Урок химии в 9 классе «Азот – безжизненный, или это главный элемент жизни на Земле?» Госало Татьяна Николаевна учитель химии и географии МОУ «СОШ 1 п.Медногорский»
Азот в природе 0,3% 78% 0,03%
Даниель Резерфорд (Рутерфорд) Получил образование в Эдинбургском университете, где и получил степень доктора в 1772 году за работу под названием «De aëre mephitica», в которой описывал новый газ, около того же времени открытый независимо Д. Пристли и получивший название азота.
Джозеф Пристли В 1772 г. Пристли, действуя разбавленной азотной кислотой на медь, впервые получил окись азота «селитряный воздух» и нашёл, что окись азота при соприкосновении с воздухом буреет вследствие образования двуокиси азота. Пользуясь для собирания газов ртутной ванной, Пристли в гг. впервые получил хлороводород «соляно-кислый воздух» и аммиак «щелочной воздух».
Антуа́н Лора́н Лавуазье́ Установив свой новый взгляд на процессы горения и окисления, Лавуазье вместе с тем правильно понял состав воздуха. Путём анализа и синтеза он показал, что воздух есть смесь двух газов: один из них есть газ, преимущественно поддерживающий горение, «здоровый (salubre) воздух, чистый воздух, жизненный воздух, кислород», как последовательно называл его сам Лавуазье, другой газ нездоровый воздух (moffette) или азот.
Формы существования Азота АЗОТ АТОМ В N 0 ПРОСТОЕ СОСТАВЕ ВЕЩЕСТВО СЛОЖНЫХ N 2 0 ВЕЩЕСТВ N N +5
План урока 1. Строение атома азота. 2. Строение молекулы азота. 3. Физические свойства азота. 4.Химические свойства азота. 5. Соединения азота. 6. Применение азота.
Строение атома азота
Возможные степени окисления азота
Покажите вещества, содержащие азот, в порядке увеличения степени окисления азота. Назовите вещества NONONONO НNО 3 НNО 2 NH 3 NH 3 N2ОN2ОN2ОN2О N2N2N2N2 NО 2
Покажите вещества, содержащие азот, в порядке увеличения степени окисления азота. Назовите вещества NONONONO НNО 3 НNО 2 -3 аммиак -3 аммиак NH 3 N2ОN2ОN2ОN2О N2N2N2N2 NО 2
Покажите вещества, содержащие азот, в порядке увеличения степени окисления азота. Назовите вещества NONONONO НNО 3 НNО 2 -3 аммиак -3 аммиак NH 3 N2ОN2ОN2ОN2О 0 азот 0 азот N 2 NО 2
Покажите вещества, содержащие азот, в порядке увеличения степени окисления азота. Назовите вещества NONONONO НNО 3 НNО 2 -3 аммиак -3 аммиак NH 3 +1 оксид азота(I) N 2 О 0 азот 0 азот N 2 NО 2
Покажите вещества, содержащие азот, в порядке увеличения степени окисления азота. Назовите вещества +2 оксид азота(II) NO НNО 3 НNО 2 -3 аммиак -3 аммиак NH 3 +1 оксид азота(I) N 2 О 0 азот 0 азот N 2 NО 2
Покажите вещества, содержащие азот, в порядке увеличения степени окисления азота. Назовите вещества +2 оксид азота(II) NO НNО 3 +3 азотистая кислота НNО 2 -3 аммиак -3 аммиак NH 3 +1 оксид азота(I) N 2 О 0 азот 0 азот N 2 NО 2
Покажите вещества, содержащие азот, в порядке увеличения степени окисления азота. Назовите вещества +2 оксид азота(II) NO НNО 3 +3 азотистая кислота НNО 2 -3 аммиак -3 аммиак NH 3 +1 оксид азота(I) N 2 О 0 азот 0 азот N 2 +4 оксид азота(IV) NО 2
Покажите вещества, содержащие азот, в порядке увеличения степени окисления азота. Назовите вещества +2 оксид азота(II) NO +5 азотная кислота НNО 3 +3 азотистая кислота НNО 2 -3 аммиак -3 аммиак NH 3 +1 оксид азота(I) N 2 О 0 азот 0 азот N 2 +4 оксид азота(IV) NО 2
Строение молекулы азота
Физические свойства азота
Химические свойства б) восстановительные свойства
Задача 30 г. Х кДж N 2 + O 2 = 2NO - Q 60 г/моль 91 кДж Х=30х91/60=45,5 кДж N 2 + O 2 = 2NO - Q N e = 2N O e = 2O -2 1
Химические свойства а) окислительные свойства
Анри Луи Ле Шателье В 1884 г. Ле Шателье сформулировал принцип динамического равновесия, ныне носящий его имя (независимо от Ле Шателье этот принцип сформулировал в 1887 г. К. Ф. Браун). Согласно этому принципу, система, находящаяся в состоянии устойчивого химического равновесия, при внешнем воздействии (изменении температуры, давления, концентрации реагирующих веществ и т. д.) стремится вернуться в состояние равновесия, компенсируя оказанное воздействие
Смещение химического равновесия N 2 +3H 2 2NH 3 + Q 1V +3V 2V T -Q P V C C
Получение азота а) в промышленности б) в лаборатории
Применение азота
Жак-Ив Кусто́ Французский исследователь жизни моря исследовал в процессе тренировочных погружений состояние азотного наркоза
Итоги урока: ВЫСКАЖИТЕ АРГУМЕНТЫ В ПОЛЬЗУ КАЖДОЙ ВЕРСИИ: АЗОТ- «БЕЗЖИЗНЕННЫЙ»? АЗОТ-ГЛАВНЫЙ ЭЛЕМЕНТ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ?
Домашнее задание Доработать конспект, используя материал учебника; Решить задачу из информативной карты; Составить уравнения реакций взаимодействия азота с металлами магнием. алюминием;. Расставив коэффициенты методом электронного баланса.
Релаксация
Используемые ресурсы: