Формирование современной инфраструктуры в сфере переработки отходов: стратегический выбор наиболее эффективных технологий, проектный инжиниринг и инвестиции.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
РЕВОЛЮЦИЯ В ОТРАСЛИ РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "ОБ ОТХОДАХ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ", ОТДЕЛЬНЫЕ.
Advertisements

Политика Российской Федерации в области охраны окружающей среды А.Г. Ишков, Директор Департамента государственной политики в области охраны окружающей.
Система управления отходами производства и потребления на территории Кировской области. Проблемы и пути решения Департамент экологии и природопользования.
2011 год Концепция развития системы санитарной очистки Московского региона от отходов производства и потребления ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ.
Комитет природных ресурсов и экологии Волгоградской области Докладчик: Председатель комитета природных ресурсов и экологии Волгоградской области П.В.Вергун.
Отходы в системе технического регулирования. Экологически безопасное обращение с вторичными ресурсами.
Заместитель министра строительного комплекса и жилищно-коммунального Московской области Витушева Т.С. Стратегия развития Московской области в сфере обращения.
2011 год Концепция развития санитарной очистки Московского региона от отходов производства и потребления.
ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ- ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ ТЕРРИТОРИЕЙ ИЖЕВСК2013 ФГБОУВПО «Удмуртский государственный университет» Географический.
Реализация на территории Волгоградской области Федерального закона от ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»
Экологическое проектирование и экспертиза. Нормативно-правовые основы.
Председатель Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам Р.М.Хазиев.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЮГО-ЗАПАДНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Цели проекта: совершенствование законодательства в сфере общего и дошкольного образования; устранение противоречий при подготовке нормативных правовых.
Экологический менеджмент. Экологический менеджмент – современная система управления природопользованием и охраной природных ресурсов. Эта система: -направлена.
Основные требования к содержанию инвестиционных программ организаций коммунального комплекса Департамент топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской.
Законодательство Российской Федерации о воде Выполнили Проскуряков Алексей, гр.128, Мамедова Динара, гр.118 Руководитель Кирьянова В.В ГАОУ СПО МО «Колледж.
1 Концепция создания фондов капитального ремонта многоквартирных домов Государственная корпорация – Фонд содействия реформирования жилищно-коммунального.
Разработка программ комплексного развития коммунальной инфраструктуры МСАЖКХ РТ.
ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС НА СОИСКАНИЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ ПРЕМИИ «РЕГИОНЫ – УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ»
Транксрипт:

Формирование современной инфраструктуры в сфере переработки отходов: стратегический выбор наиболее эффективных технологий, проектный инжиниринг и инвестиции Варфоломеева Л. В. Эксперт, руководитель рабочей группы по реформе в сфере обращения с отходами Центра общественного мониторинга по проблемам экологии и защиты леса Общероссийского народного Фронта (ЦОМ ОНФ), директор Центра стратегического развития Агентства безопасности по инвестициям и бизнесу в России «Indwaste-2017» г., I Международный форум по обращению с промышленными отходами «Indwaste-2017»

2017 год – Год Экологии России 2017 год – Год начала «работы над ошибками», год правового становления эффективного эколого-экономического механизма ее реализации на системной основе. Один из главных вопросов: создание реальных условий формирования новой Национальной Технологической платформы переработки \ утилизации отходов как необходимого условия стратегии устойчивого роста и институционализации «зеленого» вектора развития экономики страны, системного реформирования отрасли обращения с отходами производства и потребления. «Одно из актуальных направлений – совершенствование экологического законодательства, кардинальное решение практических проблем реформирования в сфере обращения с отходами, общественный мониторинг с учетом того, что 2017 г. объявлен Годом экологии России» (В.В. Путин, Форум действий ОНФ, г.)

2017 год. «Мусорная» революция или реформы наоборот? Первые результаты: отменить * нельзя * кардинально улучшить Не создавать отходы, перерабатывать и вторично использовать, безопасно захоранивать «Революционный» Федеральный закон от N 458-ФЗ (ред. от ) «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» положил начало реформе в области обращения с отходами производства и потребления. Не создавать отходы, перерабатывать и вторично использовать, безопасно захоранивать – краткое содержание сути реформы в сфере обращения с отходами. Передача полномочий по регулированию обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО) с муниципального на региональный уровень – с Не отрегулирован механизм финансового обеспечения функционала органов МСУ по сбору и вывозу мусора. Реформирование жилищно-коммунального законодательства в части обращения с твердыми коммунальными отходами, включая тарифное регулирование – с Не доработан вопрос гармонизации регулирования ответственности и стимулирования заинтересованности всех сторон процесса обращения с отходами. Введение нового экономического механизма (НЭМ), направленного на сокращение захоронения отходов потребления и вовлечение их в хозяйственный оборот (так называемая расширенная ответственность производителя) – с Отсутствие координации и синхронизации деятельности ФОИВ, ответственных за разработку и четкое внедрение НЭМ Повышение уровня экологической безопасности при обращении с отходами «А воз и ныне там…»

2017 год - «год кардинального пересмотра стратегических основ» реформирования в сфере обращения с отходами (ОсОТ): стратегический консенсус для формирования инфраструктуры или продолжение сценария «получилось, как всегда»? 1. Правовая незавершенность, Отсутствие необходимой гармонизации и единой координации процесса законотворчества на фэд. и рег. Уровнях («Сцилла и Харибда» правовых коллизий в регулировании сферы ОсОТ); 2. Отсутствие единой государственной политики, в том числе по формированию института региональных операторов, их количества и конкретных полномочий на региональном \ межрегиональном уровнях. Регионы не успели подготовиться к переходу к новой системе обращения с отходами в установленный законом срок, заложить основы региональной инфраструктуры. 3. Опыт «срочной» разработки условно полезных Терсхем (см. слайд 5), подготовленных без предварительной разработки проектов Концепций, Стратегий и Региональных программ развития сферы обращения с отходами с инвестиционно - технологической составляющей, актуальной для создания современной инфраструктуры ОсОТ (мина для будущего регоператора). Не во всех регионах на сегодня утверждены территориальные схемы, не утверждены региональные программы, не рассчитаны тарифы и нормативы накопления ТКО. Есть серьезные вопросы и по качеству данных документов. Из поля зрения выпали промышленные отходы, вопросы рециклинга, логистики потоков, технологий обезвреживания и утилизации с учетом правительственных рекомендаций по поддержке отечественных технологий\локализации лучших зарубежных; 4. Санкционный прессинг, «сжатие» бюджета, незаинтересованность банковского сектора в стратегических и проектных инвестициях в становление отрасли обращения с отходами. Отсутствие четкого и понятного долгосрочного механизма и инструментов финансирования проектов переработки отходов с учетом актуальных требований к деятельности стейкхолдеров по «правильной» реализации реформы в регионах. 5. В регионах – идут «технологические» эксперименты. Налицо: практически случайный выбор технологий, без адекватной системной и объективной оценки \ экспертизы их технологической, экономической и экологической пригодности и эффективности. 6. По сути «забыты» и не урегулированы вопросы обращения с иными, промышленными и другими, в том числе опасными видами отходов. Нет понятной корреляции с институтом НДТ, соответствующими справочниками.

12 Например: ХОД РАЗРАБОТКИ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ СХЕМ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ И РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ( на г. по данным Нефэдьева Н.Б. Минприроды РФ, закрытое совещание ЦОМ ОНФ с ФОИВ и РОИВ по реформе в сфере обращения с отходами) РАЗРАБОТКА ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ СХЕМ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ, В ТОМ ЧИСЛЕ С ТКО РАЗРАБОТКА РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ, В ТОМ ЧИСЛЕ С ТКО Были разработаны – только в 8 регионах Утвержденные региональные программы, соответствующие требованиям 458-ФЗ, в субъектах отсутствуют ГОТОВНОСТЬ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ К ПЕРЕХОДУ НА НОВУЮ СХЕМУ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБРАЩЕНИЯ С ТКО ВЫСОКАЯ ГОТОВНОСТЬ НИЗКАЯ ГОТОВНОСТЬ имеются государственные программы, в состав которых включены вопросы обращения с отходами, в том числе с ТКО разработка в 2016 году не разрабатываются 3 Был объявлен конкурс готовилось объявление конкурса разрабатывались собственными силами (без конкурса) не разрабатывались Красноярский край Омская обл. Белгородская обл. Воронежская обл. Саратовская обл. Ульяновская обл. Респ. Татарстан Чувашская Респ.

ЦОМ ОНФ. Анализ региональных территориальных схем: первые выводы Требования к составу и содержанию территориальных схем утверждены постановлением Правительства РФ от Территориальная схема в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами (ТКО) – комплект документов и материалов, отражающих состояние системы обращения с отходами в субъекте Российской Федерации. Важнейшая составная часть территориальной схемы – баланс образования и удаления ТКО, а также территориальное расположение источников их образования и объектов удаления; Территориальные схемы могут быть в виде электронной модели На основании территориальной схемы разрабатываются проектные предложения и формируются региональные программы в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами На сегодня проанализированы 62 тер схемы (большая часть из принятых). На разработку тер схемы израсходовано 587 млн рублей. Выводы: Имеются недоработки системного характера, нет единой координации. Постановление Правительства РФ 197 нуждается в существенной переработке, уточнению требований к разработке тер.схем (организационный алгоритм и содержательная часть). Скорее всего именно поэтому ни одна из тер схем реально не отражает существующую систему обращения с отходами. Имеются достаточно грубые ошибки и искаженные данные. Например, в Ростовской тер схеме огромная Таганрогская свалка обозначается как «объект утилизации». «Виртуальная» характеристика состояния системы обращения с отходами в регионе, не отражающая истинное положение дел как по состоянию объектов инфраструктуры, так и по стейкхолдерам рынка обращения с отходами. Данные по субъектам МСБ некорректны. Некорректные данные по логистике. Практически во всех тер схемах схемы потоков отражены прямыми линиями («снежинки»), что по факту не отображает реальную логистику транспортировки отходов. Не учтен важный аспект: изначальный правовой «симбиоз» тер схем и рег. программ в области обращения с отходами. Наличие рег. программы является условием предоставления субсидии субъекту РФ из средств, поступивших в фэд. бюджет в счёт уплаты эколог. сбора (п. 10 ст ФЗ «Об отходах производства и потребления»). Помимо этого, п. 1 ст этого ФЗ установлено, что сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твёрдых коммунальных отходов на территории субъекта РФ обеспечиваются региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

Минпромторг РФ Обращение с отходами – самостоятельная отрасль российской экономики. Эффективное управление отраслью невозможно без развития технологической составляющей, чем в настоящее время и занимается Минпромторг в рамках полученных в марте 2016 года полномочий. Запланирована модернизация производственно–технических комплексов, осуществляющих обработку, утилизацию, обезвреживание отходов с учетом требований технологической эффективности, которые частично заложены в справочниках НДТ, а частично разрабатывается в рамках правительственных постановлений. Минпромторг РФ разработал проект Стратегии развития промышленности по переработке, утилизации, обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года. Проект Стратегии направлен на создание эффективной отрасли переработки отходов производства и потребления, базирующейся на производственно-технических комплексах по переработке отходов, обеспечивающей планомерную минимизацию количества отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации и обезвреживанию. То есть документ должен стать базой для формирования современной инфраструктуры ОсОТ, в том числе и промышленных отходов.

Минпромторг РФ: инициативы и предложения в проекте Стратегии Учредить Координационный орган* в сфере обращения с мусором; Отменить налог с доходов населения от сдачи макулатуры и цветных металлов; Скорректировать правовую базу до 2020 года, а также создать единую информационную систему переработки. *Орган координации нужен для того, чтобы в рамках реализации стратегии анализировать проекты, взаимодействовать с регионами, следить за использованием субсидий и поддерживать работу информационной системы. Низкий уровень переработки мусора негативно сказывается на окружающей среде, выводит из оборота ценное сырье и материалы, такие как железо, медь, свинец, олово, редкоземельные и благородные металлы. Внедрить раздельный сбор мусора, повысить уровень технологии сортировки на предприятиях. Государственная поддержка и стимулирование развития отрасли.

Предложения по оптимизации хода реформирования Лидер ОНФ, Президент РФ В.В. Путин согласился с предложениями ЦОМ ОНФ. В результате были приняты соответствующие поручения нашего Президента: 1) О создании механизма общественного контроля и учёта мнения граждан при разработке и утверждении тер схем; 2) О необходимости объединения тер схем городов фэдерального значения с областями (Москвы и области, СПб и Ленобласти, Севастополя и Крыма), а также об объединении тер схем регионов Байкальской природной территории (Иркутской области, Республики Бурятия и Забайкальского края). Мы предлагаем также для унификации и стандартизации процесса формирования региональной инфраструктуры: Создать единую форму (стандарт разработки) тер схем для заполнения самими регионами, собственными силами при поддержке экспертов, внедрить раздельный сбор отходов на площадках для сбора отходов и его коммерческий учет. Раздельный сбор - единственно доступный способ сокращения образования отходов и снижения класса опасности отходов в источниках их образования. Он позволяет полноценно выделить вторичное сырьё, обеспечить переадресацию отходов на переработку\утилизацию. Переработать контент рег. и межрег. Терсхем с учетом актуальности переработки промышленных и иных видов отходов, приоритетности их переработки \ обезвреживания \ утилизации с учетом соответствующих инвестиционных инструментов, финансовой поддержки с организацией рег. и межрег. проектных офисов в сфере ОсОТ, ликвидации накопленного экологического ущерба и обеспечения экологической безопасности территорий.

Актуальные рекомендации и предложения Обязательное проведение общественной экспертизы \ аудита в отношении не только территориальных схем обращения с отходами, но и программ развития и отдельных проектов производственно-технологических комплексов, в том числе проектов по термическим технологиям утилизации, имеющих негативные отзывы экспертов с точки зрения экономики и экологии, нарушающих права местных жителей на благоприятную и экологически безопасную окружающую среду; Скоординировать работу с профильными экспертными группами\советами, выделить несколько модельных территорий в РФ для отработки оптимальных путей правового, экономического и технологического реформирования отрасли. Разработать и предложить уполномоченным ФОИВ предложения по стратегическим аспектам технологического и организационного формирования инфраструктуры отрасли переработки \утилизации\обезвреживания всех видов отходов. По полученным результатам: продолжить работу по содействию правовому и организационному регулированию деятельности по обращению с отходами производства и потребления, в том числе с промышленными и иными видами отходов в региональном и межрегиональном аспектах (инвестиции, технологии, социальные аспекты, вопросы по устойчивому развитию отрасли переработки отходов).

ЦОМ ОНФ. История. Результаты. Проект «Генеральная уборка» Старт работы ЦОМ ОНФ по всей РФ: март 2015 г.; Численность экспертов и активистов по всей стране: более 10 тыс. человек. С марта 2015 г. эксперты Центра получили несколько тысяч обращений от граждан с жалобами на экологические проблемы. Примерно по 1500 таких обращений уже удалось достичь положительного результата. Выявлено экологических нарушений на общую сумму около 122 млрд руб.; Спасено от вырубок около 250 тыс. га леса; Сохранено более 70 особо охраняемых природных территорий; В результате наших обращений заведено около 170 административных и уголовных дел в отношении нарушителей. Нами были разработаны два фэдеральных закона, посвященных усилению ответственности за некачественное лесовосстановление для лесных арендаторов и созданию «Зеленого щита» вокруг российских городов. Оба фэдеральных закона приняты во всех чтениях и уже вступили в силу. Нами инициировано около 100 общественных предложений, посвященных решению экологических вопросов. По более чем 30 из них мы получили одобрение от профильных ведомств, часть из них уже принята на законодательном уровне. Около 20 законодательных поправок находятся в стадии разработки. Проект «Генеральная уборка». Идея проекта возникла по итогам «Форума Действий». Президент России, лидер Общероссийского народного фронта Владимир Путин выступил за создание общественного геоинформационного ресурса, где любой пользователь мог бы оставить сообщение и обозначить на интерактивной карте незаконную свалку. «Интерактивная карта свалок», которая уже успела превратиться в универсальный и эффективный инструмент по устранению нелегальных свалок и полигонов, работающий на основе обращений граждан и самым популярным Интернет-ресурсом. За два месяца работы проекта «Генеральная уборка» мы получили 6271 обращений, из них 2549 находятся в стадии рассмотрения, 3127 в работе и по 595 проблемам достигнуто положительное решение. Больше всего обращений приходит от граждан из Центральной России и Поволжья. Лидерами по опубликованным обращениям сейчас являются Самарская, Московская, Тульская, Рязанская области, а также Республика Татарстан. Интерактивная карта свалок Презентационное видео -

Спасибо за внимание! Варфоломеева Л.В. +7(916) ;