Номинация "Наследие поколений" Нейродинамическая ритмопластика как один из аспектов возрождения национальных гуманитарных традиций русской этнопедагогической культуры Малюкова И.Б. Дефектолог-реабилитолог Ярославль
Детское население страны катастрофически пополняется новыми маленькими гражданами, страдающими нейроонтогенетическими нарушениями в развитии. Патологии центрального органического генеза полиморфные по своей структуре требуют незамедлительного начала их преодоления с первых минут жизни ребёнка, уже в родильном доме. Период новорожденности – это драгоценное время наивысшей пластичности мозга, предоставляющее уникальные возможности для устранения проблем, дающее импульс к дальнейшему успешному развитию малышей, на которые потом будут затрачиваться огромные усилия, энергия, время, здоровье родителей, а также колоссальные финансовые средства.
Ранняя педагогическая реабилитация детей это кропотливая целенаправленная, ежедневная, ежеминутная работа, основой которой является развивающий уход за младенцем членами его семьи под патронажем команды специалистов: медиков, педагогов, реабилитологов, психологов, социальных работников. Помощь маленьким пациентам с органическим поражением мозга это непрерывный, длительный, энергозатратный процесс, требующий постоянного коррекционного внимания к ребёнку, использования любых действий в отношении малыша в качестве реабилитационных процедур.
Педагогика простоты и повседневности самая сложная педагогика, но для того, чтобы понять глубину бесхитростной народной мудрости, порой требуется высочайший уровень образованности и научной культуры. В дореволюционной России, когда люди жили большими семьями, навыки развивающего ухода за детьми передавались из поколения в поколение. Близкие люди прилагали огромные эмоциональные, физические, душевные, духовные усилия с любовью, нежностью, позитивной энергией, верой.
Семейная народная педагогика это педагогика жизни, непосредственности, поступков, ежеминутного собственного примера родителей, моделей поведения, которые усваиваются детьми без всяких назиданий, нудного поручительства, воздействуя на глубинные структуры подсознания. Она позволяет в неделимом единстве развивать связку: эмоции-движения-речь- мышление, которая формировалась тысячелетиями. Этнопедагогическая культура не «расчленяла» целостные системы на функции (а теперь ещё и на компетенции), как это сделала светская педагогика, которая предусматривает их изолированное развитие у детей.
Светская, авторитарная, казённая, абстрактная, кабинетная педагогика суррогатная, синтетическая, то есть, не натуральная по своей сути, это педагогика мероприятий, педагогика занятий, уроков, проектов, прожектов, лезущих в глаза ярких бездушно- показушных шоу. Общественные специализированные коррекционные и реабилитационные центры, клиники, детские сады, школы, работники которых выполняют «функциональные обязанности», часто решают «узколобые» задачи, типа: «научить ребёнка говорить», «научить ходить», «научить считать, читать», хотя научить говорить можно попугая в клетке, научить ходить на задних лапах можно любое животное в цирке, а научить считать можно даже козочку, как это сделала цыганка Эсмеральда со своей Джали в бессмертном творении В. Гюго.
Почти 30 лет наша научно-исследовательская и методико- практическая работа была посвящена возрождению культурно- исторических и этнопедагогических технологий, созданных самой природой детского организма и детской психики. Они были неосмотрительно отвергнуты амбициозными реформаторами начала XX века. Гуманизация образовательного, воспитательного, ререабилитационного и реабилитационного процессов невозможна без возвращения к истокам народной культуры, к вековой мудрости предков, к этнопедагогическим основам взаимодействия взрослых и детей, сохранённым в генетической памяти и энерго- информационном пространстве, к движениям и действиям, сакральный смысл которых уходит корнями в глубокую древность.
Этнопедагогическая культура на протяжении столетий хранила десятки тысяч развивающих двигательно-речевых игр для детей любого возраста, которые являются гимнастикой для мозга. Однако, подавляющее большинство их было забыто. Своей многолетней работой мы попытались не только восстановить утраченное, но и разработать новые игровые комбинированные упражнения-образы, предложив для их обозначения современный термин НЕЙРОДИНАМИЧЕСКАЯ РИТМОПЛАСТИКА. Она помогает начинать коррекционная работу с совершенствования функциональных возможностей мозга ребёнка, укрепления его нейродинамического, нейропсихического статуса. «Тренировка мозга» это многовекторный, мультипрограммный творческий процесс, а не насильное «заколачивание» в него абстрактной сигнальной информации, которая зачастую не соответствует потенциальным возможностям детского мозга и приводит к надрывам не только психики, но и соматики.
Библиография: Малюкова, И.Б. Нейродинамическая ритмопластика как фактор возрождения национальных гуманитарных традиций русской этнопедагогической культуры / Slovak international scientific journal 25, 2019, vol. 2, стр