Заседание Совета по Энергосбережению Псковской области Артемьев С.И., SBS 21 июля 2014 г.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ЭНЕРГОСЕРВИСНЫЙ КОНТРАКТ Уральское Энергетическое Агентство (УЭА)
Advertisements

1 «Организация энергосервисной деятельности» 2010 г.
Ведущий специалист Реев Степан Николаевич. реализация положений закона 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности …» реализация.
1 Разработка программ в области энергосбережения и повышения энергоэффективности ГУ «Центр энергосберегающих технологий Республики Татарстан при Кабинете.
ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ: ВОПРОСЫ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ Козлов Виталий Валерьевич Директор по энергосбережению и энергетической эффективности ООО.
Установка и эксплуатация приборов учета в многоквартирных домах: требования и варианты реализации.
Департамент топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области Докладчик: Первый заместитель директора департамента топлива, энергетики и.
Международная конференция «Модернизация российской экономики: роль институтов развития» Ключевые задачи модернизации и повышения энергоэффективности многоквартирных.
ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА ЖИЛИЩНЫЙ КОМИТЕТ ДОКЛАД о порядке принятий собственниками помещений в многоквартирных домах решений по вопросам проведения.
Правовые аспекты энергосервисных услуг Анастасия Прозор, Юрист | CMS, Россия Новые инструменты реализации энергоэффективности Пресс-центр ИА «Интерфакс»,
Рыночные схемы финансирования капитального ремонта многоквартирных домов Фонд «Институт экономики города»
Начальник административно-правового отдела Кирюшин Сергей Николаевич.
1 Механизмы реализации энергосберегающих мероприятий в распределительных тепловых сетях Первый заместитель Председателя РЭК Удмуртской Республики Кашин.
Проектный офис Рабочей группы по энергоэффективности Комиссии при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики.
Министерство регионального развития Российской Федерации1 Программы комплексного развития коммунальной инфраструктуры (ПКР) Заместитель руководителя Федерального.
Департамент энергетики и регулирования тарифов Ярославской области.
Предложение о сотрудничестве в сфере энергосбережения.
Лекция 5 Региональные, муниципальные законы и постановления в области энергосбережения.
Сокращение расходов населения на коммунальные услуги и общедомовые нужды, и как следствие повышение привлекательности управляющих организаций. Принятие.
ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА КОМИТЕТ ПО ЭНЕРГЕТИКЕ И ИНЖЕНЕРНОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ»
Транксрипт:

Заседание Совета по Энергосбережению Псковской области Артемьев С.И., SBS 21 июля 2014 г.

2 Рекомендуемый подход к управлению энергосбережением в муниципальных образованиях НДТ, применимые в Псковской области и прогнозные эффекты от их внедрения Рекомендации по работе муниципальных образований с энергосервисными компаниями в бюджетной сфере и жилищном секторе

3 Общая последовательность действий в создании новой системы управления энергосбережением на муниципальном уровне Определение энергоемкости муниципального образования Определение «управляемого» потенциала энергосбережения Определение целевых показателей энергоемкости Определение состава мероприятий для достижения целевых показателей энергоемкости Создание/актуализация программ энергосбережения Определение механизмов финансирования мероприятий Определение механизмов реализации мероприятий Система действий муниципалитетов для создания и внедрения программы энергосбережения

4 На первом этапе следует определить текущую энергоемкость муниципалитета и задать значения целевых показателей энергосбережения Определение структуры энергопотребления и энергоемкости основных отраслей Запрос у Росстата/Уполномоченного органа статистики, собираемой органами официальной статистической отчетности Прямые запросы предприятиям и учреждениям по показателям, не собираемым Росстатом Определение положения муниципалитета по энергоемкости Сравнение с уровнем НДТ* Сравнение с регионами-лидерами Сравнение с другими муниципалитетами региона Выявление необходимого объема снижения энергопотребления Выделение технического потенциала энергосбережения по НДТ Определение «управляемого» и реального потенциала энергосбережения Основные шаги по определению целевых показателей энергосбережения Декомпозиция потенциала по целевым показателям энергосбережения 4 *НДТ – наилучшие доступные технологии

5 Исходя из существующих НДТ следует разработать список мероприятий, необходимых для достижения значений целевых показателей энергосбережения Пример мероприятия. Комплексное повышение энергоэффективности здания: Установка ИТП с АСУ энергопотребления Наладка гидрорежимов, балансировка стояков Замена систем освещения на энергоэффективные Установка регулируемых клапанов в систему отопления Примеры мероприятий для основных секторов энергопотребления в муниципалитете Многоквартирные дома, бюджетные учреждения Котельные, теплотрассы Пример мероприятия. Комплексная модернизация котельной: Замена котла на котел с высоким КПД, под корректно рассчитанные тепловым нагрузки Установка энергоэффективного насосного оборудования Замена системы освещения котельной Оптимизация использования и подачи топлива в котельной

6 При сведении энергосберегающих мероприятий и источников их финансирования формируется муниципальная программа энергосбережения Каждому мероприятию задается своя структура источников финансирования Для каждого мероприятия рассчитывается потенциальный эффект энергосбережения Целевые показатели энергосбережения привязаны к эффектам от планируемых мероприятиям и увязаны между собой Устанавливаются ответственные за реализацию программы Установляется порядок и состав отчетности по реализации программы Сведение муниципальной программы энергосбережения Программа согласуется с уполномоченным органом и утверждается администрацией муниципалитета

7 Для каждого мероприятия необходимо разработать механизм внедрения Привлечение энергосервисных компаний –Через подготовку пакетов информации по текущему потреблению и характеристикам, необходимым для составления существенных условий энергосервисных контрактов –Посредством раскрытия информации по энергопотреблению ТЭР объектов бюджетной сферы –Активная работа по работе с уполномоченным органом, на форуме по энергосбережению для привлечения ЭСКО Привлечение средств регионального бюджета и федеральной субсидии –Подготовка объектов энергосбережения и обоснование проектов энергосбережения для подачи заявки на привлечение средств регионального бюджета и федеральной субсидии Использование энергоэффективных государственных закупок –Через положения ФЗ-44 о контрактах жизненного цикла/общей стоимости владения –Требования/описания технических параметров энергоэффективности закупаемой Проведение работ по энергосбережению с РСО –Выполнение требований ФЗ-261 по апробированию и работа по снижению собственных потерь РСО и принуждение / стимулирование сбережения у потребителей Развитие концессионных соглашений Пропаганда и мотивация управляемых субъектов, поддержка их проектов энергосбережения на муниципальном и региональном уровне Основные механизмы реализации энергосберегающих мероприятий

8 Для достижения значительного эффекта энергосбережения муниципальным образованиям следует активно взаимодействовать с уполномоченным органом 1. Консультации от уполномоченного органа по НДТ, уровням энергоемкости, источникам данных (статистики) 2. Поддержка реализации инициатив муниципалитетов по развитию энергосберегающей деятельности (форумы по энергосбережению, Совет по энергосбережению, встречи на базе уполномоченного органа) 3. Согласование муниципальных программ энергосбережения с уполномоченным органом 4. Подача заявок на финансирование проектов в т.ч. с привлечением федеральных субсидий в уполномоченный орган 5. Передача средств уполномоченного органа на реализацию мероприятий 6. Отчетность в адрес уполномоченного органа по использованию средств субсидий, средств регионального бюджета и достигнутого эффекта энергосбережения 7. Отчетность в адрес уполномоченного органа о достижении/не достижении показателей муниципальных программ энергосбережения УО МО УО МО УО МО УО МО УО МО УО МО УО МО

9 Рекомендуемый подход к управлению энергосбережением в муниципальных образованиях НДТ, применимые в Псковской области и прогнозные эффекты от их внедрения Рекомендации по работе муниципальных образований с энергосервисными компаниями в бюджетной сфере и жилищном секторе

10 Для эффективного выполнения планов по энергосбережению предлагается сосредоточиться на наиболее действенных технологиях (НДТ) 59,9% 40,1% Технически возможный и экономически обоснованный потенциал энергосбережения на 2020 г. составляет 205 тыс. т.у.т., в т.ч. 60% - в бюджетной и коммунальной сферах НДТ 1 1 Установка ИТП с АСУ в бюджетных учреждениях и в многоквартирных зданиях (МКД), балансировка стояков, промывка 2 2 Замена освещения в бюджетных учреждениях и местах общего пользования МКД 3 3 Комплексная теплоизоляция зданий бюджетных учреждений и МКД 4 4 Комплексная модернизация котельных 5 5 Модернизация тепловых трасс с использованием труб в ППУ оболочке, регулировка гидрорежимов Экономия в год к 2020 г 64,0 тыс. т.у.т. 2,0 тыс. т.у.т. 6,4 тыс. т.у.т. 12,4 тыс. т.у.т. 36,0 тыс. т.у.т. Ʃ =120,8 тыс. т.ут. Реализация 5 основных мероприятий позволит достичь 60% возможного объема энергосбережения 100% = 205 тыс. тут

11 Для быстрого достижения значительной экономии энергоресурсов в бюджетной сфере и жилищном секторе рекомендуется массовая установка ИТП Индивидуальный тепловой пункт позволяет регулировать подачу тепла в здание Автоматическая система управления ИТП соотносит количество подаваемого тепла и отслеживаемую температуру помещения ИТП может регулировать подачу тепла не только в зависимости от погоды, но и в зависимости от необходимости в тепле (суточное регулирование) Для получения полного эффекта от НДТ кроме установки ИТП обязательно устанавливается АСУ энергопотребления, производится регулировка гидрорежимов и балансировка стояков ИТП позволяет добиться 20-60% экономии потребления тепла в здании, максимальная экономия обычно приходится на начало и конец отопительного сезона Благодаря регулированию подачи тепла повышается комфортность помещения Принцип работы и эффект ИТП месяцы Установка ИТП с соответствующей обвязкой позволяет значительно снизить энергоемкость зданий при окупаемости в 2-5 лет, мероприятие имеет значительный опыт успешного применения в т.ч. через реализацию ЭСКО 25% экономии, 4-5 лет окупаемость

12 В программы капитальных ремонтов жилых зданий и объектов бюджетной сферы рекомендуется вносить пункт об их комплексной теплоизоляции в среднем 40% экономии, лет окупаемость Направления теплоизоляции зданий Комплексная теплоизоляция здания подразумевает утепление фасадов, крыш и подвалов здания, а также замену окон Основу утеплительных работ составляет облицовка внешних поверхностей здания минераловатными плитами с соответствующими крепежными элементами Замена оконных конструкций на современные с высоким коэффициентом сопротивления теплопередачи и приточными клапанами Реализация НДТ требует больших капиталовложений, поэтому прогнозный уровень внедрения относительно невелик Комплексная теплоизоляция зданий обычно не реализуется как отдельное энергосберегающее мероприятие, но входит в состав капитального ремонта, вместе с установкой ИТП окупаемость составляет лет

13 Рекомендуется интенсифицировать и углубить работу по распространению энергоэффективного освещения Замена систем освещения зданий бюджетной сферы и площадей общего пользования МКД на светодиодные светильники позволяет экономить до 65% электроэнергии Для получения полного эффекта от НДТ кроме установки светильников, обязательно устанавливаются датчики освещенности, движения или звука Замена устаревших светильников с лампами ДРЛ, ДНаТ на светодиодные светильники Позволяет экономить более 50% электроэнергии Доп. экономия достигается за счет длительного срока службы источников света, а как следствие снижения эксплуатационных расходов Для получения максимального эффекта от НДТ рекомендуется установить АСУ, что позволит оперативно управлять системой освещения, задавая оптимальные режимы работы Наружное освещение Внутреннее освещение до 75 % экономии, 3,5 – 6 лет окупаемость до 65 % экономии, 4 – 6,5 лет окупаемость При полной установке закупленных в 2013 г. уличных светильников (3774 шт.) экономия энергоресурсов составит около 1,8 млн. к Вт*ч в год (60%) + +

14 Замена устаревших котлов на котлы с высоким КПД (не менее 80% для котельных на дровах/щепе/угле, не менее 90% для котельных на газу) Замена циркуляционных и тяго-дутьевых насосов Установка частотно-регулируемых приводов на циркуляционные и тяго-дутьевые насосы Оптимизация мощности котельной под действительный уровень тепловых нагрузок Замена теплотрасс на трубопроводы заводской готовности с СПУ и ППУ изоляцией и с системой оперативно- дистанционного контроля (ОДК) влажности При концентрации усилий на самых низкоэффективных котельных и тепловых сетях уровень энергоемкости теплового комплекса может снизится более чем в 2 раза Направления модернизации котельных и теплотрасс * - в настоящее время по значительной части теплосетей потери превышают 20%, в некоторых районах потери тепла свыше 30% В результате модернизации котельных энергоемкость котельных снижается на уровень до 50%, потери тепла сокращаются до 3,3%*

15 Для работы с производственным сектором и сферой услуг следует рассматривать индивидуальные высокоэффективные НДТ При участии «Центра энергосбережения» Псков ГУ предприятие построило новую систему энергобеспечения: Установлено 5 газовых микротурбин для производства электроэнергии Тепло, вырабатываемое турбинами, используется на производственные нужды предприятия, отопление и подогрев горячей воды Ежегодная экономия энергоресурсов предприятием составляет около 440 т.у.т., общий КПД энергетической установки находится на уровне 84% (при уровне КПД Псковской ГРЭС – 39%, средней котельной в Псковской области – 82,4%) Стоимость проекта составила 33 млн. руб. при расчетном сроке окупаемости 3,5 лет Пример: установка собственной энергетической системы ОАО «Псковский хлебокомбинат»

16 Рекомендуемый подход к управлению энергосбережением в муниципальных образованиях НДТ, применимые в Псковской области и прогнозные эффекты от их внедрения Рекомендации по работе муниципальных образований с энергосервисными компаниями в бюджетной сфере и жилищном секторе

17 Энергосервисные договора позволяют проводить окупаемые мероприятия на средства частных инвесторов как в бюджетной так и в коммунальной сферах Предметом договора является размер экономии энергоресурсов от базиса, который обязуется обеспечить заказчику инвестор - энергосервисная компания Энергосервисная компания привлекает кредиты и производит необходимые работы, принимая на себя финансовый и технический риск Заказчик обязуется возвращать понесенные затраты энергосервисной компании из средств, сэкономленных в результате снижения платы за энергоресурсы Плата за услуги энергосервисной компанией осуществляется только при условии достижения уровня экономии, прописанного в договоре; в противном случае возврат средств не производится Возмещение стоимости услуг энергосервисной компании производится на срок, определенный договором. На это время ГРБСом фиксируется размер финансирования ст. 23, 25 (коммунальные расходы, эксплуатация, ремонт) После завершения периода действия энергосервисного договора установленное оборудование переходит в собственность заказчика Сэкономленные расходы энергоресурсы сверх нормативных 3% в год для бюджетных учреждений могут быть израсходованы на иные нужды учреждения, в т.ч. на повышение фонда оплаты труда Экономия энергоресурсов в результате реализации энергосервисного договора в жилом секторе снижает расходы на энергоресурсы для жителей

18 В настоящее время уже разработана значительная правовая база для заключения энергосервисных договоров Статья 24 ФЗ 261-ФЗ, Распоряжение правительства РФ 1794-р Приказ Минэкономразвития от «Об утверждении примерных условий энергосервисного договора…» Постановление Правительства РФ от «Об утверждении особенностей определения начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) на энергосервис» Приказ Минрегиона от «Об утверждении примерных условий энергосервисного договора…при использовании общего имущества в многоквартирном доме» ФЗ от г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Нормативно-правовые акты, регулирующие заключение энергосервисных контрактов Снятие юридических ограничений привело к активизации энергосервиса и реализации ряда успешных проектов: Реализация энергосервисных контрактов в жилых домах (г. Москва) Реализация энергосервисных контрактов в бюджетной сфере (Калуга, Мурманск, Якутия) Реализация ряда проектов по замене уличного освещения (Киров. Брянск)

19 Для обеспечения заключения энергосервисного договора необходимо обеспечить одновременное участие заказчика, энергосервисной компании и финансового института Бюджетное учреждение Энергосервисная компания Финансовая организация Выплата полученной экономии Выплата кредита Реализация проекта Привлечение кредита Администрация муниципалитета Отбор Координация Схема применения энергосервисного контракта для объектов бюджетной сферы Администрация муниципалитета выбирает объект для реализации энергосервисного договора по критериям: высокая энергоемкость здания наличие необходимой статистической информации для расчетов параметров договора Бюджетное учреждение при поддержке администрации выходит на энергосервисные компании и готовит документацию для заключения договора Энергосервисная компания находит источник финансирования (возможна поддержка со стороны муниципалитета) и реализует работы в соответствии с договором Производится возврат средств на период действия энергосервисного контракта за счет экономии на плате за энергоресурсы Гарантия

20 В заключении энергосервисных контрактов в жилом секторе ключевым этапом является согласование контракта с собственниками жилья сбор данных по жилым домам обработка данных, анализ удельного энергопотребления выбор домов для энергосервиса, подготовка проектов организация общего собрания собственников жилья формализация энергосервисного контракта между УК и энергосервисной компанией реализация энергосервисного договора Этапы работы по заключению энергосервисного контракта в жилищно-коммунальной сфере 1 Муниципалитет запрашивает данные по энергопотреблению и техническим характеристикам домов у УК 2 На базе полученных данных осуществляется анализ удельного энергопотребления и выделение групп зданий 3 Выбираются наиболее перспективные дома для заключения энергосервисных договоров* 4 Организуется поддержка общего собрания собственников жилья через активную пропаганду (совместно с УК), либо через собственную инициацию для домов с помещениями в государственной и муниципальной собственности * - наиболее энергоемкие дома, оборудованные приборами учета с зависимой не транзитной системой теплоснабжения 5 При принятии решения общим собранием жильцов оно доводится до УК, которая формализует договор с энергосервисной компанией 6 Энергосервисная компания начинает работы в соответствии с договором

21 Многоквартирные дома и бюджетные учреждения формируют более трети достижимого потенциала энергосбережения псковской области на 2020 г. Потенциал применения энергосервисных договоров в Псковской области 12,9% Потребление энергоресурсов в перспективных объектах энергосервиса составляет 13% от совокупного энергопотребления Псковской области 34,7% Технический потенциал энергосбережения в бюджетной сфере и многоквартирных домах составляет 35% от общего по области на 2020 г. потребления тепла и электричества на общедомовые нужды в многоквартирных домах составляет 210 тыс. т.у.т. потребление топливно-энергетических ресурсов в бюджетной сфере составляет 105 тыс. т.у.т. Ʃ = 2450 тыс. т.у.т. Ʃ = 205 тыс. т.у.т. потенциал снижения энергопотребления в объектах энергосервиса составляет около 70 тыс. т.у.т. бюджетная сфера и ЖКХ представляют собой наиболее управляемые сектора для реализации политики энергосбережения Потенциальная стоимость сэкономленных ресурсов в результате развития энергосервиса составляет около 700 млн. руб.

22 Резюме: для эффективной работы с ЭСКО ответственные за энергосбережение в МО должны собрать необходимые для сторонних инвесторов данные Определение пилотных проектов Подготовка объектов Выстраивание диалога с ЭСКО Подготовка к контракту Презентация результата Сбор статистики по объектам бюджетной сферы и УК Выделение наиболее энергоемких объектов Выбор наиболее подготовлен- ных объектов для реализации мероприятий с НДТ Аудит (энергетический, юридический, технический), сбор всех необходимых данных для заключения договора энергосервиса Обеспечение публичного доступа к информации по (1) техническому состоянию объектов и (2) объему исторического потребления и расходов на ТЭР Организация форума по энерго- сбережению с представителями ЭСКО Участие области и МО в региональных мероприятиях по энергосбережени ю, активное продвижение пилотных проектов Составление типового технического задания и проекта энергосер- висного договора Подготовка конкурсной документации и проведение конкурса Формирование отчетности по муниципаль- ной и региональной программам энергосбере- жения Включение проектов в состав материалов для ЭНЕС Масштабирован ие результата, применение более сложных НДТ 12345