Политико-территориальное устройство РФ (часть 1: РФ)

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Политико-территориальное устройство РФ (часть 1: РФ)
Advertisements

Политико-территориальное устройство РФ (часть 1: РФ) (с) Шевердяев С.Н., 2016 г.
Конституционное(государственное) право России. Тема : «Конституционные основы государственного устройства РФ» 1. Понятие и конституционные принципы российского.
Система управления Российской Федерации Выполнила ученица МОУ СОШ с УИОП 11а класса Мотовилова Анастасия.
Федеративное устройство. Понятие и формы государственного устройства Унитарное гос-во Федеративное гос-во Конфедерация.
Органы государственной власти субъектов РФ (с) Шевердяев С.Н., 2016 г.
Органы государственной власти субъектов РФ. Вопросы темы: 1. Модель организации системы ОГВ в субъектах РФ 2. Законодательные ОГВ СРФ 3. Исполнительные.
Органы государственной власти субъектов РФ. Вопросы темы: 1. Модель организации системы ОГВ в субъектах РФ 2. Законодательные ОГВ СРФ 3. Исполнительные.
КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕPАЦИИ КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕPАЦИИ.
Федеральное Собрание – Парламент РФ. Вопросы темы: 1. Конституционная модель Федерального Собрания РФ 2. Порядок формирования Совета Федерации 3. Полномочия.
ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Действующая Конституция РФ 1993 г. Порядок изменения Конституции РФ.
КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ М.С. ИГНАТОВА, ДОЦ. КАФ. КОНСТИТУЦИОННОГО И АДМИНИСТРАТИВНОГО.
Федеральное Собрание – Парламент РФ (с) Шевердяев С.Н., 2016 г.
Тема: Основы теории государства П Л А Н: 1.Понятие, признаки и функции государства; 2.Органы государственной власти; 3.Форма правления; 4.Форма государственного.
Тема 4. Бюджетное право и бюджетное устройство Российской Федерации 1. Понятие и значение государственного и местного бюджетов 2. Бюджетное право и его.
ФЕДЕРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Формы государственного устройства Унитарное – это единое, целостное государство, не имеющее самостоятельных.
Федеративное устройство и органы государственной власти в Российской Федерации.
Становление Российской Федерации Основы регионального развития 10 класс.
ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ФЕДЕРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Республика Крым.
Транксрипт:

Политико-территориальное устройство РФ (часть 1: РФ)

Структура темы: 1. Развитие ПТУ Российского государства: основные вехи 2. Конституция РФ о федеративном устройстве 3. Принципы федерации в России 4. Изменение состава федерации 5. Особенности федеративных отношений в РФ 6. КП-взаимоотношения РФ и СРФ - Основы - Разграничение предмететов ведения - Оценка эффективности деятельности ОГВ СРФ - Меры КПО в отношении СРФ («федеральное вмешательство»)

1. Развитие ПТУ Российского государства: основные вехи Территориальная экспансия РИ. Особенности ПТУ Создание новой территориальной основы государственности после ВОСР: - Декларация прав народов России - Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа - Независимость бывших территорий РИ - Территориальная основа в Конституции 1918 г. - Образование СССР

ПТ- развитие в советское время: конституционные идеи Конституция СССР 1924 г. А) «план автономизации» Сталина Б) идея «второго этажа» Ленина Конституция РСФСР 1918 г. А) «федерация трудовых коммун» Рейснера Б) «федерация по нац-терр.принцципу» Сталина Два направления ПТ- организации России 1) СССР 2) РСФСР

ПТ- развитие в советское время: территория государства СССР: объединение территорий в границах бывшей РИ (кроме Польши и Финляндии): + КСССР 1924 г. – 4 союзные республики + КСССР 1936 г. – 11 республик СССР (+ 3 закавк., + 5 Ср Аз.) + после ВОВ г.: + 3 прибалтийских + Молд.; КСССР 1977 г РСФСР: Плюс (по окончании ВОВ): + Тувинская АО (с 1961 г - АССР) + Петсамо (Печенга) + Калининградская область (Восточная Пруссия) + Южный Сахалин и Курильские о-ва (в т.ч. «южные курилы») Минус: Крымская область (1954 г.) Минус-плюс: из Карело-Финской ССР ((1940 – 1956 г., 12-я в составе СССР) в Карельскую АССР (в сост. РСФСР).

Рождение новых форм автономии: + п.п г. – авт.республики + со вт.п г. по 1923 г. – «трудовая коммуна» г. – авт.области г. – «национальные округа», позже - авт.округа Различия: АР - АОбл. – АОкр. Природа РСФСР как федеративного государства (*) - в КРСФСР 1925 г. АР и АО упомянуты, но не перечислены Политика депортации народов КРСФСР 1937 г. (*)КРСФСР 1978 г.КРФ 1993 г. автономная республика автономная область --- край область --- автономная республика автономная область автономный округ край область город республиканского подчинения республика автономная область автономный округ край область город федерального значения 17 АР и 6 АОб 16 АР, 5 АОб, 10 АОкр.1993: 21 Р; 1 АОб, 10АОкр. Н.вр.: 22 Р; 1 АОб, 4 АОкр.

Распад СССР и национально-государственное строительство в РСФСР СССР: - создание правового механизма сецессии - приравнивание АССР к ССР - Декларация о государственном суверенитете РСФСР - референдум о сохранении Союза ССР - ГКЧП - Беловежское соглашение РСФСР: - верхняя палата - «РФ – Россия» - российские автономии - Федеративный договор

2. Конституция РФ о федеративном устройстве 3 группы норм в КРФ: а) глава 1 ОКС, б) специальная глава 3 «Федеративное устройство», и в) остальные статьи. (А) ОКС 1) «Федеративность» - одна из важнейших характеристик РФ как государства (ч. 1 ст. 1) 2) Наименование «РФ – Россия равнозначны» (ч. 2 ст. 1) 3) Суверенитет и верховенство РФ: «Суверенитет РФ распространяется на всю ее территорию». КРФ и ФЗ имеют верховенство (ст. 4) 4) Разнообразие типов и видов СРФ (ч. 1 ст. 5) 5) Ключевые принцципы федерации: Федер. устр-во РФ основано на ее: а) государственной целостности, б) единстве системы государственной власти, в) разграничении предмететов ведения и полномочий между ОГВ РФ и СРФ, г) равноправие и самоопределение народов в Российской Федерации (ч. 3 ст.5)

6) Симметричность или асимметричность федерации (равенство статуса СРФ): - «Республика (государство) имеет свою конституцию и з-во. Край, … - устав и з-во» (ч. 2 ст. 5); - «Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты РФ между собой равноправны» (ч. 4 ст.5) - ч. 1 ст. 5 – «равноправные субъекты РФ» 7) Разграничение гос.власти «по вертикали»: - ч. 2 ст. 11: «Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти». - ч. 3 ст. 11: «Разграничение предмететов ведения и полномочий между ОГВ РФ и ОГВ СРФ осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предмететов ведения и полномочий».

(Б) Глава 3 КРФ «Федеративное устройство» - нет отдельной главы о СРФ, но есть ФЗ 184 1) сгруппированный по видам перечень СРФ (ч. 1 ст. 65) 2) о ФКЗ о принцятии и образовании нового СРФ (ч. 2 ст. 65). 3) базовые НПА СРФ (ст. 66): респ и др.; ФЗ об АО; края и АО; изменение статуса СРФ по взаимному согласию в соотв с ФКЗ 4) состав территории, внутренние и внешние границы (ст. 67) 5) гос. язык РФ и «гос.языки» республик (ст. 68) 6) права малочисл.народов (ст. 69) 7) гос.символика и столица РФ (ст. 70) 8) модель разграничения предмет.ведения в РФ: искл. РФ – совместная РФ и СРФ – остаточная (ст ), а также иерархия НПА РФ и СРФ по этим предмететам (ст. 76, в т.ч. ч.6) 9) запрет на внутр экон.границы, рубль и эмиссия, налоги в ФЗ (как атрибут единства РФ) (ст ) 10) самость.система ОГВ СРФ и единство системы исполнительной власти в РФ по вед РФ и совм. вед. (ст ) 11) передача полномочий в межгос.объед. (ст. 79)

(В) другие нормы КРФ о федеративных отношениях 1) Президент РФ: согласительные процедуры - ОГВ РФ и СРФ, а также приостановление актов ИОГВ СРФ (ст. 85); 2) верхняя палата российского парламента: «В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов гос.власти» (ст. 95). 3) право законодательной инициативы у ЗОГВ СРФ (ст. 104), инициативы внесения поправок и изменения КРФ (ст. 134), обращения в КС у ЗОГВ и ИОГВ (ст. 125); 4) назначение прокуроров СРФ (ст. 129) 5) одобрение изменений в главы 3-8 Конституции (ст. 136) 6) изменения в перечень СРФ в ст. 65 – на основе решений, принцятых в СРФ (две процедуры). 7) п. 1 р. 2 КРФ – о верховенстве КРФ по сравнению с Федеративным договором 1992 г.

3. Принципы федерации в России (ст. 5 КРФ) 1) сочетание различных оснований формирования СРФ 2) государственная целостность РФ 3) единство системы государственной власти 4) разграничение «предмететов ведения» 5) равноправие и самоопределение народов в РФ 6) равноправие субъектов РФ

4. Изменение состава РФ Теоретически возможные способы (бастр. федерация): а) слияние двух и более субъектов; б) принцятие в состав федерации нового субъекта как бывшего независ.гос-ва или части другого государства; в) изменение КП-статуса субъекта (которое изменит состав федерации и потребует внесения измен в Конст) г) разъединение одного субъекта на два и более; д) выход субъекта из состава федерации с перспективой стать независимым государством или частью другого государства; е) комбинирование нескольких вариантов в одной процедуре ж) отделение или «прирезка» части территории субъекта при изменении внутренних границ или внешних границ (если они влекут изменение наимен. субъектов и т.д.)

ФКЗ от 17 декабря 2001 г. 6-ФКЗ «О порядке принцятия в РФ и образовании в ее составе нового субъекта РФ» А) Принятие в РФ нового субъекта: - инициатива иностр гос-ва -предложение Президенту, консультации -МД и его проверка в КС -ФЗ о тариф. МД; ФКЗ о принц Б) Образ в составе РФ нового суб-та -инициатива СРФ - предложение Президенту, консультации -референдумы в СРФ -ФКЗ об образовании СРФ Практика «образования в составе нового СРФ» (объединения): 1. Пермский край = Пермская область + Коми-Пермятский АО (с ) 2. Красноярский край = Краснояр. край + Таймыр. АО + Эвенк.АО (с ) 3. Камчатский край = Камчатская область + Корякский АО (с ) 4. Иркутская область = Иркутская обл. + Усть-Ордын. Бурятский АО (с ) 5. Забайкальский край = Читинская обл. + Агинский Бурятский АО (с ) Практика «принцятия в состав»: 1. Республика Крым и ГФЗ Севастополь (с )

5. Прочие особенности федеративных отношений в РФ Постановление КС РФ по «Алтайскому делу» N 10-П «Чукотский казус» – выход Чукотского АО из состава Магаданской области (1992 г.) Пример регулирования сецессии: Закон СССР от 3 апреля 1990 года 1409-I: «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР» Территориальное расположение субъектов РФ в пределах границ РФ Территориальное расположение

6. Взаимоотношения РФ и СРФ Основы: А. Основные формы воздействия РФ на СРФ Б. Формы участия СРФ в решении общегос. вопросов

Разграничение предмететов ведения - Модель разграничения предмететов ведения - Логика разграничения - Схема разграничения предмететов ведения - Конкретизация предмететов ведения из ст осуществляется … - Пример вопросов собственной компетенции СРФ Основной источник: Федеральный закон от N 184-ФЗ "Об общих принцципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации« (глава IV.1)Схема разграничения

Оценка эффективности деятельности ОГВ СРФ - Институт введен статьей ФЗ 184 в 2006 г. - Источник: Указ Президента РФ от N 548 "Об оценке эффективности деятельности ОИВ СРФ" - Только для ИОГВ СРФ - Доклад ВДЛ СРФ - Межбюджетные трансферты для СРФ в целях содействия

Перечень показателей: 1. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении. 2. Динамика реальной среднемесячной начисленной заработной платы. 3. Отношение среднедушевых денежных доходов к стоимости «потреб.корзины». 4. Доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, устан-й в СРФ. 5. Коэффициент доступности жилья. 6. Коэффициент миграционного прироста (на 10 тыс. человек). 7. Суммарный коэффициент рождаемости. 8. Уровень преступности. 9. Качество и доступность услуг ЖКХ. 10. Динамика валового регионального продукта на душу населения. 11. Объем инвестиций в основной капитал. 12. Интегральный индекс СРФ в национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в СРФ. 13. Отношение среднесписочной численности работников малых и средних предприятий к численности населения. 14. Плотность сети автомобильных дорог общего пользования, отвечающих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям. 15. Объем налоговых доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации. 16. Отношение объема государственного долга СРФ, к общему годовому объему доходов бюджета СРФ. 17. Доля просроченной кредиторской задолженности в расходах консолидированного бюджета СРФ. 18. Уровень безработицы. 19. Оценка населением условий для самореализации, в том числе для самореализации детей. 20. Оценка удовлетворенности населения услугами в сферах образования, здравоохранения, культуры, социального обслуживания. 21. Доля жителей субъекта Российской Федерации, столкнувшихся с проявлениями коррупции. 22. Оценка населением деятельности органов исполнительной власти СРФ. 23. Оценка населением эффективности деятельности органов государственной власти РФ. 24. Результаты независимой оценки качества оказания услуг организациями социальной сферы.

Формы «федерального вмешательства» в системе мер КП- ответственности СРФ - «федеральное вмешательство» («принцуждение», «интервенция») в теории КП - Источник: Федеральный закон от N 184-ФЗ "Об общих принцципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" - Типы процедур КПО в ФЗ 184: I. Досрочное прекращение полномочий ЗОГВ и ВДЛ СРФ II. Временное осуществление ФОИВ отд. полн. ОГВ СРФ III. Превентивные меры обеспечения соответствия НПА IV. Введение ч.п. на территории СРФ

I-а. Досрочное прекращение полномочий ЗОГВ СРФ А) по решению ВДЛ СРФ (т.е. не «фед.вмеш-во»): + (п. 2 ст. 9): ЗОГВ принцимает незак реш - суд – неустран в теч 6 мес – реш. о прекр.полн. + (п. 2.1 ст. 9): избрание ЗОГВ и не проводил засед более 3 мес. – суд – реш. о прекр.полн. Б) по решению Президента РФ: + (п. 4 ст. 9): ЗОГВ принцимает незак реш – суд – неустран в теч 6 мес – суд – внесение предупр.ПрезРФ – неустран 3 мес – решение о роспуске (нет ГД в процедуре)

I-b. Досрочное прекращение полномочий ВДЛ СРФ А) недоверие от ЗОГВ + реш Президента (п.п. 2-7 ст.19) Нарушение – (суд – (неустранение)) - недоверие ЗОГВ (2/3 голосов по инициативе 1/3) – направляется Президенту – отрешение от должности Б) отзыв ВДЛ СРФ гражданами (п.п. 7.1 – 7.4 ст. 19): - обращение в суд СРФ об установлении факта нарушения: вправе ПП, ОО, группа не менее 100 граждан. - основания: установление судом факта наруш з-ва РФ, либо неоднокр неисполн своих обязанностей - инициатива по отзыву не ранее чем по истеч 1 года после вступления в должность ИОГВ - подписей в поддержку отзыва д/б не менее ¼ от зарег. - голосование по отзыву назначается ЗОГВ СРФ (в теч 60 дн.) - отзыв признается состоявшимся, если за него проголосовало более ½ от числа зарег. избирателей.

В) отрешение ВДЛ Президентом (пп. «г» п.1 ст. 19) + «в связи с утратой доверия Президента РФ», за ненадлежащее исполнение своих обязанностей, а также в иных случаях, в т.ч. при выявлении «фактов коррупции или неурег. конфликта интересов как правонарушений» Г) отрешение Президентом ВДЛ при издании незак НПА (пп. «а» п. 2 и п. 3 ст. 29.1): + издание противор НПА – суд – неустран в теч 2 мес – предупреждение През-та – 1 мес. – отрешение Д) отрешение Президентом ВДЛ при уклонении от исполнения Указа През о приостан действия НПА ИОГВ СРФ (пп. «б» п. 2 и п. 3 ст. 29.1): Издание Указа През о приостановлении незак НПА ИОГВ СРФ – уклонение в теч 2 мес - предупреждение Президента – 1 мес. – отрешение

Е) отрешение Президентом ВДЛ при неисполнении реш КС об отмене НПА ИОГВ (п ст. 29.1): Реш КС в отнош НПА ВДЛ - неисполн в теч 1 мес. – отреш. Ж) врем.отстранение Президентом при предъвлении обвинения в соверш преступления (п. 4 ст. 29.1): предъявл.обвин – представл.Генпрокурора – врем.отстран.

II. Временное осуществление ФОИВ отдельных полномочий ОГВ СРФ (ст. 26.9) 1) стих.бедствия и ОГВ СРФ по ликв. не сформир.: Указ През + согл СФ – спец.федер.ОГВ 2) просроч.задолж. по исполн бюдж обязательств более 30% собственных доходов бюдж СРФ: ходатайство Прав РФ + решение ВС – вводится Врем.фин.администрация до 1 года 3) ---

III. Превентивные меры обеспечения соответствия НПА: 1) принцятие несоотв НПА ЗОГВ (п. 4 ст. 27): представл. През РФ в ЗОГВ о приведении в соотв. - согласит.проц. – суд 2) принцятие противор НПА ИОГВ (ст. 29): приост. Президентом НПА до принцятия решения судом IV. Введение ч.п. на территории СРФ В соотв с ФКЗ о ч.п.: Указом През РФ с подтверждением СФ в теч 72 часов на срок до 60 дней.

Ст. 71Ст. 72 а) принцятие и изменение КРФ и ФЗ; б) фед. устройство и терр РФ; в) регулирование и защита прав и свобод; гражданство в РФ; нац. меньшинства; г) системы федеральных ОГВ; д) федеральная госсобственность; е) основы федеральной политики и федеральные программы развития; ж) прав. основы единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки; з) фед. бюджет; фед. налоги и сборы; и) фед. энергетические системы; федеральные транспорт, информация и связь; деятельность в космосе; к) внешняя политика и международные отношения РФ; вопросы войны и мира; л) внешнеэкономические отношения РФ; м) оборона и безопасность; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования; н) определение статуса и защита государственной границы; о) судоустройство; прокуратура; уголовное и уголовно- исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское законодательство; процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности; п) федеральное коллизионное право; р) метеорослужба, метрическая система и исчисление времени; официальный статистический и бухгалтерский учет; с) государственные награды и почетные звания РФ; т) федеральная государственная служба. а) обеспечение соответствия з-ва СРФ Конституции РФ и ФЗ; б) защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав нац. меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон; в) владение, пользование и распоряжение землей, недрами, водными и др. природными ресурсами; г) разграничение гос. собственности; д) природопользование; охрана окр. среды и обеспечение экологической безопасности; охрана памятников истории и культуры; е) вопр. воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта; ж) координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение; з) борьба с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий; и) установление общих принцципов налогообложения и сборов в РФ; к) административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды; л) кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат; м) защита исконной среды обитания малочисл. этнических общностей; н) общих принцципы организации системы ОГВ и ОМС; о) координация международных и внешнеэкономических связей СРФ.

Реформы гг.: г. Верховный Совет РСФСР как двухпалатный орган - Декларация «О гос. суверенитете РСФСР» 12 июня 1990 г. - «Парад суверенитетов»: от АР до союзных, от АО до АР. - Постановление Верховного Совета 12 декабря 1991 г. «О денонсации Договора об образовании СССР» - Новое наименование государства: «Российская Федерация Россия» (Закон от г. (в КРФ – г.) - Федеративный договор 31 марта 1992 г. (включен в КРФ 1978 г. в ред г.)