Экономика систем теплоснабжения в России Дмитрий Васильев Первый заместитель Генерального директора – Управляющий директор по корпоративной политике и.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Кризис теплоснабжения в России: маркетинговое и законодательное решение Дмитрий Васильев, Первый заместитель генерального директора ОАО «Мосэнерго» 1 декабря.
Advertisements

INTERNATIONAL ENERGY AGENCY Политика в сфере теплоснабжения: ситуация в России и опыт других стран «Электроэнергетика и теплоснабжение» Совместный круглый.
COMING IN FROM THE COLD Improving District Heating Policy in Transition Economies INTERNATIONAL ENERGY AGENCY От холода к теплу: политика в сфере теплоснабжения.
1 Экономический меморандум для Республики Беларусь: энергетический сектор Стабильность структуры и управления сектором в течение последнего десятилетия.
Перестройка энергетики и необходимые решения органов госрегулирования Яркин Евгений Валентинович, д.э.н., проф., заслуженный экономист РФ.
COMING IN FROM THE COLD Improving District Heating Policy in Transition Economies INTERNATIONAL ENERGY AGENCY Формы собственности и управления в теплоснабжении.
Розничный рынок электрической энергии. Перспективы развития. Докладчик: Климашевская Елена Валентиновна Генеральный директор Управляющей организации, кандидат.
Некоммерческое партнерство содействия развитию жилищно-коммунального хозяйства «Развитие» НОВАЯ МОДЕЛЬ РЫНКА И ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ Алексей Макрушин Москва,
Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные.
О Росте цен на электрическую энергию (мощность) для различных категорий потребителей на розничном рынке Октябрь 2013 г. Москва.
Совершенствование порядка определения цен на розничном рынке в неценовых зонах 2014 г. директор Департамента развития электроэнергетики Министерства энергетики.
Открытое Акционерное Общество «Рязанская энергетическая сбытовая компания» 2011 г.
Учтены основные мероприятия Государственной программы города Москвы «Развитие коммунально- инженерной инфраструктуры», утвержденной постановлением Правительства.
«Итоги тарифного регулирования в 2005 году и задачи органов регулирования на годы» Доклад заместителя руководителя ФСТ России Е.В. Яркина.
1 "Инновационный потенциал российского распределительного электросетевого комплекса" г. Москва, 29 ноября 2011 г. Распределенная генерация, как элемент.
Доклад Заместителя Министра энергетики Российской Федерации А.Н. Шишкина по проекту ФЗ «О теплоснабжении» на парламентских слушаниях на тему «О совершенствовании.
Председатель Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам Р.М.Хазиев.
КОМИТЕТ ПО ЦЕНАМ И ТАРИФАМ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ Тарифные решения в теплоэнергетике на 2012 год.
«Реализация требований законодательства о повышении энергетической эффективности при регулировании тарифов в 2011 году» Лукашов Андрей Иванович – первый.
Государственный Комитет РТ по тарифам.
Транксрипт:

Экономика систем теплоснабжения в России Дмитрий Васильев Первый заместитель Генерального директора – Управляющий директор по корпоративной политике и управлению собственностью, ОАО «Мосэнерго» Москва, 2 февраля 2005 г., Центр стратегических разработок Круглый стол ЦСР и Международного энергетического агентства

Тепловой рынок России Более 68% тепла в России вырабатывается крупными источниками в рамках систем централизованного теплоснабжения Когенерация составляет экономическую основу выработки тепла в централизованных системах «Мосэнерго» - крупнейший производитель тепловой энергии в России (примерно 75 млн. Гкал, или более 10% от суммарной выработки тепла российскими ТЭЦ) Структура выработки тепловой энергии в Российской Федерации, млн. Гкал в год Структура потребления тепловой энергии по типам поселений (с числом жителей, тыс. чел.)

Проблемы когенерации в переходный период Это крайне высокий уровень, который держится стабильным уже с 1990 г. В течение периода экономических реформ ТЭЦ в России устойчиво теряли тепловую нагрузку, уступая рынок менее эффективным котельным и наращивая конденсационную выработку электроэнергии. Таким образом, эффективности централизованных систем теплоснабжения и рынка электроэнергии нанесен серьезный ущерб

Источники проблем: конфликты интересов в централизованных системах ТЭЦ В большинстве случаев находятся в частной собственности Не имеют доступа к конечным потребителям и вынужденно отвечают за неэффективность системы в целом Через перекрестное субсидирование продают тепло промышленным и коммерческим потребителям по повышенным тарифам Теплосеть Как правило, в региональной или муниципальной собственности имеет преференции в регулировании Единственный продавец тепла - монополист, имеет возможность бесконечно завышать издержки, увеличивать потери тепла Имеет возможность (при поддержке властей) строить свои котельные для увеличения доходов, приоритетно загружая их и вытесняя выработку ТЭЦ - - Котельные Потребители Не имеют выбора поставщика Из-за монополизма теплосети и регуляторного произвола региональных и местных властей не чувствуют преимуществ централизованных систем и комбинированной выработки электроэнергии и тепла на ТЭЦ, поставки тепла становятся дорогими, а их надежность – низкой

Итоги: высокий уровень и значительная дифференциация тарифов Реальный диапазон эффективности большинства современных ТЭЦ Тарифы на тепловую энергию в крупнейших промышленных регионах Европейской части России, руб./Гкал В наиболее экономически развитых регионах России стоимость тепла искусственно завышена (при искусственно заниженной цене электроэнергии) Диапазон цены эффективных котельных

Итоги: системная потеря эффективности централизованного теплоснабжения Потребители отключаются от централизованных систем, стремясь создавать автономные источники тепла Теплосети и местные власти развивают свои котельные, осваивая бюджетные средства и «выдавливая» нагрузку ТЭЦ ТЭЦ теряют рынок сбыта тепловой энергии Интегральный эффект комбинированной выработки электроэнергии и тепла сводится на нет Потребители тепла снижают риски и уменьшают текущие издержки, но теплоснабжение поселений обходится в итоге дороже Рынок электроэнергии теряет экономически эффективную выработку ТЭЦ

Рыночный метод определения стоимости тепла от ТЭЦ Входящие условия: уровень тепловой и электрической нагрузки принят равным 2003 г.; цена на отпускаемую электроэнергию = средневзвешенный тариф на отпуск электроэнергии с ФОРЭМ по соответствующей энергозоне за 2003 г. При применении рыночных методов разнесения издержек производства между электроэнергией и теплом на ТЭЦ (цена электроэнергии равна рынку, цена тепла покрывает оставшиеся издержки) цена отпуска тепла от большинства ТЭЦ лежит в диапазоне руб./Гкал

Потери в тепловых сетях Неэффективность теплосетей обходится сектору в лишних 4,5 млрд. долл. сверхнормативных потерь (исходя из цены 1 сверхнормативно теряемой гигакалории в 400 руб., 1 тут – 40 долл.)

Дотации в тепловом секторе По сути, объем бюджетных дотаций сектору равен объему сверхнормативных потерь в теплосетях Источник данных: Институт экономики города

Каковы пути решения проблем теплового сектора России?

Необходимо сохранить эффект централизации теплоснабжения, создав цивилизованный рынок тепловой энергии в крупных поселениях.

Как максимально использовать потенциал систем централизованного теплоснабжения? Для достижения интегрального системного эффекта в централизованных системах необходимо стимулировать максимизацию выработки тепла эффективными ТЭЦ, препятствуя расширению выработки котельных и используя котельные в основном как пиковые резервные мощности В базовой нагрузке должны работать, преимущественно, ТЭЦ

Ключевые элементы цивилизованного рынка тепла Ограничение конфликтов интересов в системах централизованного теплоснабжения Изменение принципов ценообразования для ТЭЦ (цена электроэнергии – по цене рынка, предельные цены на тепло по формуле «котельные минус») Экономическая диспетчеризация Введение компенсаций за отключение потребителей от систем централизованного теплоснабжения

Повышение эффективности регулирования теплосетей Введение тарифов на услуги по передаче теплоэнергии в теплофикационных системах централизованного теплоснабжения качестве отдельного вида платежа Запрет на совмещение деятельности по передаче тепла с участием в обороте тепла/теплоносителя Нормирование потерь и переход к отнесению сверхнормативных потерь на убытки теплосетевых компаний без права включения их в тарифы

Международный опыт Дания. В зависимости от типа ТЭЦ существуют различные виды поддержки (обязательство покупки электроэнергии от ТЭЦ коммунальной системой, субсидии,преференциальное тарифное регулирование) ЕС. 11 февраля 2004 г. принята директива ЕС (ЕС/2004/8) по продвижению когенерации (promotion of cogeneration) Германия, Швеция, Норвегия, Финляндия. В этих странах приняты специальные законы по когенерации Новое исследование Международного энергетического агентства: Coming in from the Cold: Improving District Heating Policy in Transition Economies

Что необходимо России? Разработка основ экономической политики в системах централизованного теплоснабжения Разработка законодательства, опирающегося на рыночные принципы экономической организации и поддержку централизованных систем теплоснабжения и когенерации Отказ от принципов индивидуального регулирования и всевластия региональных и местных властей в теплоснабжении

Спасибо за внимание