Конспект «Специфика мифологического мышления» Конспект «Специфика мифологического мышления» 1. Элиаде М. Священное и мирское ( www.philosophy2.ru) // Священное.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Фалес Θαλς Μιλήσιος άρχή Причина движения дух (πνευμα), «гнездящийся» в воде Космос одушевлен (εμψυχος) и полон божественных сил (δαίμονες)
Advertisements

Античность ( от лат. antiquus – древний ) просуществовала 1200 лет, начиная с VII в. до н. э. по V в. н. э.
Раздел «онтология и теория познания» Лекция 2. Онтология как философское учение о бытии. Бесплатные презентации.
Древнегреческая философия до Сократа (1) Натурфилософия Милетской школы (Натурфилософия – философия природы. Милет – греческая колония в Малой Азии.) Основатель.
Тема 1. 1.Структура и основные формы бытия 2.Становление проблемы бытия в западноевропейской философии (античность, средневековье, Новое время). 3.Попытки.
Повторение домашнего задания Письменные ответы к тексту на с. 25. Собеседование по тексту «Специфика мифологического мышления» Вопросы 1-5 на с. 24.
История философско- политических учений Занятие 2: Философия Античности.
История философских и политико-правовых учений. Занятие 1.
Познание Блок 1: Понятие и история гносеологии. Занятие 2.
Тема 3. Античная философия Характерные черты и периодизация античной философии Философские школы досократического периода Философские взгляды классического.
Философия античности-феномен культуры, созданный великими гениями греков
Основы философии Тема 1 Характер философского знания и задачи философии МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ Кафедра философии.
Познание. Блок 1. Понятие и история гносеологии..
Выполнила: Морозова Дарья, Г-3. Космоцентризм - система философских взглядов, появившаяся в Древней Греции ( с 6 века до н.э. по шестое столетие н.э.),
Философия - первая исторически сложившаяся форма теоретического сознания, которая приобретает теоретический и понятийный характер. В самом общем смысле.
Учение о бытии 1. Категория бытия в философии. Монистические и плюралистические концепции бытия. 2. Формы бытия: материальное и идеальное. 3. «Материя»
Античная философия VII-VI вв. до н.э. – VI в.н.э..
Автор: Барышникова Дарья 8 класс АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ. ВЛИЯНИЕ ГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ НА РИМСКУЮ. КАК ФИЛОСОФСКОЕ МЫШЛЕНИЕ ИЗМЕНИЛО ВЗГЛЯДЫ ЛЮДЕЙ НА МИР?
Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции.
Древнегреческая философия
Транксрипт:

Конспект «Специфика мифологического мышления» Конспект «Специфика мифологического мышления» 1. Элиаде М. Священное и мирское ( // Священное и мирское ru Священное и мирское ru другой его текст Аспекты мифа (zip) другой его текст Аспекты мифа (zip)Аспекты мифа Аспекты мифа 2. Леви-Строс К. Неприрученная мысль //Его же. Первобытное мышление. М.: Республика, с Голосовкер Я.Э. Логика мифа (zip) Логика мифа Логика мифа 4. Леви-Брюль Л. Первобытное мышление (2 фр.) 5. Концепция происхождения сознания Дж. Джейнса (по статье Consciousness and the Voices of the Mind (pdf; англ.) = (рус. пер. "Сознание и голос разума (основная его работа: "The Origin of Consciousness in the Breakdown of the Bicameral Mind" (1976, англ.) Consciousness and the Voices of the MindConsciousness and the Voices of the Mind

«Метафизика существует если не как наука, то во всяком случае как природная склонность (metaphysica naturalis). В самом деле, человеческий разум в силу собственной потребности, а вовсе не побуждаемый одной только суетностью всезнайства, неудержимо доходит до таких вопросов, на которые не могут дать ответ никакое опытное применение…; поэтому у всех людей, как только разум у них расширяется до спекуляции, действительно… будет какая-нибудь метафизика» [Кант, Критика чистого разума] «Метафизика существует если не как наука, то во всяком случае как природная склонность (metaphysica naturalis). В самом деле, человеческий разум в силу собственной потребности, а вовсе не побуждаемый одной только суетностью всезнайства, неудержимо доходит до таких вопросов, на которые не могут дать ответ никакое опытное применение…; поэтому у всех людей, как только разум у них расширяется до спекуляции, действительно… будет какая-нибудь метафизика» [Кант, Критика чистого разума] Метафизика – (мета-) выхождение за пределы наличного (физика) 1. В обыденном смысле – метафизика натуралист, каждый «умный» человек 2. Профессиональный смысл – предельный случай, за пределы («граница») мира, первая причина, Сущее или Бытие.

Аристотель Метафизика (кн.1) Опыт (обыденное знание): Что есть стол? Опыт (обыденное знание): Что есть стол? Вторая философия (наука): Что есть вода/сила ? Вторая философия (наука): Что есть вода/сила ? Первая/вторая философия: Что есть вещь? Первая/вторая философия: Что есть вещь? (Метафизика) Что есть сущее (само по себе)? (Метафизика) Что есть сущее (само по себе)? Знание = Опыт (физика) + Мета-физика (1,2,3,4,5) + Метафизика + Субъект область над-ындивидуального ======== область над-ындивидуального ======= 1. Вторая философия (теоретическая физика, «силы») 2. Вторая/первая философия («фюзис») 3. Вторая природа / социум (фюзис vs. техно (Аристотель «Физика») 4. Структура/целое (язык, Бахтин) 5. Этика / Эстетика (факт vs. ценности – объективное! )

Философия (метафизика) и наука (физика) Аристотель Метафизика (книга 1) Первая философия: первые причины Вторая философия (наука): вторые причины И.Кант Критика чистого разума Физика (наука) - опыт Метафизика - за пределы опыта Ж.Делез «Что такое философия?» Философия – концепты (нет референции) Наука – функтивы (план референции)

Физика, математика, метафизика Платон 4-х частный отрезок (Линия) (Государство, кн.6) Аристотель Метафизика, О душе 1. Физика (природа, фюзис) 2. Математика (абстрактное) – среднее знание 3. Метафизика (идеальное, Абсолют) Математика – движение точки Метафизика как работа с Абсолютами

Как можно помыслить совпадение абсолютного максимума и минимума? Н. Кузанский (1440) Об ученом незнании //Его же. Сочинения в 2-х томах. Т. 1. М.: Мысль, 1979 с. 51, 54 «Максимумом я называю то, больше чего ничего не может быть. Но такое преизобилие свойственно единому. Поэтому максимальность (resp. абсолютный максимум. К. С.) совпадает с единством (resp. Единым. К. С.), которое есть бытие (1-й арг. К. С.). Если такое единство универсальным и абсолютным образом возвышается над всякой относительностью и конкретной ограниченностью (определенностью), то ему ничего и не противоположно по его абсолютной максимальности. Абсолютный максимум есть то единое, которое есть все; в нем все, поскольку он максимум; а поскольку ему ничего не противоположно, с ним совпадает и минимум» (с. 51). «Максимумом я называю то, больше чего ничего не может быть. Но такое преизобилие свойственно единому. Поэтому максимальность (resp. абсолютный максимум. К. С.) совпадает с единством (resp. Единым. К. С.), которое есть бытие (1-й арг. К. С.). Если такое единство универсальным и абсолютным образом возвышается над всякой относительностью и конкретной ограниченностью (определенностью), то ему ничего и не противоположно по его абсолютной максимальности. Абсолютный максимум есть то единое, которое есть все; в нем все, поскольку он максимум; а поскольку ему ничего не противоположно, с ним совпадает и минимум» (с. 51). «Абсолютный максимум пребывает в полной актуальности, будучи всем, чем он может быть, и (2 арг. К. С.) по той же причине, по какой он не может быть больше (например, увеличиваться К. С.), он не может быть и меньше (уменьшаться К. С.) : ведь он есть все то, что может существовать. Но то, меньше чего не может быть ничего (то, что не может стать меньше К. С.), есть минимум. Значит, раз максимум таков, как сказано, он очевидным образом совпадает с минимумом» (с. 54). «Абсолютный максимум пребывает в полной актуальности, будучи всем, чем он может быть, и (2 арг. К. С.) по той же причине, по какой он не может быть больше (например, увеличиваться К. С.), он не может быть и меньше (уменьшаться К. С.) : ведь он есть все то, что может существовать. Но то, меньше чего не может быть ничего (то, что не может стать меньше К. С.), есть минимум. Значит, раз максимум таков, как сказано, он очевидным образом совпадает с минимумом» (с. 54). Задание/вопрос: Согласны ли Вы с тезисом (аргументом) Н. Кузанского о совпадении абсолютного MAX и MIN? Попробуйте продолжить рассуждение Н. Кузанского и дать собственную аргументацию и некоторую (наглядную) модель в пользу этого тезиса о тождестве MAX и MIN. Задание/вопрос: Согласны ли Вы с тезисом (аргументом) Н. Кузанского о совпадении абсолютного MAX и MIN? Попробуйте продолжить рассуждение Н. Кузанского и дать собственную аргументацию и некоторую (наглядную) модель в пользу этого тезиса о тождестве MAX и MIN.

Модуль 3: Античность Новое время Учебные пособия к 3 модулю (Античность Новое время): П.П. Гайденко История греческой философии в ее связи с наукой (гл. о Демокрите, Платоне, Аристотеле) П.П. Гайденко История греческой философии в ее связи с наукой (гл. о Демокрите, Платоне, Аристотеле)История греческой философии в ее связи с наукой История греческой философии в ее связи с наукой П.П. Гайденко История новоевропейской философии в ее связи с наукой (гл. о Ньютоне, Декарте, Лейбнице) П.П. Гайденко История новоевропейской философии в ее связи с наукой (гл. о Ньютоне, Декарте, Лейбнице)История новоевропейской философии в ее связи с наукой История новоевропейской философии в ее связи с наукой Кунцман П., Буркард Ф.-П., Видман Ф., Кунцман П., Буркард Ф.-П., Видман Ф., Философия: dtv-Atlas. (справ. пособие). М., Философия: dtv-Atlas. (справ. пособие). М., Античность. Проблема Бытия (онтология) 1. Проблема Единого -- Многого и различные варианты ее решения в античной натурфилософии (гл.2. из книги: А.Ф.Лосев Очерки античного символизма и мифологии) 1. Проблема Единого -- Многого и различные варианты ее решения в античной натурфилософии (гл.2. из книги: А.Ф.Лосев Очерки античного символизма и мифологии) Проблема Единого -- Многого и различные варианты ее решения в античной натурфилософии Проблема Единого -- Многого и различные варианты ее решения в античной натурфилософии 2. А.Л. Доброхотов КАТЕГОРИЯ БЫТИЯ В КЛАССИЧЕСКОЙ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ (см А.Л. Доброхотов КАТЕГОРИЯ БЫТИЯ В КЛАССИЧЕСКОЙ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ (см. БЫТИЯ В КЛАССИЧЕСКОЙ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ БЫТИЯ В КЛАССИЧЕСКОЙ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ 3. С.Л.Катречко Категория Бытия как первый философский концепт 3. С.Л.Катречко Категория Бытия как первый философский концепт

Модуль 3: Античность. Метафизика вещи Античная метафизика как метафизика вещи « Я вижу стол » Метафизика субъекта Метафизика вещи Выявление трансцендентальных условий (Кант), первых причин (Аристотель) 1. субстанция/архи (натурфилософия милетской школы: например, Фалес вода; Фалес, Анаксимандр, Анаксимен) 1. субстанция/архи (натурфилософия милетской школы: например, Фалес вода; Фалес, Анаксимандр, Анаксимен) 2. Логос // Число (Гераклит, Пифагор) 2. Логос // Число (Гераклит, Пифагор) 3. единое бытие (Парменид) 3. единое бытие (Парменид) 4. Все как составное: атомы, гомеомерии (Демокрит, Анаксагор) 4. Все как составное: атомы, гомеомерии (Демокрит, Анаксагор) 5. форма идея (Платон) 5. форма идея (Платон) 6. учение о четырех причинах (Аристотель как обобщение и завершение античной мысли) 6. учение о четырех причинах (Аристотель как обобщение и завершение античной мысли) 7. Дунс Скот: учение об «этости» (лат. haecceitas) 7. Дунс Скот: учение об «этости» (лат. haecceitas)

Модуль 3: Античность. Милетская школа («физики») Фалес ( д.н.э.), Анаксимандр ( ), Анаксимен (585 – 528) Вода – - апейрон - – воздух Фалес – Анаксимандр - Анаксимен Первоначало: Субстрат/субстанция – архи Фалес: «Всё – из воды» Фалес: «Всё – из воды» Анаксимандр (ключевой (единственный) фр. из Симпликия): Анаксимандр (ключевой (единственный) фр. из Симпликия): «А из чего возникли сущие [вещи], в это же они и переходят, погибая по необходимости, ибо несут наказание и получают друг от друга возмездие за несправедливость, согласно порядку времени.»

Модуль 3: Античность. Милетская школа («физики») Фалес ( ), Анаксимандр ( ), Анаксимен (585 – 528) Вода – - апейрон - – воздух Анаксимандр Анаксимандр Анаксимен Анаксимен Фалес

Модуль 3: Античность. Проблема Единое vs. Многое Единое vs. Многое (А Лосев) Единое vs. Многое (Прокл / неоплатоники) Единое Целое Многое(Всё) Многое (Всё) Единое Единое Ум (двоица) Душа (единомногое) Космос (многоединое)

1. Может ли существовать наш мир (мир многого)? Платон (примерно 380 г. до н.э.) Парменид //Его же. Собрание сочинений в 4 т. Т. 2. М., Мысль, 1993 с Может ли существовать наш мир (мир многого)? Платон (примерно 380 г. до н.э.) Парменид //Его же. Собрание сочинений в 4 т. Т. 2. М., Мысль, 1993 с. 347 « : Как это ты говоришь, Зенон? Если существует многое (многое количество (множество) вещей, мир вещей К. С.), то оно (множество вещей) должно быть подобным (т.к. все это вещи) и неподобным (т.к. эти вещи разные, отличающиеся друг от друга), а это, очевидно, невозможно, потом у что и неподобное не может быть подобным, и подобное неподобным…Значит, если невозможно неподобному быть подобным и подобному неподобным, то и невозможно и существование многого (нашего мира вещей), ибо если бы многое существовало, то оно испытывало бы нечто невозможное?» (стр. 347) « : Как это ты говоришь, Зенон? Если существует многое (многое количество (множество) вещей, мир вещей К. С.), то оно (множество вещей) должно быть подобным (т.к. все это вещи) и неподобным (т.к. эти вещи разные, отличающиеся друг от друга), а это, очевидно, невозможно, потом у что и неподобное не может быть подобным, и подобное неподобным…Значит, если невозможно неподобному быть подобным и подобному неподобным, то и невозможно и существование многого (нашего мира вещей), ибо если бы многое существовало, то оно испытывало бы нечто невозможное?» (стр. 347) Задание: Попробуйте вслед за Платоном «опровергнуть» это рассуждение Зенона Элейского и обосновать существование нашего мира «многого» (см. «решение» Платона в диалоге: «открытие» диалектики как грамматической конструкции: ). Задание: Попробуйте вслед за Платоном «опровергнуть» это рассуждение Зенона Элейского и обосновать существование нашего мира «многого» (см. «решение» Платона в диалоге: «открытие» диалектики как грамматической конструкции: ).