Модели описания конфликта: структурная и процессуальная.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
В психологии конфликт определяется как «столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида,
Advertisements

К ОНФЛИКТ В МЕЖЛИЧНОСТНЫ Х ОТНОШЕНИЯХ. Выполнила: Вторушина Александра.
Выполнил:слушатель 832 уч.взвод Ряд.милиции Кадыржанов А.А.
Презентация к уроку по теме: Конфликты и способы их разрешения.
Динамика конфликтов 1.Основные периоды и этапы в развитии конфликта. Динамика конфликта представляет собой ход развития, изменения конфликта под воздействием.
Виды конфликтов и способы выхода из конфликтных ситуаций.
Конфликт(от лат. conflictus - столкновение) – это столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно.
КОНФЛИКТЫ Классификация конфликтов Классификация конфликтов Фазы и этапы конфликта. Фазы и этапы конфликта. Преодоление конфликта Преодоление конфликта.
КОНФЛИКТЫ conflictus – столкновение Конфликт – это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов.
Конфликты в органах государственной власти Осипова И.Н. 1.Типология конфликтов 2.Технологии управления конфликтами.
Этапы развития конфликта Презентацию готовил: Курсант 221 уч. гр. А.С.Лопатин.
Динамика конфликта Динамика конфликта Тверь, 2003 Лекция 2.
Психология конфликта Лекция 15 Психология конфликта План лекции: 1.Конфликт и конфликтная ситуация 2.Виды и функции конфликтов 3.Динамика конфликта 4.Стратегии.
Межличностные конфликты и их разрешение Бочкарёва Т.Н., учитель обществознания МАОУ «Лицей «62»
Урок обществознания 11 класс Размещено на. Цели занятия: Сформировать представление о социальных конфликтах: их генезисе и логике разрешения; Развивать.
Урок обществознания в 11 классе Учитель: Кроневальд Н.М.
1.Структура конфликта 2. Конфликтное поведение Структура конфликта- совокупность устойчивых связей конфликта, обеспечивающих его целостность, тождественность.
Лекция 2 КОНФЛИКТ КАК ОСНОВНАЯ КАТЕГОРИЯ КОНФЛИКТОЛОГИИ.
Оценить две точки зрения на конфликт. С какой из них вы бы согласились и почему? -Для группы конфликт между двумя или несколькими ее членами –помеха нормальному.
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тихоокеанский государственный медицинский университет» Министерства.
Транксрипт:

Модели описания конфликта: структурная и процессуальная

Конфликтология выработала две модели описания конфликта две модели описания конфликта: Структурную Процессуальную

структурной модели В структурной модели акцент переносится на анализ условий, лежащих в основе конфликта и определяющих его динамику. Основная цель этой модели состоит в установлении параметров, которые влияют на конфликтное поведение и конкретизацию форм этого влияния. Процессуальная модель Процессуальная модель делает акцент на динамике конфликта, возникновении конфликтной ситуации, переходе конфликта из одной фазы в другую, формах конфликтного поведения, конечном исходе конфликта.

Структурные характеристики конфликта Структурные характеристики представляют собой составные элементы конфликта. Они отражают компоненты, без которых существование конфликта невозможно, а изменение которых существенно изменяет сам характер конфликта или, возможно, сводит его на нет. К таким характеристикам, как правило, относят: стороны конфликта (участники, субъекты); действия участников конфликта; предмет конфликта; условия конфликта. Кратко рассмотрим их.

1. Стороны (субъекты) конфликта. Они являются основными структурными элементами любого конфликта, поскольку своими действиями порождают сам конфликт, придают ему содержание, определяют остроту и течение. Субъектами конфликта могут быть либо отдельные индивиды, либо состоящие из них общности, группы.

2. Действия участников конфликта. С действием (конфликтированием) связана тактика и стратегия использования силы. Содержание действий размещается на шкале от агрессии к ненасильственным акциям и до отсутствия действий вообще.

3. Предмет конфликта. Предмет конфликта – это и есть то основное противоречие, из-за которого и ради разрешения которого субъекты вступают в противоборство. Это может быть проблема власти, обладания теми или иными ценностями, проблема первенства или совместимости.

4. Условия конфликта (внешняя среда конфликта). Условия конфликта включают в себя условия его возникновения и условия его протекания. Обычно под условиями возникновения понимают объективные особенности внешней ситуации, которые считаются существенными для возникновения конфликта. Как правило, тесные контакты между людьми потенциально содержат в себе и множественные виды кооперативных связей и одновременно противоречия в целях, интересах. Тогда в качестве условий возникновения конфликта будут выступать факторы, способствующие переходу их взаимодействий в конфликтные.

Процессуальная модель конфликта Динамические характеристики конфликта характеризуют стадии развертывания конфликта и процесс его движения от одной стадии к другой.

Обычно в социальном конфликте выделяют 4 стадии: пред конфликтную, конфликтную, разрешения конфликта и после конфликтную. В свою очередь, каждая из этих стадий может разделяться на ряд фаз.

Первая предконфликтная стадия разбивается на две фазы. Начальная фаза характеризуется формированием конфликтной ситуации - накоплением и обострением противоречий в системе межличностных и групповых отношений. На этой стадии можно говорить о скрытой (латентной) фазе развития конфликта. Вторая фаза начинается с инцидента или повода, то есть какого-то внешнего события, которое приводит в движение конфликтующие стороны. На этой фазе происходит осознание конфликтующими сторонами побудительных мотивов, то есть противоположности их интересов, целей, ценностей и т.д. На этой ступени конфликт из латентной стадии переходит в открытую и выражается в различных формах конфликтного поведения.

Конфликтное поведение - характеризует вторую, основную стадию развития конфликта. Конфликтное поведение - это действия, направленные на то, чтобы прямо или косвенно блокировать достижение противостоящей стороной ее целей, намерений, интересов. Для вступления в эту фазу необходимо не только осознание своих целей и интересов как противоположных другой стороне, но и формирование установки на борьбу, психологической готовности к ней. Формирование такой установки является задачей первой фазы конфликтного поведения. Первая стадия конфликтного поведения порождает тенденцию к усилению конфликта, но она может стимулировать его участников к поиску путей разрешения конфликта.

Назревающий перелом в развитии конфликта характерен для второй фазы конфликтного поведения. На этой фазе происходит как бы «переоценка ценностей». Дело в том, что ход конфликтного взаимодействия мог существенно изменить представления сторон о себе и друг о друге, и о внешней среде. Может быть также и то, что конфликтующие стороны, или одна из них, исчерпали свои ресурсы. Все это, как и многое другое, служит стимулом для выработки решения о стратегии и тактике дальнейшего поведения. Следовательно, фаза «переоценки ценностей» является вместе с тем и фазой «выбора».

Конфликтующие группы могут выбирать следующие программы поведения: 1) достижение своих целей за счет другой группы и тем самым доведение конфликта до более высокой степени напряженности; 2) снизить уровень напряженности, но сохранить саму конфликтную ситуацию, переведя ее в скрытую форму за счет частичных уступок противоположной стороне; 3) искать способы полного разрешения конфликта. Если выбрана третья программа поведения, наступает третья стадия в развитии конфликта - стадия разрешения.

Разрешение конфликта осуществляется как через изменение объективной ситуации, так и через субъективную, психологическую перестройку, изменения субъективного образа ситуации, который сложился у враждующей стороны. В этом случае «образ врага» трансформируется в «образ партнера», а психологическая установка на борьбу сменяется ориентацией на сотрудничество. При частичном же разрешении конфликта изменяется только внешнее конфликтное поведение, но сохраняются внутренние побудительные установки к продолжению противоборства, сдерживаемые либо волевыми, разумными аргументами, либо санкцией третьей стороны.

Большое значение имеет заключительная послеконфликтная стадия. На этой стадии должны быть предприняты усилия по окончательному устранению противоречий интересов, целей, установок, ликвидирована социально-психологическая напряженность и прекращена любая борьба. Урегулированный конфликт способствует улучшению социально-психологических характеристик как отдельных групп, так и межгруппового взаимодействия. Он способствует сплоченности групп, повышает уровень идентификации ее членов с общими целями и удовлетворенности в группе. Вместе с тем, он развивает уважительное отношение к бывшим оппонентам, позволяет лучше понять их интересы, цели и побуждения.

Вопросы для самопроверки 1. На что акцентируется структурная модель описания конфликта? 2. Какие элементам можно выделить в структуре конфликта? 3. На что акцентируется процессуальная модель описания конфликта? 4. Какие стадии выделяют в социальном конфликте?