Сечение многогранников Геометрия является самым могущественным средством для изощрения наших умственных способностей и дает нам возможность правильно мыслить.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Сечение многогранников Геометрия является самым могущественным средством для изощрения наших умственных способностей и дает нам возможность правильно мыслить.
Advertisements

Построение сечений многогранников. Определение сечения. Секущей плоскостью многогранника назовем любую плоскость, по обе стороны от которой имеются точки.
Геометрия является самым могущественным средством для изощрения наших умственных способностей и дает нам возможность правильно мыслить и рассуждать. Галилео.
Конструктивные задачи на построение как один из способов преодоления трудностей при изучении стереометрии в 10 классе. Темы: 1. Построение точки встречи.
В многогранниках ВХОД. Методы построения сечений 1.Аксиоматический a)Метод следов b)Метод вспомогательных сечений 2.Комбинированный.
СЕЧЕНИЕ ТЕЛ ПЛОСКОСТЬЮ Урок геометрии в 11 классе. Рахмеева Л.А.
К 1 – 14, К Задания по математике С по Преподаватель: Мордасова О.В.
Построение сечений многогранников. Решение задач..
Методы изображений Практическое занятие 4. Построение сечений многогранников плоскостями.
Методы построения сечений Выполнила: Пухова Екатерина Ученица 10 «А» класса Выполнила: Пухова Екатерина Ученица 10 «А» класса.
Основное понятие геометрии – место пересечения прямой и плоскости, не имеющее измерения. (точка) Геометрическая фигура, состоящая из шести квадратных граней.
Геометрия 10 класс. Определение сечения. Секущей плоскостью многогранника назовем любую плоскость, по обе стороны от которой имеются точки данного многогранника.
Построение сечений многогранников. Учитель: Аляева О.Н.
Построение сечений тетраэдра и параллелепипеда. А В а А В С Аксиомы стереометрии.
Построение сечений многогранников Стереометрия 10 класс Выполнила учитель математики высшей категории МБОУ Кулешовской СОШ 16 Коваль Э.Р.
Да, путь познания не гладок. Но знайте вы со школьных лет: Загадок больше, чем разгадок. И поискам предела нет.
Геометрия, 10 класс Тема: Построение сечений многогранников методом «следа». Воробьев Леонид Альбертович, г.Минск.
Цели урока Ввести понятие секущей плоскости. Повторить аксиомы стереометрии. Повторить свойства прямых и плоскостей. Показать на примерах способы построения.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ ГЕОМЕТРИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ «КОМБИНАЦИИ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ТЕЛ» ПЕТРОВА ИРИНА ВЛАДИМИРОВНА идентификатор
Урок 2 10 класс стереометрия Тема: «Тетраэдр и его сечение». 10 класс Учитель математики : Юстинская И. С.
Транксрипт:

Сечение многогранников Геометрия является самым могущественным средством для изощрения наших умственных способностей и дает нам возможность правильно мыслить и рассуждать. Галилео Галилей.

Содержание Основные понятия Демонстрация сечений Метод следов Метод вспомогательных сечений Комбинированный метод Тест Защита проектов

Многогранником называют тело, поверхность которого состоит из конечного числа плоских многоугольников. Элементы многогранника: вершины, ребра, грани.

Сечением поверхности геометрических тел называется плоская фигура, полученная в результате пересечения тела плоскостью и содержащая точки, принадлежащие как поверхности тела, так и секущей плоскости

Плоскость (в том числе и секущую) можно задать следующим образом

Демонстрация сечений

След секущей плоскости Призма Плоскость основания Секущая плоскость Даны три точки на боковых ребрах Сечение

Секущая плоскость пересекает грани многогранника по прямым, а точнее по отрезкам - разрезам. Так как секущая плоскость идет непрерывно, то разрезы образуют замкнутую фигуру- многоугольник. Полученный таким образом многоугольник и будет сечением тела.

Методы построения сечений Аксиоматический метод Аксиомы стереометрии

Аксиоматический метод Метод следов Суть метода заключается в построении вспомогательной прямой, являющейся изображением линии пересечения секущей плоскости с плоскостью какой-либо грани фигуры. Удобнее всего строить изображение линии пересечения секущей плоскости с плоскостью нижнего основания. Эту линию называют следом секущей плоскости. Используя след, легко построить изображения точек секущей плоскости, находящихся на боковых ребрах или гранях фигуры.

A B C D K L M N F G Проводим через точки F и O прямую FO. O Отрезок FO есть разрез грани KLBA секущей плоскостью. Аналогичным образом отрезок FG есть разрез грани LMCB. Аксиома Если две различные плоскости имеют общую точку, то они пересекаются по прямой, проходящей через эту точку (а у нас даже 2 точки). Теорема Если две точки прямой принадлежат плоскости, то вся прямая принадлежит этой плоскости. Почему мы уверены, что сделали разрезы на гранях? Постройте сечение призмы, проходящее через точки O,F,G Шаг 1: разрезаем грани KLBA и LMCB

A B C D K L M N F G Шаг 2: ищем след секущей плоскости на плоскости основания Проводим прямую АВ до пересечения с прямой FO. O Получим точку H, которая принадлежит и секущей плоскости, и плоскости основания. Аналогичным образом получим точку R. Аксиома Если две различные плоскости имеют общую точку, то они пересекаются по прямой, проходящей через эту точку (а у нас даже 2 точки). Теорема Если две точки прямой принадлежат плоскости, то вся прямая принадлежит этой плоскости. H R Через точки H и R проводим прямую HR – след секущей плоскости Почему мы уверены, прямая HR – след секущей плоскости на плоскости основания?

E S A B C D K L M N F G Шаг 3: делаем разрезы на других гранях Так как прямая HR пересекает нижнюю грань многогранника, то получаем точку E на входе и точку S на выходе. O Таким образом отрезок ES есть разрез грани ABCD. Аксиома Если две различные плоскости имеют общую точку, то они пересекаются по прямой, проходящей через эту точку (а у нас даже 2 точки). Теорема Если две точки прямой принадлежат плоскости, то вся прямая принадлежит этой плоскости. H R Проводим отрезки ОЕ (разрез грани KNDA) и GS (разрез грани MNDC). Почему мы уверены, что все делаем правильно?

C B ES AD K L M N F G Шаг 4: выделяем сечение многогранника Все разрезы образовали пятиугольник OFGSE, который и является сечением призмы плоскостью, проходящей через точки O, F, G. O G

Задание 1 Задание 2 Построй сечения призмы по трем данным точкам. Ответ А теперь проверь себя!!!

Метод вспомогательных сечений Этот метод построения сечений многогранников является в достаточной мере универсальным. В тех случаях, когда нужный след (или следы) секущей плоскости оказывается за пределами чертежа, этот метод имеет даже определенные преимущества. Вместе с тем следует иметь в виду, что построения, выполняемые при использовании этого метода, зачастую получаются «искусственное». Тем не менее в некоторых случаях метод вспомогательных сечений оказывается наиболее рациональным.

На ребре BM пирамиды MABCD зададим точку Р. Построим сечение пирамиды плоскостью PQR, точку R которой зададим на грани АMD,а Q на грани DMC. 1. Находим точки Р', Q' и R' и затем строим вспомогательное сечение пирамиды плоскостью, определяемой какими- нибудь двумя пересекающимися прямыми из трех прямых MP, MQ и МR. Например, плоскостью МРQ. B(P) 2. Построим другое вспомогательное сечение пирамиды плоскостью определяемой двумя пересекающимися прямыми, одна из которых это прямая MR, а другая прямая та, на которой мы хотим найти след плоскости PQR. Например, прямая МС. AD P R Q Q R М

3. Находим точку F, в которой пересекаются прямые Р'Q' и R'С, а затем строим прямую MF линию пересечения плоскостей. 4 В плоскости MPQ проводим прямую PQ и находим точку F'=PQ пересекается MF. 5. Так как точка F' лежит на прямой PQ, то она лежит в плоскости PQR. Тогда и прямая RF, лежит в плоскости PQR. Проводим прямую RF', и находим точку С'=RF' пересекается МС. Точка С', таким образом, лежит и на прямой МС, и в плоскости PQR, т. е. она является следом плоскости PQR на прямой МС (в данном случае и на ребре МС ). B(P) P R Q М А RD C Q F F C

6. Дальнейшие построения вполне понятны: строим C'Q, D', D'R, А', А'Р, РС'. Четырехугольник РС'D'А' искомое сечение D R P R Q М А RD Q F C

Задание 3 Построить сечение призмы по трем данным точкам Ответ Удачи вам, в решении задачи!

Комбинированный метод Суть комбинированного метода построения сечений многогранников состоит в применении теорем о параллельности прямых и плоскостей в пространстве в сочетании с аксиоматическим методом.

Постройте сечение куба, проходящее через точки P, R, Q. A B C D A B C D R P Q 1. Точки P и R лежат в одной плоскости, проведём прямую PR. 2. Прямая PR лежит в плоскости AABB, точка Q лежит в плоскости DDCC, параллельной AABB. 3. Проведём через точку Q прямую параллельную прямой PR, получим точку K Почему мы уверены, что все делаем правильно? Теорема Если две точки прямой принадлежат плоскости, то вся прямая принадлежит этой плоскости. Теорема K Если две параллельные плоскости пересекаются третьей, то прямые пересечения параллельны

A B C D A B C D R P Q 4. Найдём точку пересечения прямых PR и AB, получим точку L. K L 5. Прямая LK в плоскости ABCD оставляет след FK F 6. Точки R и F лежат в одной плоскости AADD, проведём прямую RF. M 7. Прямая RF лежит в плоскости АADD, точка Q в плоскости BBCC,параллельной плоскости AADD. 8. Проведём прямую параллельную прямой RF, через точку Q, получим точку M. Почему мы уверены, что все делаем правильно? Аксиома Если две различные плоскости имеют общую точку, то они пересекаются по прямой, проходящей через эту точку. Теорема Если две точки прямой принадлежат плоскости, то вся прямая принадлежит этой плоскости. Теорема Если две параллельные плоскости пересекаются третьей, то прямые пересечения параллельны

B A C D A B C D R P Q K F M 9. Проведем PM. 10. Полученный шестиугольник является искомым сечением

Задание 4 Построй сечение куба, по трем данным точкам, а потом проверь себя, кликнув по этому рисунку А теперь проверь себя!!!проверь

Защита проектов

Многоугольники, полученные при сечении кубасечении куба Нахождение площади сеченийплощади сечений многогранников

ТЕСТ Давайте, протестируемсяпротестируемся

Отлично!

Молодец!

Если все сечения совпали, то тема усвоена!