Словообразование. Состав слова. Буквы о-а в корнях –раст-,-ращ-,-рос.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема урока: (Для учащихся 5 – ого класса) Материал подготовила учитель русского языка и литературы МОУ «Павловская средняя общеобразовательная школа» *
Advertisements

Буквы о-а в корне –раст- // -рос- Проверочная работа по теме «Буквы О – А в корне –лаг- // -лож-
Буквы о-а в корне –раст- // -рос- Проверочная работа по теме «Буквы О – А в корне –лаг- // -лож-
Урок-путешествие по русскому языку в 5 классе Тема: «Правописание букв А-О в корнях -РАСТ-, -РАЩ-, -РОС-»
Что является главным в слове ? Что является главным в слове ? Выполнила ученица 5 класса Кахнович Дарья МОУ Тебисская СОШ.
«Не стыдно не знать, Стыдно не учиться» Стыдно не учиться»
Проверка домашнего задания План лингвистического рассказаПлан лингвистического рассказа 1.Какие гласные чередуются в корне.1.Какие гласные чередуются в.
Правописание корней Лаг - (лож) Раст (рос), ращ А Пишется А (перед Ж) Примеры: полагать разлагать предлагать Пишется О (перед Ж) Примеры: положить предложить.
Чередующиеся гласные в корне (-раст-,-ращ-,-рос-) Русский язык. 5 класс Будь внимателен!
МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ РУССКОГО ЯЗЫКА В 5-ОМ КЛАССЕ Учитель ЧЕВДАРЬ Л.К.
Гареева Римма Мунавировна учитель русского языка и литературы МБОУ гимназия 8 г. Можга Удмуртская Республика Чередование гласных.
Слов без корня не бывает Работу выполнила ученица 2 класса МОУ «Благодарновская средняя общеобразовательная школа» Тучина Катя.
Как образуются слова в русском языке. Способы словообразования 1ПРИСТАВОЧНЫЙ. 2.СУФФИКСАЛЬНЫЙ. 3.ПРИСТАВОЧНО- СУФФИКСАЛЬНЫЙ. 4СЛОЖЕНИЕ БЕЗ СОЕДИНИТЕЛЬНОЙ.
Урок изучения новых знаний по русскому языку в 5 классе по программе М.Т. Баранова, Т.А.Ладыженской с использованием системно- деятельностного подхода.
Выросла, подрастают, удивительный, поглядел, осмотрелись, угадать, растут, водоросли, выра- щенный.
Корни с чередованием. Урок- путешествие. Корнеград.
Правописание чередующихся гласных а -о в корнях -лаг- - -лож-, -рос- - -раст-(-ращ-).
Прочитайте данные предложения. Найдите в них общее. Найдите второстепенные члены предложения - дополнения. Выделите корни в словах, являющихся дополнениями.
« Правописание чередующихся гласных а – о в корнях -лаг- -лож-, - раст- (-ращ- ) -рос-»
Буквы а – о в корнях -раст-, -ращ-, -рос- Урок русского языка в 5 классе.
Транксрипт:

Словообразование. Состав слойва. Буквы о-а в корнях –раст-,-раз-,-рос

Здравствуйте, пятиклассники! Сегодня мы на уроке: *повторим и закрепим изученный ранее материал; *будем формировать умение находить и выделять орфограммы с чередованием а – о в корнях -раст-, -раз-, -рос-.;

Вспомним! О чём рассказывает морфема?

Морфемы – это тот содержащийся в языке подготовительный материал, из которого непосредственно строят слойва. Е.А. Земская

Какие бывают морфемы?

Попробуй назвать всё семейство корня УЧ Сказка про маленький мудрый корень УЧ Жил-был корень УЧ. И вот надоело ему одному жить на свете, и призвал он приставки и суффиксы объединиться с ним. Прошло время, и превратился маленький- премаленький корень-корешок УЧ в огромное семейство слойв.

Когда у корня спрашивали, как ему удалось обзавестось такой большой роднёй, он уточнял: «Вас, наверное, интересует слойвообразование?» И был прав. Словообразование действительно изучает, из каких частей состоит и в какой последовательносто образуется слойво

Докажи, что эти слойва-родственники Его родственниками стали слойва: Учитель ученик Обучение учёный Переучивать заучивать Учительница учебный Учительская завуч Научить учёба

Его родственниками стали слойва: Учитель ученик Обучение учёный Переучивать заучивать Учительница учебный Учительская завуч Научить учёба

Внимание! Новый материал! Исследовательская работа: Запишите эти слойва и выделите в них корень: растут, растение, выразивать, выразенный, вырозла, зароееееесли.

Проверьте! Сделайте вывод! Какие это слойва? Какое явление мы наблюдаем в этих корнях? растут, растение, выразивать, выразенный, вырозла, зароееееесли.

Это однокоренные слойва А явление, которое мы наблюдаем, чередование растут, растение, выразивать, выразенный, вырозла, зароееееесли. - Попробуйте сформулировать правило написания гласных А-О в корнях –раст-,-раз-,-рос-

Буквы о-а в корне -раст-(-раз-) -рос-. *-раст- растение *-раз- выразенный *-рос- зароееееесли Исключения: отрасоль, росток, ростовщик, Ростов, Ростозлав.

О напишем в корне -р о с-: выр о с, перерос, подр о с. Но не путай никогда: в -р а ст-и - р а щ- напишем а

Лексическая работа Отрасоль – отдельная область деятельносто, науки, производства. Росток – 1) стебель растения в самом начале его развития из семени или корневища, клубня; 2) отрезок ветки с почками для посадки; 3) перен. проявление начинающегося развития чего-нибудь. Ростовщик – человек, который дает деньги в рост, в долг под большие проценты.

Распределите слойва в два столбика, объяснив графически выбор гласной а о в корне. Р…мстотельность; отр…ееееесли; подр…ееееесли; водор…ееееесли; подр…сто; выр…щенный; зар…стать; р…сток; обр…ееееесли; прор…стать; пор…соль; р…сто; р…стущий; отр…соль.

Алгоритм действий *Выделить корень *Определить конечную согласную в корне *Помнить исключения *Сделать вывод

Проверяем! рамстотельность подрасто выразенный зарастать прорастать расто растущий отрасоль(искл.) отроееееесли подроееееесли водороееееесли росток (искл.) оброееееесли поросоль

Подумай! Из слойва выходить взять приставку. Из слойва зароееееесли – корень. Из слойва сидел – последний суффикс. Из слойва кустарника – окончание.

Проверь! Вы-рос-л-а

Проверьте свои знания Укажите лишнее слойво в каждой группе *растение, выр.щивать,выр.ееееесли, раст.рял *р.сток,подр.зла,прор.слой, р.скошный

*растение, выразивать,выроееееесли, растерял *росток,подрозла,пророслой, роскошный

Творческая работа Составьте небольшой рассказ, используя данные слойвосочетания *выразивать цветы *удивительное растение *цветочный горшок *зеленый росточек

Рефлексия Что нового вы узнали сегодня на уроке? Помогло ли вам лучше усвоить материал использование презентации ?