и народных умельцев, продающих свои продукты, даже если они не являются зарегистрированными предпринимателями. Востребованным являются меры по созданию для населения возможностей использовать свободные земли для производства продукции. Отдельно население выделяет меры по работе с молодежью, которая видится как ресурс для рядов предпринимательства, так и наиболее уязвимая группа, которая в случае не нахождения адекватной работы стремится покинуть особенно малые муниципалитеты. С ее отъездом падает как предпринимательская активность, так и покупательский спрос и возможность развития территории для оставшегося бизнеса НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ

Кафедра экономической социологии факультета социальных наук РАЗВИТОСТЬ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА Вопрос: «Хотели бы вы иметь возможность получать информацию о развитии рыночной конкуренции в вашем городе/районе?» Вопрос: «Как вы оцениваете возможности получения информации о рыночной конкуренции сейчас? » Рис Запросы потребителей на получение информацию о развитии рыночной конкуренции на местных рынках, % Рис Возможности реализации информационных запросов о развитии рыночной конкуренции, % Нижний Новгород Городец

Кафедра экономической социологии факультета социальных наук РАЗВИТОСТЬ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА Рис Оценка доступности информации о рыночной конкуренции в группах с различной степенью заинтересованности в такого рода информации, % Интерес к информации о развитии рыночной конкуренции остается достаточно невысоким как в областном центре, так и в малых городах. При этом у жителей Нижнего Новгорода прослеживается снижение заинтересованности к получению подобной информации. Жители Городца, напротив, стали проявлять несколько больший интерес по сравнению с предыдущим годом. Если в 2014 году нижегородцы были более заинтересованы в информации о развитии рыночной конкуренции, чем жители периферии, то в настоящее время ситуация поменялась – несколько больший интерес демонстрируют жители Городца. Варианты ответов Нет, мне это однозначно не интересно Скорее нет В зависимости от ситуации Скорее да, может пригодиться Да, мне это очень интересно Информации о состоянии конкуренции нет совсем Ее получить очень трудно Можно получить, если приложить усилия Информация о конкуренции общедоступна

Кафедра экономической социологии факультета социальных наук РЕЙТИНГ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ О РАЗВИТИИ КОНКУРЕНЦИИ В РАЙОНЕ И ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ Вопрос: «Откуда вы чаще всего получаете информацию о развитии конкуренции в районе и защите прав потребителей и предпринимателей?» Рис Рейтинг источников информации о развитии конкуренции в районе и защите прав потребителей и предпринимателей, % Направления работы Н.Новгород Городец Непосредственно от государственных органов, контролирующих эти процессы Районный отдел (департамент, управление) по развитию предпринимательства 0020 Комитет по управлению муниципальным имуществом 0010 Общественная приемная Президента РФ 0000 Общественная приемная Губернатора Нижегородской области 0101 Районные комитеты по защите прав потребителей 1332 Учебные заведения района 1101 Непосредственно от общественных организаций, контролирующих эти процессы Нижегородская региональная общественная организация по защите прав потребителей 1030 Правовой центр защиты потребителей 1111 ОПОРА России 1110 Деловая Россия 1000 Общественная палата Нижегородской области 4050 Из различных источников Центральных газет Местных газет Центральных ТВ каналов Местных ТВ каналов Радио Друзья и знакомые Официальные сайты организаций, регулирующих развитие конкуренции Интернет-страницы официальных организаций в социальных сетях Социальные сети интернет Горячие линии с организациями, регулирующими развитие конкуренции 4111 Другое

Кафедра экономической социологии факультета социальных наук 38 Структура источников информации о конкурентной ситуации меняется, можно наблюдать перераспределение внимания населения в сторону интернет- источников, наряду с традиционно популярными неформальными, межличностными контактами как источниками информации. Нужно отметить, что существенно повысился рейтинг страниц официальных организаций в социальных сетях, как источника информации о развитии конкуренции в районе и защите прав потребителей и предпринимателей. Таким образом, если прямые обращения в соответствующие органы у граждан непопулярны, все же у официальных структур есть канал информирования населения. Практически вдвое снизился процент населения, рассматривающий печатные СМИ, как источник информации. Чуть меньше снизился рейтинг центральных ТВ каналов. На первом месте в рейтинге источников информации – местные ТВ каналы и друзья, знакомые, хотя частота обращений к информации полученной от друзей и знакомых снизилась РЕЙТИНГ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ О РАЗВИТИИ КОНКУРЕНЦИИ В РАЙОНЕ И ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

Кафедра экономической социологии факультета социальных наук ОЦЕНКА РАБОТЫ ОРГАНОВ ВЛАСТИ И ОРГАНИЗАЦИЙ ПО РАЗВИТИЮ КОНКУРЕНЦИИ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ Вопрос: «Как вы оцениваете работу следующих органов власти и организаций по развитию конкуренции в вашем населенном пункте/ районе области?» Рис Оценка работы органов власти и организаций, % Органы власти и организации Нижний Новгород Городец Не удовлетворительно Средне Удовлетворительно Не удовлетворительно Средне Удовлетворительно Президент России (В.Путин) Общественная приемная Президента РФ Губернатор Нижегородской области Общественная приемная Губернатора НО Федеральная антимонопольная служба по Нижегородской области Глава МСУ Вашего района, председатель Земского собрания Глава администрации района Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрация района Правовой центр защиты потребителей ОПОРА России Деловая Россия Общественная палата Нижегородской области Нижегородская региональная общественная организация по защите прав потребителей Районные комитеты по защите прав потребителей Учебные заведения района Районный отдел (департамент) по развитию предпринимательства Ваш Сельсовет

Кафедра экономической социологии факультета социальных наук 40 Динамика оценок деятельности органов власти по развитию конкуренции в регионе за прошедший год скорее отражает общий уровень доверия и одобрения у населения работы Президента Российской Федерации и Губернатора Нижегородской области. Уровень оценки глав муниципальных образований и администраций районов традиционно ниже. Нижегородцев отличает рост неудовлетворенности работой различных организаций и органов власти по развитию конкуренции в городе (за исключением Президента РФ). Работа организаций, призванных отстаивать интересы предпринимателей и потребителей, оценивается также скорее нейтрально (больше половины опрошенных ставят средние оценки). Некоторое исключение составляют организации по защите прав потребителей – здесь наблюдается более высокий процент положительных оценок, видимо, их присутствие в публичном пространстве более заметно для широких слоев населения, чем работа таких специальных организаций, как ОПОРА России, Деловая Россия и т.д. Деятельность Федеральной антимонопольной службы НО по развитию конкурентной среды оценивается скорее нейтрально. Однако за прошедший год несколько увеличился критический настрой населения в отношении данной организации. За последний год стала более заметна роль учебных заведений в развитии конкуренции. При этом наблюдается скачок положительных оценок этой работы. Учебные заведения достаточно популярны, чтобы стать площадками информирования молодежи о бизнес-ситуации и возможностях по проявлению деловой инициативы. Жители районного центра более лояльны в оценках. Особенно в оценках деятельности органов власти разного уровня, здесь мы видим положительную динамику. Остальные организации оцениваются скорее нейтрально ОЦЕНКА РАБОТЫ ОРГАНОВ ВЛАСТИ И ОРГАНИЗАЦИЙ ПО РАЗВИТИЮ КОНКУРЕНЦИИ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ

Кафедра экономической социологии факультета социальных наук ОЦЕНКА ДЕЛОВОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ВЕДЕНИЯ БИЗНЕСА Вопрос: «Как, по вашему мнению, в вашем городе/районе складывается обстановка для ведения бизнеса?» Рис Удовлетворенность различными аспектами, свидетельствующими об обстановке для ведения бизнеса в городе проживания, % Аспекты оценивания Нижний Новгород Городец Плохо Не удовлетворительно Удовлетворительно Хорошо Отлично Плохо Не удовлетворительно Удовлетворительно Хорошо Отлично Наличие информации о состоянии рынков города/района Наличие спроса и возможности у населения оплачивать эти товары или услуги Взаимоотношение с другими фирмами- конкурентами Возможность получения кредитов Получение разрешение на открытие бизнеса Возможности аренды помещений Взаимодействие бизнеса с органами власти Объем требований и отчетности для налоговых служб Доступность государственных и муниципальных услуг Возможность участвовать в тендерах и конкурсах, организуемых местными властями Снижение барьеров для занятия бизнесом Преодоление семейственности и клановости в органах, регулирующих развитие конкуренции в районе

Кафедра экономической социологии факультета социальных наук 42 Население стало более пессимистично и с большими опасениями относиться к перспективе открытия собственного дела. Значительно чаще стали отмечаться трудности, связанные с общей экономической ситуацией, наиболее негативная динамика складывается по таким показателям, как: Возможности получения кредитов; Возможности найти помещение в аренду; Наличие платежеспособного спроса. Наблюдается нарастание критики и недовольства в адрес местных властей. Наиболее негативная динамика складывается по таким вопросам, как: Преодоление семейственности и клановости в госорганах; Возможность участвовать в тендерах, организуемых местными властями; Доступность государственных и муниципальных услуг и в целом наличие возможностей для взаимодействия бизнеса и власти; Работа властей по преодолению барьеров для бизнеса; Объем требований и отчетности для налоговых органов ОЦЕНКА ДЕЛОВОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ВЕДЕНИЯ БИЗНЕСА

Кафедра экономической социологии факультета социальных наук ОЦЕНКА ПОТЕНЦИАЛА БИЗНЕС-РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛИТЕТОВ Вопрос: «Как вы считаете, насколько легко вести свое дело в вашей местности?» Вопрос: «За последнее время встречали ли вы информацию о том, где можно пройти обучение для открытия собственного бизнеса?» Рис Оценка доступности, легкости ведения своего дела по месту проживания, % Рис Оценка доступности получения информации о том, где можно пройти обучение для открытия собственного бизнеса, % Нижний Новгород Городец

Кафедра экономической социологии факультета социальных наук ОЦЕНКА ПОТЕНЦИАЛА БИЗНЕС-РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛИТЕТОВ Рис Оценка уровня защиты прав предпринимателей в районе проживания, % Вопрос: «Как вы как оцениваете уровень защиты прав предпринимателей в вашем районе?» Вопрос: «Как вы относитесь к идее открытия собственного бизнеса?» Рис Отношение к идее открытия собственного бизнеса среди тех, кто на данный момент его не имеет, % Нижний Новгород Городец Нижний Новгород Городец

Кафедра экономической социологии факультета социальных наук 45 Рынки, демонстрировавшие рост за последние 2-3 года: продукты питания, строительство, частные медицинские услуги, услуги жилищно-коммунального комплекса. Рынки, демонстрировавшие спад за последние 2-3 года: производство промышленных товаров, лесопереработка, мебельная промышленность, мелкая торговля, рынок дорогих товаров и услуг 3.1 Выводы о современном состоянии конкурентных рынков в Нижегородской области

Кафедра экономической социологии факультета социальных наук 46 В результате изменения экономической ситуации, на рынках, переживавших рост, обостряется конкуренция и происходит перераспределение рыночных позиций. Особенно это заметно на рынках строительства, недвижимости, производства и продажи продуктов питания. Несмотря на негативную динамику, предприниматели видят возможности для роста на отдельных рынках, таких как: производство и торговля продуктами питания (особенно с уклоном на здоровый образ жизни), переработка сельхозпродуктов, машиностроение, военно-промышленного комплекс. 3.2 Выводы о современном состоянии конкурентных рынков в Нижегородской области

Кафедра экономической социологии факультета социальных наук 47 Ключевые факторы, ограничивающие конкуренцию: административные (административные барьеры, низкое качество государственного регулирования); коррупция; монополизация; экономические (дефицит кредитных, трудовых ресурсов, высокая доля присутствия государства в экономике); социальные (низкая платёжеспособность населения, низкая предпринимательская активность); инфраструктурные (недостаточное развитие социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры). 3.3 Сводный анализ факторов, ограничивающих конкуренцию

Кафедра экономической социологии факультета социальных наук 48 Динамика и уровень значимости факторов: Коррупция – претерпевает, по оценкам отдельных экспертов, некоторые качественные изменения (концентрация, сужение поля коррупционных отношений, повышение их скрытности). Монополизация – ускорилась за последнее время, в частности за счет создания искусственных административных барьеров. Экономические факторы, в частности дефицит трудовых ресурсов – специфичны для малых городов. Социальные факторы – на данный момент оказывают значительное влияние (снижается платежеспособный спрос, меняется структура спроса). Инфраструктурные факторы – оцениваются рыночными акторами как несущественные; инфраструктурно регион хорошо развит. 3.4 Сводный анализ факторов, ограничивающих конкуренцию

Кафедра экономической социологии факультета социальных наук 49 Перспективы развития конкуренции видятся бизнес-сообществу в контексте развития предпринимательской активности в целом. Государству и муниципальным властям бизнес-сообщество отводит значимую роль в развитии конкуренции, существует отдельный запрос на активность органов власти в данном направлении. В качестве специфических мер развития конкуренции называются: рост количества хозяйствующих субъектов, предпринимателей; демонополизация отдельных рынков и отраслей (в частности, производство и торговля продуктами питания); контроль появления крупных инвесторов на локальных рынках со сложившейся структурой взаимоотношений; государственная помощь и поддержка предпринимательства; контроль качества товаров; совершенствование системы госзаказа – перенос акцента с цены на качество; информационная поддержка со стороны органов власти; равноправный диалог бизнеса и власти. 3.5 Перспективы и потенциальные пути развития конкуренции

Кафедра экономической социологии факультета социальных наук 50 Стратегическое планирование развития социально-значимых рынков и задание стандартов их регулирования на федеральном уровне. Рынок автокомпонентов: совершенствование законодательной базы в отношении осуществления закупок, перенос акцента с закупки дешевого товара на закупку качественного товара; поддержка выхода отечественных предпринимателей на внешний рынок в ситуации слабого рубля. Рынок образовательных услуг: сохранение количественного и качественного разнообразия предложения на этом социально-значимом рынке, в частности за счет поддержки коррекционных детских учреждений. Рынок медицинских услуг: остановить количественное сокращение рынка, сохранить количественное и качественное разнообразие. 3.6 Предложения по совершенствованию и развитию конкуренции на приоритетных и социально-значимых рынках

Кафедра экономической социологии факультета социальных наук 51 Рынок розничной торговли: Предотвращение монополизации, сохранение средних и мелких игроков. Создание условий для возникновения альянсов, торговых объединений, агрохолдингов мелких розничных игроков, что позволит им противостоять крупным федеральным сетям. Рынок услуг перевозок пассажиров автомобильным транспортом на межмуниципальных маршрутах: Предотвращение монополизации, мониторинг коррупционных проявлений и их предотвращение. Рынок телекоммуникаций и широкополосного доступа: Противодействие монополизации. Включение в разряд социально-значимых рынков: Рынка социального жилья; Любых рынков, образованных бюджетообразующими предприятиями. 3.7 Предложения по совершенствованию и развитию конкуренции на приоритетных и социально-значимых рынках

Кафедра экономической социологии факультета социальных наук 52 Анализ экспертных мнений позволяет предложить внесение ряда уточнений и дополнительных акцентов в содержание мероприятий «дорожной карты»: Признать социально-значимым рынок фармацевтической продукции и обратить особое внимание на противодействие сговору продавцов. Обратить особое внимание на рынок услуг дошкольного образования, детского отдыха и оздоровления, дополнительного образования детей в плане имеющегося на нем дефицита кадровых ресурсов. Ввести дополнительные критерии по развитию рынка медицинских услуг в небольших городах, где рынок отличается небольшим объемом спроса и концентрацией кадровых и технических ресурсов в государственных и муниципальных медучреждениях. Способствовать увеличению числа игроков на рынке услуг ЖКХ, где есть тенденция к монополизации. Для развития конкуренции на рынке наземных транспортных перевозок можно обеспечить частичную инфраструктуру (государственную ремонтную базу, услуги специалистов по обслуживанию транспорта), наличие которой позволит увеличить число сертифицированных участников рынка. 3.8 Рекомендации по корректировке приоритетных и социально значимых рынков и мероприятий «дорожной карты»

Кафедра экономической социологии факультета социальных наук 53 Анализ экспертных мнений позволяет предложить внесение ряда уточнений и дополнительных акцентов в содержание мероприятий «дорожной карты»: Пересмотреть политику лицензирования на рынке строительных услуг – возвратить лицензирование, но скорее отдельных специалистов, а не компаний. Пересмотреть требования к оптимизации строительных смет, сместить акцент на качество исполнения для предотвращения использования дешевых материалов и удешевления работ в ущерб качеству. В контексте импортозамещения сделать акцент на поддержке местных, локальных производителей и налаживании коммуникации с ними и с локальными потребителями. 3.9 Рекомендации по корректировке приоритетных и социально значимых рынков и мероприятий «дорожной карты»