Оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления: правовые и методические основы.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Актуализация комплексных программ социально- экономического развития муниципальных образований г.
Advertisements

Реализация на территории Волгоградской области Федерального закона от ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»
Порядок разработки и реализации государственных программ Ярмальчук Мария Васильевна, заместитель начальника отдела анализа деятельности субъектов бюджетного.
Об особенностях формирования системы стратегического планирования регионального развития в соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2014 г. 172-ФЗ.
Нормативное регулирование стратегического планирования в Волгоградской области Комитет экономики Волгоградской области Попова Мария Юрьевна.
О проекте закона РФ «О государственном стратегическом планировании» Министерство экономики Республики Бурятия 17 февраля «План - это помощник рынка.
О СТРАТЕГИЧЕСКОМ ПЛАНИРОВАНИИ. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Принцип прозрачности (открытости) Принцип единства.
Синхронизация документов стратегического планирования в регионах и муниципалитетах Климанов Владимир Викторович Институт реформирования общественных финансов.
Роль и задачи Общественного Совета при Управлении образования в системе независимой оценки качества образования. Чернышева Ирина Ивановна, председатель.
Организация и проведение конкурса программ развития муниципальной службы в 2013г. г.Ярославль, декабря 2012г.
Внедрение в Волгоградской области Стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации Комитет экономики Волгоградской области.
Система государственного стратегического планирования Министерство экономического развития Российской Федерации Москва,
Подготовила:Дрынкина Карина,группа 535-ЭК. Госпрограмма - это целевая программа планирования действий организационного, производственно-технологического.
М ] ф Государственная программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности на период до 2020 года Воронин Филипп Игоревич.
II этап проекта «Проведение сравнительной оценки показателей эффективности региональных систем образования в субъектах Российской Федерации» Государственный.
Основные подходы к разработке проекта Закона Томской области «О стратегическом планировании в Томской области» Антонов Андрей Александрович - заместитель.
Статья 17. Формы получения образования и формы обучения 1. В Российской Федерации образование может быть получено: 1) в организациях, осуществляющих образовательную.
Управление реализацией государственных программ Российской Федерации в Федеральном казначействе и соответствующий Порядок, утвержденный руководителем Федерального.
Контроль реализации государственных программ Российской Федерации в Федеральном казначействе Заместитель начальника Управления внутреннего контроля (аудита)
Областная целевая программа « Развитие муниципальной службы в Самарской области на 2012 – 2015 годы »
Транксрипт:

Оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления: правовые и методические основы

Правовые основы Оценки 1. Указ Президента РФ от 28 апреля 2008 года 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов». 2. Постановление Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г

Указ Президента РФ Утвердить прилагаемый перечень показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов. 2. Правительству Российской Федерации: а) разработать и утвердить до 1 сентября 2008 г.: перечень дополнительных показателей….. типовую форму доклада … методику мониторинга … методические рекомендации о порядке выделения … грантов… б) обеспечить включение показателей … в федеральную программу статистических работ на 2009 год и последующие годы … 3

Указ Президента РФ Главам местных администраций … ежегодно, до 1 мая представлять в высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ … доклады о достигнутых значениях показателей … за отчётный год и их планируемых значениях на 3-летний период размещать … доклады на официальном сайте … в сети «Интернет», а в случае его отсутствия – на официальном сайте субъекта РФ… 4. Сводный доклад субъекта Российской Федерации … подлежит размещению на официальном сайте субъекта Российской Федерации в сети "Интернет" до 1 октября года, следующего за отчетным. 4

Указ Президента РФ Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов РФ: - выделять за счёт бюджетных ассигнований из бюджета субъекта РФ гранты городским округам и муниципальным районам в целях содействия достижению и (или) поощрения достижения наилучших значений показателей … Установление органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации дополнительных показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов не допускается. (п. 5 в ред. Указа Президента РФ от N 1384)Указа 5

Постановление Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 г. 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» и подпункта «и» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» 6

Группы показателей эффективности I. Экономическое развитие II. Дошкольное образование III. Общее и дополнительное образование IV. Культура V. Физическая культура и спорт VI. Жилищное строительство и обеспечение граждан жильем VII. Жилищно-коммунальное хозяйство VIII. Организация муниципального управления 7

Цель методики мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления Определение - единых методических подходов к организации мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления - динамики изменения показателей, характеризующих качество жизни, - уровня социально-экономического развития муниципального образования, - степени внедрения методов и принципов управления, обеспечивающих переход к более результативным моделям муниципального управления. 8

Результаты оценки позволяют определить зоны, требующие приоритетного внимания органов местного самоуправления, сформировать перечень мероприятий по повышению результативности деятельности органов местного самоуправления, выявить внутренние ресурсы (финансовые, материально-технические, кадровые и другие) для повышения качества и объема предоставляемых населению услуг. 9

По каждому показателю приводятся - фактические значения за год, предшествующий отчетному; - отчетный год; - планируемые значения на 3-летний период. 10

Источники информации данные субъектов официального статистического учета, формирующих официальную статистическую информацию по показателям в соответствии с Федеральным планом статистических работ, а в случае отсутствия таких данных – информация администрации городских округов (муниципальных районов) субъекта Российской Федерации. 11

Не допускается При формировании Доклада Главы муниципального образования не допускается изменение наименований показателей эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов и их размерности. 12

1. ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства Республики Тыва от 19 августа 2011 г УКАЗ Председателя Правительства Республики Тыва от 12 марта 2009 года 60; 3. РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства Республики Тыва от 6 ноября 2012 года 350-р «О создании комиссии по рассмотрению итогов исполнения комплексных программ социально-экономического развития муниципальных образований Республики Тыва и вопросов, связанных с определением рейтинга муниципальных образований Республики Тыва по показателям оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов, муниципальных районов Республики Тыва». Нормативные акты Республики Тыва по оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления 13

Актуализация комплексных программ социально-экономического развития муниципальных образований 14

Комплексная программа социально-экономического развития муниципального образования – документ включающий в себя концепцию, стратегический план (для городских округов и муниципальных районов), долгосрочный, среднесрочный и годовой планы социально-экономического развития муниципального образования, план основных шагов по реализации плановых решений и алгоритм актуализации планов. Во-первых, он формулирует и увязывает по срокам, финансовым, трудовым, материальным и прочим ресурсам реализацию стратегических приоритетов развития муниципального образования. А во-вторых, он формирует плановую основу взаимодействия членов местного сообщества, обеспечивающего и реализацию стратегических приоритетов, и текущее сбалансированное функционирование экономического и социального секторов муниципального района, городского округа, городского и сельского поселения. 15

Актуализация КПСЭР муниципальных образований Результат работ Результат работ – обновленные программы: - включающие конкретные предложения и проекты развития территорий, - учитывающие влияние федеральных и региональных целевых программ, инфраструктурных проектов, реализуемых на территории муниципальных образований, планы и программы развития муниципальных организаций, - содержащие уточненные индикаторы, характеризующие решение задач повышения уровня и качества жизни, развития экономики, социальной сферы, инфраструктуры Необходимо: - провести комплексный анализ действующих программ, - проработать дополнительные меры и решения по более эффективному использованию потенциала территорий. Критерии необходимости актуализации комплексных программ: - значительное (на пять и более процентов) отклонение показателей прошедшего года от запланированных, - существенные изменения внутренней и внешней среды развития муниципальных образований. 16

Участники разработки КПСЭР: Руководители и специалисты исполнительной власти муниципальных образований, при участии: -депутатов представительных органов местного самоуправления, - бизнес-сообществ, - специалистов, экспертов научной и социальной сферы, - общественных организаций, т.д. Важно: в планировании районов участие принимают органы местного самоуправления поселений в планировании развития муниципальных районов активное участие принимают органы местного самоуправления поселений, развитие поселений при участии органов местного самоуправления муниципальных районов. развитие поселений планируется при участии ответственных специалистов и руководителей органов местного самоуправления муниципальных районов. 17

Субъекты территориального планирования Субъекты РФМуниципальные районы, городские округа Городские и сельские поселения Типы плановых (программных) документов КПСЭР субъекта РФ, состоящая из: - стратегии развития субъекта РФ (15-20 лет); - долгосрочного плана (10 лет); - среднесрочного плана (5 лет); - годовых планов; - региональных элементов приоритетных национальных проектов; - региональных подпрограмм федеральных целевых программ; - региональных целевых программ; - региональных инвестиционных бизнес-проектов; - схемы территориального планирования КПСЭР МР, ГО состоящая из: - концепции социально-экономического развития МР, ГО (15-20 лет); - стратегического плана (15-20 лет); - приоритетных направлений развития поселений (10-15 лет); - долгосрочного плана (10 лет); - среднесрочного плана (5 лет); - годовых планов; - точек экономического роста: муниципальных фрагментов федеральных и региональных целевых программ муниципальных фрагментов отраслевых инфраструктурных проектов, муниципальных целевых программ, муниципальных бизнес-проектов; - схемы территориального планирования МР, генерального плана ГО КПСЭР поселения, состоящая из: - приоритетных направлений социального и экономического развития поселения (10-15 лет); - среднесрочного плана (5 лет); - годовых планов; - точек экономического роста: муниципальных фрагментов федеральных и региональных целевых программ муниципальных фрагментов отраслевых инфраструктурных проектов, муниципальных целевых программ, муниципальных бизнес- проектов; - генерального плана городского округа Модель комплексного территориального планирования 18

Анализ комплексных программ социально- экономического развития муниципальных образований Первый этап – подготовительный Формируется пакет исходных документов для анализа: – первоначальные и действующие плановые и прогнозные документы социально- экономического развития муниципальных образований; – постановления органов представительной власти, утвердившие, изменившие или продлившие действие плановых и прогнозных документов муниципальных образований; – динамические ряды статистических показателей, характеризующих развитие экономических и социальных секторов исследуемого муниципального образования; – отчеты органов власти о ходе реализации текущих, среднесрочных и иных планов, программ; – бюджеты текущего и прошедших (не менее трех периодов, предшествующих анализируемому) годов; – соглашения органов местного самоуправления и субъектов хозяйственной деятельности по их участию в реализации программ; – иные документы, подтверждающие источники финансирования запланированных мероприятий. При анализе КПСЭР муниципального района комплект документов дополняется КПСЭР всех поселений, входящих в состав данного района. При анализе КПСЭР поселения комплект документов дополняется программой развития муниципального района, в состав которого он входит. 19

Второй этап – аналитический Осуществляется анализ комплексной программы социально- экономического развития муниципального образования Этап состоит из 8 последовательных шагов Первый шаг изучение титульного листа, паспорта, оглавления (содержания) программы, а также решений органов представительной власти, утвердивших первоначальную и последующие, актуализированные редакции программы указанные разделы программы содержат исходные данные, необходимые для первичной оценки полноты документа, его соответствия названию, вынесенному на титульный лист, а также данные о легитимности программы в ходе изучения данных разделов комплексной программы приемы сравнительного анализа (сравнение с типовыми структурами документов, рекомендованными в литературе, региональными органами исполнительной власти) рекомендуется дополнять другими приемами базового метода – временного и содержательного анализа. 20

Второй шаг -перепроверка содержащихся в КПСЭР муниципальных образований результатов и выводов на этапе прогнозно-аналитических работ, -проводится анализ слабых и сильных сторон, сопоставляются результаты проведенного анализа с оценкой исходного состояния социально-экономического развития муниципальных образований, -в случае разночтения в оценке исходного состояния социально- экономического развития муниципальных образований следует провести дополнительные исследования и определить причины и источники данных разночтений, -в ходе работы с паспортом муниципальных образований необходимо обратить внимание на периодичность актуализации (рекомендуемый период – не реже одного раза в год) и сопоставить периоды актуализации паспортных данных со сроками актуализации комплексных программ. 21

Третий шаг Третий шаг - анализ концепции социально-экономического развития Предмет анализа - совокупность стратегических целей, приоритетов экономического, социального и пространственного развития, определяющих долгосрочную перспективу развития муниципального образования. Цели и приоритеты должны быть четко определены, измеримы, достижимы, значимы и реалистичны, привязаны по времени Выявляется соответствие стратегических целей и приоритетов: -экономической и социальной ситуации, сложившейся на период разработки концепции; -проблемам, выделенным в ходе оценки исходного состояния развития муниципального образования; -мнению населения и представителей бизнеса; -имеющимся у местного сообщества ресурсам и резервам -соответствие друг другу стратегических целей и приоритетов развития муниципальных районов и приоритетов социально-экономического развития входящих в их состав городских и сельских поселений (путем их взаимного сопоставления) Третий шаг (поселения) - Третий шаг (поселения) - анализ приоритетов социально-экономического развития, их соответствие приоритетам социально-экономического развития муниципальных районов и стратегиям развития хозяйствующих субъектов 22

Четвертый шаг Четвертый шаг – анализ стратегического плана КПСЭР муниципальных образований (проводится только на уровне муниципальных районов и городских округов) Исследуется: – соответствие выбранного сценария социально-экономического развития муниципального образования его стратегическим целям и приоритетам; – соответствие выбранного сценария социально-экономического развития муниципального района приоритетам развития сельских поселений, входящих в его состав; – реальность реализации стратегических целей и приоритетов социально- экономического развития муниципального образования на основе выбранных для этого механизмов и запланированных ресурсов; – соответствие задач, предложенных для реализации местному сообществу, выбранным стратегическим целям и приоритетам. Типовая структура стратегического плана: – базовый сценарий социально-экономического развития; – этапы реализации выбранного сценария достижения стратегических целей социально-экономического развития; – основные механизмы и ресурсы реализации стратегического плана; – основные задачи местного сообщества по реализации стратегического плана (долгосрочные, среднесрочные, первоочередные). 23

Пятый шаг Пятый шаг – анализ планового раздела КПСЭР муниципального образования. Исследуется: – соответствие долгосрочных, среднесрочных и текущих (годовых) целей и задач друг другу и стратегическим целям социально-экономического развития муниципальных образований; – степень включения муниципальных целевых программ и бизнес-проектов в долгосрочные, среднесрочные и годовые планы комплексной программы муниципальных образований; – соответствие имеющихся ресурсов и резервов местного сообщества целям и задачам на долгосрочную, среднесрочную перспективы и текущий плановый год; – соответствие выбранных механизмов (организационных, экономических, финансовых) запланированным целям и задачам на долгосрочную, среднесрочную перспективы и текущий плановый год; – действующая система мониторинга реализации долгосрочного, среднесрочного и текущего (годового) планов; – ход реализации планов в разрезе индикаторов, характеризующих выполнение целей и задач, сформулированных в КПСЭР; – ход реализации планов (в разрезе план – факт) развития муниципальных образований, обеспечивающих решение вопросов местного значения; – ход реализации (в разрезе план – факт по каждой программе) муниципальных целевых, а также муниципальных фрагментов федеральных и региональных целевых программ; – ход реализации бизнес-проектов (в разрезе план – факт по каждому проекту), предусмотренных долгосрочными, среднесрочными и текущими (годовыми) планами. 24

Шестой шаг Шестой шаг – анализ соответствия документов территориального планирования основным положениям КПСЭР муниципальных образований и требованиям Градостроительного Кодекса РФ Исследуется: – соответствие градостроительных решений стратегическим целям и задачам социально-экономического развития; – синхронизации этапов реализации градостроительных решений с этапами реализации комплексных программ социально-экономического развития муниципальных образований; – взаимное соответствие схем территориального планирования муниципальных районов и генеральных планов поселений; – согласованность градостроительных решений в схемах территориального планирования и генеральных схемах смежных муниципальных образований; – соответствие градостроительных решений текущим нуждам местного сообщества. 25

Седьмой шаг Седьмой шаг – резюмирующий. Обобщение полученных результатов анализа. Делаются выводы о соответствии разделов программы и КПСЭР в целом основным методологическим принципам территориального индикативного планирования. Обобщаются индикаторы и качественные характеристики, определяющие степень успешности реализации отдельных этапов, целей, задач и проектов, намеченных к реализации в анализируемый период времени. Рассчитывается вероятность реализации запланированных стратегических целей и приоритетов развития муниципальных образований (на основе анализа и динамики за последние 3-5 лет). Формулируются выводы и рекомендации по совершенствованию, актуализации или пролонгации комплексной программы, направленные на корректировку усилий местного сообщества с целью улучшения условий ведения хозяйственной деятельности и жизни населения. Предлагаются выявленные в ходе анализа возможные точки экономического роста и механизмы их развития (муниципальные целевые программы, совместная деятельность на принципах государственно-частного партнерства, бизнес-проекты и т.д.). 26

Восьмой шаг Восьмой шаг – заключительный. Заключается в формировании отчета о результатах анализа комплексной программы социально-экономического развития муниципального образования. Структура отчета может быть произвольной, но она должна учитывать необходимость освещения каждого из шагов. 27

Конец слайда