ВФ РМЦ « Психолог-плюс» ПРОФИЛАКТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ПОМОГАЮЩИХ ПРОФЕССИЙ
Термин «burnout» (выгорание, сгорание) введён американским психиатром Х.Дж. Фрейденбергом в 1974 году для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами либо пациентами в эмоционально нагруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи.
Профессиональное выгорание – это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально- энергетических и личностных ресурсов человека. «Профессиональное выгорание – плата за сочувствие» (К. Маслач).
Причины формирования синдрома выгорания
Проблема «помогающих» профессий Деформируется личность человека Высокая эмоциональная загруженность Повышение требований Усиление контроля Чувство « несвободы»
Исследователи выделяют пять ключевых групп симптомов, характерных для СЭВ: Индивидуально психологический уровень симптомов: 1. Физические симптомы (усталость, физическое утомление, истощение, расстройства сна и специфические соматические проблемы). 2. Эмоциональные симптомы (раздражительность, тревога, депрессия, чувство вины, ощущение безнадежности). 3. Поведенческие симптомы (агрессивность, черствость, пессимизм, цинизм, зависимости от психоактивных веществ). Социальный уровень симптомов: 4. Симптомы, связанные с работой (прогулы, плохое качество работы, опоздания, злоупотребление рабочими перерывами, экспертные ошибки). 5. Симптомы в межличностных отношениях (формальность отношений, отстраненность от пациентов, коллег, дегуманизация, цинизм, конфликтность, вербальная, невербальная и поведенческая агрессия).
Стадии развития синдрома эмоционального выгорания Дж. Гринберг предлагает рассматривать эмоциональное выгорание как пятиступенчатый прогрессирующий процесс. 1. Первая стадия эмоционального выгорания («медовый месяц»). Работник обычно доволен работой и заданиями, относится к ним с энтузиазмом. Однако по мере продолжения рабочих стрессов профессиональная деятельность начинает приносить все меньше удовольствия и работник становится менее энергичным. 2. Вторая стадия («недостаток топлива»). Появляются усталость, апатия, могут возникнуть проблемы со сном. При отсутствии дополнительной мотивации и стимулирования у работника теряется интерес к своему труду или исчезают привлекательность работы в данной организации и продуктивность его деятельности. Возможны нарушения трудовой дисциплины и отстраненность (дистанцирование) от профессиональных обязанностей. В случае высокой мотивации работник может продолжать гореть, подпитываясь внутренними ресурсами, но в ущерб своему здоровью. 3. Третья стадия (хронические симптомы, «высокое напряжение»). Чрезмерная работа без отдыха, особенно «трудоголиков», приводит к таким физическим явлениям, как измождение и подверженность заболеваниям, а также к психологическим переживаниям - хронической раздражительности, обостренной злобе или чувству подавленности, «загнанности в угол». Постоянное переживание нехватки времени (синдром менеджера). 4. Четвертая стадия (кризис). Как правило, развиваются хронические заболевания, в результате чего человек частично или полностью теряет работоспособность. Усиливаются переживания неудовлетворенности собственной эффективностью и качеством жизни. 5. Пятая стадия эмоционального выгорания («разрушение»). Физические и психологические проблемы переходят в острую форму и могут спровоцировать развитие опасных заболеваний, угрожающих жизни человека. У работника появляется столько проблем, что его карьера находится под угрозой.
Последствия Увеличение напряжения Возникновение неврозов и психосоматики « Выгорание»
Последствия профессионального «выгорания» Апатия или, напротив, раздражение и агрессия, направленные на себя либо на окружающих Формирование чувства вины, собственной некомпетентности в вопросах воспитания Эмоциональное опустошение Проблемы в семье и на работе Проблемы в семье и на работе
ПРОФИЛАКТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
НЕ ОТКАЗЫВАЙТЕСЬ ОТ ПОМОЩИ! НЕ ЖДИТЕ, ЧТО ТЯЖЁЛОЕ СОСТОЯНИЕ УЙДЁТ САМО! НЕ ИЗБЕГАЙТЕ ГОВОРИТЬ ОБ ЭТОМ! НЕ СКРЫВАЙТЕ СВОИХ ЧУВСТВ!
Ведущие канала восприятия: Аудиальный ( слышу, говорю) Визуальный ( вижу) Кинестетический( делаю)
Наблюдение ведущей модальности (В.В.Авдеева) п/п Признаки Визуальная модальность Аудиальная модальность Кинестетическая модальность 1 Жесты На уровне плеч На уровне груди На уровне живота 2 Дыхание Верхнее (ключичное)Среднее (межреберное) Нижнее (диафрешенное) 3 Голос Высокий Средний Низкий 4 Положение глаз Вверх Перед собой Вниз 5 Ключевые слова Смотреть, представ лять Слушать, говорить Чувствовать, ощущать
Мандала Юнга «Горизонтальная восьмерка»
Практические советы Визуальная модальность Аудиальная модальность Кинестетическая модальность Для визуалов необходимо хорошее освещение рабочего места, в сумерках и при плохом освещении у них снижается работоспособность. Аудиалам нужна тишина, незначительный шум мешает им работать. Кинестетикам необходим комфорт. Тесная обувь или низкая температура негативно влияют на них.
Стихии знаков зодиака Огонь: ( Овен, Лев, Стрелец) Смотреть на огонь, активное движение ( спорт зал, бассейн) Воздух : ( Близнецы, Весы, Водолей) Прогулки на воздухе, дыхательные практики, медитации, « проговорить» стрессовую ситуацию Земля: ( Телец, Дева, Козерог) Пешие прогулки, «земляные» работы в саду Вода: ( Рак, Скорпион, Рыбы) Умывание, много пить жидкости, баня, бассейн
Дыхательные техники «Пушинка» «Выдох с задержкой дыхания» Техники релаксации «Расслабление через напряжение» «Ритмичные движения» (бусы, четки, ходьба и проч.) Техника «Дом»
Приемы визуализации «Самоприказы» «Самопрограммирование» («Именно сегодня у меня все получится») «Самоодобрение» Приемы визуализации «Образ ресурсного состояния» «Отрезать, отбросить» «Лейбл, или Ярлык» Преувеличение, или Использование абсурда»
Актуальные психотерапевтические техники. Рис. 1. Положение тела при осуществлении опыта основного заземления и вибрации
Актуальные психотерапевтические техники. Рис. 2 «Арка», или «дуга»
Мифы, приводящие к «сгоранию» Миф первый: «Жить надо для людей» Миф второй: «Если не я, то кто же?» Миф третий: «Я должен быть для всех хорошим». Миф четвертый: «Работа превыше всего!»
Таблица «Возможное решение» Причина Возможное решение Потребность быть всем и всегда нужным, во все вмешиваться Ограничивайте себя. Кто хочет успеть все, не успевает ничего Привычка скорее действовать без предварительного обдумывания Помните: тот, кто знает, что делать, выигрывает единожды, а тот, кто знает зачем, всегда! Недостает времени на планирование дня Планирование дня отнимает много времени только на первых порах, а при образовании прочного навыка занимает считанные минуты
Плохое «чувство времени»Помните: как правило, любое дело требует больше времени, чем первоначально кажется Потребность постоянно быть чем-то занятым Лучше сделать меньше, да лучше, чем много, но плохо Привычка обещать всем и всегда свою помощь Если вы всегда говорите «да», то окружающие воспринимают ваши услуги как должное и легко начинают злоупотреблять вашим временем Неумение говорить «нет»Проявите настойчивость в овладении этим умением! Не настаивайте на роли хорошего парня, который ни в чем не отказывает. Такие люди удобны, но не внушают уважения
Неуважение к вашему времени со стороны окружающих Определите для себя и поставьте в известность окружающих о вашем распорядке дня, о тех часах, когда вас ни в коем случае нельзя отвлекать Неспособность заканчивать дела Последите за тем, чтобы не оставлять за собой неоконченных дел Склонность к раздуванию мелких проблем до масштабов трагедии Игнорируйте мелкие проблемы! Ищите крупных дел! Отсутствие направленности в работе, загруженность делами Откажитесь от незначительных и малозначительных дел. Отделяйте главное от второстепенного и ненужного
Мерами профилактики профессионального выгорания могут быть следующие условия организации деятельности: сотрудник не должен находиться долгое время один на один со своей профессиональной или личной проблемой, у него всегда должна быть возможность обратиться за помощью, советом к коллегам, супервизору; важна общая дружеская атмосфера поддержки и взаимопонимания в коллективе; организация супервизии как метода мониторинга душевного состояния и равновесия сотрудника, для своевременной корректировки отношения к работе; необходимо постоянно делиться своим опытом и проблемами с профессиональным сообществом; выгоранию препятствует постоянное осознание процесса работы, своего участия в нем, наращивание профессиональных качеств, постоянная рефлексия и концептуализация своего опыта переживаний, связанных с общением с клиентами; общение с профессиональным сообществом; создание и внедрение обучающих программ по преодолению выгорания и развивающих программ, направленных на осознание и раскрытие творческого потенциала сотрудника, повышения его ощущения самоэффективности. Однако, существенная роль в борьбе с синдромом профессионального выгорания отводится самому сотруднику.
Представляется целесообразным для профилактики профессионального выгорания необходимость: использование «технических перерывов», что необходимо для обеспечения психического и физического благополучия (отдых от работы); освоения путей управления профессиональным стрессом – изменение социального, психологического и организационного окружения на рабочем месте; построение «мостов» между работой и домом; освоение приёмов релаксации, визуализации, ауторегуляции, самопрограммирования; стремление профессионально развиваться и самосовершенствоваться (обмен профессиональной информацией за пределами собственного коллектива чрез общение на курсах повышения квалификации, конференциях, симпозиумах, конгрессах); уход от ненужной конкуренции (бывают ситуации, когда её нельзя избежать, но чрезмерное стремление к выигрышу порождает тревогу, делает человека агрессивным, что способствует возникновению профессионального выгорания); изменение установки по отношению к жизни, к ее смыслу, восприятие ситуации выгорания как возможности пересмотреть и переоценить свою жизнь, сделать ее более продуктивной для себя; поддержания хорошей физической формы (сбалансированное питание, ограничение употребления алкоголя, отказ от табака, коррекция массы тела)
В работах украинских психологов А. Выдая и Г. Ложкина намечены 4 практических направления предупреждения синдрома выгорания в коммуникативных профессиях: 1. Повышение коммуникативных умений с помощью активных методов обучения. Обучение эффективным стилям поведения и разрешения конфликтных ситуаций. 2. Тренинги, стимулирующие мотивацию саморазвития, личностного и профессионального роста. 3. Антистрессовые программы и группы поддержки, ориентированные на личностную коррекцию самооценки, уверенности, социальной смелости и креативности личности. 4. Программы повышения эмоциональной устойчивости и психофизической гармонии путём овладения способами психической саморегуляции, оптимизации образа жизни, самоорганизации и планирования профессиональной карьеры.
Маркер отсутствия «выгорания» «Жизнь на 10% состоит из того, что вы в ней делаете, а на 90% - из того, как вы ее воспринимаете» «Если не можете изменить ситуацию, измените свое отношение к ней».
тел.: наш адрес: ул. Школьная, 3 (МЦ «Победа»)