ФАКУЛЬТЕТ «ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ» ФАКУЛЬТЕТ «ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ» Центр перинатальной психологии «Система формирования родительских компетенций в учреждениях.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Образовательная программа муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения «Детский сад 1 «Светлячок» разработана в соответствии с Федеральным.
Advertisements

Автор: Воспитатель 1 квалификационной категории МБДОУ «Аленький цветочек» г.Ноябрьск Закирова Ляюзя Мавлимовна.
Системный подход в работе с учащимися, склонными к девиантному поведению.
Цели и задачи психолого - педагогического сопровождения участников государственной ( итоговой ) аттестации.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ «ОТРАДНОЕ» ДЕПАРТАМЕНТА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ.
Город Шелехов 2011 г. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида 19 «Малышок»
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТРУКТУРНОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ДЕТСКОГО САДА «СОЛНЫШКО» С.МУСОРКА ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА.
Перспективы применения технологий социальной работы с естественным социальным окружением клиента.
Краткая информация идеи проекта В Калининградской области около 10 % детей - дети с особыми образовательными потребностями (ограниченными возможностями.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ВОСПИТАТЕЛЯ КАК УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. Масалова В. С., ст. преподаватель.
СЕМИНАР- ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «ИЗУЧЕНИЕ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» ГБДОУ д/с уч.год.
Образовательная программа дошкольного образования муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения «Детский сад 11 «Родничок» г. Орска.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Методический совет по теме: КОМПЛЕКСНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПОДХОДОВ К ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО- ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА С ЦЕЛЬЮ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ.
«ВВЕДЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ: ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ.
ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия ; - обеспечение равных возможностей полноценного.
Социально-ориентированный проект по формированию у детей добрых чувств через организацию разнообразной трудовой деятельности «Доброта спасет мир» «С раннего.
ЧАСТЬ 1. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРИНЦИПЫ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ.
Новая школа – новые горизонты для учителей. МОУ СОШ 21.
Транксрипт:

ФАКУЛЬТЕТ «ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ» ФАКУЛЬТЕТ «ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ» Центр перинатальной психологии «Система формирования родительских компетенций в учреждениях образования» Родительская деятельность имеет важнейшее социальное значение и играет существенную роль в жизни личности. Однако у человека, в отличие от животных, она не включается автоматически вслед за реализацией репродуктивного поведения. Родительская сфера личности, ответственная за реализацию родительского поведения, проходит долгий путь становления : от опыта общения с собственной матерью в раннем детстве к игровой деятельности в «дочки-матери» в дошкольном возрасте, от первого опыта общения с младенцем в детстве или отрочестве до подготовки к родам собственного ребенка - и продолжает формироваться во взаимодействии с каждым из рожденных детей. ______________________________________________________________________

В современном меняющемся мире передача родительских компетенций традиционным путем от родителей к детям теряет свое значение в связи с: неоднократной сменой при жизни одного поколения предлагаемых социумом стратегий воспитания, что обусловлено стремительным развитием общества; кризисом института семьи и разнообразием современных форм семейного жизнеустройства уменьшением жесткости социальных связей и увеличением разнообразия траекторий жизненного пути личности свободой передвижения и доступностью разнообразных источников информации, что ставит молодого человека в ситуации выбора стратегий родительского поведения В то же время возрастает потребность в сознательном родительстве и запрос на повышение родительской компетентности в связи с: появлением института частной собственности, улучшением качества жизни и увеличением времени, свободного от зарабатывания денег на жизнь и посвященного семье, предоставления государством оплачиваемого длительного отпуска по уходу за ребенком Центр перинатальной психологии факультета «Психология образования МГППУ

Формирование родительских компетенций направлено на решение социально значимых задач: профилактику жестокого отношения к детям и социального сиротства; укрепление в обществе ценностей материнства и отцовства; повышение родительской компетентности, эффективности и гуманности воспитательных стратегий будущих родителей; формирование репродуктивных установок на среднедетную семью; объединение усилий семьи и образовательных учреждений для обеспечения преемственности в воспитании детей; повышение устойчивости семейных отношений в кризисный период развития семьи, обусловленный рождением ребенка. В условиях депопуляции населения преимущественно материальное стимулирование рождаемости, без внимания к формированию родительских ценностей и компетенций, чревато повышением рождаемости среди маргинальных групп населения и как следствие ростом социального сиротства. Организация целенаправленной деятельности по формированию репродуктивного и родительского поведения у детей, подростков и юношей под силу только системе образования, так как ею охвачено все детское население России. Центр перинатальной психологии факультета «Психология образования МГППУ

Личностный ресурс Личностная зрелость, мотивация рождения, место родительства в иерархии ценностей и потребностей, личностный смысл родительства, место родительства в Я-концепции, конструкт «Я- и -мир», личные качества Эмоциональный ресурс Глубина эмоциональных проявлений, лабильность, эмоциональная компетентность, приемлемость всего диапазона эмоциональных реакций, выразительность экспрессивно-мимических средств и адекватность их применения, уровень контроля над эмоциями, уровень тревожности Когнитивный ресурс Общие интеллектуальные способности, знания об уходе за ребенком, о развитии, воспитании и обучении ребенка, готовность учиться Операциональ- ный ресурс Сформированность навыков по уходу и воспитанию ребенка Психофизио- логический ресурс Актуальное функциональное состояние организма, способность к саморегуляции, стрессоустойчивость Центр перинатальной психологии факультета «Психология образования МГППУ

Макросоциум Семья (Микросоциум) Папа Мама Ребенок Центр перинатальной психологии факультета «Психология образования МГППУ

МГППУ "Организация работы с детьми раннего и дошкольного возраста, находящимися в трудной жизненной ситуации" УчрежденияЭтапы онтогенеза родительской сферы Формы подготовки ДОУ и психолого- педагогические центры Этап взаимодействия с собственной матерью Группы подготовки будущих родителей к рождению детей, группы родителей детей раннего возраста Игровой этапИгровая деятельность с куклами- младенцами, игра в «дочки-матери» со сверстниками ШколыЭтап няньченьяБеседы о детях и родителях, тренинги. Опыт взаимодействия с маленькими детьми. Колледжи, вузыЭтап дифференциации основ половой и родительской потребностно-мотивационных сфер личности Ознакомление с основными стратегиями родительского поведения. Подготовка к беременности и сознательному родительству. Центр перинатальной психологии факультета «Психология образования МГППУ

Задачи формирования родительских компетенций у детей и подростков: Формирование ценности родительства. Формирование потребности в материнстве и отцовстве. Ознакомление с функциями родителей. Ознакомление с базовыми потребностями маленьких детей и способами их удовлетворения. Формирование родительских компетенций. Ориентация на среднедетную семью. Получения первого конструктивного опыта взаимодействия с маленькими детьми Цель психологической подготовки к рождению ребенка семей, ожидающих ребенка - содействие созданию благоприятных условий для всестороннего развития ребенка через оптимизацию отношений в диаде «мать-дитя», повышение родительской компетентности, гармонизацию семейных отношений, привлечение при необходимости внешних источников поддержки. Центр перинатальной психологии факультета «Психология образования МГППУ Цель психологического сопровождения молодых родителей - содействие выработке индивидуального стиля воспитания ребенка с учетом: а) индивидуальных и возрастных особенностей ребенка, б) ресурсов матери (личностных, эмоциональных, когнитивных, операциональных, психофизиологических) в) ресурсов семьи и ближайшего социального окружения, г) ресурсов общества. Подготовка ребенка к поступлению к поступлению в социальные институты.

интерактивные методы: кейс-метод, тренинги и игры, поведенческие методы (отработка навыков с куклами-младенцами), диалог, психомышечная и атуогенная тренировка и другие техники релаксации и саморегуляции, телесноориентированные техники, просмотр и обсуждение видеоматериалов, арттерапия, пластические разминки: спонтанное движение, танцевальные этюды, двигательные забавы, библиотерапия, ролевые игры, мини сочинения., активизация ближайшего социального окружения, эмоциональная поддержка, содействие организации сетевой поддержки. Центр перинатальной психологии факультета «Психология образования МГППУ

Атмосфера принятия и поддержки позволяет слушателям высказывать любые мнения и делиться своими чувствами. Красная нить - ребенок. Базовые положения возрастной психологии проходят красной нитью по всем разделам курса. Повторение по спирали. Основные идеи курса развиваются из занятия в занятие и переходят из тему в тему. Основные навыки закрепляются и совершенствуются в повторных упражнениях. Доступный язык. Общение с будущими родителями осуществляется на доступном языке. Часто используется образный язык и язык метафор. Преимущественное использование активных и интерактивных методик. Центр перинатальной психологии факультета «Психология образования МГППУ Диалог как основная форма проведения занятий позволяет: сформировать мотивацию на усвоение новых знаний и умений,

освоить в смоделированных ситуациях эффективные способы взаимодействия с ребенком. Чередование теории и практики в ходе каждого занятия. Принцип слоеного пирога. Информация дается по каждой теме по разным модальностям восприятия и на разные ресурсы (личностный, когнитивный, эмоциональный, операциональный, психофизиологический). Насыщение курса примерами из практики. диагностировать в приложении к конкретному случаю уровень родительской компетентности, проверить в заданных ситуациях усвоение предшествующего учебного материала, обеспечить включенность слушателей и выработку ими собственных решений Центр перинатальной психологии факультета «Психология образования МГППУ

Разработка программ по формированию родительских компетенций в системе доу-школа- колледж-вуз. Экспертиза программ образовательных учреждений различного типа на наличие и научную обоснованность модулей по формированию родительских компетенций. Выработка эффективных механизмов взаимодействия между различными учреждениями системы образования, а также межведомственного взаимодействия в целях формирования компетентного родителя. Создание учебно-методическое обеспечения программ подготовки специалистов в данной области. Созданы два учебных пособия, хрестоматия, три мультимедийных УМК. Ведется подготовка специалистов по направлению «Психологическая подготовка будущих родителей к воспитанию ребенка» Приглашаем к сотрудничеству