Роль общественно-профессиональных союзов в оценке профессиональных программ и качества подготовки кадров в учреждениях ПО. (На примере Союза директоров.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
2 ГЛАВНАЯ ПРОБЛЕМА Несоответствие требованиям рынка труда Несоответствие требованиям рынка трудаПРИЧИНЫ: – Система образования – сама заказчик и исполнитель.
Advertisements

Развитие системы профессионального образования Ростовской области Министерство общего и профессионального образования Ростовской области Отдел профессионального.
1 «Государственно – общественные механизмы развития профессионального образования» Лейбович Александр Наумович, первый заместитель директора Федерального.
Ростовский-на-Дону государственный колледж связи и информатики Зам.директора по учебной работе, к.псх.н. Жукова Е.Л. Федеральное агентство связи Об опыте.
Понятие качества профессионального образования и обучения О.Н. Олейникова Д.п.н., профессор Директор Центра изучения проблем профессионального образования.
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ РАБОЧИХ КАДРОВ И ФОРМИРОВАНИЯ ПРИКЛАДНЫХ КВАЛИФИКАЦИЙ: КОМПЛЕКС МЕР Департамент государственной политики в сфере.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ РОССИИ: Президент Союза директоров ССУЗ России Демин В.М год Доступность Качество Эффективность.
Роль представителей работодателей в организации подготовки кадров по программам опережающего обучения Гл.специалист НФПК Лыков М.М.
О проекте создания Центра прикладных квалификаций Научно-образовательный кластер Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего.
РЫНОК ТРУДА Санкт-Петербурга Председатель Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга доктор экономических наук Дмитрий Семенович Чернейко.
Основные направления развития профессионального образования Российской Федерации (модернизация системы профобразования)
«Проблемы подготовки инженерных кадров» Приложение Март 2011 г.
Федоров М.В., вице-президент СОСПП, ректор ФГБОУ ВПО «УрГЭУ» д.г.-м.н., д.э.н., профессор Основные концептуальные направления развития трудовых ресурсов.
О создании базового центра профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификаций рабочих кадров (Совещание 19 марта 2013 г.)
0 Мониторинг потребностей экономики Санкт-Петербурга в трудовых ресурсах Санкт-Петербург 2009.
Повышение качества трудовых ресурсов – основа развития инновационной экономики Вице-президент СОСПП, ректор ФГБОУ ВПО «УрГЭУ» д.г.-м.н., д.э.н., профессор.
Основные направления развития профессионального образования в Российской Федерации и Республике Карелия Калева В.Г., начальник Управления развития образования.
УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г р К О Н Ц Е П Ц И Я долгосрочного социально-экономического развития.
Файзулина Ирина Эдуардовна, начальник отдела профессионального образования и науки управления образования и науки Тамбовской области Тамбов
Профессиональное образование России: проблемы, направления модернизации и эффективные модели взаимодействия в рамках объединений учреждений профессионального.
Транксрипт:

Роль общественно-профессиональных союзов в оценке профессиональных программ и качества подготовки кадров в учреждениях ПО. (На примере Союза директоров системы СПО России) В.М. Демин Президент Союза директоров средних специальных учебных заведений России, директор Красногорского государственного колледжа, д.п.н., к.э.н., профессор Заседание Комиссии ОГС

Президент РФ Медведев Д.А. : «… Человеческий капитал- ресурс для модернизации экономики страны никак не меньший, чем капитал финансовый.» 2 »

Премьер-министр Путин В.В. «…стратегия инновационного развития страны - опора на реализацию человеческого потенциала,эффективное применение знаний и умений людей… ". «3»

- качество ПО; - качество рабочей силы; - - определение роли и места уровней ПО в развитии производительных сил. Точки роста модернизации экономики Заседание Комиссии ОГС

Участие Союза директоров СПО в обеспечении качества ПО Взаимодействие с Минобрнауки, Рособрнадзором, Комитетами по образованию ФС, РСПП, ТПП, отраслевыми корпорациями, профсоюзами, студенческими объединениями, общественной палатой: принципы и направления формирования системы качества, стандартов ( КРИТЕРИЕВ) ОЦЕНКИ качества ПО на основе российского и международного опыта – Принципы формирование системы качества ПО: Профессионализм, Независимость, Объективность. Направления содержания критериев оценки качества как условие : Ресурс развития ПО, Обеспечение государственного заказа, Соответствие качества ПО потребностям общества, рынка труда, личности Заседание Комиссии ОГС

Участие Союза директоров СПО в обеспечении качества ПО Взаимодействие с Минобрнауки, Рособрнадзором, Комитетами по образованию ФС, РСПП, ТПП, Опора России, Деловая Россия, отраслевыми корпорациями, профсоюзами, студенческими объединениями, общественной палатой: методическая работа по формированию системы качества, стандартов (критериев) оценки качества ПО, реализация международных проектов в области качества ПО, работа по формированию новых стандартов, содержания ПО, работа в государственных аккредитационных коллегиях, работа в составе государственных экспертных комиссиях, выполнение поручений государственных органов управления образованием по проведению целевых экспертиз, участие независимых экспертов в самообследовании УЗ, привлечение зарубежных экспертов, формирование рейтингов УЗ, конкурсы, проведением смотров качества ПО Заседание Комиссии ОГС

Факторы влияния на качество ПО СОСТОЯНИЕ ОТРАСЛЕЙ ЭКОНОМИКИ, СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВЫЗОВЫ ОПРЕДЕЛЯЮТ И ВЛИЯЮТ НА: - мотивацию личности, УЗ, работодателей; - программы развития, цели, задачи, содержание (программы, учебные планы, ПО), нормативную базу; -ресурс развития УЗ: объемы инвестирования, состояние УМБ, НМР, кадровый потенциал; -технологии обучения; СОСТОЯНИЕ РЫНКА ТРУДА ОПРЕДЕЛЯЮТ И ВЛИЯЮТ НА: -объемы, профили ПО, подготовки кадров, образование в течение всей жизни; -требования к уровню квалификаций и профессиональным компетенциям; -уровень социального партнерства; -содержание и механизмы государственной, общественно-профессиональной оценки качества ПО КАЧЕСТВО ЭТО - уровень умений, компетенций, мобильность, успешность, удовлетворенности личности, рынка труда подготовкой кадров Заседание Комиссии ОГС

Образование для инновационной экономики Развитие экономики Развитие экономики Общественное развитие Общественное развитие Интересы граждан Интересы граждан Четкие понятия и принципы Международный опыт Модель образования Международные тенденции Международные тенденции Заседание Комиссии ОГС

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ПО УЗ СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ПО: самообследования, внутреннего контроля качества ПО УЗ; государственной оценки качества ПО; общественно – профессиональная оценки качества ПО. ПРЕДМЕТ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ПО: -эффективность содержания, состояния, условий ПО, -уровень умений, профессиональных компетенций, успешность выпускников на рынке труда. СОДЕРЖАНИЕ, ИНСТРУМЕНТЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ПО: - содержание, программы, критерии, технологии, эксперты. ПРИНЦИПЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ПО: -соответствие потребностям личности, общества, государства: -профессионализм, объективность, независимость, открытость Заседание Комиссии ОГС

Доля специалистов со средним профессиональным образованием: - среди занятых – 31 % - среди работающих по найму – 30 % - среди работодателей – 23 % Распределение численности занятых в экономике по уровню образования Всего в системе образования занято 40 млн. 361 тысяч человек Заседание Комиссии ОГС

Доля специалистов со средним техническим образованием в отраслях экономики промышлен- ность 32 % строительство 30 % транспорт и связь 36 % Заседание Комиссии ОГС

Структура кадровой потребности реального сектора экономики НПО 20% Заседание Комиссии ОГС

13 Подготовка рабочих в учебных заведениях начального профессионального образования Заседание Комиссии ОГС

14 Профессиональное образование России На 1 октября 2010 г. система высшего профессионального образования – образовательных учреждения система среднего профессионального образования – учреждений система начального профессионального образования образовательных учреждений более 7 млн. чел. Более 3 млн. чел. Более1,5 млн. чел. 0, 154 млн. чел. система дополнительного профессионального образования – 1547 учреждений ВПО и ДПО На 1 октября 2010 г. система начального профессионального образования образовательных учреждений Более Заседание Комиссии ОГС

Распределение средних специальных учебных заведений по формам собственности 2010 г Заседание Комиссии ОГС

В условиях кризиса и демографической ситуации В структуре кадрового потенциала отраслей экономики от 60 до 80 %. В структуре кадрового потенциала отраслей экономики от 60 до 80 %. Социальное партнерство. Корректировка целей, задач, содержания, технологий, независимая оценка качества ПО – ориентация на рынок труда. Оптимизации ресурсов обучения Современный менеджмент учебного заведения Социальное партнерство. Корректировка целей, задач, содержания, технологий, независимая оценка качества ПО – ориентация на рынок труда. Оптимизации ресурсов обучения Современный менеджмент учебного заведения основа изменений: основа изменений: Возрастает роль учебных заведений НПО и СПО Заседание Комиссии ОГС

Оптимизация профессионально – квалификационной структуры подготовки Мировые тенденции реструктуризации экономики: Рабочие 50гг.19в. 50гг.20в Промышл. До10% 52% 15-20% 10-15% с/хоз-во.68% 30% 5-8% 3-5% Структура подготовки в расчете на чел. населения НПО : СПО : ВПО 107 : 175 : 480 Задача - «борьба» не с высшим образованием, а за качественное профессиональное образование Заседание Комиссии ОГС

Образование и рынок труда Соответствие полученной специальности выполняемой работе Достаточность полученного образования (в процентах к числу работающих респондентов) Заседание Комиссии ОГС

Соотношение выпуска и потребностей без учета конкретной квалификации в 2010 (инерционный прогноз) Выпуск системы образования 60% - ВПО 13% - СПО 18% - НПО 9% - без определений квалификаций Потребность рынка труда 35% - ВПО 32% - СПО 27% - НПО 6% - неквалифицированные работники Заседание Комиссии ОГС

Современные вызовы профессиональному образованию Диверсификация экономики. Демографическая ситуация. Конкуренция на рынке труда Конкуренция между уровнями ПО Заседание Комиссии ОГС

Темпы выхода из экономического кризиса и посткризисного экономического роста в условиях демографической ситуации находятся в тесной взаимосвязи и зависят: от возможностей роста производительности труда создания новых рабочих мест качества человеческого капитала гибкости рынка труда I II III IV Заседание Комиссии ОГС

Внутрисистемные проблемы ПО Возможности современной системы профессионального образования не соответствуют (не опережают) потребности развивающейся экономики Заседание Комиссии ОГС

Проблемы профессионального образования Работа выпускников по специальности (15%) Слабая профессиональная мотивация в процессе обученияСлабые знания студентами производственных отношенийСлабые навыки образовательной деятельностиСнижение качества практического обученияРост безработицы среди выпускников (20% возраст 20-24г.) Качество кадрового состава УЗ ПО: руководители лет 9,8%, преподаватели от 50 лет 60%, всего (50-60 лет 37,4%, свыше 60 лет 23%) Ресурс развития (база, дидактика старше 25 лет) Заседание Комиссии ОГС

Низкая производительность труда становится системным вызовом модернизации экономики и создания инновационных точек роста, усиливающие факторы: снижение трудоспособной численности молодежи старение работающего населения рост безработицы рост внутренней и внешней миграции работников текучесть кадров (32,6%) Потребность кадров – 2,8% (качественная потребность 30-40%) качество профессионального образования Заседание Комиссии ОГС

Задачи экономики - новые вызовы системам НПО и СПО 8,25 предприятия государственные, 83,3% частные, 1,45 смешанная российская собственность. в предстоящие 10 лет: нужна реальная диверсификация экономики (сегодня 62% экспорта – нефть, газ и уголь); Россия тратит лишь 1% от ВВП на НИОКР (при том, что лишь один штат США - Калифорния тратит на эти цели 8%) Заседание Комиссии ОГС

Основные целевые ориентиры: социально-экономическое развитие Российской Федерации на период до 2020г. с приоритетом создания инновационной экономики Рост производительности труда - 2,5 раза. Рост реальных доходов населения – 2,5 раза, рост заработной платы - 3,3 раза, увеличение численности среднего класса к 2020 году - до более половины населения страны. Повышение качества профессиональных кадров для инновационной экономики. Охват необходимым для инновационной экономики высшим и средним профессиональным образованием должен составить 60 – 70% населения Заседание Комиссии ОГС

Динамика соотношения квалификаций работников и классов профессиональных задач в высокотехнологичном производстве Традиционное соотношение квалификаций и классов задач Специалисты (ИТР) Эвристиче- ские задачи Диагностические задачи Рабочие ВПОСПОНПО Стереотипные задачи Современное соотношение квалификаций и классов задач Специалисты (ИТР) Эвристические задачи Диагностические задачи Рабочие ВПОСПОНПО Стереотипные задачи Заседание Комиссии ОГС

технические работники среднего звена техник-технолог техник-программист техник-электроник техник-электрик техник-механик техник-конструктор Квалификационный спектр специалистов со средним техническим образованием руководящие работники среднего звена мастер начальник участка начальник смены руководящие работники помощник мастера бригадир Высококвалифицированные рабочие контролер работы технологического оборудования оператор станков с программным управлением наладчик автоматических линий монтажник оборудования электромеханик средств автоматики Заседание Комиссии ОГС

Распределение подготовки кадров по типам и видам образовательных учреждений Типы и виды учебных заведений Квалификация по образованию Школа ПТУ, профессиональ -ный лицей К олледж, техникум Многоуровневое образовательно е учреждение Вуз Профильное обучение++++ Профессиональная подготовка ++++ Малоквалифицирован- ные рабочие ++++ Квалифицированные рабочие +++ Практикоориентирован- ные специалисты ++ Бакалавры: Практики+ Исследователи+ Магистры Заседание Комиссии ОГС

30 Существенным ограничением развития российской экономики является качество рабочей силы, для которой характерен: Ключевые элементы управления человеческим капиталом. Качество рабочей силы а. низкий уровень профессиональной подготовки; б. недостаточный уровень трудовой и производственной дисциплины. а. низкий уровень профессиональной подготовки Уровень профессионализма работников требует коренных изменений в системе квалификаций и профессиональном образовании. В стране отсутствует современная национальная система квалификаций. В России согласно действующему «Единому тарифно-квалификационному справочнику насчитывается более 7 тысяч рабочих профессий, а в странах ОЭСР сборники рабочих профессий насчитывают от 600 до 800 профессий. Например, профессии «miner» (шахтер), в России соответствует 6 профессий (горнорабочий очистного забоя, забойщик, крепильщик и др.). В России отсутствует механизм формирования и актуализации современных стандартных требований к профессиям и стандартных технологий подготовки по каждой специальности. Профессиональные учебные заведения часто используют устаревшие методические материалы, списанную технику для обучения и т.д. В системе подготовки и квалификации существенно нарушен баланс по объему и качеству высшего среднего и начального профессионального образования. Необходимо перейти от массового высшего образования к получению высокой квалификации в сфере начального, среднего и высшего образования в пропорциях, необходимых для инновационной экономики Заседание Комиссии ОГС

31 Специфика российской модели рынка труда – жесткая занятость, низкая производительность труда, нестабильная заработная плата Кризис создает возможности для реструктуризации экономики и рынка труда. Пока Россия не воспользовалась этим шансом: искусственно поддерживается высокая формальная занятость на фоне падения заработной платы Ключевые элементы управления человеческим капиталом. 2. Высокая, но неэффективная занятость. В России сохранение высокой занятости ведет к консервации архаичной структуры рынка труда и экономики в целом. Таким образом искусственно поддерживается низкая производительность труда, не создаются стимулы к организации новой занятости и переходу работников в новые сферы экономики Заседание Комиссии ОГС

Механизм взаимодействия рынка труда и сферы образования Рынок труда (виды экономической деятельности) Профессии Система профессионального образования и обучения Классификация профессий Классификация в образовании Образовательные стандарты Оценка квалификации Сертификация, аттестация Профессиональные стандарты Заседание Комиссии ОГС

Доминирующие профили навыков для различных типов технологий НИОКР добыча и переработка сырья Бытовые услуги; оптовая и розничная торговля; ранняя стадия технологи- ческого развития уровень прогресса ниже среднего высший уровень техно логического прогресса уровень прогресса выше среднего инфраструктура высокотехнологичная обрабатывающая промышленность обрабатывающая промышленность средний уровень техно логического прогресса минимальный уровень грамотности ключевые навыки (обслуживание клиентов, навыки межлич- ностного общения, языковые навыки профессио- нальные навыки; технические навыки технические навыки; владение IT- технологиями навыки проведения НИОКР наиболее востребованные навыки начальноеаспирантуравысшеесреднее и неполное высшее Финансовые и другие бизнес – услуги; бэк – офис вдругих секторах Наиболее проблемные зоны в России - – по краям профиля

Задачи учебных заведений НПО и СПО в условиях экономических и социальных вызовов Обеспечить качественные изменения на рынке труда, снижения дефицита кадров Содействовать трудовой занятости населения Сохранить оптимальные объемы и КАЧЕСТВО подготовки, обеспечить изменения структуры, профили подготовки кадров обеспечить их мобильность Обеспечить опережающий уровень ПО Сохранить потенциал развития учебного заведения Обеспечить качественные изменения на рынке труда, снижения дефицита кадров Содействовать трудовой занятости населения Сохранить оптимальные объемы и КАЧЕСТВО подготовки, обеспечить изменения структуры, профили подготовки кадров обеспечить их мобильность Обеспечить опережающий уровень ПО Сохранить потенциал развития учебного заведения Заседание Комиссии ОГС

35 ПРИОРИТЕТНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ "ОБРАЗОВАНИЕ" 2007 – 2009 гг – ресурсных центра – точки роста. Комплексная поддержка инновационных образовательных программ НПО/СПО –приобретено оборудование свыше 33 тыс.ед. –отремонтировано помещений свыше 500 тыс. м2. –создано около 40 тыс. новых ученических мест –создано 1616 интерактивных классов - 11% инновационных программ непосредственно направлены на совершенствование подготовки по ИТ и связи инструмент модернизации системы образования Заседание Комиссии ОГС

Новый уровень развития экономики ставит задачи по созданию конкурентоспособных систем профессионального образования нацеленных: - на развитие партнерства бизнеса и государства в области профессионального образования и обучения; профессионального образования и обучения; - на подготовку квалифицированных кадров для инновационной экономики, экономики, - на адаптацию профессиональных умений и навыков работников к меняющимся потребностям в экономике, рынку труда, меняющимся потребностям в экономике, рынку труда, - на формирование профессиональных компетенций, ориентированные на способность выпускников к занятости, ориентированные на способность выпускников к занятости, мобильности, готовность конкурировать за рабочие места, мобильности, готовность конкурировать за рабочие места, - на обучение взрослого населения, переподготовку кадров, повышение квалификации, повышение квалификации, - на обучение внутренних и внешних мигрантов, безработных, Заседание Комиссии ОГС

37 Приоритетные направления 1.Обновление содержания профессионального образования как условие подготовки квалифицированных кадров; 2.Качественное изменение образовательной среды и модернизация образовательного процесса; 3.Развитие кадрового потенциала системы профессионального образования; 4.Создание внешней независимой системы оценки качества профессионального образования; 5.Развитие сети учреждений профессионального образования и создание основы взаимодействия различных уровней управления профессиональным образованием Заседание Комиссии ОГС

38 Развитие системы непрерывного профессионального образования К 2013 году количество студентов уменьшится с 7,5 млн. чел. до 5,5–4,5 млн. чел. Экспертная оценка: в ближайшие 10 лет около 80% используемых сегодня технологий устареет, 80% работников будет иметь образование, полученное более 10 лет назад Рост требований к качеству трудовых ресурсов, обусловленный обострением международной конкуренции, стремительными темпами развития технологий Необходимость непрерывного обновления знаний, умений и навыков 1 2 Особенности модернизации современного профессионального образования Заседание Комиссии ОГС

39 Формирование внешней независимой системы оценки качества профессионального образования МЕРОПРИЯТИЯ Создание Общественно-государственного совета системы независимой оценки качества профессионального образования Формирование системы сертификации профессиональных квалификаций выпускников Формирование моделей аккредитации образовательных программ и экспертизы результатов профессионального образования Особенности модернизации современного профессионального образования Заседание Комиссии ОГС

- следует предусмотреть процедуры полноценного признания результатов неформального обучения, дистанционного образования в системе СПО, -требуется ускоренное формирование эффективной национальной системы квалификаций, включая формирование профессиональных стандартов, национальной и отраслевых рамок квалификаций, - формирование каталогов национальных квалификаций и рекомендованных образовательных программ для дополнительного профессионального образования, государственных образовательных стандартов профессионального образования, - оптимизация направлений подготовки кадров 40 Направления повышения роли систем НПО и СПО в условиях модернизации экономики: Заседание Комиссии ОГС

Ориентация на результаты обучения НСК Результаты обучения Неформальное обучение Формальное обучение Спонтанное обучение Заседание Комиссии ОГС

или: комбинация всего вышеуказанного Обучение на рабочем месте значимый жизненный опыт Обучение в учебном заведении квалификация Оценка & признание результатов обучения Признание результатов обучения Заседание Комиссии ОГС

Обучение в течение всей жизни Траектория обучения в течение всей жизни формальное спонтанное На рабочем месте нефор- мальное Заседание Комиссии ОГС

Доля квалифицированных рабочих в промышленности, прошедших через обучение, переобучение на производстве: Россия – менее 5% Китай – 45% Бразилия – 53% Выводы: Особое значение для России имеет обучение и неквалифицированных мигрантов, в противном случае целые сектора услуг не смогут повысить производительность Для работодателей существенна эффективная система сертификации квалификаций мигрантов, основанная на практической оценке их навыков Обучение на производстве Заседание Комиссии ОГС

Прогноз роста потребности в переподготовке кадров ВПОСПО НПО приемобучаетсяприемобучаетсяприемобучается 1 641, безработных 5,3% - 288,2 тыс. 5,3% - 288,2 тыс. Факт 2010г. Прогноз с 2010г ,6 тыс. чел. Итого прием на подготовку 2 885,7 тыс. чел. Всего обучается 5,3% 6,9% занятых в экономике 6,9% ,0 тыс. 6,9% ,0 тыс тыс. чел ,2 тыс. чел. Всего переподготовлено тыс. чел ,2 5,3% - 288,2 тыс. безработных 6,9% ,0 тыс. занятых в экономике 6,9% ,0 тыс. занятых в экономике 5 049,2 - тыс. чел. Всего переподготовлено 5 049,2 - тыс. чел. Всего переподготовлено 2 885,7 тыс. чел. итого прием на подготовку 2 885,7 тыс. чел. итого прием на подготовку тыс. чел. всего обучается тыс. чел. всего обучается 6 887,0 тыс. занятых в экономике 6 887,0 тыс. занятых в экономике 545,0 тыс. безработных 545,0 тыс. безработных 1 522,0 тыс. служба занятости 1 522,0 тыс. служба занятости 281,6 тыс. международных мигрантов 281,6 тыс. международных мигрантов 1 907,0 тыс. внутренних мигрантов 1 907,0 тыс. внутренних мигрантов тыс. чел Заседание Комиссии ОГС

- разработка критериев оценки эффективности, результативности и качества ПО, - развитие служб трудоустройства, мониторига прогноза потребностей и качества ПО, - новое качество профориентационной работы, - повышение квалификации работников учебных заведений (изменение системы) - формирование и подготовка резерва кадров, - переориентация оценки результатов работы школы, - меры по устранению условий неэффектиной деятельности УЗ, филиалов, негосударственных УЗ, - разработка ФЗ «Об образовании» с учетом реального развития ПО, - решение социальных и экономических проблем Направления повышения роли систем НПО и СПО в условиях модернизации экономики: Заседание Комиссии ОГС

Личностные качества специалистов Знания в области экономики и управления права Владение информационными технологиями Учет специфики работы Новые производственные процессы Мобильность в ПО Требования к содержанию Готовность к постоянному самосовершенствованию Заседание Комиссии ОГС Новые требования к содержанию подготовки специалистов

48 Образовательный стандарт Компетенция – способность (готовность) человека к использованию знаний, умений и опыта в деятельности. Общая компетенция – компетенция, необходимая для успешной деятельности как в профессиональной, так и во внепрофессиональной сферах. Профессиональная компетенция – компетенция, необходимая для реализации профессиональной деятельности специалиста. Модуль (учебный модуль) – часть образовательной программы, имеющая определённую логическую завершённость по отношению к установленным целям и результатам обучения, воспитания. Профессиональный модуль – часть профессиональной образовательной программы, имеющая определённую логическую завершённость по отношению к заданным стандартом результатам образования, и предназначенная для освоения специальных компетенций, обеспечивающих реализацию определённой профессиональной функции. Как правило, один профессиональный модуль направлен на освоение одной профессиональной функции Заседание Комиссии ОГС

Система оценки качества профессиональных программ и качества подготовки кадров На региональном уровне система оценки качества профессиональных программ должна включать: Формирование регионального сегмента системы сертификации квалификаций Формирование системы общественно- профессиональной оценки качества образовательных программ профессионального образования в субъекте РФ Мониторинг качества подготовки выпускников программ профессионального образования в учреждениях профессионального образования, расположенных на территории субъекта РФ «...предстоит развивать систему оценки качества образования. …. Механизмы независимой оценки могут создаваться силами профессионально– педагогических союзов и ассоциаций.» Д.А. Медведев из Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»

Нормативная база для формирования общественно-профессиональной оценки качества программ и подготовки кадров Проект федерального закона "Об образовании" Глава 8. Государственная регламентация образовательной деятельности, контроль и оценка качества образования – Статья 76. Профессионально- общественная аккредитация образовательных программ – Статья 77. Общественная аккредитация организаций, осуществляющих образовательную деятельность «...смелость системы образования в том, что она поддерживает партнеров, которые делают независимые оценки. Я надеюсь на то, что их будет возникать больше и больше.» Л.Н.Глебова из выступления на итоговой пресс–конференции в Интерфаксе 25 декбря 2009г Заседание Комиссии ОГС

Закон РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 года ФЗ РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от г. ФЗ РФ от г. 293 « О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием контрольно- надзорных функций и оптимизацией предоставления государственных услуг в сфере образования» Положение о лицензировании образовательной деятельности (Утв. Постановлением Правительства РФ от 31 марта 2009 года 277) Положение о государственной аккредитации образовательных учреждениях и научных организаций (Утв. Постановление Правительства РФ от г. 184) Типовое положение об образовательном учреждении начального профессионального образования (Утв. Постановлением Правительства РФ от 14 июля 2008 года 521) Типовое положение об образовательном учреждении среднего профессионального образования (Утв. Постановлением Правительства РФ от 18 июля 2008 года 543) Требования к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ (Утв. Постановлением Правительства РФ от 18 июня 1997 года 1221) Нормативно-правовые акты, регулирующие отношения, связанные с созданием и использованием профессиональных образовательных программ Заседание Комиссии ОГС

Нормативная база Заседание Комиссии ОГС

Направления работ(с учетом проекта ФЗ «Об образовании») Согласование механизмов формирования (процедуры) заказа с учетом ФЗ 94 Пересмотр макета (формата) программ для аккредитации и экспертизы – Технологическая модель разработки – Дизайн программы – Структура ИОП – Обязательные инструменты для самообследования – Стоимость программ Стандарт качества образовательной услуги Статус и регламенты деятельности независимой экспертной структуры (работодатели, профессиональные ассоциации, ЦОКО) Заседание Комиссии ОГС

В мировой практике применяются различные подходы к оценке качества ОП Репутационный подход использует экспертный механизм для оценки качества профессиональных образовательных программ и учебных заведений в целом Результативный подход основан на измерении количественных показателей деятельности Общий подход базируется на принципах «всеобщего управления качеством» При внешней оценке новых типов квалификаций, новых программ и учебных заведений акцент делается на соответствии. По мере развития оценки качества наблюдается переход от «оценки соответствия» к стратегиям совершенствования. Определились цели внешнего оценивания: подотчетность; повышение качества образования; обеспечение прозрачности; достижение национальной и международной сопоставимости; ранжирование образовательных учреждений. Основными методами оценивания являются оценка, аккредитация, аудит и ранжирование Заседание Комиссии ОГС

В мировой практике применяются различные подходы к оценке качества ОП Большинство национальных аккредитационных структур (агентств, бюро) основывают свою работу на следующих принципах: – 1) независимость от государства и УЗ и привлечение внешних экспертов, – 2) первичную оценку проводят сами ОУ (самообследование); – 3) внешняя оценка включает в себя посещения ОУ и совместную экспертизу, внешние проверки равными; привлечение работодателей, выпускников, студентов; – 4) публикация отчетов. статистические данные; показатели эффективности; Тенденция предоставления большей независимости образовательным учреждениям во многих странах связана с развитием не только внешней, но и внутренней системы оценивания качества. Самооценивание может рассматриваться как отдельный процесс и как часть общего цикла оценивания качества Заседание Комиссии ОГС

Элементы обеспечения качества внутри образовательного учреждения заданные образовательные результаты, на которые должны выйти обучающиеся (learning outcomes), мониторинг и проверка их достижений структура программы, выводящая студентов на эти результаты (логичность, целостность, достаточность, сбалансированность, обязательные и элективные курсы) адекватные методы обучения и методы оценки обученности адекватный преподавательский состав адекватная литература, дидактика обучения адекватная система оценивания академической успешности студентов тройная оценка всех письменных работ студентов: эссе и экзаменов наличие системы мониторинга и контроля качества Заседание Комиссии ОГС

Проблемные зоны, требующие нормативного регулирования (по итогам экспертного опроса по регионам проекта в 2010 г.) В самом определении ОП регламентируются не результаты, а содержание, состав, процесс реализации ОП Существующие макеты (форматы) программ устарели (востребованность, практическая ориентация, стоимость) в существующих макетах не подразумеваются) Способы и места оценки образовательных результатов и квалификации выпускников должны быть разнесены Процедуры взаимодействия групп интересов при согласовании заказа на разработку ОП не прописаны Статус и регламенты деятельности независимых экспертных структуры (работодатели, профессиональные ассоциации, ЦОКО) разрабатываются, но до сих пор не определены Заседание Комиссии ОГС

Институт независимых экспертов, их статус. Механизм его формирования. Общественно-профессиональная экспертиза профессиональных образовательных программ должна проводиться уполномоченными объединениями работодателей организациями, независимыми от органов управления образованием и образовательных учреждений. Основная цель уполномоченной организации – обеспечивать работодателей, образовательные учреждения, государственные (муниципальные) органы управления образованием и общество достоверными результатами общественно- профессиональной оценки качества профессиональных образовательных программ. Уполномоченные организации должны гарантировать сбор, анализ, учет, защиту и использование информации, необходимой для эффективного управления процедурами экспертизы программ, ведения баз данных и хозяйственной деятельности Заседание Комиссии ОГС

Механизмы, инструменты, содержание организация работ по оценке, экспертизе программ и качества ПО. Механизм мониторинга качества работы : – Ежегодные академические отчеты о качестве образования (Annual Quality Assurance Report). Отчет отражает: сохранение исходного дизайна, описание программы в предыдущем учебном году, особенности реализации программы, описание ресурсов имевшихся на прошедший учебный год включая человеческие ресурсы, систему поддержки студентов, обратную связь. – Отчеты, которые готовят факультеты весной и осенью каждого года, когда проводятся предварительные (весной) и итоговые (осенью) заседания Экзаменационных комитетов каждого факультета (Exam Boards). – Отчеты внешних экзаменаторов. Внешние экзаменаторы участвуют в работе Экзаменационных комитетов, после чего представляют свои отчеты: об успеваемости слушателей, о том, как факультеты Школы работали со слушателями, как оценивали их письменные работы (не было ли случаев завышения оценок, несоответствий между исходными требованиями к письменным работам и их исполнением и т.п.) Заседание Комиссии ОГС

Компания "Процесс Консалтинг", 2004 Базовые компетенции специалистов по оценке программ (Дж.Кинг, США, 2001) Профессионализм оценщика Знание самого себя Этичное поведение Знание и применение профессиональных стандартов Профессиональное развитие Заседание Комиссии ОГС

ПРОБЛЕМЫ (НАПРАВЛЕНИЯ) ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВЕННО- ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ПО НОРАТИВНАЯ БАЗА (формирование общественно-профессиональных агентств их организация, функционал, экономика), КРИТЕРИИ, ТЕХНОЛОГИИ НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ПО, ОБЪЕКТИВНОСТЬ И ПРОФЕССИОНАЛИЗМ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ПО, КРИТЕРИИ ОТБОРА, ОБУЧЕНИЕ, СЕРТИФИКАЦИЯ ЭКСПЕРТОВ, ФОРМИРОВАНИЕ БАНКА ДАННЫХ АГЕНТСТВ, ЭКСПЕРТОВ, РЕЗУЛЬТАТОВ, ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРИЗНАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРТИЗ, ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ПО Заседание Комиссии ОГС

2866 учебных заведений СПО, НПО 250 специальностей- программ, +270 НПО 1,5 млн. ежегодный выпуск молодых специалистов + 1,2 млн. НПО Подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров (более 11 млн.чел) 62 Массив оценки качества ПО Заседание Комиссии ОГС

63 Региональное распределение ОУ -победителей конкурса Региональное распределение ОУ -победителей конкурса Заседание Комиссии ОГС

7 федеральных отделений, 74 региональных отделений, директоров, 27 газет и журналов, 9 централизованных сайтов, 64 СТРУКТУРА Союза директоров СПО России Заседание Комиссии ОГС

Структура (проект) общественно- профессиональной оценки качества ПО в системах НПО и СПО Союза директоров СПО. Президиум Союза Аккредитационный совет УЗ Эксперт. совет Эксперт. совет Эксперт. совет Эксперт. совет Эксперт. совет Аккредитационные агентства - Общественная аккредитация Функции : - Методы помощи в самообследовании Общественная экспертиза Заседание Комиссии ОГС

Предполагаемая структура агентств 66 Наблюдательный совет (стратегия деятельности, политика Центра), Экспертный отдел (экспертные группы по направлениям), Аккредитационный совет (принятие решений о присуждении аккредитации по результатам проведенной экспертизы), Консультационный отдел (юридические консультации, консультации по вопросам подготовки к процедурам независимой аккредитации, разработки и внедрения систем обеспечения качества и др.), Учебный отдел (обучение экспертов в области качества), Исполнительная дирекция Заседание Комиссии ОГС

ДОРОЖНАЯ КАРТА ПРЕЗИДИУМА СОЮЗА ДИРЕКТОРОВ СПО ПО ВНЕДРЕНИЮ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВЕННО- ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ПО Решение проблем (направлений) внедрения системы общественно- профессиональной оценки качества ПО, Формирование региональных экспериментальных площадок внедрения системы ОП ОК ПО: г. Москва, г.Санкт-Петербург, Московская область, внедрения системы ОП ОК ПО: гг. Москва, г.Санкт-Петербург, область, Нижний Новгород, Московская, Новосибирская, Ростовкая обл. Сотрудничество с аккредитационным агентством «АККОРД», Реализация международных проектов – ЕФО, Финляндия, Голландия. Участие в программе ФЦПРО по вопросам качества ПО. Методические проекты Союза директоров СПО: «Рейтинг», «Эксперт качества ПО», «Стандарт качества ПО» Заседание Комиссии ОГС

проведение экспертизы профессиональных образовательных программ и ПО, качества выпускников, консультирование УЗ по вопросам аккредитационных процедур и помощь в подготовке к аккредитации, методическая помощь в обеспечении качества ПО, подготовка экспертов в области аккредитации программ и деятельности УЗ по их реализации, консультирование УЗ по вопросам внедрения систем обеспечения качества ПО Правовое консультирование УЗ по вопросам качества ПО Заседание Комиссии ОГС 68 Услуги, представляемые агентством:

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! Заседание Комиссии ОГС

Адрес: , г.Красногорск, Московская обл. ул.Речная, д.7а тел. 8(495) факс 8(495) Сайт Заседание Комиссии ОГС