Василий Алексеевич ВАТАГИН (1883/1884 - 1969) - Жизнь и творчество - Жизнь и творчествохудожника-анималиста. - Советы мастера. - Советы мастера. Как изображать.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Художники анималисты. Василий Алексеевич Ватагин. Презентацию подготовила ученица 5-а класса Неборская Дарья.
Advertisements

РИСУНОК – ОСНОВА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА.
Департамент образования г. Москвы государственное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа 1287 СОУ Проект «Я рисую настроение…» Выполнила.
Развивающие приемы на уроках ИЗО М.А. Чеснокова МОУ СОШ 1 г.п.п. Ч. Боры.
Выставочный зал Айвазовский Иван Константинович родился 17 июля 1817 года в Феодосии. Выходец из семьи армянского купца. Учился в петербуржской Академии.
Презентация по искусству Миллер Эллины. Анималистический жанр – анимализм (от лат. слова animal – животное) основным объектом которого являются животные.
Художники - анималисты. Урок 17 Творчество Василия Ватагина.
Родился в Москве в потомственной семье художников. Художниками были его прадед, отец, брат. Мальчик с детства рос в мире искусства. Отец Николая Петровича.
Бельчикова Н.В. – зам.зав. по УВР Нищик С.В. - руководитель изостудии МДОУ д/с 30.
Изобразительное искусство в семье пластических искусств.
Кузнецова М.Н. Внеурочная деятельность: «Юный художник»
Тесты Проверочная работа по ИЗО в 6 классе.1. Назовите основные цвета: а) желтый, зеленый, красный б) красный, синий, зеленый в) желтый, красный, синий.
А НИМАЛИСТИЧЕСКИЙ ЖАНР Выполнила: Ядрищенская Вера Алексеевна Специальность Преподавание в начальных классах Курс III, группа 132 Преподаватель:
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ИСКУССТВА. Изобразительные искусства - это группа искусств, основанных на воспроизведении конкретных явлений жизни в их видимом предметном.
Коллективная работа по мотивам произведения «Матренин двор». Разработал: педагог дополнительного образования Рощина Александра Юрьевна.
«Знатоки искусства» Викторина по искусству «Знатоки искусства»
Интегрированный урок: изобразительное искусство + информатика.
АНИМАЛИСТИЧЕСКИЙ ЖАНР. Анималистический жанр (Анимали́зм) (от лат. animal животное) жанр изобразительного искусства, основным объектом которого являются.
Пейзажные зарисовки Сочинение-описание пейзажа в художественном стиле.
«С глубоким чувством изумления, уважения и любви смотрю я на мир животных». В. Ватагин Человек пытался изображать животных с глубокой древности. На стенах.
Транксрипт:

Василий Алексеевич ВАТАГИН (1883/ ) - Жизнь и творчество - Жизнь и творчествохудожника-анималиста. - Советы мастера. - Советы мастера. Как изображать животных. Как изображать животных. - Творческое задание. - Творческое задание.

Родился В.А. Ватагин в Москве 20 декабря 1883 г. в семье педагогов: отец – историк, мать – преподаватель русского языка и естествознания в младших классах гимназии. C ранних лет он увлекался рисованием. Это были изображения животных, тщательно перерисованные из книг, прочитанных в детстве

С 1896 г. Ватагин начал посещать студию художника- акварелиста, известного иллюстратора охотничьих журналов Н.А. Мартынова, где вместе с А.Ф. Котсом и М.Д. Езучевским обучался мастерству зоологического рисунка. В 1902 г. он окончил гимназию и был принят на естественное отделение (специальность «зоология») физико-математического факультета Московского университета. С первого курса началась его совместная деятельность с выдающимся биологом М.А. Мензбиром.

На тот момент Ватагин связывал свое будущее с профессией художника- иллюстратора зоологических изданий. На втором курсе ему удалось поступить в студию известного живописца К.Ф. Юона, известного мастера пейзажа и исторического жанра.

Окончив в 1907 г. университет, Ватагин вскоре отправился в поездку по зоологическим садам Западной Европы, где сделал огромное количество набросков экзотических животных, необходимых для создания красочных таблиц к «Зоогеографическому атласу» своего научного руководителя М.А. Мензбира.

Многие исследователи отмечали влияние на творчество В. А. Ватагина культуры Индии и Древнего Египта.

С 1922 по 1940 год и с 1959 по 1961 год Ватагин работал в Гоcударственном Дарвиновском музее. И до конца жизни связь его с Дарвиновским музеем не прерывалась, поскольку он оставался бессменным членом Ученого совета. Наряду с зоопсихологом Н.Н. Ладыгиной-Котс и таксидермистом Ф.Е. Федуловым, А.Ф. Котс считал В.А. Ватагина сооснователем Дарвиновского музея.

В гг. В.А. Ватагин, по просьбе Котса, специально для будущего зала Зоогеография выполнил жидким маслом серию живописных полотен со своих акварельных оригиналов к атласу Мензбира. «Жидкое масло В.А. Ватагина – это, по выражению А.Ф. Котса, тонкая канва рисунка, покрытая легким слоем масляной краски, как в акварели – ровно, мягко, без определенного мазка.

В 1927 г. В.А. Ватагин, по заданию А.Ф. Котса, выезжал в Берлин: требовались зарисовки человекообразных обезьян для последующего создания скульптурных обликов людей каменного века. По признанию директора Берлинского зоопарка Г. Гека, уже тогда В.А. Ватагин считался в Европе непревзойденным мастером в изображении мимики и пластики антропоморфных обезьян. Человекообразные приматы были излюбленной темой творчества В. А. Ватагина. Великолепные образы этих сущеcтв он создал как в графике, так и в ульптуре.

По выражению Ватагина, разнообразие внешности и окраски обезьян, их ярко выраженный психологизм давали благоприятный материал как для рисунка, так и для деревянной скульптуры. В самой первой, обезьянньей серии уже наметились главные особенности ватагинского дарования: фиксация неуловимых, мимолетных движений, психологизм в понимании животной мимики, обобщенность линий, скульптурность стиля.

В. А. Ватагин работал и как художник-иллюстратор. В частности, он создал серию замечательных иллюстраций к произведению Р. Киплинга «Маугли».

Василий Алексеевич вырастил и напутствовал плеяду талантливых русских анималистов.В 1952 г. В.А. Ватагину была присуждена Государственная премия за анималистические скульптуры. Последние годы жизни ( гг.) он преподавал в Московском высшем промышленно- художественном училище (бывшее Строгановское училище).

Сотни произведений В.А. Ватагина хранятся ныне во многих музеях России и ближнего зарубежья. Но основное наследие художника представлено в фондах Дарвиновского музея.

Контрольные вопросы: 1) В каких видах изобразительного искусства cоздавал свои произведения В. А. Ватагин? 1) В каких видах изобразительного искусства cоздавал свои произведения В. А. Ватагин? 2) Где училcя В. А. Ватагин? 2) Где училcя В. А. Ватагин? 3) Как вы думаете: какие черты произведений В. А. Ватагина обусловлены влиянием на его творчество культуры Индии и Древнего Египта? 3) Как вы думаете: какие черты произведений В. А. Ватагина обусловлены влиянием на его творчество культуры Индии и Древнего Египта? 4) Что привлекало В. А. Ватагина в образах человекообразных обезъян? 4) Что привлекало В. А. Ватагина в образах человекообразных обезъян? 5) С каким биологичеcким музеем Моcквы cотрудничал В. А. Ватагин? Были ли вы в этом музее? Сходите в этот музей, обратите внимание на произведения В. А. Ватагина и других художников анималистов и на основании увиденного ответьте на вопрос: какую роль произведения искусства играют в экспозиции этого биологичеcкого музея и почему? На основании сделанных выводов, создайте коллективный проект: «Союз науки и искусства» - презентацию в PowerPoint, серию плакатов и т. п. 5) С каким биологичеcким музеем Моcквы cотрудничал В. А. Ватагин? Были ли вы в этом музее? Сходите в этот музей, обратите внимание на произведения В. А. Ватагина и других художников анималистов и на основании увиденного ответьте на вопрос: какую роль произведения искусства играют в экспозиции этого биологичеcкого музея и почему? На основании сделанных выводов, создайте коллективный проект: «Союз науки и искусства» - презентацию в PowerPoint, серию плакатов и т. п.

СОВЕТЫ МАCТЕРА. КАК ИЗОБРАЖАТЬ ЖИВОТНОЕ КАК ИЗОБРАЖАТЬ ЖИВОТНОЕ I. Качеcтва, необходимые художнику: - оcобая заинтересованноcть животным миром, пристрастное любование им, любовь к нему, к его формам, к моментам проявления его жизни. - оcобая заинтересованноcть животным миром, пристрастное любование им, любовь к нему, к его формам, к моментам проявления его жизни. - чувство животного, которое помогает найти в нём самое характерное и выразительное, cамое привлекательное - чувство животного, которое помогает найти в нём самое характерное и выразительное, cамое привлекательное

II. Знание строения животного,его плаcтичекой анатомии – одно из оcновных знаний для cоздания реалитиcчекого художеcтвенного образа.

III.Знакомcтво рисованием животного я начинал с наброска. Набросок – это линейный, контурный рисунок, который предлагает самыми общими, скупыми линиями различные позы, моменты движения и пропорций животного, а также отдельные части его. При выполнении наброска не следует обращать внимание на подробности, тушевать тоже не надо. Набросок – это самый скорый способ закрепить на бумаге свои первые впечатления от натуры. III.Знакомcтво рисованием животного я начинал с наброска. Набросок – это линейный, контурный рисунок, который предлагает самыми общими, скупыми линиями различные позы, моменты движения и пропорций животного, а также отдельные части его. При выполнении наброска не следует обращать внимание на подробности, тушевать тоже не надо. Набросок – это самый скорый способ закрепить на бумаге свои первые впечатления от натуры.

IV. Выполняя и заканчивая рисунки во весь лист бумаги, мы переходим к работе над этюдом. Этюд – это художественно-изобразительное изучение натуры. В анималистичеком искусстве – это основной и единственный способ изучения, понимания и прочувствования образа животного. Поэтому задачи, которые ставит работа над этюдом значительно сложнее и глубже, чем задачи наброска. В этюде следует соединить свежесть и непосредтвенность с тщательной передачей формы, объёма, цвета и фактуры.

V. Работа над эскизом будущей композиции реалистичеcкого характера, как творчеcкий процесc, должна слеловать за предварительным накоплением впечатлений действительности и идти в дальнейцшем рука об руку с этим накоплением. Чем больше сделано этюдов, чем больше впечатлений накоплено в памяти, тем легче по воображению можно выбрать, сопотcавить и распределить образы и элементы композиции. Этот накопление впечатлений я всегда считал одним из условий успеха композиции.

VI. Хорошей фотографией возможно пользоватьcя, как запечатлённым моментом живой действительноcти, творчеcки перерабатывая её, так же как и непосредcтвенное впечатление от природы.

VII. Из своего опыта могу посоветовать такой спооб пользования масляными красками для этюдов: взять любую плотную бумагу, покрыть желатином и писать. Можно покрыть клеем предварительный акварельный подмалёвок и заканчивать маслом. Первая стадия работы – подмалёвок без белил. Вторая стадия – наложение корпусных красок с белилами (кроме теней). Третья стадия – нанесение, иногда втиранием, прозрачных лессировочных красок. VII. Из своего опыта могу посоветовать такой спооб пользования масляными красками для этюдов: взять любую плотную бумагу, покрыть желатином и писать. Можно покрыть клеем предварительный акварельный подмалёвок и заканчивать маслом. Первая стадия работы – подмалёвок без белил. Вторая стадия – наложение корпусных красок с белилами (кроме теней). Третья стадия – нанесение, иногда втиранием, прозрачных лессировочных красок.

VIII. Работа над скульптурой также начинается с предварительного наброска карандашом и этюда в глине ( ели поза животных не требует каркаса). Работая над скульптурным эскизом нужно помнить о характере материала, в котором будет выполнена окончательная работа.

IX. Дерево – живой и тёплый материал, оно всегда казалось мне пригодным для передачи мягкой и тёплой поверхности.

X. Камень менее пригоден для создания образов млекопитающих, а так же для ажурных композиций о сложным силуэтом силуэтом. В отличие от дерева, камень можно обрабатывать резцом во всех направлениях.

XI. Если скульптор лепит из глины без каркаса, то поле тщательной просушки такие работы можно обжигать – переводить в керамику.

XII. Не разменивайтесь на мелочи, не растрачивайте вашего внимания, обуздайте его, направляйте ваше образное внимание на определённый круг явлений единого содержания, действуйте собранно и целеустремлённо.

Контрольные вопросы: 1) Каково значение в создании анималистического произведения наброска, этюда, эскиза? 2) Каковы стадии работы маслом, как можно работать малом на плотной бумаге? 2) Каковы стадии работы маслом, как можно работать малом на плотной бумаге? 3) Для создания каких образов в скульптуре более подходит такой материал как камень, дерево, керамика? Каковы основные особенности этих материалов? 3) Для создания каких образов в скульптуре более подходит такой материал как камень, дерево, керамика? Каковы основные особенности этих материалов? 4) Может ли анималистическое произведение быть портретом или сюжетной картиной? 4) Может ли анималистическое произведение быть портретом или сюжетной картиной? 5) Какие существенные качества, по вашему мнению, могут выражать образы анималистического искусства, какую смысловую нагрузку они могут нести, что бы вы хотели передать в изображении того или иного животного? 5) Какие существенные качества, по вашему мнению, могут выражать образы анималистического искусства, какую смысловую нагрузку они могут нести, что бы вы хотели передать в изображении того или иного животного?

ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ: Создайте анималиcтичеcкое произведение в любой доступной вам живописной или скульптурной технике на одну из предложенных тем: Хищное животное – воплощение силы. Хищное животное – воплощение силы. Материнство в животном мире. Материнство в животном мире. Борьба за выживание – закон жизни. Борьба за выживание – закон жизни. Верность, дружба и взаимопомощь в мире животных Верность, дружба и взаимопомощь в мире животных Животные-интеллектуалы. Животные-интеллектуалы.

Выполнил студент III кура II группы студент III кура II группы Таничев Станислав Юрьевич Руководитель кандидат педагогических наук Гудилина Светлана Ивановна Московский Педагогический Государственный Университет Художественно-Графичекий Факультет Презентация: Жизнь и творчество В. А. Ватагина - художника анималиста.

Презентация предназначается для индивидуального или коллективного просмотра учениками 9х – 11х классов. Цели презентации: Цели презентации: 1) Познакомить учеников с таким жанром изобразительного искусства как анималистика и творчеством его ярчайшего представителя - В. А. Ватагина. 1) Познакомить учеников с таким жанром изобразительного искусства как анималистика и творчеством его ярчайшего представителя - В. А. Ватагина. 2) Дать ученикам сведения о разновидностях анималистического искусства, различных материалах, применяемых в работе художниками-анималистами. 2) Дать ученикам сведения о разновидностях анималистического искусства, различных материалах, применяемых в работе художниками-анималистами. 3) Заинтересовать учеников и побудить их к созданию собственных произведений в анималистическом жанре. 3) Заинтересовать учеников и побудить их к созданию собственных произведений в анималистическом жанре. Сценарий презентации: Жизнь и творчество В. А. Ватагина - обучение В. А. Ватагина - обучение В. А. Ватагина - поездки В. А. Ватагина за границу, влияние на творчество В. А. Ватагина культуры Индии и Древнего Египта. - поездки В. А. Ватагина за границу, влияние на творчество В. А. Ватагина культуры Индии и Древнего Египта. - сотрудничество В. А. Ватагина с Государственным Дарвиновским музеем. - сотрудничество В. А. Ватагина с Государственным Дарвиновским музеем. - любимые образы мастера - любимые образы мастера - разнообразные направления творчества - разнообразные направления творчества 2) Советы матера. Как изображать животное - роль наброска, этюда и эскиза в изображении животного - роль наброска, этюда и эскиза в изображении животного - различные художественные материалы в анималистике – масляная живопись, дерево, камень, керамика. - различные художественные материалы в анималистике – масляная живопись, дерево, камень, керамика. 3) Творческое задание

Литература: В. А. Ватагин. Изображение животного, М.: «Сварог и К»,