Закупочная логистика Лекция 3 Логистика снабжения.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Презентация к уроку по теме: Презентация на тему "Закупочная логистика"
Advertisements

Логистика управления запасами Тема 1.1. Содержание Основные понятия управления запасами ABC и XYZ анализ Системы управления запасами.
Логические каналы закупок – особенности, параметры оценки и их роль в оценке эффективности закупочной деятельности.
« Логистика представляет собой комплексное планирование и управление потоками материалов, запасных частей и готовой продукции, включая необходимый информационный.
Продолжение темы 4. Основные этапы проектирования CSRP-системы.
ЛОГИСТИКА Логистическая система в организационной структуре компании Логистика как фактор повышения конкурентного преимущества компании Логистика как фактор.
Презентация на тему :Основы логистики организации(предприятия) Выполнили студентки: Миронова Т.И Комиссарова Е.Е Комиссарова Л.Е Бурцева Е.А Новикова А.С.
Г ЛАВА 8: О ПТИМАЛЬНЫЙ РАЗМЕР ЗАКАЗА.. М ОДЕЛЬ ОПТИМАЛЬНОГО ИЛИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЗАКАЗА Расчет производится на основе суммарных общих затрат, которые можно.
Логистика Логистика - это стратегическое управление закупкой, снабжением, перевозками и хранением материалов, деталей и готового инвентаря. Понятие включает.
Роль и место склада в логистической системе. Выполнили студентки группы ТОР-245 Хиль Юлия и Хлестова Мария.
Тема 4. Основные этапы проектирования сетевых корпоративных приложений производственного назначения.
Логистика распределения Каналы сбыта и основные посредники.
Логистика Логистика складирования, грузопереработка и упаковка.
1 Логистика Кафедра маркетинга и коммерции Пензина Т.Р. Управление товарными запасами Тема 7. Управление товарными запасами.
Организация материальных потоков в производстве. Выполнил: студент группы 6 МН-61 Гладина Н. Н.
Управление запасам I. Определение потребности II. Методические подходы к УЗ III. Расчет предварительных характеристик поставок IV. Согласование характеристик.
Апрель/ 2011 Набережные Челны 2011 год Логистический мост в «цепи поставок»
Задачи микрологистики. микрологистика Микрологистика обеспечивает опе­рации по планированию, подготовке, реализации и контролю за процессами перемещения.
Презентация по теме : « Современная концепция логистического управления » выполнила: Тагирова А.И. группа К-446, 3 курс специальность: «коммерция.
Продолжение темы 4. Основные этапы проектирования MRPII-системы.
Транксрипт:

Закупочная логистика Лекция 3 Логистика снабжения

Склад сырья производство Базы, Потребители, рынок Склад ГП Базы, поставщики, рынок

Логистика закупок (снабжения) представляет собой процесс движения сырья, материалов, комплектующих и запасных частей с рынка закупок до складов предприятия. или управление материальными потоками в процессе обеспечения предприятия материальными ресурсами.

Внутренний Склад сырья Базы, поставщики, рынок ОТДЕЛ СНАБЖЕНИЯ или ОТДЕЛ ЗАКУПОК Склад поставщика 2 уровня Склад Поставщика 1 уровня Производство

Внутренний Склад сырья Базы, поставщики, рынок Что закупить? Сколько закупить? Какого качества? У кого закупить? На каких условиях? ОТДЕЛ СНАБЖЕНИЯ или ОТДЕЛ ЗАКУПОК П=Д-Р Склад поставщика 2 уровня Склад Поставщика 1 уровня

7 правил логистики нужный товар

Основные вопросы в закупочной логистике: 1. Произвести самим или купить? (Make or buy) 2. Сколько закупать? 3. Когда закупать? 4. У кого закупать?

Задачи закупочной логистики Что закупить? Сколько закупить? Какого качества? У кого закупить? На каких условиях? Раньше –запасы Позже –срыв производства

Функции закупочной логистики -1. анализ и определение потребности, расчет количества заказываемых материалов; -2. определение метода закупок; анализ рынка, выбор поставщика. -3. согласование цены и заключение договора; -4. установление наблюдения за количеством, качеством и сроками поставок; -5. организация размещения товаров на складе. -6. координация и системная взаимосвязь закупок с производством, сбытом, складированием и транспортированием

Методы определения потребностей в заказываемых материалах ДЕТЕРМИНИРОВАННЫЙ СТОХАСТИЧЕСКИЙ ЭВРИСТИЧЕСКИЙ когда известны определенный период выполнения заказа и потребность в материалах по количеству и срокам. когда основой для расчета являются математико- статистические методы, дающие ожидаемую потребность потребность определяется на основе опыта работников.

Что закупать? 1) подлежащие переработке исходные ресурсы (сырьё) и материалы; 2) используемые при сборке изделий на предприятии в конечной фазе готовые комплектующие элементы; 3) полуфабрикаты, подлежащие обработке; 4) сборочные единицы и комплектующие узлы; 5) материалы общего назначения (древесина, металлы, бетон); 6) топливо твердое, жидкое и газообразное, а также все виды энергии.

Способы организации поставок Традиционные 1)система планирования материальных потребностей, охватывающая планирование на трех уровнях: - на первом уровне осуществляется программное планирование; - на втором – распределение материалов; - на третьем – управление закупками (здесь фактическое отклонение от плана передается через обратную связь на уровень планирования и возникает замкнутая система); 2)метод «Точно в срок», с помощью которого в результате частых («дробных») поставок резко сокращаются накопленные запасы и склад практически выходит из эксплуатации; На принципе хранения запасов Минимальные запасы и оперативная связь между поставщиком и потребителем. Традиционные Оперативные MRP JIT

Методы закупок (отношения с поставщиком) Оптовые закупки Одна партия за один раз Один заказ на товар, который поставляется покупателю партиями в течение определенного периода: договор один, доставка и оплата партиями -количество не устанавливается, а определяется приблизительно; - поставщики перед выполнением каждого заказа связываются с покупателем; -- оплачивается только поставленное количество товара; -- по истечении срока контракта заказчик не обязан принимать и оплачивать товары, которые еще только должны быть поставлены. Регулярные закупки (поставки) мелкими партиями Закупки по мере необходимости Ежедневные (ежемесячные) закупки по котировочным ведомостям Широко используется там, где закупаются дешевые и быстро используемые товары. Чтобы проследить потребность, котировочные ведомости составляются ежедневно (ежемесячно) и включают следующие сведения: - полный перечень товаров, - количество товара, имеющегося на складе; требуемое количество товаров Закупка с немедленной сдачей Используется при покупке нечасто используемых материалов, когда невозможно получать их по мере необходимости. Материал заказывается тогда, когда он требуется, и вывозится со складов поставщиков на склады заказчиков.

Методы закупок достоинства и недостатки Оптовые закупки - простота оформления документов, - гарантия поставки всей партией, - повышенные торговые скидки. - ускоряется оборачиваемость капитала, так как товары оплачиваются по мере поступления отдельных партий; - достигается экономия складских помещений; - сокращаются затраты на документирование поставки, поскольку оформляется только заказ на всю поставку. -отсутствие твердых обязательств по покупке определенного количества; --возможность корректировки заказа в процессе, -- ускорение оборота капитала; - минимум работы по оформлению документов. Регулярные закупки мелкими партиями Закупки по мере необходимости Ежедневные (ежемесячные) закупки по котировочным ведомостям -- ускорение оборачиваемости капитала; - снижение затрат на складирование и хранение; -- своевременность поставок. - большая потребность в складских помещениях, - замедление оборачиваемости капитала, риск порчи материала при хранении. - вероятность заказа избыточного количества, - необходимость оплаты всего количества, определенного в заказе (хотя на тот момент материалы м.б.не нужны). -Зависимость от поставщика, постоянный учет товаров, документооборот. - вероятность отказа поставщика выполнить экстренный заказ. Закупка с немедленной сдачей Много мелких заказов, много бумаг, много поставщиков. -товар заказывается тогда, когда он требуется.

Нужно ли предусмотреть запасы? мало ГП на складе И небольшой запас ГП на складе Но должен быть запас ГП на складе для удовлетворения спроса Швейное производство Производство дизельных двигателей Производство шин Контроль за ресурсами? Контроль за готовой продукцией ? Мало запасов Немного запасов или полуфабрикатов Мало запасов

Как выбрать поставщика? Задача. 1. Определите критерии, что для вашей фирмы «хороший поставщик». 2. Присвойте каждому критерию «вес» по его важности для вас. 3. Найдите поставщиков нужного товара. 4. Расставьте «оценки» каждому поставщику по выбранным критериям от 1 до Перемножьте оценки и их вес в каждой строке. Определите по каждому поставщику общую сумму баллов. 6. Поставщик с максимальным количеством баллов – ваш рациональный выбор.

Сколько планировать запасов? На предприятиях отдельных отраслей народного хозяйства приоритетной задачей является контроль за ресурсами, в других – контроль за готовой продукцией. Если предприятие специализируется на инвестиционных товарах, то основная часть организационных усилий приходится на незавершенные производства. Производят продукцию по заказам потребителя фирмы, выпускающие железнодорожный и подвижной состав. В этой отрасли нет необходимости делать запасы, никто не будет просто так изготавливать, например, дизельный двигатель. В швейной промышленности с учетом непостоянства моды есть резон в небольшом количестве запасов. Изготовление полуфабрикатов и вкладывание в это средств позволяет оперативно реагировать на изменение потребностей рынка изделий. Диаметрально противоположная ситуация на предприятиях, занимающихся изготовлением шин. От того, насколько быстро удовлетворяется спрос, зависит успех предприятия. В связи с этим готовые изделия всегда должны быть в наличии. На заказ шины изготавливаются крайне редко, потребители отдают предпочтение определенной марке. На предприятиях шинной продукции инвестиции в запасы сырья и незавершенное производство неэффективны и поддерживаются на минимальном уровне. зависит от сферы деятельности фирмы

Алгоритм закупок Процессы закупок относятся к широкому диапазону сырья и материалов и охватывают большое количество мероприятий. С логистическими процессами закупок связаны важнейшие вопросы, такие как: 1) своевременность и качество поставок, комплектность. Они обусловливают бесперебойность обслуживания производственных процессов. 2) вещественные и информационные процессы на стадии закупки объединяют много функций и узких задач. Связанные с основной деятельностью любого предприятия (в основном промышленного) ответы на важнейшие вопросы определяют главное содержание процессов закупки. Перед закупочной деятельностью необходимо ответить на несколько вопросов. Во-первых, покупать или производить самим. Перед принятием решения провести полный анализ, учитывая интересы подразделений предприятия, и при этом руководствоваться следующими мотивами. Собственное производство отличается высоким уровнем добавленной стоимости, наличием уникальной технологии, опережающим характером производимой продукции. Приобретение сокращает производственные мощности и является доступом к современной технологии. Решение в пользу собственного производства или приобретения принимается на ранней стадии разработки изделия. Во-вторых, сколько закупать. Этот вопрос связан с планированием обеспечения потребностей в материалах и управлением запасами. В-третьих, когда закупать. Решение этого вопроса связано с организацией поставок вместе с производственными потребностями и учетом информации о методах управления запасами. В-четвертых, где закупать. Вопрос говорит сам за себя. Предприятие должно определиться с выбором места закупок и поставщиков.

Логистический подход в снабжении Рассмотрим два варианта организации снабжения, принципиально отличающиеся друг от друга возможностями реализации системного подхода к управлению материальными потоками в процессе обеспечения предприятия сырьем. Первая модель отражает представленный традиционный вариант организационной структуры предприятия с распределением перечисленных выше задач между различными функциональными подразделениями. Как видим, задачи, что закупить и сколько закупить, решаются дирекцией по производству. Здесь же выполняются и работы по складированию закупленных предметов труда. Задачи, у кого закупить и на каких условиях закупить, решаются дирекцией по закупкам. Здесь же выполняются и перечисленные работы по снабжению, т. е. заключаются договоры, контролируется их исполнение, организуется доставка закупленных предметов труда. В результате функция управления материальным потоком в процессе снабжения предприятия сырьем и материалами разделена между различными службами, и ее эффективная реализация затруднена. Вторая модель отражает логистический подход и предполагает сосредоточение всех функций снабжения предприятия в одних руках, например в дирекции по материально-техническому снабжению. Такая структура создает широкие возможности логистической оптимизации материального потока на стадии закупок предметов труда. Закупочная логистика связана со всеми остальными направлениями логистики, но особенно тесно она взаимодействует с распределительной логистикой. Проанализируем их взаимодействие в процессе проведения продукции от поставщика к потребителю. Рассмотрим процесс управления материальным потоком на участке между двумя предприятиями, одно из которых является поставщиком товаров, а другое – оптовым покупателем. С позиции первого предприятия управление материальным потоком должно осуществляться методами распределительной логистики. Однако с позиции второго тот же поток должен управляться методами закупочной логистики. Кажущееся противоречие легко разрешимо. Рассмотрим управление потоком на выделенном участке, если покупатель по договору уже оплатил поставщику доставку товаров на свой склад. В этих условиях прибыль поставщика от сделки в существенной степени зависит от того, насколько рационально его служба сбыта организует доставку заказа на склад потребителя. Другими словами, управлением потоков на рассматриваемом участке занимается поставщик. Применяемые методы относятся к распределительной логистике. Покупатель, уже оплативший доставку, от ее рациональной организации ничего не выигрывает (как ничего и не проигрывает, если доставка организована плохо).

Логистический подход в снабжении Методы закупочной логистики при управлении материальным потоком применяют на данном участке тогда, когда по условию договора покупатель самостоятельно ввозит товар со складов поставщика. Рациональность действий службы закупок покупателя в этом случае может существенно улучшить его экономические показатели. Контрагенты могут договориться об иных условиях доставки. Допустим, иногородний поставщик доставляет товар на железнодорожную станцию своего города (а стоимость услуг по доставке включает в цену поставляемого товара). Далее организует движение груза покупатель. Здесь доведением товара до станции пункта отправления занимается служба распределения поставщика, далее – служба закупок покупателя. Точка, в которой служба распределения поставщика передает управление материальным потоком службе закупок покупателя, определяется условиями франкировки груза, закладываемыми при заключении договоров поставки. Термин «франко» обозначает порядок учета в цене изделия издержек по доставке продукции потребителю. В договоре поставки термин «франко» указывает на то, до какой точки на пути движения продукции к покупателю издержки, связанные с транспортировкой и страховкой, несет поставщик. Условия франкировки груза обозначают (в определенной степени) границу между сферами деятельности службы сбыта поставщика и службой снабжения потребителя. Однако не следует забывать, что как закупочная, так и распределительная логистика являются функциональными единицами единой логистической деятельности. Эта деятельность осуществляется как службой закупок покупателя, так и системой распределения поставщика. Поэтому все решения в области распределительной логистики должны приниматься во взаимной связи с решениями в области закупочной логистики предприятия. Только такой подход обеспечит реализацию логистической концепции управления материальным потоком.

JIT Одним из технических приемов закупочной логистики является система поставок «точно в срок» (система ТВС). Она основана на том, что в звено не должно поступать никаких материалов, пока в этом звене не возникнет в них необходимость, например доставка к моменту монтажа или непосредственно в торговый зал магазина. Сущность системы «точно в срок» заключается в том, что спрос на любом участке цепи определяется спросом, предъявленным в конце ее. Пока нет спроса в конце цепи, продукция не производится и не накапливается, не заказываются и не накапливаются комплектующие. Общепринятое определение гласит, что система поставки «точно в срок» – это система производства и поставки комплектующих или товаров к месту производственного потребления или к моменту продажи в торговом предприятии в нужное время и в требуемом количестве. Традиционная схема снабжения предусматривала поставку в несколько этапов: поставщик; выходной контроль поставщика; экспедиционный склад; склад входного контроля; основное хранилище; подготовка к потреблению; производственное потребление. В системе ТВС этапов значительно меньше: поставщик; выходной контроль поставщика; производственное потребление. Таким образом, контроль качества у потребителя системой ТВС не предусмотрен. Следовательно, эту функцию должен взять на себя поставщик. В этих условиях наличие некачественных изделий в поставляемой партии недопустимо. Отношения между поставщиком и покупателем, позволяющие применить систему ТВС, должны носить характер длительной хозяйственной связи и строиться на долгосрочных контрактах. Лишь тогда можно достичь согласованности в вопросах совместного планирования и необходимого уровня технико-технологической сопряженности, научиться находить экономические компромиссы. Система ТВС предусматривает работу потребителей с гораздо более низким запасом, чем в условиях традиционного снабжения. Следовательно, повышаются требования к надежности всех участников логистического процесса, в том числе и к транспортировкам. Поэтому если в условиях традиционного снабжения при выборе перевозчика в первую очередь обращают внимание на перевозочные тарифы, то в системах ТВС предпочтение отдается перевозчику, способному гарантировать надежность соблюдения сроков поставки. Применение системы ТВС позволяет резко сократить запасы, как производственные, так и товарные, сократить потребности в складских мощностях, персонале. Система ТВС требует для внедрения значительных усилий. Следовательно, для ее разработки должна осуществляться дифференциация ассортимента поставляемых товарных или производственных ресурсов с целью выделения наиболее значимых позиций, работа с которыми по методу ТВС может дать наибольший эффект. Сформулируем основные слагаемые эффекта от использования ТВС: исключается ряд операций из технологической цепи поставок; сокращаются текущие запасы, так как предметы труда поступают либо в цех, либо в торговый зал; сокращаются страховые запасы, так как увеличивается надежность поставок за счет перехода на долгосрочные отношения с проверенными поставщиками и перевозчиками; сокращаются запасы в пути, так как сокращается время доставки за счет использования расположенных вблизи поставщиков; улучшается качество товара, так как используются поставщики, качество продукции которых сертифицировано; увеличивается надежность поставок, так как возникает совместная заинтересованность в функционировании ТВС. Отметим также отдельные проблемы, стоящие на пути внедрения системы ТВС: требования потребителя к качеству, которые приводят к увеличению затрат поставщика и могут восприниматься последним как завышенные; сокращение степени диверсификации, что создает проблему, обусловленную возрастанием коммерческого риска от ориентации на одного контрагента; удаленность потребителя может сделать частые поставки небольших партий невыгодными для поставщика; расписание поставок, которое используется в системах ТВ С, должно позволять получать товары по мере надобности, тогда как для поставщика более приемлемо расписание, характеризующееся стабильностью поставок по размеру и во времени; размер партии и периодичность поставок. Данная проблема возникает в связи с возможным отличием в оценках поставщика и потребителя экономически целесообразных для них размера партий и периодичности поставки.

JIT Основные задачи, которые необходимо решить в процессе проектирования и внедрения ТВС: 1) в области отношений с поставщиками: поиск близко расположенных поставщиков; переход на длительные хозяйственные связи; пролонгация договорных отношений с проверенными поставщиками; стимулирование поставщиков к внедрению системы ТВС; поддержка бизнеса поставщиков за счет долгосрочного планирования и гарантированности закупок; концентрация отдаленных поставщиков; вывод закупочных цен на приемлемый для обеих сторон уровень; организация безбумажного информационного обмена; 2) по объему поставок: поддержка устойчивой скорости закупок, согласованной со скоростью производства; обеспечение возможности частых поставок малыми партиями; работа с переменным размером единичной поставки при фиксированном общем объеме поставок по контракту; поощрение поставщиков за готовность упаковывать товары в требуемых объемах; 3) в области качества поставляемой продукции – тесная взаимосвязь персонала, ответственного за качество у продавца и у покупателя; 4) в области отгрузки: составление и четкое соблюдение расписания прибытия грузов; использование постоянных, проверенных извозчиков; заключение долгосрочных контрактов на комплексное логистическое обслуживание, включающее в себя складирование и транспортировку. На основе системы ТВС разработан так называемый метод быстрого реагирования. Он представляет собой метод планирования и регулирования поставок товаров на предприятия розничной торговали и в распределительные центры, в основе которого лежит логистическое взаимодействие между торговым предприятием, его поставщиками и транспортом. Метод быстрого реагирования основан на использовании трех технологий и новой концепции бизнеса. Технология первая: автоматическая идентификация штриховых товарных кодов. Позволяет быстро и эффективно собрать точную и детальную информацию о том, что в данный момент продается. Технология вторая: электронный обмен данными. Это не только Интернет, но и комплекс стандартов, позволяющих предприятиям оперативно обмениваться большими объемами документированной информации. Технология третья: автоматическая идентификация грузовых единиц (например, транспортировочных контейнеров). Новая концепция бизнеса – это дух партнерства и сотрудничества между организациями, участвующими в продвижении товара. Роль согласованности участников чрезвычайно важна. Например, в США в конце 1980-х гг., когда уже примерно 90 % товаров несли на себе штриховой товарный код, технологией быстрого ответа были объединены лишь несколько сотен партнеров. Причиной медленного внедрения явилась не только новизна технологии, но и традиционный дух соперничества и недоверия между торговцами в розницу, дистрибьюторами и производителями, так как исторически каждая организация пытается извлечь максимальную прибыль и сделать это за счет прибылей других организаций. Разрушить эти традиционно сопернические отношения не менее сложно, чем решить технические и технологические вопросы, связанные с внедрением технологии быстрого ответа.

Логистические концепции Точно в срок Just –in-Time Планирование ресурсов Requirements \Resource Planning КАНБАН MRP «Тощее производство» Lean production LP «Реагирование на спрос» Demand driven techniques DDT Концепция управления предприятием, основанная на постоянном стремлении к устранению всех видов потерь. Бережливое производство предполагает вовлечение в процесс оптимизации бизнеса каждого сотрудника и максимальную ориентацию на потребителя. Возникла в США как интерпретация идей производственной системы компании Toyota. разрабатывалась как модификация концепции «планирования потребностей/ресурсов» в плане улучшения реакции на изменение потребительского спроса Концепция «Реагирование па спрос» применяется с целью максимального сокращения времени реакции на изменение спроса путем быстрого пополнения запасов в тех точках рынка, где прогнозируется увеличение спроса.

Склад сырья Цех 1 Склад ГП Цех 2 Цех сборки Управление 1. Заказ на 10 тракторов 2. Команда на изготовление 10 тракторов 3. «нужно 100 деталей» 4. «нужно 1000 заготовок» 5. «нужны материалы» 1000 заготовок материалы для 1000 заготовок 1000 деталей 10 тракторов Как работает система Канбан (JIT, система «тянущего» типа)

Склад сырья Цех 1 Склад ГП Цех 2 Цех сборки Управление Заготовки по графику материалы по графику Детали по графику Трактора по графику Как работает система MRP (толкающего типа) Трактора по спросу СПРОС Потребность, график снабжения Задание, График выполнения Задание, график выполнения Задание на производство, график выполнения ИПМП